Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культуры





 

1. От какого латинского слова происходит термин «мораль»?

а) обычаи, нравы, поведение;

б) законы;

в) истина.

2. Мораль возникает в культуре как:

а) механизм обеспечения согласованности действий в обществе, призванный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида;

б) механизм формирования социокультурной системы;

в) механизм защиты от влияния других культур.

3. Макросоциальная сфера, в которой проявляется регулятив­ная функция морали, означает:

а) повседневные межличностные отношения;

б) мораль выступает способом оценки людьми действий разного рода социальных и государственных структур, движений, организаций, а также идей, концепций, идеологий, циркулирующих в обществе;

в) мораль выполняет функцию регулятора деловой активности.

4. Что такое норма?

а) образец, который принимает форму безличного, всеобщего и общеобязательного требования, это всеобщий принцип поведения, результат обобщения массовой социальной практики;

б) регулятор массового поведения, который опирается на общие критерии, определяет меру дозволенного (допустимого), должного и запрещенного (недопустимого) вариантов поведения;

в) пример возможных и обязательных вариантов действия, который устраняет или ограничивает неопределенность (энтропию) в поведенческих актах, вносит организованность, устойчивость, целенаправленность и согласованность в жизнь общества;

г) все перечисленное.

5. Что регулируют нравы?

а) морально-нравственные основания, ценности;

б) влияние меньшинства на большинство;

в) законодательную базу общества.

6. Какой элемент культуры отражает коллективные представле­ния о том, что надо и не надо делать в повседневной, бытовой сфере жизни людей, играет роль образца поведения в процессах включения новых поколений в культурную деятельность?

а) ритуал;

б) праздник;

в) обычай.

7. Где фиксируются специфические для профессиональной суб­культуры морально-этические нормы, правила и образцы поведе­ния?

а) в конституции;

б) корпоративных кодексах;

в) уголовном праве.

8. Как называется движение, направленное на обеспечение прав потребителей?

а) консьюмеризм;

б) имажинизм;

в) адаптация.

9. Что характеризует право?

а) оно не позволяет наказывать за нереализованные помыслы;

б) но пресекает только такие безнравственные поступки, кото­рые наносят фактический ущерб другим членам общества;

в) все перечисленное.

10. Какая система права является эталоном для западноевро­пейской культуры?

а) греческая;

б) римская;

в) египетская.

11. Что предполагает охранительная функция права?

а) защиту общественных отношений, охрану интересов граждан, социальных групп посредством предотвращения правонарушений,
а также восстановления нарушенных прав;

б) достижение согласия в обществе посредством включения индивидов и общностей в единую систему социальной организации;

в) регулирование разнонаправленных и разномотивированных действий людей как посредством установления обязанностей, запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной для общества в целом деятельности.

12. Назовите три наиболее существенные сферы, где знание правовых норм имеет наиболее важное значение для человека.

а) профессиональная деятельность, сфера политической жизни, решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации;

б) философская, религиозная, художественная деятельность;

в) все перечисленные.

Тема 5. Искусство как явление культуры

 

1. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;

б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами куль­туры.

2. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) умственная.

3. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических пе­риодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;

г) все перечисленное.

4. Какие функции выполняет искусство в культуре?

а) познавательную, ценностную;

б) релаксационную, функцию исторической преемственности;

в) все перечисленные.

5. Немецкий просветитель Г.Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

6. Какие существуют классификации искусства?

а) зрительные, слуховые, зрительно-слуховые;

б) пространственные, временные, пространственно-временные;

в) обе перечисленные.

7. X. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не являются;

в) все перечисленное.

8. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?

а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления чело­века в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

9. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?

а) кич – это нижние пласты массовой культуры;

б) кич – это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

10. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?

а) П. Сорокин;

б) X. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

11. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

12. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …, живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература;

б) музыка;

в) архитектура.

 

 

 

Тема 6. Мифология и религия

в системе культуры

 

1. Выберите научное определение понятия «миф»:

а) сказка, главными героями которой являются боги и герои;

б) наиболее ранняя донаучная форма познания и объяснения мира, в которой с помощью фантазии, выдумки выражено отношение человека к окружающей действительности;

в) вымысел.

2. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные элементы коллективного бессознательного, как основу возможности всех психических процессов и переживаний, как импульс к художе­ственному, научному, религиозному творчеству?

а) 3. Фрейд;

б) К.Г. Юнг;

в) Э. Фромм.

3. Существует четыре направления первобытных верований: анимизм, фетишизм, тотемизм.... Вставьте пропущенную позицию.

а) обряд;

б) ритуал;

в) магия.

4. В чём заключается моделирующая функция мифа?

а) в мифе определялись цель и смысл истории и человеческого существования;

б) миф являлся связующим звеном эпох и поколений;

в) мифология играла роль оригинальных образцов, моделей, по которым строились поведение человека, его сознание и жизнь.

5. Существуют ли мифы в современной культуре?

а) миф ушел со сцены с появлением рациональных научных способов познания мира;

б) как способ организации сознания массы людей он может быть использован профессиональными идеологами;

в) сегодня понятие «миф» употребляется только как вымысел, сказка.

6. Как называется вера в существование духов и душ у животных и растений?

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) зооморфизм.

7. Какой способ познания является доминирующим в религии?

а) чувственный;

б) интуитивный;

в) рациональный.

8. Среди факторов возникновения религии выделяют:

а) зависимость общества и отдельного человека от внешнего мира, наполненного случайностями и непредсказуемостью результатов деятельности;

б) психологические факторы, связанные как с отдельным челове­ком, так и с обществом в целом (например, страх, тревога за буду­щее, смена идеалов в обществе, личное страдание);

в) необходимость понять положение человека в мире и смысл его жизни;

г) все перечисленные.

9. Какое фундаментальное противоречие существует между наукой и религией в познавательном аспекте?

а) между знанием и верой;

б) между теизмом и атеизмом;

в) между материей и сознанием.

10. Назовите структурные элементы религии:

а) церковь, верующие люди;

б) вера, культ, организационная сторона;

в) священный текст, объект для паломничества.

11. Какая религия была первой монотеистической религией?

а) ислам;

б) иудаизм;

в) христианство.

12. Знание основной специфики различных религиозных систем – это предпосылка:

а) веротерпимости и понимания ценности других культур;

б) адекватного восприятия проблем социально-политического и нравственного характера;

в) разностороннего развития человека;

г) всё перечисленное.

Тема 7. Наука и техника в культуре

 

1. Выберите из предложенных определений то, которое относится к понятию «наука»:

а) эмоциональная форма выражения культуры;

б) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности, и одновременно это вся совокупность этих знаний, т.е. результат познания;

в) особое мироощущение, поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, священное.

2. Отличительные признаки науки как феномена культуры:
1) ищет ответ на вопрос: как устроен мир? 2) доминируют рациональные средства; 3) … 4) основная ценность – информационное содержание; 5) прогрессирует за счет постоянного самообновления. Вставьте пропущенную позицию:

а) рассматривает проблемы осмысления бытия;

б) изучает причинно-следственные связи;

в) все перечисленное.

3. Какова причина антисциентистских настроений в современ­ной культуре?

а) разочарование в традиционной науке понимание ее неспособности решить некоторые жизненно важные проблемы – технические, меди­цинские и другие;

б) дисциплинарная разрозненность и утилитарная направлен­ность современной науки;

в) все перечисленные.

4. Кто из ученых был создателем механистической модели мира?

а) Птолемей;

б) Дж. Бруно;

в) И. Ньютон.

5. Что означает термин «техника» в широком смысле слова?

а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;

б) инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы;

в) все перечисленное.

6. С чем связано осознание опасности технического развития?

а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к её надежности;

б) масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;

в) все перечисленное.

7. Какой аспект техники изучает культурология?

а) техника – социокультурный мир;

б) техника – производство;

в) техника – человек.

8. Кто из мыслителей своей работой «Основы философии техники» положил начало исследованию техники как особой области философского знания?

а) Аристотель;

б) К. Маркс;

в) Э. Капп.

9. В чем заключаются социокультурные черты техники?

а) это средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;

б) это средство, изменяющее самого человека;

в) все перечисленное.

10. В чем проявляются взаимоотношения техники и нравственности?

а) в возникновении позитивных личностных качеств – предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;

б) в возникновении негативных личностных качеств – холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;

в) все перечисленное.

