Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историчесие произведения арабских авторов 7 page
Основу литературного казахского языка заложил Абай, творчество которого обогащалось культурным наследием Востока и Запада.
Изобразительно искусство в 19 веке развивалось по традиционным направлениям – геометрическое, растительное, зооморфное и космогоническое. В 19 веке был воздвигнут ряд монументальных памятников – главным образом надмогильные сооружения, преимущественно в Западном Казахстане. Музыка 19 века – золотой фонд искусства казахского народа. Огромное влияние на развитие инструментальной музыки оказало творчество Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбета, Ихлас, Байсерке, Тока.
19 век – век изменений в сфере образования. Самой распростарненной формой обучения продолжали оставаться аульные мусульманские школы, продолжавшие действовать, несмотря на гонения властей. Казахам был открыт доступ в русские учебные заведения. В 1813 году в Омске было открыто первое общеобразовательное училище с военными предметами, одним из первых выпускников которого был Ч.Валиханов. В 1841 году в Букеевской Орде открылась первая светская начальная школа для казахских детей. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя русско-казахская школа, за ней другие. В них готовили писарей и переводчиков для низших звеньев колониальной администрации. Большую роль в развитии просвещения среди казахов сыграл И.Алтынсарин.
В начале XX в. в Казахстане продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. По сравнению с 1897 г. их число к 1911 г. удвоилось. Однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе, причем большинство их существовало на нелегальном положении (для их открытия требовалось специальное разрешение колониальных властей). Значительным событием конца XIX-начала XX вв. было открытие "новометодных" ("джадидских") учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники "нового метода" стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка), новую методику обучения. Противники "нового метода" - кадимисты (от арабского "кадим"-древний) пользовались поддержкой колониальных властей и миссионеров типа Ильминского, который в своем письме к обер-прокурору Синода писал: "Фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже - человек университетского образования". Именно поэтому колониальная администрация противилась открытию "новометодных" мектебов и признавала "грамотными" только выпускников русско-казахских и русских школ. Несмотря на это в начале XX в. в Казахстане движение за "новый метод" активизируется, охватив вначале большие города, а затем и крупные населенные пункты. Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в "новометодные". Например, из 30 старометодных мектебов г.Туркестана переходит к "новому методу" обучения 2 мектеба, возникший в 70-х годах XIX в. в г. Казалы старометодный мектеб в 1903 г. преобразовывается в "новометодный", начиная с 1905 г. специально открыт "новометодньй" мектеб в г. Перовске (Кзыл-Орда). Такую же картину мы наблюдаем и в других городах Казахстана: Верном (Алматы), Семипалатинске, Акмолинске, Петропавловске, Костанае, Уральске, Актюбинске и др. Примерами могут служить старометодные мектебы, существовавшие с 1883 г. в Верном и с 1870 г. в г. Копале, которые были преобразованы в "новометодные" соответственно в 1904 г. и 1905 г. Поскольку высших учебных заведений в Казахстане не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. Только высшее медицинское образование в конце XIX-начале XX вв. получили в столичной военной академии -А.Котибаров, X. Досмухамедулы, С. Шалымбеков, Н. Исма-гамбетов, С. Аспандияров, в Саратовском университете - Е. Каса-болатов, Б.Жусипгалиев, М. Ниязов, Б.Бейсенов, К. Есенкулов, в Казанском университете - М. Карабаев, М. Шамбалов, А. Алди-яров, М. Шолтыров, И. Кашкынбаев. Медицинский факультет Московского университета закончил Д. Куспагалиев, Томского -А. Айтбакин и Ы.Жаксылыков, Киевского - Н. Жакыпбаев. Петербургский женский медицинский институт закончила Гульсим Аспандиярова. Кроме того, большое число казахов училось на юридических, технических и др. факультетах различных вузов страны. Отдельные представители казахской молодежи обучались в вузах зарубежных стран. По неполным данным, в начале XX в. свыше 100 человек из числа казахов имели высшее образование. Периодическая печать. Начало XX в. - время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовав всего два издания "Туркiстан уалаятынын газетi" (1870-1883) и "Дала уалаятынын газетi" (1888-1902), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету "Серке", редактором был Абдурашид Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы "Наша цель". Царская охрана, усмотрев в ней прокламацию, направленную на "возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства", закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла "Казак газетi", запрещенная после первого же номера. В 1911 г. в свет выходит первый номер журнала "Айкап", издававшегося в Троицке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, публиковал исследования по фольклору, этнографии, истории. В то же время "Айкап" следил за творчеством Исмаил бея Гаспралы, высказывается за открытие в степи новых мектебов и медресе, реформу старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, "Шахнаме" Фирдоуси. В 1911 г. Сагинкереем Бокеем начинает издаваться газета "Казакстан", в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев. Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете "Казак", выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсына. Основной заботой газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А.Бокейхана по фольклору и А. Байтурсына о казахском языке и казахской литературе. В Петропавловске в сентябре 1913г. начала выходить на двух языках (татарском и казахском) газета "Ест даласы", в конце года запрещенная за "распространение революционных идей". С 1916 г. до конца 1917 г. в Ташкенте выходила еженедельная газета "Алаш", издаваемая Кульбаем Тогусовым. Газета была социалистического направления, хотя сильны были панисламистские и антирусские настроения. После Февральской революции 1917 г. выходит целый ряд новых газет и журналов различного толка. С июня в Семипалатинске начинает выходить еженедельное издание "Сарыарка", близкое по направленности журналу "Айкап", в Уральске - газета "Уран", орган Мусульманского бюро города. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал "Абай" и газета "Халык созы". В Ташкенте появляются два издания пантюркистского и джадидского толка: газета "Бiрлiк туы", главным редактором которой был Мустафа Шокай, и "Жас Алаш". Близка к позиции газеты "Казак" была газета "Tipшiлiк", выходившая в Акмоле.
Научные учреждения Казахстана. В начале XX в. на территории Казахстана продолжали организовываться новые научные учреждения. Весной 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. Деятельность отдела выражалась в основном в краеведческих исследованиях, в обсуждении различных местных вопросов, публичных докладах, чтении лекций научного и популярного характера, издательской работе, содержании музеев и библиотек и устройстве краеведческой конференции. Продолжали действовать Оренбургский, Западно-Сибирский и Туркестанский отделы РГО, проводившие огромную работу по изучению географии, истории и этнографии Казахстана. Туркестанскими учеными в 1899-1902 гг. изучено Аральское море, в 1903-1904 гг. - Балхашское озеро. Результаты Балхашской и Аральской экспедиций играют немаловажную роль и в наши дни. В 1902 г. выдающиеся русские востоковеды В. Бартольд, Н.Ве-селовский, И. Мелиоранский, С. Ольденбург, В. Радлов и другие основали Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и этнографическом отношениях. В сферу его деятельности входила и казахская степь. Общество востоковедения, возникшее в 1900 г. также распространяло достоверные сведения о казахском народе в России. Так, журнал "Мир ислама" (1912 - 1913 гг), издавал научные и критико-библиографические материалы по истории казахского народа. Огромный вклад в изучение истории и культуры Казахстана и Средней Азии внес В. Бартольд. С его именем связано появление первых обобщающих исследований по всей территории Туркестана того или иного периода. Составленные на строго научной основе критического использования данных, преимущественно письменных источников (восточных рукописей), труды ученого представляют собой серьезное достижение русской историографии. К 1914 г. относится публикация одного из важнейших трудов В. Бартольда по истории и исторической географии Средней Азии - "К истории орошения Туркестана". Исследование обширного круга письменных источников - от древнейших до нашего времени - позволило ученому воссоздать не только историю искусственного орошения, но в значительной мере историю всего хозяйства Южного Казахстана, связанную с общеисторическим развитием науки. В 1902 г. была опубликована еще одна капитальная работа В.Бартольда по Казахстану - "Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в.". Эта первая крупная публикация по историко-географическому циклу исследований, совокупность которых справедливо закрепила за их автором репутацию создателя исторической географии Средней Азии и Казахстана. Основателем библиографического краеведения был А. Алекторов (1861-1918). Выпускник Оренбургского учительского института, свободно владевший казахским языком, близко знавший жизнь местного населения, он много лет учительствовал в Казахстане и был организатором народного образования. В годы службы в Казахстане он опубликовал около 200 работ по истории, этнографии и фольклору. Являясь членом Оренбургской ученой архивной комиссии, свои работы издавал в основном в "Известиях", "Трудах". Во многих работах освещаются проблемы истории и этнографии казахского народа. Кроме того, в его трудах мы находим ценные материалы о состоянии народного образования, быта и культуры края. Крупным произведением А. Алекторова является "Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах", изданный в 1900 г. в Казани. В аннотированном указателе собрана вся существующая в русской науке литература о казахах. Ценность этого уникального труда в том, что каждая статья, заметка или монография сопровождается критическим разбором и суждениями самого А. Алекторова. Примечательно и то, что в указателе приводятся фрагменты и выписки из некоторых книг и статей. Таким образом, указанный труд является не только справочным, но и самостоятельным научным изданием. В этнографическом изучении казахского народа большую роль сыграл Аубакир Диваев (1856-1933). Хорошо зная тюркские языки, он был пионером изучения фольклора казахского народа. Всю свою сознательную жизнь Диваев работал в Казахстане и собрал огромный материал по истории и этнографии Казахстана. Активно участвуя в деятельности Туркестанского кружка любителей археологии, он еще до революции изложил результаты своих исследований в 130 публикациях. А. Диваев справедливо считал, что фольклорные материалы являются ценными источниками для решения сложных проблем древней истории казахского народа. Он опубликовал подлинники народного эпоса, легенд, поговорок и пословиц. При этом он снабжал их научными комментариями, объяснениями казахской этнографической терминологии. Ценность трудов Диваева заключается в том, что он оставил современным фольклористам, этнографам и историкам тот первичный материал, изучив который можно сделать соответствующие выводы. Крупнейшим этнографом азиатских народов был Г. Потанин, один из организаторов "Сибирского областничества". Его труды по истории и этнографии казахского народа до сих пор не потеряли своей научной значимости. Г. Потанин (1835-1920) - путешественник, фольклорист, исследователь Сибири и Центральной Азии - родился в казачьей станице Ямышевской, неподалеку от г. Павлодара. Г. Потанин совершил ряд путешествий по малоизученным областям Сибири и Центральной Азии, где собрал обширный материал по географии, ботанике, экономике и этнографии. По истории и этнофафии казахского народа он написал 50 статей, заметок и книг. Видным этнографом и экономистом был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан, родившийся в 1870 г. в Каркаралинском уезде Альтеке-Сырымской волости, в местности Мырзатай (совр. Актогайский район Карагандинской обл.). А. Бокейхан был одним из авторов работы "Киргизский край", вышедшей в 1903 г. Это издание представляло собой 18-томную энциклопедию "Россия. Полное географическое описание нашего отечества". Бокейханом была написана вторая часть книги "Население", посвященная истории казахов, развитию просвещения, издательского дела в крае, русскому завоеванию и колонизации. Перу А. Бокейхана принадлежит биография Абая Кунанбайулы, изданная в "Семипалатинском листке" в 1905 г. Многочисленные статьи на этнографические и экономические темы были опубликованы в газетах и журналах, выходивших в крае, в том числе и газете "Казак", в которой А.Бокейхан активно сотрудничал. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А.Айтбакин и М. Карабаев. Амре Дурманулы Айтбакин (1861-1919 гг.) окончил медицинский факультет Томского университета и работал врачом в Каркаралах и Катон-Карагае Усть-Каменогорского уезда. Ему принадлежит научное исследование "Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса", которое было удостоено серебряной медали. В Северном Казахстане работал врач Мухамеджан Карабаев (1858-1928), окончивший медицинский факультет Казанского университета. С 1888 г. Карабаев начал работу в должности Кос-танайского уездного врача, в 1907 г. возглавил борьбу с эпидемией сыпного тифа в Иргизском уезде. В 1909 г. окончил военно-медицинскую академию Халел Досмухамедулы, видный общественный и политический деятель Казахстана. В 1913 г. Халел оставил военную службу и начал работу в качестве врача в Темирском уезде Уральской области. В начале XX в. им был написан ряд статей для газеты "Казак,", в том числе "По поводу болезней" (1913 г.) и "Заразные болезни" (1914 г.). Научная и врачебная деятельность Халела Досмухамедулы была продолжена и в советское время.
Художественная литература. Начало XX в. - особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры. Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. - Ахмет Байтурсын. Он родился 28 января 1873 г. в урочище Сартубек Торгайского уезда, в семье влиятельного казахского сардара (родоначальника) Байтурсына Шошакулы. Отец Ахмета, активно боровшийся с колониальными властями, в 1885 г. был осужден за вооруженное сопротивление уездному начальству и вместе с братьями сослан на каторжные работы. Оставшись без отца и ближайших родственников. Ахмет с огромным трудом окончил курс Торгайского училища и отправился в Оренбург для продолжения образования. С 1895 г. Ахмет Байтурсын занимается педагогической и литературной деятельностью. Первыми его поэтическими трудами были переводы басен Крылова, сборник "Кырык мысал", выдержавший несколько изданий, был очень популярен среди казахов. В Оренбурге в 1911 г. вышел в свет сборник стихов А.Байтурсына "Маса". Его перу принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка, освобождение его от русских и татарских слов. Ахмета Байтурсына можно назвать основателем казахского языкознания. Крупное явление казахской литературы начала XX в. - Мыржакып Дулатулы, родившийся 25 ноября 1885 г. в Сарыкопинской волости Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном мектебе, русской школе, затем продолжил образование самостоятельно. Благодаря упорному труду он в совершенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных писателей. Дулатулы известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа "Несчастная Жамал" (1910). Роман вызвал огромный интерес у русских критиков и казахской общественности, выдержал два издания. Кроме оригинальных произведений, Мыржакып Дулатулы занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка, вводил новые слова и понятия в свои произведения. Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая (1893-1937 гг.). С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что стилистическая система Магжана фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка. Его влияние на казахскую поэзию сравнимо лишь с влиянием Абая. Писать стихи Магжан начал с 14 лет, его произведения печатались почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. В 1912 г. в Казани вышел первый сборник его стихов "Шолпан". В начале XX в. начинается творческий путь талантливого казахского прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы (1889-1931). Окончив аульный мектеб, он продолжил образование в русско-казахской школе, а в 1914г. поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Основные произведения созданы им в советское время, хотя в 1917 г. он уже сотрудничал в журнале "Абай". Значительный след в казахской литературе оставил талантливый писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы (1872-1929). Он родился в семье знаменитого акына на территории Костанайской области, учился в Троицком медресе и Костанайском двухклассном русско-казахском училище. В 1900 г. публикуется первая его книга "Топ жарган", а в 1903 г. - "Гульгашима". В 1914г. Мухамеджан перевел поэму "Рустем - Зораб" из "Шахнаме" Фирдоуси. Однако главной была не литературная, а журналистская его деятельность. Журнал "Айкдп", главным редактором которого он был, стал значительным явлением в культурной жизни Казахстана этого периода. К началу XX в. относится творчество Спандияра Кобеева (1878-1956), родившегося в Мендыгаринском районе Костанайской области. Творческий путь Кобеева начался с перевода произведений русских писателей. В 1910 г. в свет выходит сборник переведенных им басен И. Крылова. Изданный в 1913 г. роман "Калым", явился значительным событием в истории казахской литературы. Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров (1893-1920). Он родился в Баян-ауле, получил образование в мектебе и Троицком медресе. В 1913-1914 гг. Торайгыров сотрудничал в журнале "Айкап", где печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в основном к теме социального неравенства. Тогда же он начинает работу над романом "Камар сулу". Философско- этическая литература. Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Куцайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы. Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Куцайбердыулы (1858-1931). Шакарим, племянник Абая Кунанбайулы родился 11 июля 1858 г. в Шын-гысских горах. Шакарим был религиозным философом, но в отличие от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода. В предисловии к своему стихотворному переводу романа "Дубровский" Шакарим называет своих учителей: Байрон, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Хафиз, Науаи, Физули, Кант, Шопенгауэр и др. Первым философским произведением был труд "Мусылман-шылдык, шарттары", вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий" - одна из первых работ по истории казахов. Однако Шакарим оставил нам не только философские и исторические труды, но и огромное количество стихов, поэм и прозаических произведений. С полным основанием можно утверждать, что Шакарим Кудайбердыулы - одна из наиболее значительных фигур в казахской литературе начала XX в. Видным представителем клерикально-философского направления казахской литературы был Машгур-Жусуп Копейулы (1858-1931 гг.). В 1907 г. в Казани выходят сразу три его книги: "Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни", "Положение", "О том, чья земля Сарыарка". В них автор резко высказался против колониальной политики России, переселения крестьян в Казахстан, призывает казахов активнее включаться в политическую жизнь страны. В своих неопубликованных работах Машгур Жусуп дал толкование целому ряду морально-этических категорий, его философские труды сыграли определенную роль в развитии казахской философской мысли. Представителем религиозной философии был и Мухамед Салим Кашимов. В своих произведениях "Вежливость", "Агитация", "Книга разума", "Наставление казахам" он выступает с педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические воззрения. Кроме чисто философских трудов, перу Кашимова принадлежит повесть "Печальная Мариям" (1914 г.), в которой автор осуждает обычаи бракосочетания, когда девушек выдают замуж без их согласия. Большой след в казахской литературе оставили Макыш Калтаев, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев и другие писатели и поэты. В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.
В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Мусы Байжанулы, Биржан сала и Акан сери. К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа. Мусабек Байзакулы (1849-1932) родился на территории нынешней Южно-Казахстанской области, в местности Шоктас. Мусабек - поэт-лирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Широко известны были айтысы Мусабека с другими певцами. Известным акыном и сочинителем поэм - "Кисса" был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он известен целым рядом сочинений, в которых чувствуется влияние восточной классики. Арип был не только акыном, но и автором нескольких книг, опубликованных в Казани и Оренбурге. Поэтом-"книжником" был и Нуржан Наушабаев (1859-1919), родившийся на территории Костанайской области. Кроме опубликованных работ "Манзумат казакия" (1903), "Айтыс Нуржана и Сапаргали" (1903), ему принадлежит большое число неопубликованных песен и стихов. Один из наиболее известных акынов начала XX в. - Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймурзин (1864-1919) - родился на территории Северо-Казахстанской области. Его песни получили широкое распространение в народе, многие из них популярны и сегодня. Певцами и композиторами, авторами интересных и оригинальных мелодий были Ыбрай Сандыбайулы, Есатай Берким-байулы, Магира (Майра) Шамсутдинова, Култума Сармуратулы, Сары Батакулы, Acer Найманбайулы, Кенен Азербайулы и другие. Развивалось и музыкальное творчество. Известными композиторами была Дина Нурпеисова, Казангап Тлепбергенов, Сейтек Оразалыулы. Казахское музыкальное творчество стало объектом изучения русских ученых. Так, в 1909 г. на заседании РГО в Петербурге был сделан доклад на тему: "Киргизы (казахи) Тургайской области, их песенное и музыкальное творчество", автором которого был С.Рыбаков. Театр. Несравнимо меньшим было влияние театра на культурную жизнь Казахстана начала XX в. Объясняется это прежде всего тем, что подавляющему большинству казахского населения театр был неизвестен. Первые русские театры были созданы в тогдашних центрах управления Казахстаном - Омске (1765 г.) и Оренбурге (1865 г.). Оренбургский театр ставил пьесы классического репертуара и считался одним из лучших русских провинциальных театров. В 1875-1877 гг. в состав его труппы входила знаменитая актриса П.Стрепетова. Здесь в разное время гастролировали такие известные русские артисты, как В. Андреев-Бурлак, М.Иванов-Козельский, Е. Лешковская и гордость русской сцены - В. Комиссаржевская и Г. Федотова. Одним из первых на периферии Оренбургский театр поставил пьесы A.M. Горького (1902). В других городах Казахстана постоянных русских театров не было. Время от времени там гастролировали русские и украинские театральные труппы, обычно приезжавшие на один сезон. Чаще всего гастроли проводились в Уральске, Семипалатинске, Петропавловске и Павлодаре. Видное место в репертуаре занимала русская классика, ставились оперетты и водевили. Театры эти обслуживали привилегированную часть населения - чиновничество, купечество, местную интеллигенцию, включая казахскую. Только в начале XX в. когда в городах Казахстана участились гастроли русских театральных групп и татарских передвижных театров, возникают первые казахские самодеятельные драматические кружки - предшественники казахского театра. В Семипалатинске, Петропавловске, Урде, Атбасаре, Оренбурге и других городах, начиная с 1910-1912 гг. передовая казахская интеллигенция ставит любительские спектакли, преимущественно инсценировки народных сказок и легенд. Появляются и первые казахские пьесы, главным образом одноактные: "Плоды невежества" Кульбая Тогусова, комедия "Малдыбай" Ишингали Мендыханова. Культурная жизнь Казахстана XX в. отличается от предыдущих периодов истории прежде всего появлением новых жанров, формированием многожанрового, профессионального искусства, корнями уходящего в многовековую казахскую культуру. Начало XX в. - время расцвета казахской литературы и журналистики, время окончательного оформления современного литературного языка, появление казахской драматургии, первых казахских романов. Именно в этот период начинает складываться современная казахская культура.
С принятием казахами российского подданства научное изучение края вошло в круг деятельности центральных государственных структур и различных отрядов исследователей. Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народа обогатили в конечном счете общечеловеческую цивилизацию новыми открытиями, идеями, именами. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной историографии, этнографии. Первые попытки комплексного изучения Казахстана, принятые Россией в ХУШ веке связаны с именем М.Ломоносова, аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Она позволила собрать сведения по широкому кругу проблем, связанных с принятием казахами российского подданства, торговлей, развитием производительных сил края, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества и его политическим устройством. Разностороннюю деятельность по изучению Казахстана развернули научные общества. В 1867 году было открыто Оренбургское отделение Русского географического общества, где сотрудничали А.Алекторов, И.Алтынсарин, И.Крафт. Выдающимся исследователем нового поколения стал Ч.Валиханов.
Развитие культуры Казахстан во второй половине Х1Х века опиралось на многовековые традиции. У истоков современной казахской национальной культуры стоял первый казахский ученый и просветитель-демократ Ч.Валиханов (1835-1865). Русские ученые высоко оценили научную деятельность Ч.Валиханова, они признали в его лице феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила этих ожиданий.
Развитие образования в Казахстане связано с именем И.Алтынсарина (1841-1889). Круг его научных интересов был широким – это работы по педагогике, фольклористике. Путь исторического прогресса для своего народа Алтынсарин видел в просветительстве, основные идеи которого он претворял на практике, став один из крупных организаторов светского образования в Казахстане.
Одним из важных показателей культурного развития народа является состояние его литературы, активно формировалась письменная казахская литература нового типа. Ее ярким представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904) «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни» утверждает Абай в прозаическом произведении «Гаклия» («Слова назидания»). Гений Абая в казахской литературе был подготовлен блестящими образцами устного творчества казахского народа. Значение и сущность искусства были предметом многих исследований Абая. Он стал непревзойденным переводчиком многих произведений русской классической литературы. Особое внимание уделялось развитию казахского литературного языка.
Date: 2015-09-03; view: 497; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|