Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 1. Определения понятия культуры⇐ ПредыдущаяСтр 119 из 119
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций» [181] привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определения из этой книги в изложении Л. Ионина. Описательные определения. Согласно Тейлору, «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». [70. С. 45]. Исторические определения. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура — это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры» [70. С. 45]. Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой.;. Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя». Вторая группа — определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером — «культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей», и предложенное социологом У. Томасом, — «культура... это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях» [70. С. 45]. Психологические определения. «Культура — это социологическое обозначение для ненаучного поведения, то есть поведения, которое не дано человек)' от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт). «Культура — это "формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов"» (социолог К. Янг) [70. С. 46]. Структурные определения. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: «а)...Культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества» [70. С. 46]. Генетические определения. «Культура — это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфической для человеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт) [70. С. 46, 47]. Л. Ионин заканчивает изложение определений культуры собственным пониманием. «Однако, — пишет он, — можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Без сомнения, они были бы согласны с тем, что культура — это то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества. Кроме того, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее, они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)» [70. С. 47]. Э. Орлова характеризует культуру так: «Культура определяется как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п....Всюду присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенам (а не метафизически) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный "тип культуры"; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов. Иными словами, можно констатировать, что при всех различиях в подходах исследователи культуры работают примерно в одних и тех же концептуальных пределах» [112. С. 14, 17]. Хотя Б. Ерасов определяет культуру как сферу духовного производства, тем не менее речь идет не о марксизме, а о социологическом подходе. «В самом общем и сжатом виде культура — это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания — в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры — все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура» [38. С. 79]. Г. Драч в «Учебном курсе по культурологии» (Ростов н/Д, 1995. С. 53) характеризует культуру так: «Следовательно, определяя сущность культуры, можно выделить три основные сферы. Во-первых, в форме завершенных, нашедших свою материализацию в предметах материальной и духовной деятельности человека. Здесь в результатах человеческой деятельности нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе — этносе), на социологические измерения общества. Однако, в отличие от социально-философского рассмотрения общества, культуролог доводит свое исследование до социально-психологического уровня, выделяя национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), проявления нравственности. В-третьих, в форме институциональных связей, институтов, которые переводят субъективную действительность индивидов в объективный план. Здесь речь идет не только о том, "что" производит этнос, и не только "кто" производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное — "как производят". И это "как" характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению». Приложение 2. Школы культурологии [20] Американская антропологическая школа — одна из ведущих национальных школ, в широком смысле — американская антропологическая традиция. В рамках этой школы сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо образующих самостоятельные школы: историческую (Ф. Боас, А. Кребер, К. Уисслер, Р. Лоуи), этнопсихологическую (А. Кардинер, Р. Бенедикт, М. Мид и др.), культурно-эволюционную (Л. Уайт, М. Салинс, Э. Сервис, Дж. Стюард и др.) и т.д. Пережила ряд этапов в своем развитии, связанных со сменой преобладающего методологического подхода: от классического эволюционизма Л.Г. Моргана (с середины до конца XIX в.), его дискредитации и полного вытеснения антиэволюционным эмпиризмом Боаса, противостояния исторического подхода любым другим интерпретациям культуры (включая структурно-функциональный), до возрождения эволюционизма (Уайт) и утверждения методологического плюрализма во второй половине XX в. Особенность американской традиции в антропологии как науки о человеке — нерасчлененность знания, стремление к целостному подходу в изучении человека как существа биологического и культурного одновременно и выделение культуры как центрального объекта исследования, основного и автономного феномена истории... [82. С. 28, 29]. ...Полем для этнографических исследований американских антропологов стала большая часть культурных регионов Земли. Первые полевые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американской антропологии вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который составил основу музейных коллекций и послужил источником для социокультурного анализа... [82. С. 29]. ...Особенностью этой школы второй половины XX века помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов (диффузионизм, эволюционизм, структурализм, функционализм) является использование наследия предшественников, что позволяет говорить о существовании непрерывной традиции в американской антропологии... [82. С. 32]. ...В 1970—1980 гг. в американской антропологии произошли изменения в традиционной ориентации на изучение незападных, дописьменных культур к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США (У.Т. Харрис, М.Д. Салинс и др.). Изменились внешние привычные условия работы — резко сузилось поле этнографических исследований вместе с исчезновением многих локальных культур с лица Земли [82. С. 32, 33]. Лит.: Этнология в США и Канаде. М., 1989. [82. С. 28-33.] Культурно-эволюционная школа (школа Л. Уайта) — направление неоэволюционизм, сформировалось в 1960-е гг. в американской культурной антропологии (Д.Ф. Аберле, Р.Н. Адаме, Р. Андерсон, Р. Карнейро, Г.Е. Докул, М. Харрис, М.К. Оплер, М.Д. Салинс, Э.Р. Сервис и др.). Теоретическую основу школы составила культурология Л. Уайта, которую он рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Определяющую роль в развитии направления сыграли следующие разработки Уайта: концепция культуры как самоорганизующейся системы с ее подсистемами; роль технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания; энергетическая теория и введение в науку о культуре методов исследования естественных наук; использование второго закона термодинамики; моделирование как способ изучения культуры. Лит.: Wfiite LA. The Science of Culture. A Study of Man and Civilization. N.Y., 1958. [82. C. 236.] Школа «Анналов» («новая историческая наука») — научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного М. Блоком и Л. Февром журнала, выходившего под названием «Анналы» (1929—39). «Анналы социальной и экономической истории» (1939—41), «Анналы социальной истории» (1941—45), непериодический «Сборник социальной истории», «Анналы. Экономики. Общества. Цивилизация» (1945—94), с 1994 «Анналы. История, социальные науки». Суть «коперниканской революции», как назвали возникновение школы «Анналов» сторонники этого направления, состояла в замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», в попытке создать «тотальную» историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. С этим связан решительный разрыв с традиционной позитивистски ориентированной исторической наукой. Школа «Анналов» обращается к иному, нежели прежде, объекту изучения и ставит в центр не деятельность «великих» людей, не описание событий, в первую очередь политических, а исследование всего общества в его целостности, вскрытие глубинных структур, существовавших в течение больших временных отрезков. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук — социологии, этнологии, географии — и смены взглядов на исторические источники. Лит.: Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. [82. С. 533.] Тартуско-московская школа— направление в отечественной (русскоязычной) семиотике, лингвистике, литературоведении, культурологии. На основании того, что в рамках данной школы осуществлялось применение структурно-семиотических методов к анализу языков культуры и культурных текстов, ее принято относить к структурализм}'. Возникла в начале 1960-х гг. как следствие объединения двух исследовательских групп — преподавателей и студентов кафедры русской литературы университета г. Тарту (Эстония) (Б.Ф. Егоров, Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, А.И. Чернов и др.) и группы московских лингвистов и филологов (Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Ю.К. Лекомцев и др.), возникшего как следствие общего исследовательского интереса к проблематике строения и функционирования знаковых систем в человеческом сообществе. Результатом деятельности школы, вдохновителем которой был Лотман, стала организация регулярных конференций (летних школ) и издание сборника научных трудов по проблемам знаковых («вторичных моделирующих» — внутренний термин Тартуско-московской школы) систем. Методически эта школа опиралась на традиции советской структурной лингвистики (П.Г. Богатырев, В.М. Жирмунский, В.Я. Пропп), а также на современные зарубежные работы по структурно-семиотическому анализу (применение математического моделирования, статистических методов, элементов теории информации). Практически отказалась от методологических исследований, сосредоточившись на прикладных вопросах семиотического анализа. Взяв за основу предложенный еще Ф. де Соссюром тезис о структурном единстве всех языков, представители школы на уровне прикладных исследований попытались выявить структурные элементы и принципы их применения в локальных знаковых системах и группах текстов. При этом текст понимался как последовательность знаков, определенная нормами языка, и анализировался с позиций семиотики, а не семантики. Тартуско-московская школа являлась ведущей отечественной школой, разрабатывавшей проблематику структурного анализа в культуре, и продемонстрировала высокую эвристичность этого метода в изучении прикладных проблем знаковой деятельности и функционирования знаковых систем в культуре, оказав значительное влияние на облик современной отечественной культурологии. Лит.: Труды по знаковым системам. Вып. 1—25. Тарту, 1964—1992; Ю.М. Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. [82. С. 463-464.] Амстердамская школа — одно из поздних эволюционистских направлений в западной этнологии. Развивалось в Нидерландах в первой половине XX в. Формировалась в период кризиса классического эволюционизма, представлявшего один из главных источников ее теоретической платформы. Реакцией на этот кризис был перенос основного внимания на сравнительно-историческую типологизацию культурных явлений, которая стала рассматриваться как главная цель этнографического исследования. Адепты этой школы (X. Нибур, Т.С. Ван дер Бей, И. Фаренфорт) скрупулезно рассматривали пространственные и временные варианты таких явлений, как война, рабство, первобытные верования. Лит.: Барт Р. Избранные работы. М., 1994. [82. С. 34.] Антропогеографическая школа — школа основана немецким географом Ф. Ратцелем. Ставила своей целью исследование отношений между человеком и окружающей средой, считая географический фактор важнейшим пунктом научных исследований и интерпретаций. История была сведена, по сути, к передвижениям народов, в которых эта школа усматривала «существенное свойство народной жизни» и «основополагающий фактор истории человечества» (Ратцель). С научно-исторической точки зрения Антропогеографическая школа представляла собой переход от эволюционизма к теории культурных кругов. Основные элементы учения о культурных кругах («идею формы», представление о «кругах форм», «принцип континуитета») Ратцель сформулировал, исходя из идеи эволюции. Лит.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. [82.С. 36.] Духовно-историческая школа — направление, возникшее в немецком литературоведении на рубеже XIX—XX вв. как реакция на культурно-историческую школу и филологический позитивизм; развивалось на основе идей «философии жизни» Ф. Ницше и особенно В. Дильтея («понимание», «постижение» как специфический метод гуманитарных наук в противоположность естественно-научному «объяснению» — «природу мы объясняем, душевную жизнь постигаем»)... Оформление Духовно-исторической школы в самостоятельное течение связано с выступлением (1908) Р. Унгера против фактографии филологической школы В. Шерера — Э. Шмидта и с работой В. Дильтея «Построение исторического мира в науках о духе» (1910), поставившей задачу раскрыть «историю духа» как историю автономных и индивидуальных идей, настроений, образов (например, история «переживания» творчества Шекспира немецкими авторами разных эпох, прослеженная Ф. Гундольфом). Духовно-историческая школа сосредоточенно занималась типологией мировоззрений и личностей поэтов (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Типы «жизни» рассматривались как ценностно равноправные. Как пример «совершеннейшей жизни», в которой всякий момент исполнен чувства самодовлеющей ценности, Духовно-историческая школа обычно выдвигала Гёте. Лит.: Унгер Р. Новейшие течения в немецкой науке о литературе // Современный Запад. Кн. 2. М.; Л., 1924. [82. С. 106.] Культурно-историческая школа — направление в западной культурной антропологии первой половины XX в., условно выделяемое по близости теоретико-методологических установок его представителей. Сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций сторонников конкретно-эмпирического познания в культурной антропологии. Теоретически это направление опиралось на проводимое Баденской школой неокантианства и Дильтеем разведение «наук о природе» — естественных наук, ориентированных на теоретическое познание явлений природной действительности с помощью номотетических, генерализующих методов, и «наук о духе» — познания человека как творческого духовного субъекта и того, что им исторически создано, которое может осуществляться лишь через идиографическое феноменальное исследование и понимание... Методологической основой систематизации изучаемого материала исторических и современных этнических культур для этой школы стал диффузионизм — направление, опиравшееся на объяснение культурной динамики через процессы распространения и заимствования инноваций — процессы, не получившие достаточного отражения в эволюционных теориях, исходивших из понимания культурного как реализации имманентного присущего ей потенциала. С позиций диффузионизма любая культурная форма (язык, институт, норма и т.д.) возникает в культуре единожды как инновация и далее проходит сложный путь трансформации и заимствования ее другими культурами, реализующийся через завоевания, торговлю, миграцию, миссионерскую деятельность, подражание и т.д. Именно эти процессы многообразных культурных контактов, через которые прослеживалось взаимопроникновение культур, стали основным предметом изучения для диффузионизма. Лит.: Левин М.Г., Токарев С.А. «Культурно-историческая школа» на новом этапе // Современная этнография. 1953. № 4. [82. С. 234.] Расово-антропологическая школа (или антропосоциология) — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX в.; основная идея — решающее воздействие расового фактора на историческое и культурное развитие народов. Сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями. Лит.: Чемберлен Х.С. Арийское мировоззрение. М., 1913. [82. С. 365.] Литература 1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. 2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992. 3. Августин. Исповедь // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1880. 4. Августин. О Граде Божием. Ч. 4. Киев, 1905. 5. Андреев Д. Роза мира. М., 1991. 6. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. 7. Античная лирика. М., 1968. 8. Апресян Р.Г. Свобода // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3. 9. Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1960. 10. Аристотель. Метафизика. М.; Л., 1934. 11. Аристотель. Аналитики. М., 1952. 12. Аронсон О.В. Технологии сообщества // Традиционная и современная технология. ИФ РАН. М., 1999. 13. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 14. Асафьев Б. Процесс оформления звучащего вещества // Временник Разряда истории и теории Государственного института истории искусств. Л., 1925. Вып. I. 15. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2. 16. Ачкасова Л. Гносеологическая проблема в концепции Паустовского-гуманиста // Романтический метод и романтические тенденции в русской и зарубежной литературе. Казань, 1975. 17. Ахиезер А.С. Массовые ценности и проблема реформ // Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. 18. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960. 19. АхутинА.В. Открытие сознания // Человек и культура. М., 1990. 20. Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2. 21. Баткин Л.М. Понятие об индивиде по переписке Никколо Макьявелли с Франческо Веттори и другими // Человек и культура. М., 1990. 22. Бахтин М. Автор и герой в эстетической реальности // Эстетика словесного творчества. М., 1979. 23. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 25. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 26. Бежин Л. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае в III-IV вв. М„ 1982. 27. Бердяев Н. Новое Средневековье // Вестник высшей школы. 1991. № 3. 28. Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1940. 29. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. 30. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. 31. Библер B.C. Школа диалога культур. М., 1992. 32. Библер B.C. Образ Простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990. 33. Библер B.C. Диалектика и диалогика // Архэ. Ежегодник культурологического семинара 1998. Вып. 3. М., 1998. 34. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о проблемах). М., 1990. 35. Библер B.C. Цивилизация и культура // Библер B.C. На гранях логики культуры. М., 1997. 36. Бланшо М. Язык будней // Искусство кино. 1996. № 10. 37. Брагинская Н. Надпись и изображение в греческой вазописи // Культура и искусство античного мира. М., 1980. 38. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914. 39. Бурсов Б. Судьба Пушкина // Звезда. № 6. 1974. 40. Бэкон Ф. Новый органон. Л., 1935. 41. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959. 42. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. М., 1961. 43. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980. 44. Винделъбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. 45. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1930. 46. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1. 47. Выготский Л. С. Конспект к лекции по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 48. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 49. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980. 50. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской истории философии XX в. // Философские проблемы исторической науки. М., 1969. 51. Гайденко П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 2. 52. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия наук // Философия духа. М., 1956. 53. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: дом и космос. Новосибирск, 1990. 54. Гордин Я. Годы борьбы // Звезда. 1974. № 6. 55. Григорьева Н.И. Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. 56. Громыко Ю.В. Проблемы восстановления справедливости в России // Россия 2010. № 3. 1994. 57. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969. № 3. 58. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983. 59. Данилова И.Е. О композиции итальянской картины кватроченто // Советское искусствознание. 1973. М., 1974. 60. Делёз Ж. Различение и повторение. СПб., 1998. 61. Демина Н.А. Черты героической действительности XVI—XV вв. в образах людей Андрея Рублева и художников его круга. М.; Л., 1956. 62. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924. 63. Дилътей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. Культурология. XX век. М., 1995. 64. Дэвид-Нилъ А. Мистики и маги Тибета. 1992. 65. Евангелие от Иоанна. 66. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. 67. Ерасов Б.С. Инверсионный характер российской модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995. 68. Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. М.; Л., 1982. 69. Злобин Н.С. Культура и общественный процесс. М., 1980. 70. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 71. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 4 т. на немецком и русском языках. М., 1997. Т. 3. 72. Кантор В. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994. 73. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. 74. Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. 75. Клямкин ИМ. Какой авторитарный режим возможен сегодня в России? Российское общество в преддверии 21 сентября // Полис. 1993. № 5. 76. Копен В. Театр и симфония. М., 1968. 77. Кравченко И.И. Модернизация и судьбы сегодняшней России // Модернизация и национальная культура. М., 1995. 78. Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. М., 1977. 79. Кудрин Б.И. Введение в технетику. Томск, 1993. 80. Кудрин Б.И. Технетика: Новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). Репринт. Томск, 1998. 81. Кузанец (Николай Кузанский). Собрание сочинений: В 2 т. М., 1979—1980. Т. 2. 82. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. 83. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М., 1931. 84. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1983. 85. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967. 86. Латынина Ю. К истории капитализма /'/ Знание — Сила. 1995. № 5. 87. Латышев В. О преподавании геометрии. СПб., 1877. 88. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934. 89. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961. 90. Лиотар Ж.Ф. Постсовременное состояние // Культурология. Ростов н/Д, 1995. 91. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. М., 1987. 92. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1997. 93. Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. V. 94. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972. 95. Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. М.; Л., 1939. Вып. 2. 96. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1998. 97. Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1932. 98. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию. М., 1990. 99. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. 100. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995. 101. Межуев В.М. Философия — это суть европейской культуры // Философские науки. 2000. № 1. 102. Мелетинский Е. Клод Леви-Строс. Только этология? // Вопросы литературы. 1967. № 4. 103. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 104. Мопассан Г. Ласки // Собр. соч.: В 12 т. М., 1958. Т, 10. 105. Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968. 106. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994. 107. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995. 108. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000. 109. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993. ПО. Ольденберг Г. Будда, его жизнь и община. М., 1995. 111. Орлова Э. Борис Асафьев. М., 1964. 112. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. 113. Орлова Э.А. Культурная антропология в XX веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов // Культура: теории и проблемы. М., 1995. 114. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 115. Осипов Г. Вступительная статья // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965. 116. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства // Палестинский сборник. М.; Л., 1966. 117. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922. 118. Пика делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. М., 1962. Т. 1. 119. Платон. Федон. Т. 2. М., 1993. 120. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1. 121. Платон, Пир // Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. 122. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974. 123. Подорога В.А. Ницше // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3. 124. Померанц Г.С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3. 125. Порус В.Н. Наука — культура — цивилизация // Культура: теория и проблемы. М., 1995. 126. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1968. 127. Пушкин А.С. Сочинения. Переписка. М., 1941. Т. 13, 14. 128. Раугаенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980. 129. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск, 1991. 130. Разин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001. 131. Разин В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. ОНС. 1993. № 5. 132. Разин В.М. Как решали математические задачи в Древнем Вавилоне // Природа. 1980. № 6. 133. Разин В.М. Размышление о смерти и бессмертии (культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Параплюс. 1996. № 2. 134. Разин В.М. К проблеме метода научной реконструкции истории точных наук // Историко-астрономические исследования. М., 1989. 135. Разин В.М. Культурология. М., 1998-2001. 136. Разин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск. 1989. 137. Разин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., 1998. 138. Разин В.М. Семиотические исследования. М., 2001. 139. Разин В.М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4. 140. Разин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996. 141. Разин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997. 142. Разин В.М. Диспозитив техники // Традиционная и современная технология. ИФ РАН. М., 1999. 143. Разин В.М. Здоровье как социально-философская и психологическая проблема // Мир психологии. 2000. № 1. 144. Разин В.М. Знание или схемы: познание мира или его конституирование? // КЕНТАВР. 2001. Вып. 27. 145. Разин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999. 146. Ратман X. Педагогический идеал еврейской школы // Рукопись. Архив журнала «Новая еврейская школа». 147. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России — кто они? М., 1996. 148. «Сегодня». 1993. № 40. 149. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. М., 1980. 150. Степин B.C. Становление научной теории. М., 1967. 151. Стенин B.C. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987. 152. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и се роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. М., 1972. 153. Табачникова С. Мишель Фуко: историк настоящего // Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. 154. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989. 155. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. 156. Федотова В.Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995. 157. Федотова В.Г. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук // Анархия и порядок. М., 2000. 158. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. 159. ФлнерА.Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологии // Философские науки. 2000. № 1. 160. Фуко М. Воля к истине. М., 1996. 161. Фуко М. Что такое Просвещение // Вопросы методологии. 1996. № 1—2. 162. Фуко М. Герменевтика субъекта //Социо-Логос. М., 1991. 163. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. 164. Хейзинга И. Homo ludens // Хейзинга И. Соч.: В 3 т. М., 1997. Т. 2. 165. Хейердал Т. Аку-Аку. М., 1959. 166. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. 167. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.; Л., Харьков, 1997. 168. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. 169. Цветаева М. Мой Пушкин // Наука и жизнь. 1967. № 2. 170. Цымбурский В.Л. Остров Россия (Перспективы российской геополитики) // Полис. 1993. № 5. 171. Цымбурский В.Л. Полемика с А.С. Панариным // Модернизация и национальная культура. М., 1996. 172. Чавчавадзе Н.Э. О ценностном аспекте понятия нации // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. 173. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад. М., 1988. 174. Шеманов А.Ю. Проблема единства культурологии: с позиции философа // Философия науки. 2000. № 1. 175. Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. 1996. № 1. 176. Штайнзальц А. Дом Иакова // Евреи и еврейство: Сб. историко-философских эссе. Иерусалим, 1991. 177. Штейнер Р. Очерк Тайноведения. М., 1916. 178. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967. 179. Щедровиикий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997. № 1-2. 180. Юнг К. Психология бессознательного. Из раздела «Архетипы коллективного бессознательного» // Культурология. Учеб. пособие и хрестоматия для студентов. Ростов н/Д, 1995. 181. Krober А., К, Kluclwhn. A Critical Review of Concepts and Definition. Cambridge, Mass., 1952. 182. Rattansi P. The Social Interpretation of Science in Seventeen Centura // Science and Society, 1600-1900. L., 1972. Оглавление
Предисловие................................................................................................................................................................................ 4 Глава первая ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ................................................................... 6 1. Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды............................................................................................... 6 2. Экономика с культурологической точки зрения............................................................................................... 17 3. Две жизни Александра Сергеевича Пушкина..................................................................................................... 30 4. Осмысление образцов культурологического исследования,...................................................................... 45 Глава вторая КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРЕДМЕТ...................................... 47 1. Общая панорама............................................................................................................................................................... 47 2. Предмет культурологии................................................................................................................................................. 50 3. Дилеммы культурологии.............................................................................................................................................. 55 Глава третья КОНЦЕПЦИИ (ПАРАДИГМЫ) КУЛЬТУРОЛОГИИ..................................................................... 60 1.Эволюционистская, парадигма................................................................................................................................. 60 2. Концепция культурно-исторических типов........................................................................................................ 62 3. Психологическая парадигма..................................................................................................................................... 67 4. Функционалистская парадигма............................................................................................................................... 71 5. Структурно-антропологическая парадигма....................................................................................................... 73 6. Парадигма понимающей социологии................................................................................................................... 76 7. Парадигма постмодерна.............................................................................................................................................. 79 Глава четвертая ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ОТ «ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА» ДО АНТИЧНОГО ПОЛИСА)............................................................................................................................................................................................ 84 1. Семиотическая парадигма......................................................................................................................................... 84 2. Культурно-семиотическая концепция происхождения человека............................................................ 87 3. Архаическая культура.................................................................................................................................................... 94 4. Культура древних царств........................................................................................................................................... 108 5. Формирование индивидуальности и личности человека........................................................................... 116 6. Закат великой цивилизации, зарождение личности..................................................................................... 120 7. Античная культура........................................................................................................................................................ 123 8. Парадигмальные основания проведенного исследования....................................................................... 145 Глава пятая МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ................................................... 148 1. Основные этапы становления культурологии................................................................................................ 148 2. Философия культуры.................................................................................................................................................... 150 3. Трехслойная схема науки......................................................................................................................................... 158 4. Естественно-научный и гуманитарный подходы......................................................................................... 166 5. Гуманитарный подход в культурологии............................................................................................................ 171 6. Ценностные ориентации культурологического познания........................................................................ 173 7. Проблема культурологического метода............................................................................................................. 176 8. Культура как целостный объект изучения........................................................................................................ 178 9. История культуры........................................................................................................................................................... 182 Глава шестая ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ........................................................................... 189 1. Характеристика понятий «личность» и «индивид»........................................................................................ 189 3. Концепция сексуальности по М. Фуко................................................................................................................ 202 4. Подходы к изучению отношения, личность-культура................................................................................. 212 5. Общая характеристика культуры........................................................................................................................... 216 6. Человек - семиотическое существо...................................................................................................................... 218 7. Становление античной личности.......................................................................................................................... 228 8. Обратное влияние личности на культуру........................................................................................................... 235 9. Становление и особенности средневековой личности............................................................................... 240 10.Ренессансная личность............................................................................................................................................. 255 11. Понятие «личность» в работах И. Канта........................................................................................................... 259 12. Кризис европейской культуры и личности...................................................................................................... 261 13. Эзотерическая личность........................................................................................................................................... 264 14. Личность в контексте психотехнического подхода................................................................................. 272 15. Эволюция личности М. Фуко.................................................................................................................................. 275 16. От современной личности к личности «возможной»................................................................................. 285 Глава седьмая ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК 296 1. Концепция национальной школы в России (на примере Московской национальной еврейской школы) 296 2. Объяснение Л. Иониным социально-культурных трансформаций в современной России........ 307 3. Понимание реформирования в России................................................................................................................ 312 4. Природа и смысл гуманитарного образования............................................................................................... 320 Глава восьмая МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫИ ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН...................... 333 1. Формирование классической музыки.................................................................................................................. 333 2. Сравнительный анализ музыковедческих концепций Э. Курта и Б. Асафьева................................ 343 3. Музыка на рубеже XXI в.............................................................................................................................................. 352 4. Искусство как форма современной жизни и «постав»................................................................................ 359 Приложения............................................................................................................................................................................. 374 Приложение 1. Определения понятия культуры................................................................................................... 374 Приложение 2. Школы культурологии...................................................................................................................... 377 Литература................................................................................................................................................................................ 382
[1] Парадигма — система научных представлений и методов, разделяемых и поддерживаемых определенным научным сообществом. Необходимое условие смены парадигмы — не только создание новых научных представлений и методов, но и формирование нового сообщества ученых, поверивших в новый подход и поэтому критикующих или отвергающих старую парадигм):
[2] Центральным для архаического сознания является представление о душе (духе). Архаический человек считает, что всякое живое существо обладает душой (собственно, жизнь и есть душа). Душа живет в своеобразном «домике» (например, душа человека — в теле, душа дерева — в его стволе, и т.д.) и никогда не умирает. Во время сна, болезни, после смерти и в ряде других случаев душа выходит из своего дома и может поселиться в другом доме (могиле, рисунке, скульптуре и т.д.) [см.: 154]. В культуре древних царств появляются представления о богах. В отличие от духов архаической культуры боги бессмертны, их образ жизни не меняется никогда. Люди же смертны в том смысле, что после окончания жизни их душа лишается всего, кроме самого существования (она «живет» одними воспоминаниями о прожитой жизни). Хотя боги живут идеальной жизнью, такой, о которой можно только мечтать, тем не менее боги не могут жить без людей и их жертвоприношений. В свою очередь, люди нуждаются в помощи богов, законы которых они исполняют [см.: 74. С. 119].
[3] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.,1983. С. 138.
[4] Там же. С. 186.
[5] Здесь — игрушка, развлечение.
[6] Тейлор показывает, что примитивные народы понимают под душой невещественную субстанцию (дух) — суть жизни, причем душа может выходить из тела и возвращаться в него. На основе учения о душе архаический человек объясняет самые разные явления: например, смерть (когда душа уходит из тела насовсем), болезни (временный выход души), сновидения (путешествия души вне тела или приход в тело других душ) и многие другие.
[7] Анимизм — вера (мироощущение) в существование душ и духов.
[8] Цит. по.: Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 460.
[9] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С. 38..
[10] Клочков II. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.
[11] Цит. по: Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961. С. 215. 10-7620
[12] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, врем; 1983. С. 122, 140.
[13] Там же. С. 85-86.
[14] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.. 1983. С. 120.
[15] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С. 186.
[16] Там же. С. 139.
[17] Античная лирика. М., 1968. С. 50.
[18] Критика эволюционизма, пишет Л. Ионин, привела к отказу от «глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще, которую стали наблюдать и выявлять уже в отдельных культурах», проходящих определенные циклы жизненного развития. Один из создателей этой концепции «циклического развития» русский историк и культуролог Н. Данилевский считал, что отдельная культура, проходящая самостоятельный цикл развития, характеризуется единым языком или группой языков, разнообразием этнографических элементов, а также политической независимостью [70. С. 32—33].
[19] Цит. по: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. С. 32.
[20] Краткую характеристику школ мы даем по словарю «Культурология. XX век»
Date: 2015-09-03; view: 351; Нарушение авторских прав |