11. Какой подход к происхождению техники выделяет естествен­но-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил?

а) натуралистический;

б) волевой;

в) рациональный.

12. Сторонники технологического детерминизма считают, что:

а) эволюция техники не зависит от социальных, политических систем и других социокультурных оснований;

б) техника и её развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;

в) все перечисленное.

Тема 8. Культура и цивилизация

 

1. Какие существуют подходы к соотношению культуры и циви­лизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация – уровень социокультурного развития;

в) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленное.

2. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки?

а) Л. Мечников;

б) Н. Данилевский;

в) Д. Сахаров.

3. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение культуры и цивилизации: культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, цивилизация – с историческим процессом гражданского общества?

а) античность;

б) средневековье;

в) Возрождение.

4. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?

а) культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни;

б) термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, некоторой качественной его характеристики, уровня развития с господством свободы, справедливости, правового устройства;

в) все перечисленное.

5. Какие ученые рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и В. Соловьев;

в) А. Тойнби и Л. Гумилев.

6. Н.А. Бердяев считал, что:

а) культура символична по своей природе;

б) цивилизация – смерть духа культуры;

в) цивилизация подменяет цель жизни средствами, орудиями жизни;

г) все перечисленное.

7. По какому основанию осуществляется типологизация цивилизаций на земледельческие и индустриальные?

а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;

б) по принципу естественно-географической среды;

в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.

8. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 1) «При­рода не храм, а мастерская, и человек в ней – работник»; 2) человек рассматривается как активное существо, призванное совершенствовать мир; 3).... Вставьте пропущенную позицию:

а) деятельность человека направлена на самого себя;

б) деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов;

в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.

9. В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?

а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

10. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;

в) все перечисленное.

11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию без духовной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.

12. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в системы этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;

в) все перечисленное.

 

 

Раздел III

Особенно интересными для студентов могут быть тесты, составленные по вопросам курса «История мировой культуры», имеющие своей целью контроль и оценку знаний по уже пройденным темам. Ниже представлены варианты таких заданий по различным периодам в развитии мировой и отечественной культуры.

 

Тема 1. Культура Древнего Востока

1. Для возникновения и развития цивилизаций Египта и Междуречья особое значения имело:

а) ирригационная система земледелия;

б) изобретение пороха;

в) завоевание заморских территорий;

2. Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедший до наших дней?

а) законы Ману;

б) законы Хаммурапи;

в) законы Дракона.

3. Как звали главного героя шумерского эпоса?

а) Гильгамеш;

б) Зороастр;

в) Кетцалькоатль.

4. Тексты, вошедшие в египетскую «Книгу мертвых», были написаны:

а) пророками, как божественное откровение;

б) мудрецами, в виде философских афоризмов;

в) жрецами, как система нравственных запретов, нарушение которых грозило ослушавшемуся неминуемой гибелью;

г) как практические руководства для мертвых, в которых напоминалось, как себя вести в загробном мире.

5. Кто в Древнем Египте имел двойную природу: являлся одновременно человеком и сыном бога солнца Ра?

а) верховный жрец;

б) фараон;

в) Осирис.

6. Приведите в соответствие наименования богов и их зооморфные воплощения:

1) Себек; 2) Бастет; 3) Тот; 4) Исида; 5) Анубис; 6) Гор; 7) Апис.

а) корова; б) кошка; в) шакал; г) сокол; д) ибис; е) крокодил;
ж) бык.

7. Религиозные системы Древней Индии, прежде всего, направлены на:

а) коллективное нравственное совершенствование нации и покорение соседних государств;

б) установление гармоничных отношений государства и общества;

в) поиск путей преодоления первородной греховности человека;

г) индивидуальное спасение человека.

8. Что такое Веды?

а) священные книги индусов, содержащие молитвы, гимны, ритуальные тексты, философские диалоги;

б) гадательные книги древних индийцев;

в) жизнеописания индийских святых.

9. Приведите в соответствие четыре индийские варны:

1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшьи; 4) шудры.

а) земледельцы; б) жрецы; в) воины; г) слуги.

10. В культурной жизни Древнего Китая на первое место выдвигалось:

а) забота о жизни после смерти;

б) дух индивидуализма и неподчинения нормам правящего меньшинства;

в) воспитание воинов и захват новых территорий;

г) административная практика, основывающаяся на идее гармонии природы, общества и человека.

11. Китай считают родиной следующих изобретений:

а) бумага, порох, компас;

б) колесо, кирпич, бетон;

в) лук и стрелы;

г) алфавит, десятичная система исчисления.

12. Какие религиозные системы сложились в Древнем Китае:

а) конфуцианство;

б) джайнизм;

в) даосизм;

г) синтоизм.

 

Тема 2. Античная культура

 

1. Когда стали употреблять термин «античность» применительно
к истории и культуре Древней Греции и Рима?

а) в средние века;

б) в эпоху Возрождения;

в) в XX веке.

2. Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека; оно получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершенства?

а) калокагатия;

б) мимесис;

в) катарсис;

г) канон.

3. Как называется учение об ораторском искусстве, популярное в античности?

а) эмпатия;

б) риторика;

в) таврокатапсия.

4. Термином «эллинизм» обозначают определенный греко-восточ-ный синкретизм, который стал результатом:

а) массового переселения греков в VIII-VII вв. до н. э. в области Италии;

б) Пелопоннесской войны 431–404 гг. до н. э.;

в) завоевательной политики Александра Македонского.

5. По легенде, автором «Илиады» и «Одиссеи» являлся:

а) Фидий;

б) Цицерон;

в) Гомер.

6. Куросы и коры – это:

а) античные одеяния мужчин и женщин;

б) местные божества древних греков;

в) виды древнегреческих амфор;

г) скульптурные изображения юношей и девушек.

7. Как звали археолога, открывшего Трою?

а) Шлиман;

б) Корнарвон;

в) Эванс.

8. Что было древнейшим источником римского права?

а) судебный прецедент;

б) нормативный акт;

в) общепризнанный правовой обычай.

9. Какое архитектурное сооружение из приведенных ниже не относится к культуре Древнего Рима?

а) базилика;

б) крестово-купольный храм;

в) термы;

г) амфитеатр.

10. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности:

1) Птолемей; 2) Тацит; 3) Цицерон; 4) Катулл; 5) Гален; 6) Гай Юлий Цезарь.

а) ораторское искусство; б) поэзия; в) медицина; г) история; д) астрономия; е) политика.

11. Как называлась столица эллинистической цивилизации и культуры?

а) Александрия Египетская;

б) Афины;

в)Рим.

12. Как можно охарактеризовать отношения между людьми и богами в античности?

а) они обладали одинаковыми правами и возможностями;

б) договорные отношения: «Ты мне – я тебе»;

в) мир богов и мир людей не пересекались.

Тема 3. Средневековая культура

 

1. Хронологические рамки европейского средневековья:

а) X–XV вв.;

б) V–XVIII вв.;

в) V–XV вв.;

г) VII–XVI вв.

2. Средневековая культура:

а) антропоцентрична;

б) теоцентрична;

в) социоцентрична.

3. Приведите общее название походов (1096-1270 гг.) на Ближний Восток, организованных западноевропейскими феодалами и католической церковью, одним из результатов которых явился синтез европейской и восточной культур.

4. Какую из субкультур средневекового общества характеризует эпитет «куртуазная»:

а) рыцарско-придворную;

б) монашескую;

в) крестьянскую.

5. Приведите название характерного для народной культуры средневековья праздника под открытым небом, сопровождавшегося уличными шествиями, танцами, театрализованными играми:

а) ритуал;

б) карнавал;

в) Рождество.

6. Какое из средневековых философских течений было направлено против христианства:

а) схоластика;

б) патристика;

в) апологетика;

г) гностицизм.

7. Назовите донаучное направление в развитии химии, получившее широкое распространение в средневековой Западной Европе и имевшее своими главными целями нахождение «философского камня» и получение эликсира долголетия.

8. Как назывались возникшие в средневековье высшие учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, которые составляют основы научного знания:

а) училища;

б) академии;

в) университеты.

9. Укажите время возникновения в культуре средневековой Европы городов как центров ремесла и торговли:

а) X-XI вв.;

б) V в.;

в) XV в.

10. Выберите из списка художественные стили, характерные для средневекового искусства:

а) романский;

б) рококо;

в) романтизм;

г) готика.

11. В какой культуре в период средних веков наблюдался культ знания, активное развитие науки, литературы?

а) арабо-мусульманская;

б) христианская западноевропейская;

в) обе перечисленные.

12. Как ислам относится к изображению Бога и человека?

а) рекомендует;

б) решительно отвергает, так как творцом является лишь Аллах;

в) разрешает только в культовых зданиях.

 

Тема 4. Культура эпохи Возрождения

 

1. Какое из перечисленных определение Возрождения (Ренессанса) является верным?

а) культурное течение, связанное с деятельностью гуманистов;

б) культурное течение, связанное с реформами христианской церкви;

в) культурное течение, связанное с деятельностью просветителей.

2. В какой стране зародилось Возрождение?

а) Англия;

б) Германия;

в) Италия.

3. Что из древнего наследия больше всего интересовало мыслителей и художников Возрождения?

а) ценности и памятники античной культуры;

б) «Махабхарата» и ведийская философия;

в) «Эпос о Гильгамеше» и законы Хаммурапи.

4. Как называлась «столица» итальянского Возрождения?

а) Рим;

б) Флоренция;

в) Неаполь.

5. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения?

а) «Божественная комедия» Данте Алигьери;

б) «Энциклопедия» Д. Дидро и Д’Аламбера;

в) «Мемуары» Д. Казановы.

6. Роман М. Сервантеса был задуман автором:

а) как роман-энциклопедия;

б) как мемуары;

в) как пародия на рыцарский роман;

г) как детективный роман.

7. Как можно охарактеризовать мировоззренческую позицию Джордано Бруно?

а) теизм;

б) зороастризм;

в) пантеизм.

8. Великие географические открытия XV–XVI вв. способствовали изменению картины мира в сознании европейцев, расширению культурного пространства. Назовите человека, который не участвовал в этих открытиях:

а) Х. Колумб;

б) Васко да Гама;

в) Дж. Локк;

г) А. Веспуччи.

9. Из предложенных имён выберите того художника, кого не относят к Северному Возрождению:

а) Ян ван Эйк;

б) С. Боттичелли;

в) И. Босх;

г) П. Брейгель.

10. Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:

а) протестантизм;

б) католичество;

в) баптизм.

11. В середине XVI в. в Италии появился популярный театральный жанр – «комедия дель арте» (комедия масок). Какой маски не было среди его персонажей?

а) Бригелла;

б) Буратино;

в) Арлекин;

г) Панталоне.

12. Приведите в соответствие перечисленные ниже произведения искусства и их авторов:

1) «Мадонна Литта»; 2) «Давид»; 3) фресковые росписи лоджий в Ватикане; 4) Гентский алтарь; 5) «Воз сена»; 6) «Четыре книги об архитек-туре».

а) Ян Ван Эйк; б) Микеланджело; в) И. Босх; г) Леонардо
да Винчи; д) А. Палладио; е) Рафаэль.

Тест 5. Культура Нового времени

 

1. Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?

а) культ разума;

б) культ личности;

в) культ здоровья.

2. Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки?

а) рационализм;

б) сциентизм;

в) антисциентизм.

3. Назовите немецкого философа, с опубликованием статьи которого «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», вошло в широкий оборот наименование целой эпохи.

а) Фейербах;

б) Шопенгауэр;

в) Кант.

4. Приведите в соответствие название художественных стилей и их смысловую доминанту:

1) барокко; 2) рококо; 3) романтизм; 4) классицизм.

а) галантность; б) мистицизм; в) рационализм; г) иррациональность.

5. Укажите название философско-мировоззренческой установки, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры.

а) гностицизм;

б) вестернизация;

в) европоцентризм.

6. Выберите фамилию человека, который не участвовал в создании «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (1751–1780 гг.):

а) Д. Дидро;

б) Дж. Локк;

в) Д’Аламбер;

г) Вольтер;

7. Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию «секуляризация»?

а) отторжение или передача церковных земель и имущества
в светское владение;

б) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния;

в) верны все определения.

8. Укажите немецкого мыслителя, который в своей работе «Идеи
к философии истории человечества» проповедовал многообразие развития культур, считая, что каждая из них самоценна.

а) Гердер;

б) Шиллер;

в) Спиноза.

9. В европейской культуре XVII–XIX вв. формируется новая картина мира, согласно которой Вселенная – это:

а) мир, которым управляет божественная воля;

б) непознаваемое и неуправляемое явление;

в) система, где действуют научные законы.

10. Распределите фамилии художников по стилям европейского искусства:

1) барокко; 2) рококо; 3) классицизм; 4) импрессионизм; 5) постимпрессионизм; 6) сюрреализм.

а) К. Моне; б) С. Дали; в) В. Ван Гог; г) П. Рубенс; д) А. Ватто;
е) К. Лоррен.

11. Кто из мыслителей в работе «Закат Европы» предрекал гибель западной культуры, перерождение в цивилизацию?

а) Шпенглер;

б) Маркс;

в) Ницше;

г) Вольтер.

12. Соотнесите название произведений с авторами.

1) роман «Собор Парижской Богоматери»; 2) парки Версаля
XVII в.; 3) «Так говорил Заратустра»; 4) пьеса «Мещанин во дворянстве»; 5) опера «Тристан и Изольда»; 6) реалистическая эпопея «Человеческая комедия»; 7) опера «Волшебная флейта»; 8) «Протестантская этика и дух капитализма».

а) Бальзак; б) Мольер; в) А. Ленотр; г) Моцарт; д) Вагнер;
е) В. Гюго; ж) М. Вебер; з) Ф. Ницше.

Тема 6. Культура допетровской Руси

 

1. Выберите из перечисленных факторов, оказавших воздействие на культурно-историческое развитие России, тот, который характеризуется следующими чертами: открытость границ, низкая плотность населения, разветвлённая речная сеть, промежуточное положение русской территории между Европой и Азией:

а) религиозный;

б) геополитический;

в) этнический.

2. Приведите в соответствие имена и выполняемые функции языческих древнерусских богов:

1) Сварог; 2) Даждьбог; 3) Перун; 4) Мокошь; 5) Велес.

а) война, гром, молния; б) плодородие, домашний очаг; в) небо
и небесный огонь; г) скотоводство; д) солнце и свет.

3. В каком году произошло событие, вошедшее в историю как «Крещение Руси»?

а) 862 г.;

б) 988 г.;

в) 1054 г.

4. Выберите из перечисленных ниже вариантов пункт, который не относится к причинам принятия князем Владимиром христианства:

а) неудачное проведение языческой реформы в 980 г.;

б) необходимость дать единую духовную основу всем племенам Древнерусского государства;

в) желание населения исповедовать новую религию вместо язычества;

г) политические и экономические связи с Византией.

5. Назовите материалы, которые использовались на Руси в XIV в. для написания книг, деловых документов, бытовой переписки:

а) пергамент;

б) береста;

в) папирус;

г) бумага;

д) глиняные таблички.

6. Укажите литературные жанры, характерные для культуры Киевской Руси:

а) приключенческий роман;

б) житие;

в) поучение;

г) летопись;

д) мемуары.

7. В XVI в. на Руси появились печатные книги. Назовите двух первопечатников:

а) Иван Фёдоров;

б) Сильвестр;

в) Пётр Мстиславец;

г) Феофан Грек.

8. Какие живописные произведения не относятся к культуре допетровской Руси?

а) икона;

б) парадный портрет;

в) парсуна;

г) пейзаж.

9. Какое произведение русской литературы XVI в. в течение долгого времени было на Руси сводом житейских правил и предписаний, регламентирующих отношение человека к светской власти, церкви, семье, слугам?

а) «Поучение Владимира Мономаха»;

б) «Домострой»;

в) «Слово о законе и благодати»;

г) «Задонщина».

10. Назовите автора послания великому князю Василию III, в котором обосновывается религиозно-политическая концепция «Москва – третий Рим»:

а) Филофей;

б) Н. Сорский;

в) И. Волоцкий.

11. В XVI в. в Москве зодчими Бармой и Постником был построен собор Покрова-на-Рву в честь взятия Казани. Приведите его общеупотребительное название:

а) Храм Спаса-на-крови;

б) Софийский собор;

в) храм Василия Блаженного.

12. В 1653-1656 гг. проводилась церковная реформа патриарха Никона, которая привела к расколу в русской православной церкви. Как называли людей, не принявших реформу?

а) нестяжатели;

б) старообрядцы;

в) стригольники;

г) жидовствующие.

Тема 7. Русская культура XVII–XX вв.

 

1. Приведите научный термин, который используется для обозначения изменений в соотношении духовной (религиозной) и светской (мирской) культур в России в XVII–XVIII вв.:

а) секуляризация;

б) инкультурация;

в) ассимиляция.

2. Одним из результатов правления Петра I явилась переориентация русской культуры на:

а) Византию;

б) Северную Америку;

в) Европу;

г) Китай.

3. Петербург стал столицей и символом России Нового времени. Укажите год его основания.

а) 1650 г.;

б) 1703 г.;

в) 1753 г.

4. Из перечисленных ниже явлений культурной жизни выберите те, которые были характерны для России XVIII в.:

а) рационализм, повышение роли научного знания и распространение идей Просвещения;

б) уменьшение роли религии и церкви в общественно-политической, экономической, культурной и частной жизни;

в) формирование тоталитарной культуры;

г) распространение европейских художественных стилей;

д) начало формирования системы светского образования.

5. В царствование Екатерины II была предпринята попытка создать систему образования, призванную воспитать «породу людей», полезных государству. Для дворян были созданы государственные, светские, закрытые учебные заведения. Какие из перечисленных учебных заведений соответствовали этим требованиям?

а) Смольный институт благородных девиц;

б) Петербургская консерватория;

в) закрытые кадетские корпуса;

г) Академия художеств.

6. Кто из перечисленных архитекторов и скульпторов не работал в России?

а) В. Растрелли;

б) К. Росси;

в) А. Палладио;

г) Э. Фальконе.

7. Из предложенных вариантов выберите причины особого влияния литературы, так называемого «литературоцентризма», на культурную жизнь России в XIX веке:

а) появление значительного числа литераторов (критиков, писателей, поэтов, драматургов);

б) деятельность Н.А. Некрасова по выпуску журнала «Современник»;

в) открытие Литературного института;

г) уважительное отношение к печатному слову, пишущим людям, признание за поэтами права «глаголом жечь сердца людей»;

д) земская реформа 1860-х годов;

е) распространенная точка зрения русской интеллигенции, считающей, что литератор обязан занимать определенную гражданскую позицию и выражать ее в художественных произведениях.

8. Соотнесите названия произведений с авторами:

1) «Очерки по истории русской культуры»; 2) пьесы «Бесприданница», «Бедность не порок»; 3) оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)»; 4) картина «Последний день Помпеи»; 5) оперы «Снегурочка», «Садко»; 6) повесть «Бедная Лиза»; 7) картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге»;
8) «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея»;
9) картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; 10) балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

а) П. Чайковский; б) А.Н. Островский; в) Н. Римский-Корсаков;
г) П.Н. Милюков; д) К. Брюллов; е) И. Репин; ж) Н. Бердяев; з) Н. Ка-рамзин; и) М. Глинка; к) В. Суриков.

9. Назовите направление русской общественной мысли, представители которого исходили из приоритета национального своеобразия, особой миссии России, призывали вернуться к культуре допетровской Руси.

а) западники;

б) евразийцы;

в) славянофилы.

10. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования.
К какому идейно-художественному направлению они принадлежат?

а) символизм;

б) супрематизм;

в) постимпрессионизм;

г) социалистический реализм.

11. Что подразумевалось под «культурной революцией» в СССР?

а) снос зданий старых театров и библиотек и построение новых;

б) ликвидация безграмотности, увеличение объёмов книгопечатания, расширение сети домов культуры и клубов;

в) свобода мысли и слова в литературе, философии.

12. Какие эпитеты не подходят к советской культуре 1920–1950-х годов?

а) тоталитарная;

б) буржуазная;

в) массовая;

г) традиционная;

д) пролетарская.

 

Раздел IV

В данном разделе представлены варианты творческих заданий для студентов по теории и истории культуры, которые могут быть использованы как на семинарских занятиях, так и в качестве домашних заданий. Они включают в себя подборку оригинальных текстов, кроссворд, интеллектуальные игры и т.д.

Задание 1. Определение культуры

Date: 2015-09-03; view: 1104; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию