Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Основной этический характер культуры





 

Из нашего преклонения перед действительностью и из нашего историзмародился национализм, являющийся виновником внешней катастрофы, котораязавершает закат нашей культуры. Что такое национализм? Неблагородный и доведенный до абсурдапатриотизм, находящийся в таком же отношении к благородному и здоровомучувству любви к родине, как бредовая идея к нормальному убеждению. Как рождается он среди нас? К началу XIX столетия мышление признало за национальным государствомправо на существование. В обоснование этого указывалось на то, чтонациональное государство как естественный и гомогенный организм лучше всегоспособно осуществить идеал культурного государства. В фихтевских речах кнемецкой нации национальное государство подвергается суду нравственногоразума, узнает от последнего о необходимости подчиниться ему во всехотношениях, торжественно клянется в этом, и затем ему вменяется вобязанность обеспечить становление культурного государства. При этомгосударству настойчиво внушается необходимость усматривать свою главнуюзадачу в том, чтобы заботиться о вечно равномерном становлении чисточеловеческого в нации. Национальное государство должно искать свое величие в отстаивании идей,способных принести благо всем народам. Гражданам же рекомендуетсядемонстрировать свою принадлежность к нации не упрощенной, а более высокойлюбовью к отечеству, то есть не придавать слишком большого значения внешнемувеличию и силе нации, а следить за тем, чтобы она во главу угла своихустремлений поставила "расцвет Вечного и Божественного в мире" и чтобы ееустремления полноводной рекой влились в общий поток высших целейчеловечества. Таким образом, национальное чувство ставится под опеку разума,нравственности и культуры. Культ патриотизма, как таковой, должен считатьсяпроявлением варварства, ибо таковым он обнаруживает себя в бессмысленныхвойнах, которые неизбежно влечет за собой. Так национальная идея была поднята до уровня полноценного культурногоидеала. Когда культура пришла в упадок, все прочие культурные идеалыутратили силу своего воздействия на общество. Национальная же идеясохранилась как фактор культуры благодаря тому, что из сферы теоретическойперешла в сферу реальной действительности. Отныне она воплощала в себе всето, что уцелело от культуры, и стала идеалом идеалов. Отсюда же вытекают иособенности мышления нашей эпохи, концентрирующего весь энтузиазм, на какойоно только способно, на национальной идее в уверенности, что именно в нейзаключены все духовные и моральные ценности. С закатом культуры, однако, изменилась и сущность национальной идеи.Опека других, основанных на разуме этических идеалов, которым она до сих порподчинялась, отпала, так как сами эти идеалы оказались проблематичными. Итеперь национальная идея являла собою духовную силу, действующую пособственному произволу. Конечно, она всем своим видом старалась уверить, чтостоит на службе культуры. На самом деле, однако, национальная идеяпредставляла собою лишь окруженную ореолом культуры идею действительности.Только инстинкты действительности, а не этические идеалы двигали ею. Современные массы требуют оградить национальные воззрения от влиянияразума и нравственности, считая это самым верным средством не допуститьпрофанации священнейших чувств. Если в былые времена упадок культуры не вызывал такой путаницы вчувствах народов, то объясняется это тем, что национальная идея в рамкахпрежних культур никогда не возводилась до уровня культурного идеала нынешнейзначимости. Поэтому тогда и не могло случиться, чтобы национальная идея вконце концов подменила подлинные идеалы культуры и еще больше стимулировалаи усложнила состояние бескультурья представлениями и убеждениями, внушеннымиуродливо националистическим подходом к жизни. 1. Почему национализм – это доведенный до абсудра патриотизм?2. Какой должна быть любовь к Отечеству?3. Можно ли народ оградить от нравственности?






Date: 2015-09-03; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию