Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие сознания





Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг и его природные особенности – продукт исторического развития. Становления сознания – длительный процесс, органически связанный с развитием трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда. Этот процесс, в конечном итоге, и привел к коренному изменению отношений человека и природы, к тому, что человеческая деятельность уже направляется непосредственно не на удовлетворение своих собственных потребностей, а на удовлетворение общественных. Так цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность, поведение человека становиться осознанной, в ходе нее формируется и проявляется сознание как отражение независимого от нее объекта и отношение к нему субъекта.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается, и становится возможным лишь в условиях активного воз­действия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования язы­ка, речи, возникающей одновременно с сознанием в про­цессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный и в постнатальный период эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием, челове­ческую информацию.

Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребнос­ти ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. ор­ганизуются и удовлетворяются извне любовным отноше­нием матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсе­кает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важ­но и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессо­знательности и выводит, втягивает в человеческую куль­туру, в человеческое сознание. Известный психолог Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действи­тельно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.



Затем следует следующий акт развития, который мож­но назвать первичным актом сознанияэто идентифика­ция ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-види­мому, первичным человеческим отношением, прорублен­ным любовью матери окном в культуру для ребенка, пер­вичным актом сознания. В этом смысле первичное не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Потому что мать здесь имеет значение прежде всего в смысле культурного образца социального поведения, а мы, конкретные люди, только выполняем эти образцы. Именно отсюда начинает­ся жизненный путь человека, его развитие сознания. И первичным актом сознанияявляется акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое созна­ние, делающий человека человеком. За вычленением смыс­ла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образ­цов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающе­го мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания си­туации в целом. Наше сознание в своем развитии испыты­вает многие идентификации, но выполняются, реализуют­ся отнюдь не все.Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несозна­ваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца и это явля­ется условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвраща­ется к своему началу.



 

               
       


 

 






Date: 2015-09-03; view: 62; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию