Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековое отношение к античности





Резкая смена ценностей чрезвычайно наглядно прослеживается в отношении средневековья к античной культуре. Особо неприемлемым в ней для христианской идеологии было возвышение человека, которое расценивалось как грех гордыни, один из семи «смертных грехов». «Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм театра, музыки и пластических искусств, а также связь всего этого с язычеством». (Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758.).

Борьба с язычеством была наиболее удобным и убедительным предлогом для гонений на античность, которые принимали порой не менее жестокие формы, чем до этого — гонения на христиан. Была убита в 415 г. толпой христиан — фанатиков Ипатия, образованнейшая женщина своего времени, математик и философ. На официальном же уровне преобладал более тонкий подход. «Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», — так сформулировал позицию церкви папа Григорий I (VI в.). В 529 г. император Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, просуществовавшую девять веков. Его же запрет выплачивать жалованье учителем риторики и грамматики привел к закрытию большинства школ афинского типа. Запрещены были, как языческие, Олимпийские игры. Закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. В этих условиях языческое сознание было обречено на отмирание.

Вместе с тем богатейшее культурное наследие античности не могло быть просто отброшено, и в действительности происходила длительная, сложная и противоречивая трансформация античной культуры, ее адаптация к христианской доктрине. На повседневном уровне это произошло, например, с языческими праздниками, переиначенными на христианский лад (Новый год, Масленица). Такой процесс происходил и в духовной сфере: «Исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики». (Там же). Жесткую трансформацию претерпели «семь свободных искусств»: диалектика (философия) была обращена в «служанку теологии», искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия — для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т. д. Светские знания признавались второстепенными, подчиненными изучению Библии и христианской догматики. Особенно неприемлемым из античной образованности для раннего Средневековья было эстетическое воспитание, объявленное «духовной мерзостью» (вспомним, что подобное отношение начало формироваться еще в римский период).

Иоанн Златоуст (354—407), прозванный так за свой дар проповедника, упрекал школы античного типа в том, что их главная цель — «научить хорошо говорить» и тем зарабатывать презренные деньги, а не «наставлять душу». Аврелий Августин (354—430), признавая достижения античной образованности и принимая программу «семи искусств», предостерегал, что античная традиция образования «погрязла в вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Неоднозначно относились к античности и многие другие отцы церкви. Григорий Назианский (ок. 329—390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (?—215) изучал и интерпретировал идеи Платона, который был объявлен предшественником христианства. Философы Прокл, Порфирий, Ямвлих немало трудов посвятили комментариям сочинений Платона и их христианскому переосмыслению. Василий Кесарийский (330—379) написал трактат с более чем характерным названием «О том, как молодые люди могут извлекать пользу из языческих книг». (В позднем Средневековье в XII в., подобные же мысли обосновывал Пьер Абеляр). Архиепископ Мартин де Брага (VI в.) утверждал, что христианам есть чему поучиться у античных стоиков — благоразумию, осторожности и осмотрительности, мужеству, справедливости и воздержанию.

Весьма своеобразную трансформацию претерпела философия Аристотеля. Продолжая числить его Учителем, Средневековье какие-то его положения принимало, в какие-то вносило «исправления и дополнения», какие-то вовсе запретило.

 

Date: 2015-09-03; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию