Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репортаж как жанр. Виды и особенности в различных СМИ. Функции репортера





По тертычному:

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»).

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.

Репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.).

Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:

побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!)

увидеть как можно больше, включая детали и нюансы

услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)

собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия

записать все и сфотографировать

Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать.

Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их.

Зависит от типа издания: с премьер, политических событий, выступлений «звезд» и т.п.


Отличительные черты репортажа: 1. Последовательное воспроизведение события. Хронология составляет основу повествования. 2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его (читателя) на место события.3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает». 4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц. 5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. Событие подается как переживание.

Задача репортажа - дать аудитории возможность увидеть описываемые события глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия» (Гуревич).

28. Свобода информации и ее «регуляторы». Способы оценки в информационных жанрах. Корреспонденция как жанр.

Свобода печати принадлежит к числу необычайно сложных и противоречивых явлений, она стоит в одном ряду с такими вели­кими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести. Все завоевания культурной эволюции человечества реализуются при участии средств информации. Закон «О средствах массовой информации» является централь­ным звеном сложной системы правового регулирования в области СМИ. Его содержание конкретизируется и развивается в других законодательных актах, которые затрагивают относительно част­ные аспекты журналистского производства. К их числу относится Закон «Об авторском праве и смежных правах» (1993), описываю­щий нормы взаимоотношений по поводу использования текстов произведений, включая их публикацию в прессе. На отношениях, регулируемых авторским правом, надо остановиться подробнее, поскольку они постоянно возникают в редакционном производ­стве, на различных его стадиях — и при сборе информации, и при изложении материала на бумаге или в виде аудиозаписи, и при обнародовании текстов и т.д. Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обяза­тельств. В Законе «О средствах массовой информации» перечислены права журналиста. В частности, он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, из­лагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним и т.д. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами и иными соглашениями производственно-трудового характера.

(Корконосенко).

Свобода информации включает свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу выражает свое мнение и идеи, право на информацию,свободу слова я свободу массовой информации. Важный элемент свободы выражения и мнения. Свобода информации — это немного больше, чем совокупность более знакомых предшествующих свобод - свободы мысли, выражения мнения и прессы. Чаще всего стенания журналистов связаны с финансово-экономическими, политикоюридическими и субъектно-личностными сторонами свободы и ее ограничениями. Это важные стороны проблемы, но - что бы не говорили журналисты, вторичные, выясняемые в своих плюсах и минусах только на фоне понимания свободы в социально-творческом ее аспекте.А социально-творческая сторона свободы СМИ и журналиста современности органически зависима от понимания характера и кры участия в реализации им информационного порядка. Свобода содержит внутри себя «снятую» необходимость, Иначе говоря, если установление и реализация информационного порядка - социально-историческая необходимость, то ее «снятие», то: есть творческая реализация, и есть основа свободной деятельности. Журналистская корпорация как целое и все входящие в нее частные» объединения совместными усилиями должны бороться именно за такую свободу (подкрепляемую, разумеется, экономическим и юридическим условиями ее реализации)

Регуляторы свободы информации – власть, учредители, законодательство, нормы морали и этики.

Информационные жанры в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты).







Date: 2015-08-24; view: 2503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию