Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как решить глобальные проблемы?⇐ ПредыдущаяСтр 112 из 112
Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза последних десятилетий - угроза термоядерной войны между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем. Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только решаемые задачи. Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры стали причиной создания в 1960-1970-е гг. множества центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода). Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основная проблематика исследований которого -глобальное моделирование. Последнее учитывает взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни - Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru социальный, политический, нравственный, культурный, экономический. Исследования Римского клуба проводились в двух направлениях: экономического роста и человеческих отношений. В 1972 г. Дж. Форрестер и Д. Медоуз подготовили ставший известным доклад «Пределы роста», цель которого - разработать немедленные меры по экономической и экологической стабилизации и достижению глобального равновесия. Авторы доклада предлагают в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека. В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель подготовили доклад «Человечество у поворотного пункта», где указывалось на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир есть не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие собственные черты развития. Человечество и его культура -единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой. Отсюда возникает идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется. Эта проблема осознается не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Весьма показательный пример - известный итальянский промышленник Аурелио Печчеи, как уже говорилось, один из основателей Римского клуба, объединившего в своих глобальных изысканиях мировую элиту науки, бизнеса, культуры. Печчеи, исходя из собственного опыта работы в экономической сфере, пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым кроется опасность -различные глобальные проблемы. Выход из социокультурного кризиса, приобретающего глобальное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической базы, развитии экологического образования и воспитания, ужесточении санкций за экологические преступления, создании экологосообразных производств и использовании альтернативных источников энергии и сырья. Проблема заключается прежде всего в самом человеке, его собственной «внутренней трансформации», а не вне его. И возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы «в новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию человека и непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций - социальных, этических, эстетических, духовных, - должны, по мнению Печчеи, стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения. Культурная эволюция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым как с культурным абсолютом пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоит целостная человеческая личность и ее возможности; этому просто-напросто нет альтернативы. Речь идет прежде всего о «беспрецендентной культурной перестройке» населения Земного шара - всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии. Трансформация личности есть, как отметил Печчеи, «человеческая революция», единственная на данный момент реальная возможность выхода из современного глобального социокультурного кризиса. «В этот критический час человеческой истории первым и самым главным долгом всего мирового сообщества на всех уровнях, включая отдельные страны, их сообщества, компании и, наконец, семью, является улучшение всеми доступными путями и способами личных качеств всех его членов. Надо, чтобы необходимость развития и совершенствования личной и коллективной готовности к предстоящим трудным временам и грядущим проблемам проникла в умы и сердца всех простых людей планеты, стала решающим фактором деятельности всех политических лидеров, правительств, учреждений и организаций. Именно этому следует отдавать абсолютный приоритет во всех человеческих делах, не жалея на возвышение и одухотворение человека ни времени, ни средств, ни душевных сил»1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Почему в XX в. проблемы, с которыми столкнулся человек, можно назвать глобальными? 2. К чему ведет социокультурный кризис нашего времени? 3. В чем причина возникновения глобальных проблем? 4. Дайте краткую характеристику постмодернизма. 5. В чем проявляется «власть языка»? 6. Почему особое внимание постмодернисты обращают на преодоление власти языка в преподавании? 7. Как рассматривается новизна с точки зрения постмодернистов? ЛИТЕРАТУРА Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1996. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Штомпелъ О.М. Социокультурный кризис. Ростов н/Д, 1998. 1 Печчеи А. Указ. соч. С. 208. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие редактора......................................................... 5 Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания................... 8 § 1. Культурология как научная дисциплина...................... 8 § 2. Историческое развитие представлений о культуре........... 18 § 3. От философии культуры к культурологии.................... 33 Глава 2. Онтология культуры................................... 51 § 1. Современные культурологические теории и методы.......... 51 § 2. Сущность и основные функции культуры..................... 95 § 3. Основные понятия культурологии........................... 108 § 4. Морфология культуры...................................... 121 § 5. Статика и динамика культуры............................. 132 § 6. Основные подходы и принципы типологии культуры........ 159 Г л а в а 3. Культура и мир....................................... 177 § 1. Культура и природа....................................... 177 § 2. Культура и общество...................................... 182 § 3. Культура и личность...................................... 196 § 4. Культурная картина мира................................. 209 § 5. Способы культурной идентификации....................... 233 § 6. Межкультурные коммуникации............................. 244 Г л а в а 4. Культурогенез......................................... 264 § 1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека........ 264 § 2. Культуры верхнего палеолита............................. 270 § 3. Культура мезолита и неолита.............................. 283 Г л а в а 5. Восток как тип культуры............................... 292 § 1. Типологическая целостность Востока...................... 292 § 2. Индия...................................................... 296 § 3. Китай..................................................... 315 § 4. Япония.................................................... 331 Глава 6. Запад как тип культуры............................... 344 § 1. Типологическая целостность Запада....................... 344 § 2. Историческое единство античной культуры................. 349 § 3. Культура итальянского Возрождения...................... 365 § 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры......... 375 Глава 7. Россия как тип культуры............................. 391 § 1. Российская культура в понятийной парадигме «Восток - Запад».......................................... 391 § 2. Специфика России в мировой культуре...................... 397 § 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры.. 402 Глава 8. Культура и глобальные проблемы современности..... 420 § 1. Постмодерн в культуре XX в................................ 420 § 2. Глобальные проблемы XX в............................... 425 Учебное издание ДРАЧ Геннадий Владимирович, ДАВИДОВИЧ Всеволод Евгеньевич, ЕРЫГИН Александр Николаевич и др.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебное пособие Редактор Л.Б. Родкина, Разработка оформления художника И. Пронина. Художественный редактор А.В. Антипов. Компьютерная верстка М.М. Егоровой. Корректор Г.Н. Грошева Сдано в набор 27.03.03. Подписано в печать 14.07.03. Формат 60x90 1/16. Бумага типографская № 2. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 27,0. Уч.-изд. л. 23,14. Тираж 6000 экз. Заказ № 4304059. Издательский дом «Альфа-М» Адрес: 101831, Москва, Колпачный пер., д. 9а Тел./факс: (095)925-4197, 925-4237 E-mail: alfa-m@inbox.ra Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУИПП «Нижполиграф». 603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.
Date: 2015-09-03; view: 334; Нарушение авторских прав |