Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная социокультурная ситуация в России





Современное российское общество находится в состоянии системного кризиса. Кризисные явления отмечаются во всех сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

О кризисном состоянии культуры свидетельствуют следующие признаки:

Утраты общности культурной парадигмой.

Дискредитация и утрата традиционной системы ценностей.

Становление новой социальной системы, качественно отличающейся от прежней, резкое расслоение на богатых и бедных.

Усиление нестабильности.

Активизация различных форм отчуждения.

Криминализация общественных отношений.

7. Разрушение общественно-политического уклада и смена государственного способа планирования – рыночным, частным, коллективного способа производства – индивидуальным.

8. Финансирование культуры по остаточному принципу (если в 50-е годы на образование тратилось 10% национального дохода, то после 90-х годов – менее 1%).

Формирование новых элит, сознательно противопоставляющих себя массам.

Прежняя элита представляла собой более высокий уровень социальной стратификации, прежде всего в культурно-духовном отношении. Элита считала себя призванной способствовать повышению культурного уровня народных масс, создавала программы формирования всестороннего развития личности и, наконец, сама являла образцы культурной деятельности, пропагандировала и поддерживала образцы высокого искусства. Сейчас так называемая элита противостоит массе не в культурном отношении, а лишь в обладании властью.

Нынешняя элита не может служить образцом в культурном отношении и не испытывает чувства ответственности перед народом. Буржуазные отношения с их принципом всеобщего равенства перед деньгами привели в элиту того же массового человека, но более успешного, более активного и удачливого, чем остальные. По сути, сегодняшняя элита по своему мышлению представляет собой группу массовых людей, оказавшихся по ряду причин в составе некой управляющей группы, состоящей из политиков, финансистов, менеджеров, а также руководителей различных форм массмедиа, которые одновременно и входят в эту управляющую группу, а сами наняты ее верхушкой для обслуживания ее интересов. И если раньше масса по отношению к элите выступала как опекаемая ею, то теперь только как управляемая. Поэтому новая элита фактически сама заинтересована в ухудшении (качества) людей, ибо толпой легче управлять.

В современном контексте утрачивается функция прежней элиты – быть заказчиком, создателем и носителем высоких образцов культуры, искусства, социальных отношений, политико-правовых норм и ценностей – тех высоких стандартов, которым бы (подтягивалось) общество.

 

41. Цивилизация как социально-культурная общность. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития.

42. Формирование единой мировой цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.


1. Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». В частности, он ссылался на высказывания Пуанкаре, отмечавшего, что до введения термина «температура» (наряду с понятием «теплота») невозможно было полностью понять и осмыслить природу термических явлений.

По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной).

«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.

Кроме этого, большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные ученые: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко – немецкий мыслитель – гуманист А. Швейцер, испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. О. Шпенглер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, американские культурологи: Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон и многие другие.

В нашей стране интерес к общей теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились специальные работы.

К середине 70-х годов их число резко возросло, и в настоящее время наука, получившая название «культурологи» я переживает период своего расцвета. Появляются новые направления в науке: культурфилософия, культурфутурология, социальная культурология, информационная и прикладная культурология. Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.

2. Классификация видов культуры зависит от видов деятельности, а существующее многообразие видов человеческой деятельности позволяет выделить: культуру труда, быта, досуга, художественную культуру (музыкальную, театральную, зодчества), физическую культуру, и т.п. в зависимости от вида деятельности.

Понять культуру можно лишь через понимание человеческой деятельности. Именно в ее многообразных проявлениях образуется виды культуры, наполненные энергией действующего общественного человека. Различные виды культуры наглядно демонстрируют способности человека, разнообразие его сущностных сил в процессе собственного жизненного пути. Участие человека в культурной самодерминации (самоопределении) позволяет ему раскрывать свой потенциал во всей полноте от правил и норм этикета до развертывания созидательного личностного бытия

Таким образом проявляется универсальная сущность культуры и становится понятно, почему она «разлита» по всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща роду людскому, всем и каждому, любой личности. Поразмышляйте об этом, характеризуя различные виды культуры.

Отдельные виды культуры образуют «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее систему. К ним относятся экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. (Определения терминов см. в Приложении) В современном обществе эти виды культуры играют важную роль и поэтому занимают особое положение в нашей структуре культуры. Они проявляются в материальной и в духовной формах культуры, в разных ее типах и видах.

Таким образом, заключая анализ классификации культуры, необходимо сказать о её сложности и иерархичности, но существующая на сегодня структура является не застывшей, раз и навсегда сформировавшейся, она непрерывно изменяется, наполняется новыми культурными образованиями и это характеризует её динамичность.

3. В этой связи можно выделить следующие функции, которые культура выполняет в обществе.

1. Функция производства культурных ценностей.

Именно в сфере культуры и благодаря выработанным культурой средствами инструментам в обществе осуществляется производство всех
материальных и духовных ценностей. Являясь второй природой, культура охватывает всю сферу деятельности человека, в которой он производит предметы, утверждающие его в жизни, предметы, отражающие разные стороны его существования и разные его устремления.

2. Функция накопления, кумуляции культурных достижений.

Благодаря выработанным в культуре приспособлениям — от культурных институтов разного уровня (государственных учреждений, художественных галерей, фондов и т.д.) до специальных усилий культурных групп и отдельных лиц — достижения культуры сохраняются и накапливаются как в музеях, так и в культурной памяти человечества.

3. Функция сохранения накопленного человечеством опыта.

Именно благодаря этой функции, выраженной, в частности, в создании языка, в образовании разного рода информационных средств и систем, человек смог зафиксировать и сохранить весь свой опыт, накопленный им за долгую историю своего существования. Человеческий вид, в отличие от других обитателей Земли, смог так быстро прогрессировать именно благодаря выработанной им возможности сохранять, а следовательно, приумножать опыт, передавая его следующим поколениям и создавая живую культурную эстафету. Культура является живой памятью человечества, причем память эта записана не в генетическом коде человека, а в коде культурном.

4. Функция трансляции достижений и опыта.

Человечеством были выработаны специальные средства, которые обеспечили возможность передачи накопленных знаний и другого опыта не только новым поколениям, но и своим современникам, благодаря чему становился более мощным сам фундамент культуры, которая нуждается не только в качественном росте, но и в возможности количественного прогресса и распространения. Так, все книги, учебники, фильмы есть средство трансляции культурного опыта, созданного наиболее выдающимися деятелями культуры.

5. Воспитательная функция.

Эта функция обеспечивает возможность внутренней адаптации человека к жизни в человеческом сообществе. Выработанные в культуре нормы, правила, ритуалы, ценности определяют общий духовный климат, в котором формируется сознание человека. Культура задает тот уровень требований к человеку, которым он должен удовлетворять, чтобы считаться полноправным членом человеческого сообщества.

6. Образовательная функция.

Эта функция тесно связана с воспитательной и представляет собой более специальную ее модификацию. Накопленные культурой знания во всех областях жизни позволяют человеку пополнять свой образовательный багаж за счет усвоения открытого другими, а не приобретать знания каждый раз на собственном опыте.

7. Функция социализации.

Культура, вводя человека в жизнь общества в ее культурных формах, приобщая человека к жизни в обществе, выполняет тем самым социализирующую функцию. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая и питающая личность. Роль социокультурного контекста развития обнаруживается уже в младенческом возрасте. В более позднем возрасте культурный контекст влияет на формирование картины мира, содержание образов его восприятия. Социализация, т.е. как бы приспособление человека к существующим в обществе культурным нормам проявления, помогает человеку осознать себя членом общества, осознать собственную социальность, найти свое место в системе общественных связей и отношений. Социализирующая функция культуры приобщает человека к жизни своего народа и еще до осознания им своей национальной принадлежности обеспечивает ему чувство причастности к нормам и стилю жизни своей социальной группы. Этим осуществляется как бы внешняя адаптация человека, позволяющая ему влиться в соответствующую социальную общность.

8. Развивающая функция.

Эта функция также есть некий вариант функций воспитательной и образовательной. Здесь, однако, важно подчеркнуть, что приобщение к опыту, достигнутому другими, и приобретение собственного опыта посредством использования культурных достижений, культурных текстов (в широком смысле слова) расширяет кругозор человека, помогает ему, с одной стороны, узнать и понять других, с другой стороны, позволяет ему осознать свое отличие от других, свою особость. Осознание себя личностью служит фактором формирования внутреннего мира человека, и это становится дополнительным условием его как культурной определенности, так и психологической устойчивости в коллективе.

9. Гедонистическая функция.

Эта функция культуры сводится к тому, что использование культурных средств, приспособлений и т.п. в повседневной жизни позволяет человеку развить вкус и чувственность, которые помогают ему при восприятии и оценке культурных явлений. Выработанная культурная тонкость чувств позволяет человеку полнее ощущать радость жизни, полноту бытия. Человек с неразвитой душевно-чувственной сферой не находит в окружающем мире столько поводов и причин для удовольствия от красоты, гармонии, сколько открывается культурно развитому человеку.

10. Познавательная функция.

