Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Репортаж как жанр. Виды и особенности в различных СМИ. Функции репортера
По тертычному: Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей. Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»). Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора. Репортаж – информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания. Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно: побывать на месте (репортаж невозможно написать за письменным столом!) увидеть как можно больше, включая детали и нюансы услышать все возможные мнения (взять мини-интервью) собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия записать все и сфотографировать Задача репортера – дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать – надо только уметь видеть, слушать и анализировать. Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их. Зависит от типа издания: с премьер, политических событий, выступлений «звезд» и т.п. Отличительные черты репортажа: 1. Последовательное воспроизведение события. Хронология составляет основу повествования. 2. Наглядность, то есть создание образной «картинки» происходящего путем описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Нужно помочь воображению читателя перенести его (читателя) на место события.3. Оперативность. Важно не утонуть в деталях, а уметь выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего. Выход событийного репортажа всегда – в ближайшем номере, иначе репортаж «протухает». 4. Документальность. Репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне). Необходимо точно указывать место, время и действующих лиц. 5. Активная роль личности самого репортера. Эмоционально окрашенный стиль повествования придает рассказу дополнительную убедительность. Событие подается как переживание. Задача репортажа - дать аудитории возможность увидеть описываемые события глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия» (Гуревич). 28. Свобода информации и ее «регуляторы». Способы оценки в информационных жанрах. Корреспонденция как жанр. Свобода печати принадлежит к числу необычайно сложных и противоречивых явлений, она стоит в одном ряду с такими великими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести. Все завоевания культурной эволюции человечества реализуются при участии средств информации. Закон «О средствах массовой информации» является центральным звеном сложной системы правового регулирования в области СМИ. Его содержание конкретизируется и развивается в других законодательных актах, которые затрагивают относительно частные аспекты журналистского производства. К их числу относится Закон «Об авторском праве и смежных правах» (1993), описывающий нормы взаимоотношений по поводу использования текстов произведений, включая их публикацию в прессе. На отношениях, регулируемых авторским правом, надо остановиться подробнее, поскольку они постоянно возникают в редакционном производстве, на различных его стадиях — и при сборе информации, и при изложении материала на бумаге или в виде аудиозаписи, и при обнародовании текстов и т.д. Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обязательств. В Законе «О средствах массовой информации» перечислены права журналиста. В частности, он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, излагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним и т.д. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами и иными соглашениями производственно-трудового характера. (Корконосенко). Свобода информации включает свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу выражает свое мнение и идеи, право на информацию,свободу слова я свободу массовой информации. Важный элемент свободы выражения и мнения. Свобода информации — это немного больше, чем совокупность более знакомых предшествующих свобод - свободы мысли, выражения мнения и прессы. Чаще всего стенания журналистов связаны с финансово-экономическими, политикоюридическими и субъектно-личностными сторонами свободы и ее ограничениями. Это важные стороны проблемы, но - что бы не говорили журналисты, вторичные, выясняемые в своих плюсах и минусах только на фоне понимания свободы в социально-творческом ее аспекте.А социально-творческая сторона свободы СМИ и журналиста современности органически зависима от понимания характера и кры участия в реализации им информационного порядка. Свобода содержит внутри себя «снятую» необходимость, Иначе говоря, если установление и реализация информационного порядка - социально-историческая необходимость, то ее «снятие», то: есть творческая реализация, и есть основа свободной деятельности. Журналистская корпорация как целое и все входящие в нее частные» объединения совместными усилиями должны бороться именно за такую свободу (подкрепляемую, разумеется, экономическим и юридическим условиями ее реализации) Регуляторы свободы информации – власть, учредители, законодательство, нормы морали и этики. Информационные жанры в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты). Date: 2015-08-24; view: 2503; Нарушение авторских прав |