Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная тематика контрольных работ
1. Культура в слове и философском понятии. 2. Культура как ценностный опыт человечества. 3. Разнообразие дефиниций культуры как отражение её многомерности и полифункциональности. 4. Понятие свободы в восточном и античном осмыслении культурного бытия человечества. 5. Библейский идеал праведной жизни. 6. «Град земной» и «Град небесный» в творчестве Аврелия Августина. 7. «Сумма теологии» Фомы Аквинского: культурфилософский экскурс. 8. Образ человека – титана в творчестве мыслителей Возрождения. 9. Мыслители Возрождения о соотношении природы и культуры. 10. Платоновская Академия как центр культурфилософской мысли Ренессанса. 11. Соотношение понятий культуры и цивилизации в философии Нового времени. 12. Взаимодействие культуры и природы в философии XVII-н.XIX вв. 13. Понятия свободы и прогресса в философии культуры эпохи Просвещения. 14. Социально-этические проблемы культуры в философии Нового времени. 15. Роль языка в культуре в концепциях немецких просветителей. 16. Взгляды О.Конта в контексте предшествующего развития философии культуры и ее последующего развития. 17. Понятия «раса», «момент», «среда» в философии культуры И.Тэна. 18. Принципы историзма и детерминации культуры в философии позитивизма. 19. Консолидирующая функция религии в философии культуры Э.Дюркгейма. 20. Героическая концепция культуры Ф.Ницше. 21. Культура как структурированное переживание стихийной реальности в философии В.Дильтея. 22. Органичность жизни и культуры в философских концепциях Новейшего времени. 23. Конфликт современной культуры в философии Г.Зиммеля. 24. Значение символа в типологии культуры О.Шпенглера. 25. Культура и цивилизация в философии О.Шпенглера. 26. Ценностное ядро культуры в философии В.Виндельбанда. 27. Г.Риккерт о специфике познания природы и культуры. 28. Символический универсум в философии культуры Э.Кассирера. 29. Стремление человека к ноуменальной свободе как трансцендентной реальности в философии К.Ясперса. 30. Конечная определенность «земли» и смысловая бесконечность «мира» в философии культуры М.Хайдггера. 31. Герменевтический универсум в культурологии Х.Г.Гадамера. 32. Dabeisein как со-бытие познающего и познаваемого в концепции Х.Г.Гадамера. 33. Игровая концепция культуры в наследии Й.Хейзинги. 34. Структурализм о соотношении общего и частного в культуре. 35. Миф и ритуал в структурализме К.Леви-Строса. 36. Язык как коллективная символическая модель бытия в культурологии Р.Барта. 37. Культура как дискурс в понимании М.Фуко. 38. Значение постструктурализма в европейском самосознании. 39. Критика логоцентризма в творческом наследии Ж.Ф.Лиотара. 40. Дискурс легитимации как выражение модернистской прагматики в культурологии Ж.Ф.Лиотара. 41. Ж.Делез об образе времени и движения в искусстве. 42. Культура как текст в концепции Ж.Деррида. 43. Исторические формы совращения человека как предмет осмысления Ж.Бодрийяра. 44. Постмодернистская парадигма культуры. 45. Диалектика общего и единичного в бытии культуры. 46. Различное соотношение материальной и духовной основ социокультурного бытия как причина бесконечного многообразия мировой культуры. 47. Природа, общество, человек и культура как открытые системы. 48. Научно-технический прогресс: шаг в пропасть или выход из тупика? 49. Экологическая культура в основе выхода современной цивилизации из глобального кризиса. 50. Эволюция понятий «культура» и «цивилизация». 51. Личность традиционного, индустриального и постиндустриального общества. 52. Деспотизм и свобода в развитии культуры. 53. Диалог культур в развитии человечества. 54. Традиции и новаторство в культуре. 55. Многомерность и полифункциональность культуры как причины многообразия её типологий. 56. Специфика и значение понятий «дух народа», «душа народа» в типологиях западных мыслителей. 57. «Запад» и «Восток» – диалог или противостояние? 58. Глобальные и локальные типологии культуры. 59. Время, пространство и динамика в основаниях типологии культуры. 60. Мир человека как знаковая система. 61. Символ в понимании западных мыслителей ХХ века. 62. Типология и структура знаковых систем. 63. Культура как совокупность текстов. 64. Язык как смысловое и организующее начало культуры 65. Соотношение понятий «символ» и «знак». 2.5. Тесты и примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по всему курсу «Философия культуры»
Вопросы к зачету по предмету «Философия культуры» (V семестр)
1. Постижение культуры в древнеиндийской философии. 2. Понимание культуры в древнекитайской философии. 3. Представления о культуре в античном мире. 4. Библейские основы в средневековом понимании культуры. 5. осмысление культуры в средневековой философии. 6. Общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения. 7. Гуманистический неоплатонизм Ренессанса в основе понимания культуры. 8. Социальные проблемы культуры в трудах мыслителей Возрождения. 9. Общая характеристика мировоззрения Нового времени. 10. Проблемы культуры в европейской философии XVII – нач. XVIII вв. 11. Культурное бытие человечества в философии представителей французского Просвещения. 12. Понимание культуры в трудах представителей немецкой классической философии. 13. Общая характеристика познания культуры в Новейшее время. 14. Познание культуры в философии позитивизма. 15. Осмысление культуры представителями философии жизни. 16. Сущность культуры и методы ее познания в неокантианстве. 17. Преломление традиций философии жизни и неокантианства в экзистенциальном осмыслении культуры. 18. Проблемы культуры в философской герменевтике. 19. Структурализм о проблемах языка и сознания в бытии культуры. 20. Парадигма культуры в постструктурализме. Вопросы к экзамену по курсу «Философия культуры» (VI семестр)
1. Философия культуры в современном мире. 2. Философия культуры как научная дисциплина: цели и задачи. 3. Философское понятие культуры и многообразие её определений. 4. Происхождение культуры как философская проблема. 5. Ценностная природа культуры. 6. Основные этапы философского познания культуры: общая характеристика. 7. Своеобразие философского осмысления культуры в античную эпоху. 8. Эволюция религиозно-философского познания культуры от средневековья до реформации. 9. Основные черты философии культуры Нового времени. 10. Основные школы и направления философского осмысления культуры Новейшего времени. 11. Структура культуры в системе бытия. 12. Онтологический статус культуры. 13. Развитие философских представлений об отношениях между природой, человечеством и культурой. 14. Экологическая культура в контексте современной действительности. 15. Концепции цивилизации и культуры, основанные на их различии и противопоставлении. 16. Цивилизация как целостная социокультурная метасистема. 17. Концепции типологии культуры в истории философии. 18. Отношение к природе, истории, традиции и региональные характеристики в основе типологии культуры. 19. Способы деятельности и самоорганизации, религиозные характеристики в основе типологии культуры. 20. Понятие типологии. Общая характеристика подходов к её построению. 21. Культура как процесс. Модели движения культуры. 22. Уровни и критерии развития культуры. 23. Понятия “общество” и “культура” и их осмысление в истории философии. 24. Культура как интегратор социума. 25. Развитие философских представлений о человеке. 26. Типы культурного становления личности. 27. Философско-историческое осмысление проблемы языка. 28. Культура как текст и знаковая система. Тесты
Вариант 1
1. Подход к пониманию культуры, согласно которому она является продуктом символической деятельности людей, называется: а) семиотическим; б) символическим; в) герменевтическим. 2. Представителем антропологического подхода к осмыслению сущности культуры был: а) З. Фрейд; б) К. Клакхон; в) П. Сорокин. 3. Согласно древнеиндийским представлениям, Атман – это: а) познающий себя Бог; б) раскрывающий свои возможности человек; в) все перечисленное. 4. Философом, утверждавшим, что душа человека соразмерна музыке сфер и космической гармонии в целом, был: а) Сократ; б) Пифагор; в) Платон. 5. Признаками культуры, заложенными в ее библейском толковании, являются: а) аскетизм; б) гедонизм; в) героизм. 6. Мыслителем, призывавшим человека с «героическим энтузиазмом» проявить себя активной деятельности, был: а) Марсилио Фичино; б) Джордано Бруно; в) Мартин Лютер. 7. Особенностями мышления Нового времени стали: а) рационализм; б) прагматизм; в) исторический оптимизм; г) аристократизм; д) социальная направленность; е) все перечисленное; ж) все перечисленное, кроме г). 8. Философом, идеализировавшим естественное состояние человека и критиковавшим европейскую культуру за то, что она облагораживает социальное неравенство, был: а) Гельвеций; б) Руссо; в) Кант. 9. Мыслителем, утверждавшим, что своеобразие каждой культуры определяется «выбором символа в тот момент, когда душа ее пробуждается в народе», был: а) Шпенглер; б) Кассирер; в) Конт. 10. Типология культуры, включающая прометеевскую эпоху, эпоху формирования великих культур древности, «осевое время» и научно-техническую эпоху, была представлена в труде, автором которого является: а) Шпенглер; б) Ясперс; в) Ницше. 11. Понятие «дискурс» у Фуко обозначает: а) осмысленное сообщение; б) движение мысли; в) то и другое. 12. «Идеациональный», «идеалистический» и «сенсетивный» типы культуры выделены в работах, автором которых был: а) Сорокин; б) Фрейд; в) Гегель. 13. Термин «вторая природа» употребляется в философии в смысле: а) общество; б) материальная культура; в) техника; г) образование. 14. Мыслителем, отождествившим понятие «цивилизация» и «культура», был: а) Н. Бердяев; б) О. Шпенглер; в) А. Швейцер. 15. Язык культуры может быть: а) вербальным и невербальным; б) естественным и искусственным; в) все перечисленное.
Вариант 2
1. Подход к пониманию культуры, согласно которому она представляет собой комплекс знаний и запечатленную в библиотеках, языках и памятниках память общества, называется: а) гносеологическим; б) нормативным; в) социологическим. 2. Представителем герменевтического подхода к осмыслению сущности культуры был: а) Э. Кассирер; б) Ю. Лотман; в) В. Сагатовский. 3. Согласно древнеиндийским представлениям, сансара – это: а) закон воздаяния по заслугам; б) состояние безмятежного покоя; в) круговорот бесконечных перерождений. 4. Философом, утверждавшим, что через познание себя человек может открыть свои лучшие качества, был: а) Сократ; б) Цицерон; в) Плотин. 5. В средневековом понимании культура – это: а) сфера существования праведных людей, объединенных любовью к Богу; б) исполнение людьми заповедей Творца; в) осуществление людьми замысла Создателя о совершенном мире; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме в). 6. Основателем Платоновской Академии во Флоренции был: а) Николай Кузанский; б) Марсилио Фичино; в) Мишель Монтень. 7. Автором суждения о том, что знание – это сила и наука побуждает человеческий ум к действию и постоянному совершенствованию, был: а) Вольтер; б) Кант; в) Бэкон. 8. Французским просветителем, заявлявшим, что «причина всех бедствий и несчастий людей состоит в их невежестве», был: а) Гельвеций; б) Руссо; в) Гольбах. 9. Мыслителем, говорившим в своих трудах о Сверхчеловеке, способном придать импульс развитию культуры, превратившейся в безжизненную систему правил и норм, был: а) Коген; б) Ницше; в) Деррида. 10. Философом, использовавшим слово да-зайн для суждения о том, что в духовном сό-бытии становится возможна экзистенциальная встреча с миром, родом, человечеством, был: а) Ясперс; б) Хайдеггер; в) Деррида. 11. Выражение «дискурс лигитимации» у Лиотара означает: а) указание, имеющее силу закона, не подверженное сомнению; б) претензия на неизменное господство; в) то и другое. 12. Мыслителем, выдвинувшим теорию волнообразного движения культуры, был: а) Сорокин; б) Шпенглер; в) Конт. 13. Автором теории, согласно которой специфика типа культуры определяется языком и приоритетным видом деятельности, был: а) Ницше; б) Данилевский; в) Тоффлер. 14. Мыслителем, противопоставлявшим понятия «культура» и «цивилизация», был: а) Бердяев; б) Сорокин; в) Лотман. 15. Язык является; а) способом коммуникации; б) средством мышления; в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме в).
Вариант 3
1. Подход к пониманию культуры, согласно которому она является системой знаков, используемых обществом, называется: а) гносеологическим; б) символическим; в) семиотическим. 2. Представителем аксиологического подхода к осмыслению сущности культуры был: а) Н. Чавчавадзе; б) Э. Маркарян; в) А. Карпентьер. 3. Согласно древнеиндийским представлениям, дхарма – это: а) освобождение от нереализуемых желаний; б) мировой закон, проекцией которого является порядок на земле; в) свод правил практического поведения. 4. Философом, утверждавшим, что искусство и все, что может быть полезно в совместной жизни, люди изобрели, подчиняясь естественным потребностям, был: а) Демокрит; б) Лукреций; в) Эпикур. 5. Признаками культурного бытия, заложенными в его библейском толковании, является: а) милосердие; б) равенство всех людей перед Творцом; в) способность людей к духовному совершенствованию; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме б). 6. Мыслителем, говорившим, что человек может достичь всего, благодаря его внутренней воле, был: а) Пико делла Мирандола; б) Жан Кальвин; в) Эразм Роттердамский. 7. Периодизация истории человечества и культуры, автором которой был Д. Вико, включает в себя периоды: а) героический; б) божественный; в) человеческий; г) позитивный; д) все перечисленное; е) все перечисленное, кроме г). 8. Согласно Гегелю, переход человека из состояния «в-себе-бытие» в состояние «для-себя-бытие» означает: а) реализацию потенциальных человеческих способностей; б) обретение свободы; в) то и другое. 9. Философом, из суждений которого следовало, что культура – это символический универсум, был: а) Гадамер; б) Кассирер; в) Барт. 10. Понятие «эпистема» у Фуко обозначает: а) манипуляцию сознанием; б) форму организации опыта, организующую познавательное поле определенной эпохи; в) то и другое. 11. Американским мыслителем, утверждавшим, что постмодернизм не является угрозой разуму, но выступает против сцинтизма и за признание различных – научных, этических, эстетических интуиций, является: а) Гриффин; б) Хассан; в) Парсонс. 12. Философом, утверждавшим, что цивилизация не завершает развитие культуры, но существует одновременно с ней, существенно от нее отличаясь, был: Шпенглер; Швейцер; Бердяев. 13. Философом, выдвинувшим циклическую теорию развития культуры, был: а) Данилевский; б) Конт; в) Тоффлер. 14. В философии Сорокина тип культуры, в котором приоритетное значение уделяется религиозным ценностям, называется: а) идеациональным; б) идеалистическим; в) сенсетивным. 15. Символ – это: а) условный знак; б) неразвернутый знак, обобщение; в) знак, который несет в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания заключенного в него содержания; г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме б).
Date: 2015-09-03; view: 351; Нарушение авторских прав |