Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 17 page





- любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.).

За основу классификации форм досуга могут быть приняты:

- степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);

- широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);

- специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых и иных учреждений);

- особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, самодеятельное население, пенсионеры и т.д.);

- полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (монофункциональные, диафункциональные, комплексные).

С точки зрения отдельного человека и культуры в целом значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности. Однако, досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна просматриваться цель. Удовлетворение одной потребности порождает новую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых ко все более сложным потребностям: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активному творчеству.

Содержание и формы досуга находятся в органичной взаимосвязи с характером профессионально-трудовой деятельности и всем образом жизни человека.

В.Е.Триодин[174] очень точно заметил, что, к примеру, для подводника спуск под воду – тяжелый труд, для члена клуба подводного плавания – активный досуг. Актер на сцене работает, участник художественной самодеятельности – духовно наполняет свое свободное время. Исходя из этой позиции, досуг следует рассматривать как форму любительской деятельности, психологически воспринимаемую как удовольствие, а субъективно оцениваемую как высшую ценность.

По мере духовного роста человека последовательно обогащается и его досуг и, если нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата и других антиподов образа жизни любого цивилизованного общества. Отсюда понятно, какое значение имеет прикладная культурология, которая раскрывает механизм рациональной организации досуга людей, обеспечения его педагогической направленности.

Структура досуга, соответствующая прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности, представляется рядом уровней деятельности, отличных друг от друга по своей культурной значимости.

Одним из первичных уровней организации досуга является развлечение. На этом уровне досуг становится в какой-то мере целенаправленной, организованной, активной деятельностью. Развлечениями могут служить прогулки, игры, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концерта или танцевального вечера, коллекционирование или другие виды любительства и т.д. Деятельность на уровне развлечения отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего протекает в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье.

Для людей, находящихся на уровне развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых разных формах его проявления. Игнорировать потребность в зрелище – значит обеднять досуг людей. Действенность зрелищ во многом предопределяется характером вызываемых эстетических переживаний. Зрелище адресовано не одному человеку, оно – для каждого зрителя, для всей публики. Человеческая общность в данном случае оказывается могучим резонатором, усиливающим индивидуальные эстетические переживания и рождающим коллективную эмоцию. Основу таким переживаниям в зрелище дает ряд взаимосвязанных, взаимопереплетенных факторов. Прежде всего, это красота, изобретательность, яркость. Одновременно зрелища всегда несут и познавательную нагрузку, специфическими средствами перерабатывая события прошлого и современной жизни, демонстрируя возможности науки и техники, достижения ума и рук человека.

Являясь самостоятельным действием, рассчитанным преимущественно на эстетическое восприятие, зрелище, как правило, не связано с самодеятельностью людей, которые довольствуются лишь положением зрителя. Вследствие этого воспитательная ценность развлечения на уровне зрелища ограничена, но недооценивать и тем более игнорировать ее, естественно, нельзя.


Переход от развлечения к высшему уровню досуга связан с пробуждением и развитием более сложных интересов личности, перерастающих рамки групповой жизни и выходящих в более высокие области человеческой деятельности. Современная наука убедительно показала, что поэтапное развитие и усложнение досуга как явления культуры и сферы воспитания всегда происходит параллельно с расширением потребностей и интересов, с переходом их от индивидуальных через групповые к общественным.

Одним из высших проявлений человеческого досуга на уровне общественных, общекультурных потребностей является праздничных досуг, означающий такую организацию масс, которая в отличие от зрелища основывается не только на восприятии, но и на активном действии, связана с самыми различными формами самовыражения, включает в себя позитивное отношение людей к тем или иным датам, событиям, традициям. Быть на празднике – значит активно участвовать в массовом действии, которое основывается на сопереживании и совместных действиях большой общности людей.

Досуг – время, которое каждый вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Но, вместе с тем, это – время, от характера заполнения которого непосредственно зависят и готовность человека к общественно-полезному труду, и нравственный облик человека. Поэтому оно не может быть свободно ни от социального влияния, ни от моральной ответственности перед обществом.

Прикладная культурология как любая отрасль знания должна вычленить изучаемый ею объект в виде определенной системы, отличающейся конкретными параметрами и неповторимыми, только ей присущими целями, закономерностями и способами существования. При этом нельзя не учитывать, что культурно-досуговая деятельность носит своеобразный характер и не может копировать функционирование индивида в школе, трудовом коллективе или общественно-политической организации. Однако, в любой ячейке общества преломляются единые методологические принципы прикладной культурологии, анализ которых помогает научно обосновывать возможности их реализации в специфических условиях того или иного социального института, позволяет творчески осмыслить и использовать все подлинно конструктивное, что накоплено теорией и практикой формирования личности в современном человекознании.

Прикладная культурология предполагает не просто воздействие, обеспечивающее не только усвоение индивидом какой-то суммы сведений и правил, но и стимулирование культурной деятельности самого человека, в ходе которой знания и идеи превращаются в убеждения, привычки, в мотивы поведения; формируются социально значимые культурно-досуговые потребности и способы их реализации. Это методологическое положение является основополагающим в анализе механизмов воздействия на личность, с целью формирования у нее культуры организации и самоорганизации досуга.

Многолетнее комплексное исследование различных аспектов обеспечения культуры досуга не решило и не могло решить всей совокупности проблем, которые детерминируют реализацию культуросозидающего потенциала рациональной организации и самоорганизации свободного времени разных групп населения. Однако оно смогло существенно ускорить процесс их разрешения и сформулировать ряд социально значимых теоретических и методических положений.


В ходе исследования опровергнута идея о правомерности управления поведением, отношениями и деятельностью людей в сфере свободного времени и обоснована концепция рациональной организации досуга, исходящая из принципа опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность путем создания благоприятных условий для:

- удовлетворения, педагогически целесообразной коррекции и дальнейшего развития психофизиологических, коммуникативных, познавательных и эстетических потребностей;

- стимулирования социально значимых мотивов культурно-досуговой деятельности;

- формирования и развития умений и навыков рационально строить свой досуг;

- самовыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени.

Исследование позволило обосновать сущность и специфику методики сотворчества как наиболее адекватной природе досуга совокупности приемов и способов обеспечения культуросозидающего влияния на людей в сфере свободного времени, построенной на внедрении субъект – субъектных отношений и преобразовании объекта воспитательного воздействия в субъект культурно-досугового творчества.

В ходе исследования раскрыты содержание и структура процесса обеспечения культуры досуга, включающего в себя формирование:

- осмысленной необходимости рационально использовать свое свободное время;

- активного стремления духовно насыщать и интенсивно строить свой досуг;

- умений и навыков планировать и организовывать свое свободное время.

Исследование показало, что культура досуга как способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества.

Культуру досуга в этой связи можно определить как сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих.

Отражая социально-сущностные силы человека, которые реализуются в практике общественной жизни, культура досуга входит в структуру социальной активности как один из способов ее выражения и критерий ее эффективности.

Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных факторов:


- развитых структурных компонентов культуры свободного времяпрепровождения;

- наличием основ специальных знаний и умений в избранной области культурно-досуговой деятельности;

- творческой установкой на данный вид отдыха.

Осуществленное нами исследование позволило утвердить в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.

В ходе исследования обоснована программа формирования духовных интересов разных групп населения и способов их реализации в сфере досуга в условиях повседневного, воскресного и каникулярно-отпускного свободного времени, основанная на поэтапном переходе от пассивных и ситуативных к активным и стабильным формам свободного времяпрепровождения на уровне:

- репродуктивном, когда досуг строится на известных образцах;

- поисково-творческом, при котором личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания;

- творческо-созидательном, обеспечивающем разностороннее раскрытие индивидуальности.

Показателем эффективности этой программы выступает коэффициент интенсивности освоенного свободного времени, отражающий взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации, что проявляется в способности личности:

- планировать свой досуг;

- использовать эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;

- осуществлять интеллектуально насыщенное общение в кругу семьи, друзей, клубного объединения или иной социальной общности;

- эффективно использовать возможности чтения, избирательного просмотра телепрограмм и других форм индивидуального потребления ценностей культуры;

- реализовывать свои способности и дарования в различных областях художественного, технического и прикладного творчества.








Date: 2015-09-03; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию