Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лексические (словарные) ошибки
Типология ошибок.
Смирнова Е.В., Федотова З.Н. Издательская деятельность в современном вузе: Организационные основы и особенности редакционного процесса: Учеб.- метод. пособие. ML: Логос: МГУП, 2001. 184 с.
Таблица 1 Собственно стилистические ошибки
Сущность / Тип ошибки
| Примеры
| Вариант правки
| 1. Нарушение благозвучия речи:
а) случайный звуковой повтор
б) анафора (повторение начальных звуков слов)
в) эпифора (употребление слов с одинаковыми окончаниями)
| Плодоовощная продукция поступила в магазины столицы.
Из-зазасухи был неурожай.
Значение продолжения изучения использования в медицине фитопрепаратов никто не оспаривал.
| Овощи и фрукты появились в магазинах
столицы.
Засуха привела к неурожаю.
Никто не оспаривал необходимость продолжать изучение использования в медицине фитопрепаратов.
| 2. Речевая недостаточность / лаконизм изложения в ущерб содержанию/ немотивированный эллипс:
а) в строе предложения
б) в терминах
в) в устойчивых сочетаниях
| Электродрель предназначена для сверления отверстийдо 20 мм. Рост населения в стране зависит от концепции планирования.Забвение христианских принципов повлекло разрушениедуховных основ общества.
| Электродрель предназначена для сверления отверстий диаметром до 20 мм. Рост населения в стране зависит от концепции планирования семьи.Забвение Христианских принципов повлекло за собой разрушениедуховных основ общества.
| 3. Речевая избыточность а) плеоназмы
б)тавтологии -прямая
| Пианист вдохновенно играл руками
старинный романс.
Сторонники режима объединились воедино.
| Пианист вдохновенно играл старинный романс.
Сторонники режима объединились.
| -скрытая
Примечание:
а) некоторые тавтологические сочетания закрепились в речи
б) родственные слова употребляются как термины
в) многословие
| Ведущий лидеробщественного движения должен быть патриотом.
реальная действительность, народная демократия, экспонаты выставки, букинистическая книга
Спортсмена тренирует заслуженный тренер.
Незаконное растаскиваниегосударственного имущества обсуждалось на заседании правительства.
| Растаскиваниегосударственного имущества...............................
| 4. Злоупотребление
а) речевыми штампами
б) канцеляризмами /отглагольными существительными / "расщепленным" сказуемым / "универсальными" словами
| Выступление депутата вызвало резкую критику людей в белых халатах.Докладчик призвал начать борьбу за осуществление намеченных мероприятий.
Местное население проводит сбор ягод смородины.
| Выступление депутата разочаровало врачей.
Докладчик призвал сделать наконец то, что наметили.
Местное население собирает ягоды смородины.
| 5. Стилевой разнобой / употребление слов без учета их стилистических особенностей и экспрессивной окраски
| Во время зимних каникул тишина владычествует в школе.
•
| Во время зимних каникул в школе тихо.
| 6. Неоправданная образность речи
| Врачсельской больницы вышел на орбиту своих побед.
| Примечание: использование лексических образных средств в книжных функциональных стилях зависит от назначения текста, его темы, жанра, задач автора.
| 7. Реализация метафоры / смещение переносного и прямого значения слов
| Официальная часть собрания сменилась хороводом веселья.
| После официальной части собрания был концерт(фуршет).
| 8. Не мотивированное контекстом употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (неологизмы, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, термины, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы, варваризмы и т.д.)
| Наконец заканчивается кабелированиеновых домов.
Эта модель фигурируетна многих картинах Ренуара.
| Наконец заканчивается прокладка телефонного кабеляв новых домах. Эта натурщица изображенана многих картинах Ренуара.
|
Таблица 2
Лексические (словарные) ошибки
Сущность / Тип ошибки
| Примеры
| Вариант правки
| 1. Неточное словоупотребление / употребление слова без учета его семантики
Примеры
2. Неверное употребление лексического эквивалента (синонима) / стилистически не оправданный выбор экспрессивных или функционально закрепленных синонимов
3. Немотивированное столкновение антонимов / немотивированный оксюморон / случайный антифразис / невольный каламбур / неправильное построение антонимической пары
4. Двусмысленность высказывания, возникшая из-за употребления многозначительных слов, омонимов / неуместная игра слов
5. Смешение паронимов
6. Употребление служебных слов, особенно отыменных предлогов (за счет, в силу, благодаря и др.) без учета их семантики в контексте.
| Машина была создана из нового материала.
Перед практикой будущие врачи испытывали смятение.
На открытом заседании говорили о скрытых возможностях телепропаганды.
Отвага и трусость, любовь и предательство - вечные темы искусства.
Искажения не превосходят 10%.
| Машина была сделана из нового материала.
Перед практикой будущие врачи испытывали волнение.
Искажения не превышают 10%.
Редактор просмотрел эти ошибки.
На заседании говорили о скрытых возможностях телепропаганды.
Отвага и трусость, любовь и ненависть - вечные темы искусства.
Трибуну представили гостям.
Благодаря разрушительной силе ветра образуются песчаные наносы.
Редактор (еще раз просмотрел или не увидел).........
Трибуну предоставили гостям.
В результате разрушительной силы ветра образуются песчаные наносы.
| 7. Употребление лексических анахронизмов
| В Ленинградев XVIIIвеке было закрыто несколько типографий.
| В Петербургев XVIII веке было закрыто несколько типографий.
| | 8. Логические ошибки
а) алогизм / сопоставление несопоставимых понятий
б) подмена понятия
в) нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий
г) несоответствие посылки и следствия
| Надо сравнить показатели пятой таблицыс первой таблицей.
Вкинотеатрах города демонстрируется одно и то же названиефильма. В искусстве его привлекало все - от чтецовдо полотенхудожников. Быстрота распространенияинфекций зависит от того, насколько упорно ведется борьба с ними.
| Надо сравнить показатели пятойи первой таблицы.
Вкинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Вискусстве его привлекало все - от художественного чтениядо живописи.Быстрота уничтоженияинфекций зависит от того, насколько упорно ведется борьба с ними.
| | 9. Нарушение границ лексической сочетаемости
Примечание: Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими свойствами. Ошибки обычно связаны с отождествлением разных по значению слов, предметно-логическим несоответствием понятий, обозначенных этими словами.
| Эта выставка обогатитнаш кругозор.
| Эта выставка расширитнаш кругозор.
| | 10. Разрушение устойчивых оборотов / перемещение, контаминация компонентов близких по значению фразеологизмов, пропуск, замена, вставка слов / искажение устойчивых оборотов
| Этот вопрос не играетсущественного значения.
Чаша терпения лопнула.
| Этот вопрос не играетсущественной роли / не имеет существенного значения.
Терпение лопнуло / Чаша терпения переполнилась.
| | | | | | | Примечания:
1. Необходимо помнить: основной помощник редактора в работе над словом - словарь. Не стоит полагаться только на память -она нередко нас подводит.
2. Таблица составлена на материале публикаций Д.Э. Розенталя, М.П. Сенкевич, И.Б. Голуб., Н.С. Валгиной.
Таблица 3
|