Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественная культура. Наука
Огромное значение для китайской культуры имело раннее создание письменности. Уже к XV в. до н.э. было создано до 2 000 иероглифов. Поначалу их писали на шелке натуральными красками, однако на рубеже нашей эры в Китае были изобретены бумага (из тряпья и коры) и тушь, что дало новый импульс развитию письменности. Во II в. н.э. количество иероглифов достигало уже 10 тысяч, а в III — 18 000. Тогда же было введено единообразное письмо, составлены словари, при императорских дворцах создавались богатые библиотеки. Самые ранние памятники китайской письменности относятся к I в. до н.э. — это «Книга перемен», уже упоминавшаяся, и «Книга песен», включавшая до 300 стихов. Основоположником китайской поэзии считается Цюй Юань (IV—III вв. до н.э.). Значительным событием в китайской поэзии было рождение (II в. н.э.) пятисловного стиха, фу, который пришел на смену четырехсловному и значительно приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он и вышел. Начало профессиональной поэзии положили в Китае «Семь мудрых из бамбуковой рощи». Поэты не боялись возмущаться общественной несправедливостью, что стоило им порой заточения в тюрьму или даже смерти. В IV в. создана «Поэзия таинственных речений», стихов на темы философии даосизма, а V век — пора расцвета пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Любование природой составляет основу всей китайской художественной культуры. Даже письменность трепетно-красива и утонченна, само произношение иероглифов предполагает особую мелодию, интонацию, в зависимости от которой одни и те же иероглифы могут иметь весьма различный смысл (что порой приводило к курьезным и даже конфузным ситуациям, когда иностранцы, желающие угодить китайцам, заучивали и механически воспроизводили те или иные слова). Каллиграфический знак в китайской культуре заключает в себе одновременно эстетическое и этическое значение. Каллиграфию даже сравнивают в Китае с искусством танца. Заметим, что китайская бумага, в силу технологических причин, особо гигроскопична: она мгновенно впитывает краску (тушь), так что никакие поправки невозможны. Наиболее наглядным образом воспевание красоты мира и гармонии природы выражено в живописи. Китай считается родиной живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых», которая зародилась в IX в. Единое — мир выражается через единственное — дерево, цветок, каждое из которых что-то символизирует — богатство, благородство (феникс, зимородок), праздность или уединение (сосна, бамбук, хризантемы, гуси). (См. Виноградов А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972. С. 136). Четыре благородных растения — это орхидея, дикая слива мэйхуа, бамбук и хризантема. Цветы — такие же живые, со своим характером, как люди, у них есть своя иерархия и свои особенные сочетания. Главное для китайского художника — не то, что изображено, явлено, а то, что скрыто за видимым, «на китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Поэтому картины не принято вывешивать, отсюда и форма картины — горизонтальный или вертикальный свиток» (Культурология. / Под ред. А. И. Марковой. 2-е изд. М., 2001. С. 290). Традиционная китайская живопись объединяет живописные и графические приемы, с включением каллиграфических надписей. Строго регламентированы набор и сочетание цветов, по которым можно определить как эпоху, так и характер изображенного события. Чрезвычайно утонченным является китайское прикладное искусство — вышивка по шелку, резьба по кости, яшме, нефриту, бронзовые изделия, художественная керамика, особенно из фарфора, изобретенного в Китае в IV в. до н.э., лаковые покрытия. Символическое значение здесь придается и по сей день нефриту. Особо выделяется в художественной культуре музыка, которая издавна считалась в Китае делом особой государственной важности. Она сопровождала любые ритуалы, праздничные и грустные, особым образом заключая в себе природные символы. Музыка называлась Юэ, что означало нечто культивированное, организованное, регламентированное. Она была включена в число конфуцианских экзаменов, использовалась и для лечения болезней. Уже во II тысячелетии до н.э. в Китае существовало более двух десятков музыкальных инструментов — барабан, бубен, дудка, колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые — из бамбука и глины. В эпоху Чжоу была создана «тигровая коробка» — полый деревянный брус в форме тигра с зазубренной спиной, который издавал звуки при малейшем прикосновении. На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке. В наиболее известном из них, «Юэ-цзы», отдельные тона отождествлялись с первоэлементами мира, цветами, голосами животных и птиц. Нисхождения тона в звукоряды символизировали общественную иерархию, начиная с правителя. Музыка была непременным атрибутом театральных представлений, которые восходят к глубокой древности. Китайский театр объединял музыку, пение, танец, акробатику, декламацию. Чрезвычайно популярны были куклы, приводимые в движение водой (I в. н.э.). В первые века нашей эры в Китае возник и театр теней, черпающий сюжеты из легенд и популярных исторических сочинений. Декорации в китайском театре отсутствовали, любая ситуация могла быть выражена символом. Так, символом счастья была летучая мышь, прежде всего из-за созвучия этих понятий. Пять летучих мышей означали пять счастливых благ: богатство, здоровье, благонравие, долголетие и естественную смерть. Визитной карточкой китайской культуры является архитектура. Как и в Индии, в Китае строились грандиозные монастырские комплексы, вырубленные в скалах, деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни — пагоды, которые отличались особой строгостью и гармонией. Самая знаменитая из них — пагода Диких Гусей (652 г.). Уже в III в. до н.э. в Китае было построено более 7 000 императорских дворцов. В зале самого большого из них помещалось 10 тысяч человек. В эпоху Мин, когда Китай освободился от монгольского владычества, за короткое время были построены императорские дворцы в северной столице — Пекине и южной — Нанкине, а в их пригородах — грандиозные погребальные комплексы для императоров. Была обновлена и облицована камнем Великая китайская стена, а в Пекине построен дворцовый комплекс площадью 17 км2 — «Запретный город», доступ в который открылся лишь в конце ХХ века. Главный пекинский Храм Неба (1420—1530) включил древние символы — земли, воды, неба. В XV—XVII вв. строились Аллеи духов со скульптурами воинов, чиновников, реальных и мифических животных (в том числе цилиня, символизирующего покой и благоденствие). Пантеистическое (букв. обожествляющее природу) мировосприятие китайцев выразилось в архитектуре «фэн-шуй» («ветер-вода»), с особой ориентацией и планировкой городов, зданий, парков — соответственно расположению светил, гор, рек, направлению воздушных потоков. Китайским изобретением являются сады камней, позже распространившиеся и в Японии. Они выражают идею единства естественного и искусственного, их гармоничного слияния. Китайское искусство, предполагающее неторопливое любование, открывание смыслов всегда выполняло огромные воспитательные и образовательные задачи. В силу особенностей китайской культуры проникновению в мир в ней в значительно большей степени служит искусство, нежели наука. Что касается науки, на нее, как и в Индии, наложило отпечаток созерцательное отношение к природе, одинаково присущее индийским и китайским культурным традициям. Длительное время это было поводом для пренебрежительного отношения европейцев. Успехи китайской науки скорее связаны не с экспериментальным расчленением природы и ее рациональным описанием, а с практическими нуждами, возникшими в древности: в Китае были изобретены шелк, бумага, фарфор, порох, спички, компас, позже были созданы «волшебные зеркала» (оправдывая репутацию этой страны) — лучи солнца проникали их насквозь, позволяя видеть узоры на обратной стороне; их тайну разгадали только в ХХ веке. В Китае был создан первый в мире сейсмограф. Китайские математики открыли способ измерения физических тел на расстоянии, астрономы установили, что «Земля имеет форму, а небо лишено тела», создали календарь, уже в IV в. до н.э. в Китае был составлен звездный каталог на 800 светил. Китайская медицина дала миру иглоукалывание и уникальные методы диагностики болезней. Вопросы и задания 1. Обрисуйте географические и временные границы китайской культуры. Какие эпохи выделяются в китайской культурной истории? 2. Какие философско-религиозные учения легли в основу культуры Китая? Каковы их основные положения? Разъясните смысл понятия Дао. 3. Расскажите о роли традиций, принципе «у-вэй», отношении к старшим — по возрасту и должности. 4. Каковы особенности китайского образования? 5. Каковы особенности китайской мифологии и ее героев? 6. Каково в китайской культуре отношение к природе и как это выразилось в искусстве? Расскажите об особенностях, направлениях и достижениях художественной культуры Китая 7. Как китайское отношение к природе сказалось на развитии науки?
Рекомендуемая литература Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982. Григорьева Т. П. Дао и Логос. М., 1995. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм. Воронеж. 1995. Конфуцианско-даосистский тип культуры // Введение в культурологию. /отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996. Мифы народов мира. М., 1982. Нидем Дж. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1983. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
Date: 2015-09-03; view: 296; Нарушение авторских прав |