Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздний (верхний) палеолит





Пещера Ляско

 

Ещё более сложный образ жизни кроманьонцев в большей степени способствовал появлению большого количества культур. В самом деле, только на территории Сирии и Палестины археологи регистрируют около 12 культур позднего палеолита. По всему миру их, естественно, гораздо больше.

По ряду признаков человечество позднего палеолита можно разделить на отдельные группы. Группа приледниковых европейских племен, как видно из названия, проживала на территории Европы, непосредственно примыкающей к ледникам. Этот регион изучен наиболее подробно (особенно Южная Франция и Северная Испания). Именно здесь находятся пещеры Альтамира, Ласко, Ла-Мадлен, Ориньяк, холм Кро-Маньон, стоянка Солютре, породившие большинство терминов, связанных с поздним палеолитом.20.000 лет назад в донских степях (Костёнки - поселок в 40 километрах от Воронежа) жили представители т.н. костёнковской культуры.Группа средиземноморских культур обитала в более теплом климате. Причём жили они не только по берегам Средиземного моря, но и на Кавказе, в Крыму, Иране и Индии. Здесь не требовались ни утепленные пещеры - достаточно было шалашей или каменных навесов, ни тяжелая меховая одежда. Эти люди охотились на крупных животных - леопардов, львов, буйволов, жирафов.

Изображение руки.

Одним из первых проявлений искусства как на европейском, так и на американском континентах было изображение рук на стенах пещер. Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.

В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Способы их изображения различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.

 

Изображение животного в пещере Коваланс (Испания)

 

Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.При создании этих изображений в некоторых случаях использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей.

Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях. В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, а другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных.

 

Изображение лошади из пещеры Ляско (Испания)

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале.

В эпоху палеолита общество состояло из охотников, которые жили изолированно. Социальные связи между ними были очень слабыми. Это было время, когда действовала «экономика выживания». Ее суть в том, что люди не производили потребляемую ими пищу, а добывали ее. От успеха в добыче пищи зависело их существование. Все это заставляет предполагать, что искусство также исполняло чисто практические функции. Изображения животных на стенах находятся в наиболее отдаленных и труднодоступных местах пещер. Вряд ли эти изображения имели чисто декоративный характер. На рисунках изображены настоящие, естественные сцены охоты. Судя по тому, как были изображены животные, указанные сцены имели магическое предназначение: облегчить охоту на этого животного. Иными словами, посредством такой «связующей магии» во время охоты живое животное должно было получить такую же рану, как и нарисованное. Изображение животного совпадает с объектом охоты (в данном случае, реальное животное): обладать изображенным животным означало обладать и живым животным.

В палеолитическом искусстве изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения — менее реалистичные, чем изображения животных, — в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже.

Палеолитическая
"Венера"

 

Женские изображения этой эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции.

Date: 2015-09-18; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию