Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые образовательные книги и учреждения
Благодаря языковой общности славян, когда в Х веке Болгария и ее столица Преслав были разорены (Византией!), болгарские книжники нашли приют в Киеве, фактически подготовив первое поколение книжно образованных людей на Руси. Из Болгарии пришли сюда первые учебные книги «Азбучная молитва», «О письменах» Черноризца Храбра, «Шестоднев» Иоанна Экзарха. С другой стороны, из византийской культуры были заимствованы «Жития святых», настолько укоренившиеся на Руси, что и по сей день воспринимаются как сугубо русские по жанру и стилистике. Они обладали еще и важным воспитательным воздействием. Уже «Жития» первых русских святых, Бориса и Глеба, служили образцами духовной стойкости, твердости в вере, патриотизма. Обладая значительной литературной (яркая, образная речь) и исторической (описание достоверных событий, бытовых деталей) ценностью, они показывали пагубность княжеских междоусобиц, необходимость единства под сильной властью. Широкое распространение получил «Изборник» Святослава (1076), основанный на ряде региональных источников, а Кирилл Туровский (ум. В 1182 г.) развил на русской почве «Поучения» Иоанна Златоуста, византийского святого IV века. Важным документом «философии образования» Древней Руси стали «Поучения Владимира Мономаха детям». Владимир Мономах (1053—1125), киевский князь, убеждая трудиться, творить добро, постоянно учиться, ссылался на своего отца, овладевшего «учением книжным» и знавшим 5 языков. Климент Смолятич убеждал, что изучать следует не только Писание, но и Природу как воплощение божественной мудрости. Уже тогда начинает звучать идея избранности славян, «нового народа, которому открылась благодать Божья». Был создан и первый летописный свод, как бы вводящий Русь во всемирную историю, «Повесть временных лет» (летописец Нестор). Идея единства русской земли проводилась позже в «Слове о полку Игореве», памятнике уже художественной литературы. К VIII веку был создан свод законов «Русская правда», включавший «Закон русский» IX в., «Правды» Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. «Русская правда» дополнялась вплоть до XVIII века. Центрами образования стали церкви. Первая христианская церковь на Руси (святого Ильи) открылась в Киеве, на Подоле, и там же была создана первая школа учения книжного, при князе Владимире Святославовиче (?—1015). Ярослав Мудрый, строя церкви, при этом повелел «учить в них людей». В Новгороде в 1058 г. «учились книгам» до 300 детей, в Киеве в 1089 году было открыто уже и женское училище, где такое же количество «младых девиц» обучалось письму, пению, рукоделию и ремеслам. География школьного образования стремительно расширялась, охватив к XIII в. Переяславль, Владимир, Суздаль, Ростов, Чернигов, Полоцк, Муром, Туров, Галич. Начальное обучение проводили «мастера грамоты», а книжная грамота содержалась в изборниках. Создавались библиотеки, в частности Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В монастырях, княжеских дворцах и боярских хоромах содержалось до 140 тысяч книг.
Date: 2015-09-03; view: 341; Нарушение авторских прав |