Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья Белинского «О русской повести и повестях Гоголя»
Впервые Белинский подробно анализирует творчество Гоголя в 1835 году в статье «О русской повести и повестях Гоголя». Это одна из ранних работ Белинского. Здесь он еще весь находится во власти идеалистической философии и эстетики. Он считает творчество бессознательным процессом, не зависящим от воли творящего, а искусство не имеющим цели вне себя. Здесь Белинский задается чисто эстетическим вопросом, без которого, по его мнению, не может обойтись критик — «точно ли произведение изящно, точно ли этот автор поэт?» Отвечая на него, Белинский начинает пристально вглядываться вместе с читателем в написанное Гоголем. И тогда выясняется, что Гоголь истинный поэт в отличие от всех его предшественников в русской повести — Марликского, Одоевского, Погодина, Павлова, Полевого — потому, что он «верен жизни до последней степени», потому, что чувство непреложности происходящего и своей причастности к нему, ощущение безусловной художественной правды не покидает каждого, кто знакомится с рассказом о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем или с историей жизни и смерти «старосветских помещиков». Основной признак реалистической поэзии — а именно к ней относит Белинский повести Гоголя — объективный ее характер, то, что ее герои живут как бы сами по себе, без художественных натяжек, ходульности и риторических преувеличений, совершая круг своей обыкновенной жизни, столь похожей на все привычное и повседневное. Эта верность жизни делает произведения Гоголя народными. Именно так ставит здесь критик вопрос о народности, об умении художника передавать национальный дух своего народа, своеобразие его развития. Народность с необходимостью присутствует в каждом истинно художественном произведении. Особенностью же, свойственной только Гоголю, индивидуальной чертой его таланта Белинский считает юмор. Именно в этой статье Белинский увидел, что «бичующий» юмор Гоголя порожден отрицательным отношением к действительности. Так силой конкретного анализа повестей Гоголя, сопоставления их с жизнью Белинский преодолевает идеалистическую схему, и Гоголь предстает в его ранней статье как писатель, для которого окружающий мир является бесконечным источником поэзии и которому и смешно и грустно при взгляде на этот мир. Для Белинского важно умение Гоголя как подлинного художника-реалиста несколькими чертами обрисовать героя так, чтобы он был виден весь, «с головы до ног», быть «глубоким анатомиком души человеческой». Ставя Гоголя очень высоко как художника, создателя законченных, острых, ярких человеческих характеров-типов, Белинский в это время еще объективно понимает художественность как свободу от всякой заданности, целенаправленности. И хотя уже в этой статье видно, как непримирим Белинский к уродствам русской жизни, как близко ему искусство, окончательное понимание значения литературы в борьбе с этими уродствами приходит к нему позднее, в начале 40-х гг., вместе с отказом от идеи разумности всего существующего, с осознанием своего разлада с современной ему русской действительностью. Б. становит Гоголя на место, оставленное Пушкиным. Но отмечает, что Гоголь более социален, чем Пушкин.
Белинский выделяет две поэзии в повестях Гоголя: 1) поэзия идеальная (романтизм); 2) поэзия реальная (бытийность).
Достоинства прозы Гоголя: 1) простота вымысла; 2) совершенная истина жизни; 3) комическое одушевление, побежденное чувством грусти и уныния.
Белинский толковал природу комического: 1) внешний комизм (остроумие); 2) комизм глубинного свойства (противоречия характера). Смех Гоголя вызывает грустные чувства.
Белинский раскрывает значение поэмы «Мёртвые души»: 1. «Мертвые души» - правдивое изображение пороков, присущих дворянству. 2. Поэма не карикатура. А правдивое изображение пороков. 3. Поэма не является оскорблением чести. 4. Поэма необъятная по художественной концепции. 5. Поэма не обличительство. А философское изображение пороков.
Date: 2015-09-03; view: 7266; Нарушение авторских прав |