Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 42





Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья закрепляет по существу три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой, экологических права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Конституция Российской Федерации развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды. Так, Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Бразилии в июне 1992 года, провозгласила как принцип в Декларации Рио положение о том, что в центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств (Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Турции 1982 года и Бразилии 1988 года) в разных формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Российская Федерация ставит целью обеспечить соблюдение права на благоприятную окружающую среду на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер.

Российское законодательство не дает определения понятия «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии, выраженные, в частности, системой нормативов и лимитов. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». В систему нормативов качества окружающей природной среды входят: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (статья 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (статья 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (статья 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (статья 33), нормативы санитарных и защитных зон (статья 34). Перечисленные нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной, характеристикой благоприятного состояния окружающей среды. Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкое (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» путем лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (статья 19). Конкретные предельные нормы использования, потребления природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсового законодательства.

Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические и другие потребности человека, к сохранению видового разнообразия. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды для удовлетворения этих потребностей и способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

В контексте права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды нуждается в толковании понятие «достоверная информация». Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением, в своем содержании представляет единство следующих возможностей: а) определять вид (и объем) возможного поведения самого обладателя субъективного права; б) требовать соответствующего поведения (совершения определенных действий или, наоборот, воздержания от них) от других лиц (обязанного субъекта); в) прибегнуть в необходимых случаях к содействию соответствующих государственных органов для реализации второй возможности.

Экологические права граждан, определяющие, в частности, вид их возможного поведения, получили развитие в статьях 11 и 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» и иных законодательных актах.

Экологические права граждан (такие, к примеру, как право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии) не всегда требуют определенных действий со стороны самих граждан. Этим правам корреспондирует закрепленная в статье 2 Конституции обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Так, Закон «Об охране окружающей природной среды» устанавливает обязанность соответствующих государственных органов обеспечивать население необходимой экологической информацией (статьи 6- 10). Но если конституционные экологические права не соблюдаются обязанными субъектами, граждане вправе требовать от них обеспечения такого соблюдения. Соответственно граждане могут добиваться соблюдения своих прав от органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав, прежде всего права на благоприятную окружающую среду, государство в лице законодательных органов создает систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. Особое внимание в нем должно быть уделено в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решения, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Хотя закрепленные в Конституции экологические права в соответствии со статьей 18 являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России.

Соблюдение права на благоприятную окружающую среду и иных экологических прав человека и гражданина служит критерием оценки эффективности реализации природоохранительного законодательства органами исполнительной власти, предприятиями и иными субъектами. Практически это означает, что при осуществлении природоохранительной деятельности и выполнении требований законодательства названные субъекты должны учитывать экологические права граждан и обеспечивать их соблюдение. В частности, из права каждого на благоприятную окружающую среду вытекает одна из ближайших задач органов исполнительной власти - создать оптимальную систему критериев и нормативов для оценки благоприятного состояния окружающей среды.

В рамках общей обязанности Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти по реализации природоохранительного законодательства с учетом права каждого на благоприятную окружающую среду, принимая во внимание существующую сложную экологическую и экономическую ситуацию в стране, необходимо определить важнейшую обязанность обеспечивать адекватное финансирование охраны окружающей среды за счет средств государственного бюджета, выделяемое отдельной строкой, формирование внебюджетных экологических фондов, а также государственный контроль за эффективным вложением средств.

Право человека и гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть ограничено законодателем. В определенных законом случаях информация о состоянии окружающей среды, составляющая предмет государственной или коммерческой тайны, не предоставляется.

Нарушение экологических прав человека и гражданина государственными органами, учреждениями, предприятиями, а также гражданами влечет правовые последствия. Нарушенные права должны быть восстановлены. Если в результате экологического правонарушения здоровью или имуществу человека и гражданина причинен ущерб, в соответствии с Конституцией такой ущерб должен быть возмещен. Порядок возмещения ущерба регулируется статьями 86-90 Закона «Об охране окружающей природной среды», иными актами российского законодательства. Вред, причиненный здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями, подлежит возмещению в полном объеме.

Охрана экологических интересов и защита экологических прав - одна из главных задач российского правового и социального государства. Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту и наделяет каждого правом защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Date: 2015-09-03; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию