Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 10 page





Познавательная деятельность ребенка нуждается в одобрении и поддержке. Образы и знания интегрируются, растут в объеме тем быстрее, чем последовательнее и согласованнее обращаются с ребенком окружающие. На раннем этапе развития очень важно поощрять естественную склонность к познанию. Чем больше нового видит и слышит человек, тем больше его интерес к познанию. Чем больше опыт принятия самостоятельных решений, тем больше желание и способность справляться с различными трудностями. Если обучение мотивируется только страхом неудачи или желанием вознаграждения, интерес к познанию может угаснуть.

Высокая оценка познавательных возможностей ребенка стимулирует развитие. В одном из экспериментов детей информировали, что, согласно данным тестирования, от них следует ожидать в ближайшем будущем «интеллектуального скачка», хотя на самом деле никаких тестов не производилось. Проведенная через год проверка показала, что большинство детей действительно повысило свою успеваемость.

Развитие психической структуры личности в значительной степени совпадает с формированием в ее сознании основных познавательных и оценочных категорий, которыми организуется ее опыт. Социальное окружение, образы близких людей играют важную роль в организации этого опыта, в формировании исходных психических стереотипов: мужчин и женщин, своего и чужого, добра и зла, красоты и безобразия. Детские стереотипы служат как бы «эскизом» системы ценностей взрослого. Их ядерными элементами являются родительские образы. Образ матери первоначально заполняет для ребенка весь мир. Постепенно он суживается, сливаясь с конкретно воспринимаемым лицом. Его эмоциональная основа, перемещаясь в подсознательную сферу, становится «ядром» универсального образа женщины. Притягивая существенные элементы других женских образов, теряя случайные черты, стереотип становится все более обобщенным.

Существует гипотеза, согласно которой родительский образ во взрослом состоянии проецируется на существо другого пола, которое благодаря такой проекции приобретает высокую эмоциональную значимость.

В период влюбленности внезапно освобождаемая энергия, идущая из глубин личности, приносит ощущение свежести, новизны восприятия, вызывает перестройку личности. Создается новая, подчас очень сильная привязанность, меняются взгляды, привычки, что позволяет достичь близости и взаимопонимания с человеком, о существовании которого совсем недавно ничего не было известно, но подготовка к встрече с которым длилась, по существу, всю жизнь.

В последние десятилетия этнографы и психологи провели тщательные исследования многих культур с целью выяснить, как влияют различные методы воспитания и способы ухода за детьми на характер взрослой личности, на ее отношение к другим людям и культурным ценностям, на способность усваивать различные нормы и идеи. Рассмотрение системы воспитания в общем контексте культурных явлений позволило обнаружить ее устойчивость и глубокие, многосторонние связи с экономическим устройством, идеологией, религией, искусством. В течение веков происходила бессознательная шлифовка и отработка систем воспитания, их приспособление к экономике и формам общественного сознания. Через воспитание общество стремилось придать психике такую форму, которая была бы оптимальной для дальнейшего развития и функционирования личности в рамках данной культуры, хотя, разумеется, в любом обществе эта цель никогда не могла быть полностью достигнута. Установить и выразить связь типических компонентов детского опыта с чертами социального характера и экзистенциальными структурами взрослой личности очень трудно. Качественное различие между рационализированным и систематизированным опытом взрослого и относительно хаотичным, в значительной части и вербализуемым, опытом ребенка исключает возможность формулирования этой связи в виде однозначного, а тем более осознаваемого самой личностью соответствия. Связь между психическими установками, возникшими в детстве, и культурными условиями, в которых живет взрослый человек, также является сложной и опосредованной. Одним из моментов этой связи служит механизм проекции.

«Проективные системы», возникшие в раннем детстве, исполняют роль «ядра личности». Опыт, на котором они основаны, забывается, вытесняется. Остаются лишь психосоматические реакции, аффекты, динамика поведения. Новые впечатления наслаиваются на эту основу, и их эмоциональная окраска, значимость для личности определяются тем, как они ассоциируются с опытом раннего детства.


В процессе развития социальной структуры общества возникают более или менее четко очерченные сферы общественной жизни, в которых деятельность людей ориентирована на специфические ценности. Эти сферы отличаются друг от друга по характеру взаимоотношений людей; по степени эмоциональной вовлеченности; по требованиям, которые предъявляются к индивиду, по соотношению в них элементов творчества, функционирования и потребления культуры, по богатству культурных ценностей, которыми они располагают.

В результате усложнения и усовершенствования механизмов формирования личности как субъекта культуры последние оказались сосредоточенными главным образом в семье и в образовательной системе с ее многочисленными учебными заведениями и воспитательными учреждениями. Кроме того, на процесс формирования личности воздействуют игровые группы детей младшего возраста; неформальные группы подростков; интимно-дружеские отношения; учреждения культуры, досуга, спорта; средства массовой коммуникации, а с определенного возраста – профессионально-трудовая сфера.

Особо важную роль в процессе становления личности играет семья, та первичная малая группа, в которой живет и воспитывается человек с момента рождения. Именно она, как правило, реально влияет на личность в критические периоды ее развития, когда психика наиболее чувствительна и пластична. В семье усвоение культуры происходит при непосредственном участии подрастающего индивида. Ребенок находится в непосредственном эмоциональном общении с членами семьи, с помощью которых он приобретает навыки речи, мышления, предметных действий; учится ходить, различать интонационные оттенки голоса, пользоваться языком мимики, жестов. В семье ребенок практически впервые вступает в интенсивные и каждодневные взаимоотношения со взрослыми, представляющими для него мир культуры. Семья служит первой непосредственно воспринимаемой «моделью» общества, а отношения в ней – основным образцом межличностных отношений. В первый период жизни ребенка он взаимодействует с обществом только через семью. Профессия родителей, их культурный уровень и общественные связи определяют социальный статус ребенка и дают ему чувство социальной принадлежности. Родительские любовь и забота, психологическая зависимость ребенка от родителей создают в раннем возрасте оптимальные условия для передачи и усвоения культурных знаний и навыков. При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным и в высокой степени индивидуализированным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребенка. В семье ребенок, по существу, знакомится со всеми возможными типами человеческих взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов. Здесь у него есть своя роль, свои функции в ее хозяйственной жизни; практически взаимодействуя с взрослыми, участвуя в досуге семьи, он включается в принятые в данной микросфере структуру и характер общения, наконец, именно в семье развивается способность к интимному душевному общению.

Можно с уверенностью сказать, что развитие самосознания, способность к усвоению важнейших социальных функций, формирование характера, общее психическое здоровье личности в первую очередь обусловлены отношением родителей к ребенку, связаны с его первыми семейными обязанностями, с царящей в семье общей нравственно-психологической атмосферой.


Будучи незаменимой, семья как механизм культурной преемственности социализации имеет и ряд недостатков. Она не может предложить личности больше того, чем сама располагает. Уровень культуры семьи является трудно преодолимым «потолком» социализации, который препятствует усвоению более высоких ценностей. Разнообразие способов воспитания, принятых в различных семьях, мешает выработке необходимых стандартов культурного поведения. С точки зрения ребенка, для родителей не существует полноценной замены. Уход со сцены хотя бы одного из них резко нарушает процесс становления формирующейся личности. Эмоциональная атмосфера в семье сравнительно неустойчива, ее колебания пагубно сказываются на духовном самочувствии ребенка. Внутренняя структура семьи, взаимоотношения между ее членами обусловлены не только их личными качествами, но и социальным положением семьи. Занятия родителей, дневная продолжительность их труда, сменность, сезонность, напряженность работы и связанные с ней бытовые условия – все это может по-разному влиять на частоту, содержание, интенсивность родительских контактов с детьми, а следовательно, и на формирование их личности. Эффективность семьи как института социализации и инкультурации зависит от места семьи в обществе, от того, в какое положение поставлена женщина. Нехватка у родителей свободного времени, отсутствие педагогических знаний, конфликты между ними могут свести эту эффективность к нулю.

Второй сферой формирования личности как субъекта культуры является общеобразовательная система, представленная детскими садами, школой, средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Образование имеет целью передачу социально-необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система добивается необходимого минимума знаний от каждого учащегося. Она опирается на достижения мировой и отечественной науки, использует значительную часть накопленной обществом информации. Эффективности обучения она достигает при помощи специальных методических и организационных средств.

Недостатком образовательных институтов является то, что при современных методах обучения они не способны индивидуализировать процесс воспитания и усвоения знаний и могут осуществлять лишь внешний, относительно формальный контроль за ним. Отношение воспитанников и воспитуемых в системе образования близки к функционально-ролевому типу, условия для личностных контактов здесь часто оказываются недостаточными по сравнению с общеобразовательными целями. Сложившаяся система образования обладает известным консерватизмом.

Однако опыт развития средней и высшей школы в 90-е годы, связанный с отходом от многих непреходящих традиций российского образо­вания и попытками без необходимого научного обоснования экспериментировать на обучающихся, свидетельствует о том, что в этой сфере духовной жизни разумный консерватизм строго предпочтительнее недостаточно выверенных инноваций.


В условиях последовательного перехода к информационному обществу XXI века существенно повышается роль средств массовой информации, которые, опираясь на современные технические возмож­ности, ныне вошли в каждый дом, каждую семью, доходят до каждого индивида.

Благодаря постоянству источников массовой информации возникла своеобразная культурная среда, доступная всем группам населения – от детей, воспринимающих мультфильмы и компьютерные игры, до пенсионеров, следящих за газетными выступлениями, рекламой, передачами радио и телевидения. Средства массовой коммуникации сопутствуют человеку во всех областях жизнедеятельности. Они активно влияют на формирование общественного мнения, семейное воспитание, политическое настроение, моду, подсознательные сферы человека.

В многообразии средств массовой информации заложен огромный созидательно-организующий, просветительный и развлекательный потенциал, но эти же средства готовы нести и негативную, деструктивную информацию. Интеллектуальная, эстетическая культу­ра личности в значительной мере выражается в избира­тельном отношении к различным источникам информации, в способнос­ти ее критической оценки и осмысленного восприятия.

К инфраструктуре социально-культурной сферы как совокуп­ности материальных, организационных, финансово-экономических, кад­ровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей и развитие их творческих потенций, помимо системы образования и средств массовой информации относятся:

- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т. д.);

- творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности;

- научно-просветительные учреждения (музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки, библиотеки, лектории, планетарии, зоопарки, ботанические сады и т.д.);

- культуроохранительные институты (заповедники, центры экологи­ческой культуры, архивы, реставрационные мастерские и т. п.);

- культурно-досуговые учреждения (клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игроте­ки, дома художественного и технического творчества, концертные учреждения, дома торжеств и т. д.);

- ведомственные культурно-просветительные учреждения (дома офи­церов, солдатские клубы, дома культуры милиции, дома медицинско­го просвещения, дома творческих работников (писателей, худож­ников, композиторов, актеров и т. д.);

- санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря отдыха, базы досуга, стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т. д.);

- туристско-экскурсионные учреждения (гостиницы, мотели, кемпин­ги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т. п.);

- учреждения развлекательно-коммерческого досуга (мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино, рестораны, кафе, сауны, бильярдные и иные центры игрового досуга).

Значительную роль в формировании культуры личности играют трудовые коллективы, воинские подразделения, общественные органи­зации, вся микросреда – от родственников и друзей до людей, с которыми общаешься в автобусе или магазине. Однако степень влияния различных социальных институтов или отдельных лиц на про­цесс становления личности как субъекта культуры и методика их воздействия далеко не равнозначны. В семье решающую роль играют родственные узы, единый быт и досуг, передающиеся из поколения в поколение традиции; в системе образования на первое место выдвигается фактор единства познавательных инте­ресов и осознания обязательств перед обществом и конкретным учебным заведением; в культурно-досуговой сфере, где человек ощущает полную свободу от субординации и экономических факторов, превалируют реально проявляемые интересы, увлечения, эстетические потребности.

Раскрывая специфику формирования культуры личности в разных сферах социальной жизни, прикладная культурология обосновывает принципы и методику культуросозидающей деятельности различных институтов общества, раскрывает технологию становления индивида как субъекта культуры, опирающуюся на механизм их интеграции

 

 

2.3. Методика формирования духовной культуры личности.

 

Иммануил Кант неоднократно подчеркивал, что есть мир природы, где человек зависит от ее закономерностей, и мир свободы и культуры, где индивид предопределяет свое поведение и деятельность степенью духовности, интегрирующей нравственно-эстетические, гражданские, интеллектуальные и иные качества личности, ее представления о себе и мире, позволяющие следовать требованиям общества и сохранять свою индивидуальность[97].

По мере своего становления и развития личность последователь­но включается в мир материальной, физической и духовной культуры, однако эффективность этого процесса находится в прямой зависимос­ти от реализации ряда условий, среди которых особое значение ныне приобретает определение оптимальных границ воздействия на него со стороны общества, государства, семьи, учебно-воспитательных учреж­дений и иных социальных институтов.

Карл Роджерс[98], к примеру, отстаивает концепцию отказа от идео­логии формирования личности и перехода к идеологии ее развития. Цель воспитания он видит в обеспечении процесса естественного раз­вития индивида; источник и движущие силы личностного роста – в са­мом человеке, а условием успешности этого процесса считает понима­ние и принятие личностью себя. Гуманистическая педагогика, по К. Роджерсу, направлена не на передачу информации и формирование знаний, а на личностно-центрированный процесс, смысл которого – помощь в развитии личности, в освоении себя и адекватной Я-концепции, в раскрытии своих способностей, в обогащении своего индивиду­ального опыта, в обретении ценностных ориентаций.

В ситуации самого широкого разброса методологических позиций – от возрождения принципов свободного воспитания Жан-Жака Руссо до возвращения лозунга А. С. Макаренко: "Личность формируется только в коллективе, для коллектива и через коллектив" – прикладная куль­турология, опираясь на сложившийся в конце XX века совокупный опыт формирования личности как субъекта культуры, концентрирует внимание на необходимости обеспечить интеграцию всех сил, которые способны содействовать решению столь сложной задачи. Это, в первую очередь, сам человек и заложенный в нем потенциал саморазвития. Это государ­ство и общество, обязанные создать максимально благоприятные условия духовного развития каждого индивида. Это семья, школа и иные соци­альные институты, призванные, соблюдая свободу, достоинство и гражданские права человека, использовать достижения современной на­уки и практики для осуществления воспитательного влияния на процесс становления и развития духовно богатой, высоконравственной и об­щественно активной личности.

Формирование культуры индивида предполагает:

- овладение основами физической культуры (умения и навыки санитарно-гигиенической деятельности, физические тренировки, безопасное поведение, культура питания, одежды, бытовых и сексуальных отноше­ний, активный отдых и т. д.);

- постижение материальной культуры, окружающей среды обитания (способность обеспечить экологию флоры и фауны, разумно использовать имеющиеся сооружения, оборудование, транспорт, средства связи и т. д.);

- усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нрав­ственного, экономического, политического, правового, экологическо­го, эстетического, религиозного и т. д.), проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.

Решающую роль в формировании физической культуры личности иг­рает семья; в постижении материальной культуры и среды обитания – общеобразовательная и профессиональная школа; в усвоении духовной культуры – социально-культурная деятельность, позволяющая человеку познать сущность и природу культуры, включиться в художественные, технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соот­ветствие с нравственно-эстетическими требованиями общества.

Практика духовной жизни в России, в экономически развитых и в подавляющем большинстве развивающихся странах мира в конце XX сто­летия позволяет сделать вывод, что содержание социально-культурной деятельности – это комплекс специально отработанных и синтезирован­ных видов деятельности, в процессе которой:

- постигаются, расширяются, углубляются, обновляются и приво­дятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и спо­собах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззре­ния, гражданской, нравственной и эстетической позиции;

- формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчест­ва, развиваются творческие потенции личности;

- создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;

- усваиваются способы культурно-досугового творчества и не­регламентированного общения;

- удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эсте­тические интересы и потребности людей.

Личность – автономная, саморазвивающаяся система. Стержень ее формирования находится в ней самой. Но общество и государство не только не имеют права сохранять при этом нейтралитет, а обязаны принять на себя:

- полное и научно обоснованное определение целей воспитания личнос­ти как субъекта культуры; совокупность знаний, умений и навы­ков, нравственно-эстетических и социально-психологических качеств человека и гражданина, которые необходимо формировать в процессе хоминизации, социализации и инкультурации;

- достижение органичного единства нравственного, гражданского, эко­номического, политического, трудового, правового, экологического воспитания; умственного, физического и эстетического развития лич­ности;

- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитатель­ного воздействия с учетом особенностей различных групп населения;

- обеспечение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняющего характера процесса формирования культуры личности во всех сферах жизнедеятельности – в труде, познании, общественно-поли­тической жизни, быту, досуге;

- целенаправленное сочетание различных средств и методов информа­ционно-просветительного воздействия с вовлечением людей в раз­личные формы социально-культурного творчества;

- учет и социально-целесообразную коррекцию системы сложившегося влияния на общую культуру, нравственный облик и жизненную позицию каждого индивида;

- всемерное стимулирование процессов самовоспитания и саморазвития личности.

Основным объектом и в то же время субъектом формирования культуры может быть общество, социальная общность, но в первую очередь – это личность как единство социального и индивидуального, как сложнейшая динамическая система, включенная в структуру разнообразных социальных связей и взаимозависимостей.

Прикладная культурология рассматривает становление личности как целостный процесс. Она отвергает "атомистический" подход к человеку, ибо ни одно качество не формируется и не реализуется изо­лированно, а всегда выступает как проявление личности во всем ее диалектическом единстве и многообразии.

Поддерживая правомерность дифференцированного подхода к раз­личным группам населения и отдельным лицам при решении конкрет­ных культуросозидающих задач, прикладная культурология исходит из того, что эффективность формирования культуры находится в прямой зависимости от комплексности этого процесса, от достижения такого положения, когда каждая социально-культурная акция органически пере­плетается со всей системой воспитания и способствует решению единых кардинальных целей формирования и развития личности.

Примером этого, в частности, служит социально-культурная дея­тельность, природа которой предопределяет широчайшее разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-про­светительного воздействия и включения людей в культурное творчество.

Разработка средств, методов и форм социально-культурной деятельности осуществлялась с помощью Г.М.Бирженюка, Е.Ю.Кудиновой, И.Г.Мюльбейер, В.А.Писанко, В.В.Попова и Т.В.Рябовой. Результаты их исследований, выполненных под руководством автора, отражены в соответствующих диссертациях[99].

Исследования позволили констатировать, что средства социально-культурной деятельности – это духовные, материальные факторы и виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды и идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культу­ры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

К ведущим средствам социально-культурной деятельности в пер­вую очередь относятся:

- живое слово;

- искусство, образ;

- средства массовой информации;

- средства наглядной агитации и пропаганды;

- книги, музыкальные инструменты;

- технические средства: звуко­записывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т. д.

Методы социально-культурной деятельности – это система инфор­мационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность спосо­бов совместных действий организаторов и участников социально-куль­турной деятельности, направленных на решение конкретных просвети­тельных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

В социально-культурной деятельности ныне сложились три группы методов.

Первая группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение;

- заражение;

- убеждение.

Вторая группа – это методы вовлечения в социально-культурную деятельность, спо­собствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- приучение к выполнению общественно-культурных функций;

- самоорганизацию;

- самоуправление;

- самообразование;

- самообслуживание;

- игру и т. д.

Значительную роль играет третья группа – методы стимулирования соци­ально-культурной активности, которая включает в себя:

- положительный пример;

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспективу;

- критику и самокритику.

Из приведенных выше методов формирования общественного сознания необходимо уточнить современное понимание таких терминов, как внушение и заражение. Внушение – это информационно-психологичес­кое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Зара­жение – это информационно-психологический процесс передачи стерео­типов поведения и эмоционального состояния от одного человека к дру­гому неопределенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

В двух значениях выступает и такое понятие, как убеждение.

Говоря о методах формирования общественного сознания, мы рас­сматриваем убеждение как процесс информационно-психологического воздействия. В этом случае убеждение – это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отно­шений. Характеризуя методы вовлечения в социально-культурную дея­тельность, мы трактуем убеждение как качество личности, т. е. сис­тему осознанных потребностей и высшую форму направленности личнос­ти, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее посту­пать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

Перечисление приведенных выше методов социально-культурной деятельности позволяет судить о широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как пра­вило, используются не автономно, а в системе, ибо процесс вовлече­ния человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов. Что же касается методов стиму­лирования социально-культурной активности, то без них невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группы.

Принятые на вооружение социально-культурной практики методы воздействия могут реализоваться лишь в единстве с ведущими сред­ствами духовной жизни, образовывая определенные формы соци­ально-культурной деятельности как утвердившуюся на практике сис­тему применения совокупности определенных средств и методов вовле­чения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распростра­нения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-тех­нического и художественного творчества.

В практике сложились эпизодические (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т. д.) и стабильные (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т. д.) формы социально-культурной деятельности.

Совокупный опыт этой деятельности изобилует различными формами ее организации. Они могут отличаться количественными параметрами вовлеченных в них людей, степенью активности их участников, богатством и разнообразием использованных средств, оригинальностью реализованных методов воздействия. Однако эффективность социально-культурных процессов в первую очередь предопределяется соответствием форм и содержания этой деятельности, ее целенаправленностью и научной обоснованностью.

В отличие от обучения в процессе формирования культуры лич­ности невозможно сохранить линейный принцип последовательного нара­щивания новых знаний, умений и навыков. Оптимальным здесь представ­ляются принципы концентризма и преемственности, связи с жизнью, с практикой культурного строительства.

На различных этапах общественного развития перед прикладной культурологией как областью научного знания, обосновывающего методо­логию и методику формирования культуры человека, могут возникать разные задачи, вытекающие из специфики социально-культурной ситуа­ции. Однако есть непреложные ценности, которые постоянно должны находиться в поле внимания общества и государства. В первую очередь – это формирование нравственной культуры личности.







Date: 2015-09-03; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию