Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ 12 page
Важнейшими условиями успеха эстетического воспитания подрастающего поколения являются сегодня системность и комплексность педагогических воздействий, планомерное осуществление задач формирования эстетической культуры всеми доступными средствами, во всех звеньях учебно-воспитательного процесса, тесная связь эстетического воспитания с нравственным, экономическим, политическим, правовым, экологическим, физическим воспитанием. Включаясь в единую систему эстетического воспитания молодежи, социально-культурная деятельность призвана: усилить мировоззренческий аспект учебной и внеурочной работы по формированию эстетического отношения к действительности и искусству; расширить рамки пропаганды музыки, изобразительного и других видов искусства; систематически приобщать школьников к лучшим образцам искусства, в особенности современного; шире практиковать действенные формы приобщения к прекрасному, развивать творческие способности, воспитывать активную эстетическую позицию; пропагандировать эстетические и педагогические знания среди родителей учащихся. Если в части школьников, учащихся профессиональных училищ или студентов социально-культурная деятельность может опереться на учебный процесс, в той или иной мере решающий задачи формирования эстетических знаний и художественной культуры, то в отношении трудящихся этой опоры практически нет. Более того, ряд поколений людей, выросшие в период Великой Отечественной войны или иное сложное время, в детские годы не получили элементарных эстетических знаний, ощущая этот пробел и в сфере производства, и при выполнении родительских функций. В этой ситуации включение социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания и такой ее компонент, как непрерывное просвещение разных групп населения, органично связано с решением одной из кардинальных задач воспитания – формированием у людей социально значимых духовно-эстетических интересов и потребностей. Ныне, когда человечество последовательно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходящий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфраструктуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей. Категория "потребность" охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений. Она неотделима от понятий "интерес", "мотив", "установка", "цель". При этом потребность выступает здесь как первооснова, предопределяющая правильное восприятие и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности людей. Наиболее близки друг к другу понятия "потребность" и "интерес", но в то же время они различны. И потребность, и интересы выступают побудителями активности личности, определяются ее объективным положением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности. Но при всей близости указанных категорий необходимо подчеркнуть и определенные различия между ними. Понятие "потребность" по объему значительно шире, охватывая как биологические, так и социальные факторы. Потребности, – подчеркивал К. Маркс, – могут быть "естественными", "физическими", "интеллектуальными", "социальными"[102]. Интерес же свойственен только человеку. "Всякий интерес, – писал И. Кант, – предполагает потребность или порождает ее..."[103]. Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления. Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны. Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г. И. Щукиной анализ специфики познавательных интересов[104]. Познавательный интерес, подчеркивает автор, представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей. Формирование познавательного интереса происходит двумя путями: самим содержанием просвещения и определенной организацией познавательной деятельности объекта воспитания. Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выражается направленность действий человека для их удовлетворения. Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии. Многие авторы при анализе структуры эстетической деятельности ограничиваются исследованием художественного творчества. Между тем, эстетическая деятельность – это не только и не столько художественное творчество. Как справедливо констатирует А. К. Уледов: "Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды – природной и общественной"[105]. Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л. И. Новиковой выделить следующие виды эстетической деятельности[106]: 1. Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура). 2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения. 3. Устный фольклор. 4. Искусство как особый социально-исторический вид эстетической деятельности. Прикладная культурология исходит из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями. Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности через труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и искусству. Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках которого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности. В понятии "потребность" заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства. Неуемное потребительство, преобладание материальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей – любви, счастья, радости творческого труда. Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. И эстетическая, и нравственная потребности имеют единые истоки: труд, познание и общение. Обе потребности носят оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времени. Развитие человека невозможно без совершенствования его эстетических чувств. Именно эстетические чувства в процессе преобразовательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей дали возможность индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом. Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой эстетической категорией, как эстетический вкус. Высоко развитое эстетическое чувство является необходимой предпосылкой хорошего эстетического вкуса. "Мера вкуса, которой обладает человек, зависит от чувствительности, которой он наделен", – писал Ж.-Ж. Руссо[107]. И. Кант характеризует вкус как "... способность судить о о прекрасном"[108]. В этом кратком определении есть рациональное зерно, ибо только человеку с хорошо развитым эстетическим вкусом доступно полное понимание, переживание и оценка прекрасного. Эстетический вкус – это способность самостоятельной оценки эстетически значимых явлений действительности и искусства, которая выступает в диалектическом единстве как условие, процесс и результат деятельности человека. Он может проявляться как результат и в то же время условие для его дальнейшего развития на еще более высоком уровне. Эстетический вкус формируется в течение всей жизни человека в труде, в быту, в художественном творчестве, в процессе образования и воспитания. Понять характер эстетического вкуса невозможно без соотношения его с эстетическим идеалом, ибо в эстетическом вкусе находит свое отражение определенная ориентация личности, ее целевая программа, то есть идеал. Эстетический идеал складывается в определенных исторических условиях на основе общественной практики Он отражает противоречивость, сложность и подвижность эстетической потребности. Иными словами, эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внутренним условием существования идеала. Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность. Становление и развитие эстетической потребности происходит в двух взаимосвязанных между собой формах человеческой деятельности – в восприятии и художественном творчестве. В первом случае имеется в виду эстетическое созерцание природы и предметов материально-преобразовательной деятельности человека. Второе, включая в себя первое, обусловлено становлением и развитием художественной потребности как особой формы проявления потребности эстетической, то есть возникновением самостоятельного вида духовного производства – искусства. Эстетическое восприятие дополняется прошлым опытом личности, и потому оно всегда осмысленно, включает в себя момент обобщения предметов, их свойств и отношений. Восприятие – это мыслящее созерцание. И прежде всего это ассоциативный процесс, который включает в себя момент сопереживания и в какой-то степени сотворчества, опосредованный с одной стороны характером художественного произведения, а с другой – жизненным и эстетическим опытом человека. И, разумеется, интенсивность и глубина сопереживания определяется широтой художественных знаний, уровнем образования. Как целостное образование духовного мира человека эстетическая потребность универсальна по своему содержанию. Это та область эстетического сознания, для которой характерно эмоционально-образное отражение действительности и искусства, которая глубоко характеризует эстетическое сознание человека и выступает основанием эстетических чувств, вкуса и идеала, играя роль систематизирующего, ведущего, организующего фактора в его структуре. Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и волевые процессы являются механизмами развития эстетической потребности в структуре эстетического сознания индивида. Они могут и должны последовательно развиваться и совершенствоваться. Решению этой задачи призвана способствовать социально-культурная практика. Специфика эстетического воспитания проявляется в том, что оно призвано не только развивать художественно-эмоциональную сферу человека, но и совершенствовать его нравственно, интеллектуально и физически. Общее образование, вооружая человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный интерес. Последний является своего рода поисковым ориентиром, побуждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режиссеров. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени. Повышение общеобразовательного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания. Значительное место в этом процессе принадлежит повышению эстетического эффекта современного производства. Люди, усваивающие основы труда, встречаются на производстве с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли. Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художественного воспитания масс является развитие средств массовой коммуникации, обеспечивающих широчайшую доступность художественной информации. Сегодня практически каждая семья может иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку, завтра она пополнится компьютером и другими средствами информации XXI века, однако повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не поднимает уровень художественного развития человека. Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения становится своеобразной "машиной времени", ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширять жизненный опыт. Эффективность художественного воспитания во многом определяется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность. При этом последняя может быть "читательской", "литературоведческой", "критической", "собственно литературной деятельностью" и т. д. Таким образом, структура художественного воспитания включает в себя восприятие искусства, усвоение знаний об искусстве, овладение художественными умениями и навыками. Общее художественное образование начинается с раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания детей в детских дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь. На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу. В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры связано с системой непрерывного эстетического просвещения. Последнее, в свою очередь, порождает потребность в профессиональном или самодеятельном художественном творчестве. Воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества проявляется в том, что посредством этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению эстетических интересов и потребностей ее участников, дает возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности. Эстетическая ценность художественной самодеятельности, ее притягательная сила в том, что она интегрирует в себе массовое социально-культурное движение, художественное явление, фактор непрерывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности. Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художественного творчества может приобретать различные формы – от класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи. Но в любом объединении самодеятельного художественного творчества должно обеспечиваться: вовлечение людей в процесс непрерывного художественного просвещения; включение личности в создание ценностей художественной культуры; утверждение духовно насыщенных форм досугового общения и отдыха; последовательное формирование эстетических чувств, эстетических вкусов, эстетических идеалов; всестороннее стимулирование социально-культурной активности.
ГЛАВА III РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕДУЩИХ ОБЛАСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Общекультурное развитие личности в профессионально-трудовой сфере
Анализ тенденций развития производственных отношений свидетельствует о том, что в XXI веке они будут существенно отличаться от предшествующего столетия. И главное в этом отличии будет отражать не только и не столько новизна их научно-технической и технологической базы, сколько принципиально иной общекультурный уровень специалиста. В промышленном производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в здравоохранении, бытовом обслуживании, в любой другой сфере профессиональной деятельности компетентность специалиста ныне предопределяется не только владением конкретными технологиями, но и таким уровнем внутренней культуры, который обеспечивает гарантии профессиональной экологии, исключающей повторение Чернобыля или иной человеческой катастрофы, вызванной противоречием между безграничными возможностями современной техники и недостаточным уровнем культуры обслуживающих ее людей. С целью определения путей преодоления этого противоречия автор в конце 70-х годов возглавил комплексное теоретико-эмпирическое исследование, которое сконцентрировалось на выявлении: - требований научно-технического прогресса к общекультурным качествам специалиста постиндустриального общества; - объективных возможностей воздействия современной профессионально-трудовой деятельности на формирование гражданских и нравственно-эстетических качеств личности специалиста; - оптимальных условий реализации этих требований и возможностей средствами культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной и иных форм социально-культурной деятельности. В исследовательский коллектив вошли Г.А.Акопян, А.М.Буравлев, В.В.Водопьянова, А.А.Зотиков, Н.Х.Камалова, П.М.Курячий, Л.П.Подоба, Ш.З.Санатулов, которые, следуя разработанной автором единой методологии и методике научного поиска, осуществили разработку одного или нескольких аспектов изучаемой проблемы, приняли участие в организации широкого формирующего социального эксперимента и анализе его эффективности, результаты которого были представлены в научных публикациях и диссертациях[109]. Методология исследования строилась на синтезе философско-культурологических (М.Вебер, П.С.Гуревич, Б.С.Ерасов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.Кассирер, Э.В.Соколов, Л.Уайт, А.Я.Флиер и др.) и психолого-педагогических (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, Б.С.Гершунский, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, Н.Д.Никандров, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) концепций; на принципах органичной взаимосвязи профессионально-трудовой деятельности и общекультурного развития (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, С.Г.Вершловский, А.М.Новиков, П.С.Хейфец и др.). Преодолению проявлявших себя в 20–80-е годы XX века стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта способствовало обобщение трудов западноевропейских, американских и японских ученых (Д.Блок, С. де-Виндт, Ш.Генри, С.Гликман, Р.Дейв, А.Корлози, Л.Колберг, А.Кролли, Д.Либерман, Л.Миллер, В.Перри, А.Пэн, С.Судзуки, Р.Тамаширо, Р.Хант, Л.Шрейдер, К.Т.Элсдон и др.), которые достаточно широко отразили влияние высоких технологий, компьютеризации производства и других аспектов научно-технического прогресса на формирование потребности специалиста в непрерывном повышении уровня своего профессионального мастерства и общекультурного развития. Принципиальное значение для методологии исследования приобрела концепция Дж.Левинджера о единстве морального, когнитивного и социального в личности, проявляющем себя в любой сфере профессионально-трудовой деятельности. Дополненная положением об опережающем развитии культуры как условии оперативного и успешного восприятия новой техники и новых технологий, она позволила реализовать принцип целостного подхода к специалисту XXI века, удовлетворить требования научно-технического прогресса к личностным качествам его субъектов. Гипотеза исследования строилась на том, что профессиональная компетентность специалиста информационного общества не может ограничиваться владением компьютерной техникой или высокими технологиями. Не в меньшей мере ее должны характеризовать осознанное отношение к себе и окружающим; толерантность, креативность и поведенческая гибкость; способность видеть прекрасное в природе, обществе, семье, в труде, познании, досуге и общении; в умении строить свой мир по законам красоты, проявлять избирательное отношение к потокам социальной информации, находить границы между культурой и псевдокультурой, развивать свои эстетические способности, активно участвовать в социально-культурном творчестве. Сверхзадачу профессионально-трудовой сферы мы видели в создании соответствующих условий для разностороннего общекультурного развития специалиста, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, базового образования, но с обязательным учетом его индивидуальных способностей, наклонностей, дарований, интересов, ценностных установок. Вопросы общекультурного развития личности в процессе ее социализации и, в частности, проблемы культуры профессионально-трудовой деятельности длительное время представляются приоритетными для философии, социологии, социальной психологии, педагогики, а ныне и прикладной культурологии. Крупнейший деятель русской педагогики конца XIX – начала XX века П.Ф.Каптерев очень точно заметил, что «основу основ передачи подрастающему поколению социального опыта составляет общекультурное развитие индивида»[110]. А классик американской философии и педагогики Дж.Дьюи конкретизировал эту мысль, подчеркнув, что «общекультурное развитие – это ведущее средство социализации личности, в рамках которого обеспечивается равновесие и гармония между индивидом и средой и, в частности, между человеком и его профессиональной деятельностью»[111]. Новая социально-экономическая ситуация и новые требования к культуре труда и общественных отношений предопределили необходимость пересмотреть принципы изначальной подготовки человека к профессионально-трудовой деятельности, обновить систему общего и базового профессионального образования, обусловили гуманизацию учебных планов средней и высшей школы. Во всех вузах, включая технические учебные заведения, с начала 90-х годов введен курс культурологии; в школах, профессиональных училищах, лицеях, гимназиях значительно расширен гуманитарно-эстетический цикл. Усложнение отношений «человек – природа», «человек – техника», «человек – научно-техническая информация» и всей социально-экономической и духовной жизни общества детерминировали значительное повышение требований к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической, нравственной, эстетической и физической культуре специалиста. Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а непреложным профессиональным качеством специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость определенной перестройки первичного, базового образования, всей системы непрерывного (или в терминологии западноевропейских и американских ученых – неформального) образования, равно как и иных форм подготовки человека к выполнению профессиональных функций. Глубина осознания и усвоения инновационных методов и прогрессивных технологий современного производства и сферы обслуживания находится в прямой зависимости от культурного кругозора специалиста, и решать эти задачи возможно посредством последовательного расширения этого кругозора. Отечественная и мировая наука ныне едины в принципиальной позиции, исходящей из того, что ведущей проблемой приведения личностных качеств специалиста в соответствие с новыми требованиями выступает проблема соотношения саморазвития и профессиональной деятельности, стержнем которой, в свою очередь, является диалектическое единство профессионального мастерства и общекультурного развития. Важнейшую роль в разрешении этой проблемы играет система непрерывного образования как комплекс государственных и негосударственных образовательных и культурно-просветительных учреждений, которые обеспечивают организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи общегуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической, политехнической, нравственно-эстетической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и длящегося всю жизнь индивидуального стремления личности к самообразованию и самосовершенствованию. Для специалистов, занятых в разных областях профессионально-трудовой деятельности, общекультурное развитие связано не с широким понятием культуры как совокупности созданных и создаваемых ценностей человечества, а с актуальной культурой, т.е. той частью культуры общества, которая находится в повседневном функционировании и включает в себя минимум необходимых самодеятельной части населения социально-политических, культурологических, естественнонаучных и технических знаний, умений и навыков. Исходя из этого, прикладная культурология призвана решать триединую задачу: - стимулировать потребность специалиста в деятельности по потреблению и воспроизводству ценностей актуальной культуры (от культуры труда до художественно-эстетической культуры); - формировать знания, умения и навыки социально-культурной деятельности; - вовлечь специалиста в реальное социально-культурное творчество. Разносторонний анализ тенденций развития общественного производства конца XX века; учет специфики различных форм профессионально-трудовой деятельности – от добычи полезных ископаемых и создания космических станций до выполнения функций шофера, продавца, врача, учителя, милиционера или секретаря-референта; обобщение профессиограмм, квалификационных характеристик и иных документов, определяющих социальные и профессиональные требования к современным специалистам разного профиля; изучение результатов прогностических исследований, пытающихся выявить особенности производственных отношений формирующегося информационного общества, позволили сформулировать общекультурные качества, которые в одинаковой мере необходимы специалисту любой сферы профессиональной деятельности. К ним, в частности, относятся умения: - проявлять интерес и постоянно следить за явлениями и процессами духовной жизни; - эффективно использовать традиционные (чтение, радио, театр, выставки и т.д.) и новые (видеопрокат, Интернет и т.д.) средства информации, проявлять дифференцированное отношение к ней; - осуществлять художественно-нравственную оценку явлений искусства, различных форм социально-культурного творчества; - вести диалог с людьми, конструировать социально значимые контакты, обеспечивать культуру общения; - осуществлять нравственно-эмоциональное воздействие на окружающих средствами искусства, живого слова и наглядности; - прогнозировать, планировать и осуществлять воспитательное воздействие на окружающих. Для успешной работы с людьми современный специалист, освоивший основы социально-культурной деятельности, должен владеть навыками: - изучения и учета интересов и потребностей разных групп населения (основы поисково-социологического мастерства); - культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, методического и организационного обеспечения функционирования социальных общностей разных типов (основы менеджерского мастерства); - информационно-просветительной, зрелищно-познавательной и художественно-массовой работы (основы ораторского, просветительского, художественно-пропагандистского мастерства); - самореализации своих творческих потенций и создания условий для проявления творчества коллег по профессионально-трудовой деятельности (основы психолого-педагогического мастерства); - разработки и осуществления целевых социально-культурных программ (основы перспективно-формирующего мастерства). Для этого он должен знать: 1. Принципы фундаментальной и прикладной культурологии, позволяющие использовать общие закономерности приобщения человека к культурному социуму; 2. Достижения и проблемы отечественной и мировой духовной культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки личности, реализовывать принципы педагогической культурологии и педагогики сотворчества; 3. Критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества для осуществления художественно-критической оценки явлений духовной жизни. Прикладную культурологию не может удовлетворить лишь констатация общекультурных знаний, умений и навыков современного специалиста. Не менее важно выявить их качественные параметры, определить мотивы социально-культурной деятельности, степень ее интенсивности, уровень проявляемой специалистом социальной активности. С целью получения достоверной и репрезентативной картины, характеризующей общекультурное развитие специалистов разных форм профессионально-трудовой деятельности[112], исследовательский коллектив сосредоточил свое внимание на анализе: Date: 2015-09-03; view: 311; Нарушение авторских прав |