Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картина мира древних славян





Древнейшим письменным источником славянской культуры считается так называемая «Велесова книга», найденная офицером Белой армии Ф. Изенбеком близ Харькова в 1919 г. Пережив Гражданскую войну, они погибла в 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе. Сохранились лишь фотокопия одной страницы (дощечки) и записи, сделанные за 15 лет работы с ней писателем Ю. Миролюбовым. Для создания целостной картины мира древних славян в еще большей степени приходится опираться на песни, сказания, былины, сохранившиеся в устной традиции (их стали записывать только в XIX веке).

В результате такой компиляции можно с достаточной уверенностью утверждать, что древние славяне, как и другие народы, обожествляли силы природы. Они поклонялись Матери-Земле, развиты были водяные культы, славяне верили в упырей и берегинь, носили обереги. Языческими символами были образы березы, сосны, рябины, на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц и конских голов. На фасаде избы изображались небесные «хляби», разверзаемые потоками воды, а на «тверди» Солнце — утром, днем и вечером. Небесные хозяйки мира представлялись в виде полуженщин — полулосих, на небе им соответствовали современные Большая и Малая Медведица. Медведь играл огромную роль в славянских мифах, сказаниях и сказках. Из палеотических глубин идет, скорее всего, и культ Волоса, или Велеса, переживший ряд коренных изменений. Поначалу и это божество отождествлялось с медведем, представляясь «скотьим богом». Волос-Велес дожил до Киевской Руси. Еще до этого, однако, на древнейшие представления славян стала наслаиваться мифология индоевропейцев, мигрировавших из Семиречья, области близ озера Балхаш. Часто мировоззрение древних славян называют ведическим (от ведать, знать), возможно, в этом названии звучат и отголоски индийских Вед.

По Велесовой книге у древних славян существовала Троица (Триглав) — Сварог (Сварожич) — небесный Бог, Перун — громовержец, Велес (Волос), который стал наделяться чертами Шивы — разрушителя. Сварогу выпала важная миссия в сотворении Земли прародителем, Родником Вселенной, Радом. Сварог позаботился о том, чтобы достать Землю со дна моря, а удерживал ее на поверхности воды Змей Юша, специально для этого рожденный, и временами ее потряхивающий. Сварог, наделенный четырьмя головами, мог наблюдать за миропорядком, а сын его Перун равномерно вращал Солнечное золотое кольцо. В христианскую эпоху место Перуна занял Илья Пророк. Велес со временем стал Свентовитом — богом света и огня, дававшим силу (в том числе и разрушительную).

Наряду с Радом почитались и Рожаницы — богини плодородия. Их было две — Лада и Лёле, ее дочь. Вышивки изображали их в весьма натуралистичной позе — с раздвинутыми и согнутыми в коленях ногами — как при родах. Неудивительно, что этот культ подвергся особенно резким нападкам церкви. При всех своих модификациях материнские культы тяготели к одному из двух проявлений — любви небесной (Леле) и земной (Мать Сыра земля).

В ведическом мировоззрении естественно прослеживается диалектика парных противопоставлений. Силы Яви, белого света и Нави, темной, с «того света» олицетворяли Белобог и Чернобог, на их стороне были соответственно Живая и Мертвая вода, Правда и Кривда. Борьба светлого и темного начал шла непрерывно, выражаясь в смене времен года и находя выражение в красочных языческих праздниках. Рождение нового солнца в конце декабря отмечалось колядками (от греко-римского calendae — первый день нового месяца), в честь бога Солнца — Коляды. Победу «громовника» над смертью-зимой отмечали похоронами Марены, богини смерти. Задолго до христианской Пасхи ходили с маем, символом весны, елочкой, украшенной яйцами и тесьмой. Божество солнца, провожаемого на зиму, имело имена Ярило, Купала, Кострома, но конец у них был один — их чучела сжигались или топились. На капищах, местах жертвоприношений, ставились идолы. Покойников поначалу сжигали, потом стали хоронить в курганах. Были у славян-язычников красивые многоглавые храмы.

Попытку упорядочить языческие божества, собрать их воедино предпринял в 980 г., сразу по воцарении в Киеве, князь Владимир Красное Солнышко. Он приказал поставить на холме, рядом со своими теремами, деревянные кумиры шести богов: Перуна, Стрибога, Дажьбога, Хорса, Семаргла и Макоши. В Новгороде дядя и воспитатель Владимира Добрыня вовсе ввел культ единого бога — Перуна. Эта реформа далеко не всем пришлась по душе и могла прийти к логическому завершению только с принятием единобожия в статусе государственной религии.

 







Date: 2015-09-03; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию