Сущность / Тип ошибки
| Примеры
| Вариант правки
|
I. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: 1. Неверный выбор рода имени существительного по значению
по стилистической окраске
| Казалось, сбить кегльнетрудно.
В музее театра хранился туфельвеликой актрисы.
| Казалось, сбить кеглю нетрудно. Справка: кегль - размер типографской литеры; кегли - деревянный столбик i для игры.
В музее театра хранилась туфля великой актрисы. Справка: туфель - разговорная форма.
|
2. Ошибки в образовании падежных форм существительных
| В магазин поступила новая партия чулкови носок.
| В магазин поступила новая партия чулоки носков.
|
3. Неверное употребление вариантных падежных окончаний
| Власти не хватило духапризнать свою вину.
| Власти не хватило духупризнать свою вину.
Справка: форма на -у в родительном падеже единственного числа сохраняется во фразеологических оборотах.
|
4. Ошибочное образование формы множественного числа у некоторых вещественных существительных
| 1 Население горных районов охотно использует для бытовых нужд пухидомашних и диких животных.
| Население горных районов охотно использует в быту пухдомашних и диких животных.
|
5. Ошибочное образование формы множественного числа имен существительных, употребляемых только в единственном числе
| На склад привезли много роялей и пианин.
| На склад привезли музыкальные инструменты - рояли, пианино.
|
II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. Неуместное использование полных
форм прилагательных в именительном
падеже
| Требования рабочих обоснованные и справедливые.
| Требования рабочих обоснованныи справедливы.
|
2. Ошибочное сочетание полной и краткой форм прилагательных как однородных членов предложения
| Решение продуманное и объективно.
| Решение продуманно и объективно.
|
3. Неверное употребление кратких форм прилагательных на -енный в нейтральных стилях речи
| Темп увертюры слишком медленен-;
| Темп увертюры слишком медлен.
|
4. Соединение в одном прилагательном обеих форм сравнительной степени и образование конструкций типа более интереснее, а также возникновение плеонастических сочетаний при употреблении прилагательных в превосходной степени
| Разработка новых месторождений становится более интенсивнее.Реформы подразумевают более строжайшийрежим экономии.
| Разработка новых месторождений становится интенсивнее.
Реформы подразумевают строжайший режим экономии.
|
5. Немотивированное употребление некоторых форм степеней сравнения имен прилагательных в нейтральных стилях речи
| Новый фонд позволяет гибчеиспользовать финансовые средства.
| Новый фонд позволяет более гибкоиспользовать финансовые средства.
|
III.УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
1. Несклонение или неполное склонение количественных числительных Примечание: при склонении изменяются части сложных и составных числительных
| Рукопись не должна превышать двестистраниц.
| Рукопись не должна превышать двухсот страниц.
|
2. Смешение основ мужского и женского рода числительного оба - обе
| Дикие абрикосы росли по обоимсторонам дороги.
| Дикие абрикосы росли по обеимсторонам дороги.
|
3. Сочетание собирательных числительных
а) с существительными, обозначающими лиц высокого общественного и государственного положения Примечание: такие сочетания имеют сниженную окраску
б) с неодушевленными существительными
в) с существительными женского рода (названиями лиц женского пола)
| В зал вошли двое ректоров.
•
Потребовалось трое грузоподъемников,
чтобы выполнить задание. Комиссия отметила работу только двоихмедсестер.
| В зал вошли два ректора.
Потребовалось три грузоподъемника,
чтобы выполнить задание.
Комиссия отметила работу только |
двухмедсестер.
|
4. Ошибочное управление существительным при смешанном числе Примечание: при смешанном числе существительным управляет дробь, а не целое число
| Это расстояние спортсмен пробежал за 5,0 секунд.
| Это расстояние спортсмен пробежал за 5,0 секунды.
|
5. Ошибочное управление существительным в конструкциях два {три, четыре) и более
Примечание: в этих сочетаниях существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа
| Существует три и более надежных вариантов,чтобы избежать аварии.
| Существует три и более надежных варианта,чтобы избежать аварии.
|
6. Неверный выбор падежной формы существительного в словосочетаниях, обозначающих даты Примечание: в словосочетаниях такого типа существительное употребляется в форме падежа единственного числа
| Письмо датировано 23 декабрем 1943 годом.
| Письмо датировано 23 декабря 1943 года.
|
IV. УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
1. Соотнесенность местоимения с несколькими предшествующими ему существительными (возможно двоякое понимание текста)
Примечание: местоимение 3-го лица (он, она, оно, они) обычно заменяет ближай- шее предшествующее ему существительное в том же роде и числе. Из контекста должно быть ясно, какое слово заменяется местоимением.
2. Соотнесенность местоимения они с собирательным существительным в форме единственного числа
3. Отсутствие начального н у личных местоимений 3-го лица или прибавление к ним после предлогов, а также после сравнительной степени прилагательных и наречий
Примечание: после всех простых (первообразных) предлогов (без, в, для, до, за и т.д.), наречных предлогов, требующих родильного падежа, формы этих местоимений начинаются с н; после предлогов, требующих дательного падежа местоимений, а также после форм сравнительной степени прилагательных или наречий, сложных предложно-падежных сочетаний в отношении, по линии, со стороны и др., начальное н перед местоимением не вставляется
4. Неясность высказывания из-за соотнесенности возвратного местоимения себя и возвратно - притяжательного местоимения свое к нескольким словам.
5. Пропуск местоимения себя в устойчивых словосочетаниях.
| Фирма выпускает обувь последних моделей, но онадавно уже требует финансовых средств.
Примеры
Молодежь - наше будущее, онитребуют постоянной заботы государства.
Дети столпились вокруг его.Этот мальчик был выше нее.
| Фирма выпускает обувь последних моделей, но предприятиедавно уже нуждается в дополнительных финансовых средствах.
Вариант правки
Молодежь - наше будущее и требует постоянной заботы.
Губернатор застал помощника у себяв кабинете.
Дети столпились вокруг него.Этот мальчик был вышеее.
1) Губернатор застал помощника в своемкабинете.
2) Губернатор застал помощника в егокабинете.
|
V. УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
1. Неправильное использование спрягаемых форм глагола:
а) использование форм 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени недостаточных глаголов
б) использование форм II спряжения у глаголов выздороветь, опостылеть, опротиветь.
2. Нарушение в образовании, использовании видовой формы глагола
а) в парах глаголов несовершенного вида заготовлять — заготавливать, накоплять — накапливать, подбодрять — подбадривать, узаконять — узаконивать формы с суффиксом -ива-1-ыва- стилистически нейтральны
б) образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-1-ыва- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать, организовать
| Новый развлекательный комплекс представляетгород виртуальной реальности.
Новый развлекательный комплекс представляет собойгород виртуальной реальности.
Я, конечно, ощутювосторг.
Кивание в сторону Запада непременно опротивит.
Меня, конечно, наполнит восторг.
Кивание в сторону Запада непременно опротивеет.
Детей необходимо чаще подбодрять.
Детей необходимо чаще подбадривать.
Надо адресовыватьвопросы тем, кто может на них ответить.
Надо адресоватьвопросы тем, кто может на них ответить.
|
|
3. Неясность высказывания из-за совпадения у глаголов на -ся страдательного и возвратного значений
4. Видовой или временной разнобой
5. Злоупотребление одинаковыми формами глагола
6. Образование причастий на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида
7. Сочетания, образованные прибавлением частицы вы к действительному причастию прошедшего времени
8. Образование деепричастий совершенного вида с суффиксом -в- от глаголов несовершенного вида
| Сюда собираютсядети заблудившиеся на улицах.
В книге описаны события, происходящиев прошлом веке.
Нельзя допускать оставлять замерзать
воду в винипластовых трубах.
В числе спортсменов, сыграющихвсе матчи, будет и наш герой.
Решения, поддержавшего быреформы, не последовало.
Проектировавторговый комплекс, архитектор не обратил внимание на особенности ландшафта
| а) Сюда приходятдети,...........
б) Сюда собираютдетей,...........
В книге описаны события, происходившиев прошлом веке.
Нельзя допускать, чтобы вода замерзалав винипластовых трубах.
В числе спортсменов, которые сыграютвсе матчи, будет и наш герой.
Решения, которое поддержало быреформу, не последовало.
Проектируяторговый комплекс, архитектор не принял во внимание особенности ландшафта.
|
| | | |