Эта функция является активным залогом по отношению к функции образовательной, которая выступает как бы в залоге пассивном. Познание предполагает собственную познавательную деятельность, которую обеспечивают все сложившиеся в культуре формы мыслительно-деятельностного освоения мира. Культурные механизмы помогают развить и обострить познавательные способности, обеспечивая человеку не только участие в уже сложившихся культурных формах (искусство, наука), но и непосредственное, опытное постижение мира.

11. Компенсационная функция.

Значение этой функции заключается в том, что выработанные культурой средства позволяют овладеть необходимым культурным опытом даже тому человеку, который оказывается лишен возможности непосредственно освоить тот или иной вид опыта. Научные открытия и достижения позволяют компенсировать человеку недостатки практически всех органов чувств. Именно культура позволяет сохранить для общества, для человечества способности людей с теми недостатками, которые сделали бы невозможной, например, жизнь животного в стае (стаде).

12. Коммуникативная функция.

Эта функция культуры состоит в том, что. сама культура есть прежде всего могучее коммуникативное средство, т.е. язык. Семиотический подход к пониманию культуры означает, что культура рассматривается как совокупность знаков, с помощью которой обеспечивается общение между людьми. Естественно, для того чтобы общаться на том или ином языке, общающиеся должны этот язык знать. Следовательно, они должны знать правила обмена значениями, из которых восстанавливается смысл культурного сообщения. Иначе говоря, чтобы пользоваться всем богатством культуры, мы должны быть культурно грамотными людьми.

13. Объединительная, интеграционная функция.

Эта функция способствует взаимопониманию людей, развивая в них культурные формы самовыражения и взаимодействия, сглаживает такие их проявления, которые мы называем эгоизмом, крайним индивидуализмом, самомнением и т.п. Приобщаясь к существующим в обществе нормам и стандартам, человек, конечно, неизбежно переживает процесс некоторого как бы усреднения, нивелирования, который помогает известному “притиранию”людей друг к другу; но этот, в целом несколько негативный, процесс сглаживается в свою очередь тем, что в общем социальном контексте человек лучше осознает свои особенности, свои отличия от других людей и направляет свои силы для развития, тех способностей и дарований, которые являются его личной “принадлежностью”.

14. Стабилизирующая функция.

В человеке, как известно, много всего — и хорошего, и плохого. И обычно проявляется то, что востребовано обществом или вызвано обстоятельствами. Можно спровоцировать выплеск дурного (которое есть в природе человека и которое исследовали в своем творчестве Ф.М. Достоевский, Ю. Мисима и др.). Культура в ее развитых формах облагораживает общественный запрос, стабилизирует ситуацию, не давая провоцировать дурное (и проявлять его).

15. Нормативно-регламентирующая функция.

Наиболее отчетливо эта функция выражается в восточных культурах, где в обществе от людей требуется известный конформизм, где ритуал играет весьма существенную роль. В западных культурах регламентация как бы уходит внутрь: при внешнем разнообразии стилей проявления, поведения и т.д. в. мыслях, представлениях, вкусах людей правит известная одинаковость, выражение которой позволяет говорить о сформированном “общественном мнении”. Некоторый диктат общественно почитаемых норм нейтрализуется легкостью коммуникативных обменов.

16. Формально-выразительная функция.

Эта функция проявляется в том, что культура с помощью своих многообразных средств стремится облечь в форму всякое явление (т.е. придать ему определенность) и, обозначив его рамки (границы, пределы), как бы поместить в соответствующий контекст, тем самым организовав пространство и оформив его структурно. Наделение формой в широком смысле — важная культурная задача человеческого освоения мира, ибо никакое познание или освоение не может начаться без выделения объекта познавательного интереса.

17. Космическая функция.

Эта функция культуры является наиболее общей, непосредственно связанной с местом и предназначением в мире человека. Благодаря накоплению информации, которая неуничтожима и которая комплексно упорядочивает действительность в разнообразных ее проявлениях, человеческая культура становится глобальным способом гармонизации пространства, отвоевывания его у хаоса и неопределенности. Сначала культура образует собственное пространство человека, в котором он дорастает до своего предназначения, сменив биологическое приспособление на разумно-сознательное. Став совокупной силой человечества, культура не только выступает фактором, обеспечивающим его существование, сохранение и развитие, но и создает необратимость времени, объединяя космос и человека против энтропии, хаоса. Творческий характер человеческой культуры превращает само время из фактора разрушительного в фактор становления нового мира, который будет наполнен человеческими смыслами и человеческим пониманием порядка.

 

 

 

Date: 2015-09-03; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию