Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурология и гуманитарное образование





Культурология - наука о культуре. Базовый термин «культура» - латинского происхождения, восходит к латинскому cultura и находится в оппозиции к термину natura -природа.

Термин «культура» уже в римской античности приобрел переносное значение в отличие от прямого - возделывание, обработка, уход и cultor - возделыватель, землепашец и проч., т.е. земледелец. Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, общий контекст этой трансформации - человеческая ученость, образованность, для обозначения которых ис­пользовалось как базовое понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе рационального настроя (ratio) и специального воспитания (disciplina).

Поиск новых, отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов выдвигает на первый план дисциплины культурологического цикла. Это обусловлено следующими причинами.

1. История мировой культуры, рисуя образ единого человечества, возрождает интерес к
гуманитарным ценностям. Череда верований, художественных шедевров, философских
идей, научных открытий, обычаев свободно компонуется вдоль хронологической оси без
противопоставления архаичного и современного, передового и реакционного, развитого и
отсталого, демонстрируя поразительное многообразие типов культур как средств и
способов человеческой самореализации.

2. Современная культурология вынуждена восполнять отсутствующее пока у нас классическое образование, без которого представить себе мировую, и в первую очередь европейскую, культурную традицию невозможно. Едва ли какой-либо другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль культурологии как энциклопедии начальных сведений по мифологии, религии, истории искусства сохранится до построения нормальной образовательной вертикали.

3. Изучение культурологии, теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Гуманитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации - в ограничении технократизма и сциентизма гуманистическим мировоззрением, ориентация на человека как самозначащую ценность и основание нового типа культуры.

Опыт показывает, что объединяющее начало мировой культуры нужно искать в богатых традициях гуманизма. Дух гуманитарного единства человечества скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подготовки и гуманитаризации образования. Гуманитарная ученость распространяет идеологию единого человечества, поэтому культура является для нее своего рода абсолютом. Культура - не среди биологических, территориальных, производственных, социальных факторов, не в их совокупности, не над и не под ними. Она - ценность, смыслообраз, из которого вырастают все модусы человеческого существования. Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества;

всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, странности образов, символов и костюмов. Культурное состояние требует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в онтологическое пространство, отличное от природного и социального пространства. Массивный пласт гуманитарной аксиологии содержится в самом категориальном ядре науки о культуре, под-

тверждая мысль о том, что каждая культура несет в себе оттенок тайного образного мировидения, которое в явном виде никогда не включается в ход рассуждения. Очевидно, что культурология не просто сводит воедино и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия -«культура», но объединяет разнообразные подходы в гуманизации научного поиска. Гума­нистическое знание есть культивирование человека. Пожалуй, ни одна другая категория современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений. С помощью этого понятия самые далекие от нас человеческие сообщества легко вводятся в пределы планетарного «мы». Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в художественно-эстетическом, научном, производственно-техническом, этико-политическом и других аспектах.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX в. все более осознается потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой (культура) несводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, прослеживаются в работах американского ученого Л. Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но уже ясно, что культурология представляет собой область знания, переросшую «родительскую опеку» философии, хотя и взаимосвязанную с ней.


Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры как «онтологического» феномена. Существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее

историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система

знаний о культуре.

Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру.

Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем.

Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры,

изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре

без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с

культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской

культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к

определенному региону или периоду времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную

научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места

культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Культуролог, какой бы теоретической позиции он ни придерживался, должен представить

историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым он введет своего

слушателя или читателя в проблематику гуманизма, будет способствовать воссозданию

необходимого компонента цивилизованного общежития. Два фактора имеют здесь решающее

значение - интенсивный мировой духовный обмен и представление об общем культурном

наследии, единых истоках. Очевидно, что именно содержание образования, и в первую очередь

изучение истории культуры, способно «интериоризировать» эти факторы.

Поскольку основными источниками духовного единства европейской культуры, наиболее важной

для понимания современной культуры, являются античность и христианство, возникает

необходимость возрождения с учетом современных реалий той модели образования, которая выполняла бы интегративную функцию и основывалась на изучении греко-римской культурной традиции и христианского учения.

Для такой модели образования исключительно важно учитывать особенность названной традиции - личностный характер воспроизводства культурных ценностей. Личностно-образующий фактор стимулирует изучение жизни и деятельности конкретных выдающихся творцов культуры, в первую очередь - художественной, определяет базисную роль первоисточников для культурологической подготовки в духе европейского гуманизма. Для осознания приоритета общечеловеческих ценностей античность, многие века олицетворяющая эти ценности, должна «возвратиться» в нашу культуру, прежде всего по каналам образования.







Date: 2015-09-03; view: 324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию