Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матвеев Павел Евлампиевич





 

Этика

основы общей теории морали

 

Курс лекций

Часть первая

 

 

Редактор А.П. Володина

Корректор И.А. Арефьева

Компьютерная верстка и дизайн обложки И.П. Матвеев

 

ЛР № 020275 от 13.11.96. Подписано в печать 27.05.02

Формат 60х84/16. Бумага для множит. техники. Гарнитура Таймс.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,02. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 100 экз.

Заказ 227-2002

Редакционно-издательский комплекс

Владимирского государственного университета.

 

600000, Владимир, ул. Горького, 87.

 


[1] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 3. - С. 661.

[2] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т. 4. Ч. 1 - С. 454.

[3] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. – С. 209.

[4] См.: Аристотель. Большая этика // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1983. - Т. 4; Аристотел ь. Никомахова этика. Там же.

[5] См.: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Философские произведения. – М., 1990.

[6] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М., 1983. – Т. 16. – С. 209.

[7] Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. – С. 34.

[8] См.: Лоренц К. Агрессия. - М., 1994; Эфроимсон В.П. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[9] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

[10] См.: Ayer A.J., Language, Truth and Logic. Harmondsworth, Penguin, 1982.

[11] См.: Войтыла К. (папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии. – 1991. - № 1.

[12] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения // Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: В 2 т. - М., 1994. - Т.1. - С. 7.

[13] См.: Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты // Творения святителя Игнатия Брянчанинова: В 7 т. - М., 1991. - Т. 1 - 2; Св. Тихон Задонский. О истинном христианстве // Творения св. Тихона Задонского: В 5 т. - Изд. Псково-Печорского монастыря. – 1994. – Т. 2 - 3; Св. Феофан Затворник. Указ. соч. - Т. 1 - 2; Арх. Платон. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

[14] Иллюстрированный энциклопедический словарь (ИЭС). – М., 1995. – С. 447.

[15] См.: Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 7.

[16] См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. – С. 26 - 28.

[17] Ожегов С.И. и. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1993. - С. 433.

[18] См.: Марксистская этика. - М., 1986. – Гл. 1, 4.

[19] Лоренц К. Указ. соч. - С. 36.

[20] Там же. С. 32.

[21] Там же. С. 38.

[22] Там же. С. 45.

[23] См.: В.П. Эфроимсон. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[24] Лоренц К. Указ.соч. – С. 258.

[25] Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопр. философии. - 1992. - № 10. См., также: Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопр. философии. - 1994. - № 3; Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопр. философии. - 1994. - № 3 и др.

[26] О христианско-православной точке зрения на проблемы биоэтики см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-orthodox-church.org.ru

 

[27] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. – С. 68. В данной книге Дж. Муром даётся очень содержательный критический анализ натуралистической этики, в том числе гедонизму и эвдемонизму. – Гл. 2, 3.

[28] Мф. 10, 22.

[29] Суть этой дилеммы в следующем. Представим себе двух узников, которых допрашивает по одиночке прокурор. Они знают, что если оба сознаются в совершении преступления, то получат по 5 лет заключения. Если оба не сознаются, то по 1 году каждый. Но если кто-то один сознается, а другой – нет, то сознавшийся будет освобождён, несознавшийся осужден на 10 лет:

 

 

Первый узник Второй узник
непризнание признание
непризнание 1: 1 10: 0
признание 0: 10 5: 5

Наиболее рациональное решение для обоих – это не признаться. Но практически всякий в такой ситуации признаётся, и оба получают по пять лет, т.е. выбирают худший для обоих результат. Это объясняется недоверием их друг другу, отсутствием гаранта их возможного договора. – См. о дилемме узника также: Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995. – С. 291 – 291; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.. Этика. – М., 1998. – С. 405 – 409.

[30] Соловьёв Вл. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. - М., 1988. Т. 1. - С. 241.


[31] Там же. С. 244.

[32] Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. – 1991.- № 1. – С. 40.

[33] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 32.

[34] Рим. 2, 14-15.

[35] Рим. 7, 14-15.

[36] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. IV.2. // Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. http://www.russion-orthodox-church.org.ru

 

[37] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т. 4. Ч. 1. – С. 413.

[38] См.: Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1990; Он же. Основной инстинкт. – М., 1997; Он же. Толкование сновидений. – М.,1998 и др.

[39] См.: Фромм Эрих. Психоанализ и этика. - М., 1993; Он же. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994 и др.

[40] Фрейд З. «Я» и «Оно» // Основной инстинкт – М., 1997. – С. 358.

[41] См.: Достоевский Ф.М.. «Записки из подполья», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.

[42] Прот. А. Мень. История религии: В 7 т. – М., 1991. – Т. 1. – С. 139.

[43] Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.

[44] См.: Соловьёв Вл.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988. – Т.1.

[45] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. – С. 101.

[46] Там же. С. 101.

[47] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М., 1994. – С. 72.

[48] См.: Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 76 - 78.

[49] См.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. – М., 1974.

[50] См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. – М., 1990. – Т. 2.

[51] См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. – М.. 1993. – Т. 1 - 2.

[52] Мф. 5, 44.

[53] Мф. 22, 35 - 40.

[54] В данной схеме использованы идеи Дж. Ролза при его классификации принципов. См.: Дж. Ролз. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. - С. 103 - 108.

[55] См.: Христианство // Энцикл. слов. - М., 1993. - Т. 1. - С. 41.

[56] Полный православный энциклопедический словарь. - М., 1992. - Т. 1. - С. 68.

[57] См. Журнал Московской патриархии. – 1971. - № 6.- С. 5 - 7; Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июля 1971 года: Документы, материалы, хроника.- М., 1972. - С. 129-131.

[58] См. об этом, например: Синицына Н.В. К истории русского раскола XVII века // Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 7. Приложение.

[59] Журнал Московской патриархии. – 1988. - № 8. - С. 14.

[60] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Ч. 1. // Творения иже во св. Отца нашего Феофана Затворника. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря и изд-во Паломник. –1994. - Т. 1. – С. 90.

[61] Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С 307 - 308.

[62] Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. - М., 1993. - С. 319.

[63] Там же. С. 319.







Date: 2015-09-03; view: 389; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию