Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественно-педагогический потенциал творчества великих теноров хх века

О.Г. ПРОКОФЬЕВ

Студент 2 курса магистратуры факультета искусств

Научный руководитель – канд. пед. наук, доцент З.И. ГЛАДКИХ

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСТВА ВЕЛИКИХ ТЕНОРОВ ХХ ВЕКА

 

За последние десятилетия все более и более заметно, что в духовном облике молодежи произошли сильные изменения. Новые поколения руководствуются совсем другими идеалами и образцами, нежели их предшественники. В противовес прошлому, на первый план в области примеров для подражания выходят, прежде всего, современники, а часто и сверстники. Новые реалии (политические события 60-80 гг., исчезновение государственных молодежных объединений) привели к тому, что новое поколение молодых людей нередко отказывается от ценностей, именуемых традиционными. На первое место ставятся личная жизнь, друзья, материальное обеспечение и творческая деятельность.

Одним из мощнейших инструментов воздействия на общество, а значит и на молодежь, всегда была музыка. Разнообразие современных жанров и количество композиций могут изрядно поразить неподготовленного слушателя – за последние полвека было придумано и записано гораздо больше песен, нежели за всё время до этого. Согласно исследованиям именно подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки, они готовы воспринимать музыку на пределе возможного [Махинько, с. 34].

Молодежь слушает и сочиняет музыку – опять же в противовес прошлому времени, когда занятие искусством часто было привилегией старших поколений. Это началось ещё в 60-е годы, когда в культуре, образе жизни, интересах и духовных ценностях появился плюрализм и возникло явление музыкальной субкультуры. Привязанность к определенному музыкальному жанру или исполнителю дает ощущение общности с единомышленниками и сильно влияет на взгляды слушателей через содержания текстов песен, а также внешности и поведения исполнителей. Музыка, создаваемая молодежью, стала определять не только вкусы их сверстников, но и других возрастных групп.

При этом классическая и народная музыка, ранее доминировавшая в умах общества, отходит на второй план и становится уделом гораздо меньшего количества людей, преимущественно энтузиастов. Может возникнуть впечатление, что современность совершенно оторвана от прошлого и своих корней. Но так ли это? Не секрет, что все современные жанры так или иначе происходят от классической музыки, а некоторые исполнители открыто заимствуют идеи певцов и композиторов прошлого. В свете этого, для понимания современной нам ситуации необходимо выявить общие закономерности взаимодействия молодёжи с музыкальной культурой.

При всём разнообразии современной музыки и богатстве приёмов её исполнения, можно обнаружить, что большая их часть поддаётся давно проверенным схемам классификации и описания. Впрочем, большинство слушателей едва ли подозревают, что эстрадный певец Витас – это контр-тенор, а голос Майкла Джексона можно отнести к «лёгким тенорам».

Это связанно, вероятно с тем, что с доступностью музыки и её распространением, снижается уровень музыкальной грамотности. Технический прогресс позволяет нам слушать музыку на различных носителях, не присутствуя в момент её исполнения. Ранее же, чтобы услышать какие-либо произведения, нужно было или принадлежать к специфическим кругам, или заниматься исполнением нужных партий самостоятельно, что требует специального образования. Теперь же не обязательно уметь играть на музыкальном инструменте или посещать концерты, чтобы слушать музыку.

Но вернёмся к тенорам. Имена великих певцов-теноров, как минимум, известны. Даже ни разу не слышав записей их голосов, современная молодежь знает о том, что есть такие зарубежные исполнители как Энрико Карузо, Лучано Паваротти, а также отечественные тенора Сергей Лемешев и Иван Козловский. Более эрудированные ещё могут вспомнить Марио Ланца, Марио дель Монако, Пласидо Доминго. Если же обратиться к энциклопедиям, то мы сможем найти около сотни имён, из которых свыше двадцати относятся к первой половине XX века. То есть – к интересующему нас периоду.

Среди всего ряда певцов, которых мы можем отнести к началу XX века, немало людей, успевших застать ещё и век прошлый, а также переживших две мировые войны.

Среди наиболее известных певцов можно выделить уже упомянутых Энрико Карузо и Лучано Паваротти. Но если последний, прожив практически весь XX век, в рассматриваемый период был ребёнком и начал свою яркую карьеру лишь в 60-х годах, то Карузо, умершего задолго до его рождения, можно смело считать легендой вокального искусства XX века.

Можно сказать без преувеличения, что итальянская школа пения достигла благодаря Карузо вершин своего величия в искусстве и техническом совершенстве. На оперной сцене появились тенора Джованни Мартинелли и Беньямино Джильи, последователи школы Карузо и его стиля. У первого был сильный гибкий голос, в течение долгого времени приносивший ему замечательный успех. Второй же сумел заменить Карузо в крупнейшем американском оперном театре. Он обладал теплым, бархатным голосом. Но по своим вокальным данным и темпераменту оба певца были далеки от нашего величайшего артиста. Многие американские тенора того времени соревновались, подражая голосу Карузо, его необыкновенной, четкой дикции, свойственному только ему темпераменту. Они постоянно слушали Карузо и до, и во время спектакля, и даже перед самым выходом на сцену. В своих артистических комнатах они прослушивали пластинки Карузо с его лучшими записями, чтобы имитировать потом стиль певца перед публикой. Трудно сказать, кто из тогдашних певцов смог больше всего походить на Карузо [Торторелли, с. 45].

Его голос и сейчас считается образцовым. Знаменитость Карузо была такова, что столь же отличный певец, Рихард Таубер, был назван «австрийским Карузо». Немаловажным вкладом Карузо в музыку и музыкальную культуру является то, что он много записывался — он был одним из первых, кто зафиксировал основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках, подав пример многим другим. Его влияние прекрасно иллюстрирует тот факт, что один из кумиров Паваротти — Марио Ланца – сыграл роль Энрико в фильме «Великий Карузо». В свою очередь, сам Марио Ланца являлся одним из источников вдохновения таких кумиров современной молодёжи как Ронни Джеймс Дио, Элвис Арон Пресли.

Сразу же после кончины великого артиста Феличе Ферреро спрашивал: каким было бы оперное искусство без Энрико Карузо? И отвечал: "В Италии некоторые выражают недоумение: почему так глубоко воспринимается смерть тенора, пусть даже величайшего. Ведь до сих пор опера теряла многих исполнителей, но осталась жива и будет жить впредь. Но Карузо занимал такое место в оперном искусстве, какого до него не занимал никто и никогда. А в Северной и Южной Америке он был одним из тех народных кумиров, которых ставят на высокий алтарь искусства. Карузо был великим артистом. Отказываясь петь в некоторых неитальянских операх, он оставался верным традициям бельканто, которое уже само по себе является музыкой. Артист, поющий с такой убежденностью, с таким энтузиазмом, как Карузо, - большое явление в театре". Карузо был не только великим артистом, но и замечательным человеком. Он получал высокий гонорар, но отдавал за него все, на что был способен, не жалея себя, без претензии на что-либо. Он не возражал по поводу выбора опер, репетиций, программ или каких-либо других организационных проблем театра [Торторелли, с. 45].Карузо вдохновлял своих современников, имевших возможность услышать его голос в опере, сегодня мы может прослушать концертные записи Карузо и в полной мере понять, почему так происходило, этот чистый, великолепный итальянский тенор не может никого оставить равнодушным.

В октябре 1959 года скончался выдающийся американский певец (тенор) и актер итальянского происхождения Альфредо Арнольдо Кокоцца, более известный как Марио Ланца́. По некоторым утверждениям, если бы он не предпочел кинематограф оперной сцене, превзошел бы даже Карузо. Марио Ланца, безусловно, повлиял на таких певцов будущего поколения как Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и легендарного азербайджанского певца, короля советской эстрады Муслима Магомаева.

«Это лучший голос XX века!» – сказал однажды Артуро Тосканини, услышав Ланца в роли Герцога в «Риголетто» Верди на сцене «Метрополитен-опера». Действительно, певец обладал удивительным драматическим тенором бархатного тембра.

«Любимец Нового Орлеана» – художественный фильм, в котором снялся Марио Ланца, подарил миру удивительные музыкальные номера: фрагменты из опер, романсы и песни, созданные на стихи Сэмми Кана композитором Николасом Бродским, который, был творчески близок Ланца [Торторелли, с. 65–68].

В одном их своих стихотворений поэт Дмитрий Володарский писал: «Нет второго такого таланта! Впечатляет и имя само: выдающийся мастер бельканто легендарный бессмертный Дель Мо…». Это стихотворение поэт посвятил еще одному легендарному тенору - Марио дель Монако.

Марио дель Монако считается лучшим исполнителем роли Отелло. Его исполнение партии Отелло было удостоено премии "Золотая арена" в 1955году. Этот артист до сих пор является эталон оперного драматического тенора, примером для подражания и идейном вдохновителем для других артистов.

Приезд Марио Дель Монако в Москву летом 1959 года вызвал грандиозный интерес у поклонников вокального искусства. И ожидания москвичей оправдались в полной мере. С одинаковым совершенством исполнил Дель Монако на сцене Большого театра партии Хозе в "Кармен" и Канио в "Паяцах".

Успех артиста в те дни поистине триумфален. Вот какую оценку дала выступлениям итальянского гостя известная певица Е.К. Катульская. "Выдающиеся вокальные данные Дель Монако сочетаются в его искусстве с поразительным мастерством. Какой бы силы звука ни достигал певец, его голос никогда не теряет своего светлого серебристого звучания, мягкости и красоты тембра, проникновенной выразительности. Столь же красиво его mezzo voce и яркое, легко несущееся в зал piano. Виртуозное владение дыханием, дающее певцу замечательную опору звука, активность каждого звука и слова – таковы основы мастерства Дель Монако, это то, что позволяет ему свободно преодолевать предельные вокальные трудности; для него как - будто не существует трудностей тесситуры. Когда слушаешь Дель Монако, кажется, что ресурсы его вокальной техники бесконечны.

Но в том-то и дело, что техническое мастерство певца полностью подчинено в его исполнении художественным задачам.

Марио Дель Монако – настоящий и большой артист: его блестящий сценический темперамент отшлифован вкусом и мастерством; мельчайшие детали его вокального и сценического исполнения тщательно продуманы. И что особенно хочется подчеркнуть – он замечательный музыкант. Каждая его фраза отличается строгостью музыкальной формы. Артист никогда не приносит музыку в жертву внешним эффектам, эмоциональным преувеличениям, чем грешат иной раз и весьма известные певцы… Искусство Марио Дель Монако, академичное в лучшем смысле слова, дает нам подлинное представление о классических основах итальянской вокальной школы" [электр портал].

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния "толпы": "Что слушают другие, то буду слушать и я". Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж. Молодые люди склонны доверять, так называемым, «растиражированным» популярным мелодиям, которые можно услышать в клубах и по телевидению, тем самым, они сами не замечают того, что их собственный музыкальный вкус абсолютно не формируется. К счастью, сегодня очень просто достать любые музыкальные записи: как современных исполнителей, так и легенд прошлого, достаточно зайти в любой музыкальный магазин, а можно сделать еще проще – просто зайти в интернет и найти в поисковой системе записи вокальных партий Энрико Карузо, Марио Ланца, Марио дель Монако и других легендарных теноров прошлого, достаточно послушать их один раз, никто не сможет остаться равнодушным к голосам, которые, в свое время сформировали целую музыкальную культуру, вдохновили людей на создание истинных шедевров – чистых и прекрасных.


<== предыдущая | следующая ==>
Финансовые ресурсы мира | Тезаурус

Date: 2015-09-03; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию