Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы обрядов





· Изменение статуса человека часто сопровождается обрядом, например: инициация, свадьба, похороны, крещение и т. д.

· Молитва групп людей часто сопровождается обрядами, например: месса, литургия.

· В некоторых религиях существуют персональные обряды, например: исповедь, хадж.


 

№5

самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.
Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно.
Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) — около двух, a Homosapiens — примерно 100 тысяч лет назад.
Древнейший город — Иерихон — возникает около 10 тысяч лет назад, а первые древние государства образовываются на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.
Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.
Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.
Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.
Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) — неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.
Ещё одна особенность — отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы культурного и социального развития.
На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.
Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.
Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.
Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.
Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.
Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.
Индивид не просто должен был вести себя «как все» — он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особенности мировосприятия:

Эти особенности известны главным образом из этнографических исследований народов, остававшихся на ступени неолита. На данном уровне духовного развития критическое мышление отсутствовало, преобладала эмоциональная сфера - эмоции побуждали к поспешным, поверхностным, ассоциативным выводам. Первобытный человек легко поддавался внушению и самовнушению. Содержание его сознания определялось коллективным родовым сознанием, существующим по традиции и передающимся от поколения к поколению по памяти. Письменности не было. Роль индивидуального сознания была ничтожной. Первобытные люди ещё не могли достаточно хорошо различать реальное и иллюзорное, не могли различать того, что принадлежит им самим, а что природе, и понимали мир по аналогии с собой.

В результате сформировались такие черты первобытного сознания, как эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, алогичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматиз м) мироздание, одушевлять его части (анимизм).

К особенностям первобытного сознания относится также склонность уподоблять природные явления человеку (антропомофизм), а отношения между этими антропоморфизированными явлениями уподоблять социальным отношениям (социоморфизм). Будучи не в состоянии объяснить явления природы и общества, первобытный человек находил видимость такого объяснения в рассказе о происхождении существа, олицетворяющего то или иное явление природы, а позднее и общества, от других таких же существ путём биологического

рождения (генетизм).

 

· Первобытная культура. Представление о пространстве.

 

(6) Значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на -овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

 

 

· Древневосточная культура. Фигура царя.

 

7) Фигура божественного царя на Древнем Востоке
Древневосточные люди всю свою жизнь организов-ли вокруг фигуры божественного царя,. Фигура божеств. Царя знаменовала переход от первобытного к древневосточному типу культуры, однако царь-бог не появился внезапно у него был предшественник в лице царя-жреца. Царь-бог – это полнота присутствия сакрального в профаном. Скажем фараон по-прежнему, как и царь –жрец, служит богам., возносит им молитвы и приносит жертвы. Фараон представляет собой стяжку и концентрированность божественности в одном лице. Мир всецело посвящен богам являет собой их присутствие на земле виде святилищ. Это продолженность мира богов в мире людей. Фараон в своей обращенности к богам только начинает с признания своей служебности и подчиненности. Далее появляется мотив значимости фараона для богов (он стает чуть ли не их покровителем). На фараоне замыкается круг богов. Вся жизнь египтян была жизнью фараона. Он создавал новые и подновлял старые храмы. Сам Ф. в числе прочих своих именований был отцом и матерью всех египтян.

 

 

· Древневосточная культура. Раб и рабство.

 

8) Раб и рабство как измерение древневосточной культуры
Для первобытной общины характерно было то, что боги находятся на небе, там их царство, а люди-на земле. Их встреча происходит в ритуале, в трапезе. Люди выходили в смысловое пространство сакрального мира, преодолевая в себе профанное естество. В древне восточных гос. - ах божество в лице царя присутствует среди людей. Его можно лицезреть вступать с ним в контакт. Людям перед лицом бож-ва подобает поклонение: молитва, жертвоприношение. Люди должны ощущать все ничтожество своей природы - рабы. Само по себе профанно - человеческой реальности- пустота и мнимость. Первобытные люди признавали себя рабами - только перед лицом бога. С появлением древневост. Культ. Все изменилось человеческое стало синонимом рабского. Т.к. присутствовал один сверхчеловек – божественный царь. Он указывал и свое место и роль. Робами считались и крестьяне, и чиновники, и сановники и жрецы. Без сомнения между сановником и земледельцом стояла огромная дистанция. Один из них был богат, а другой боролся за существование. Но все же они оба оставались робами для фараона. Только один был в относительной близости, а другой в отдаленности. (Рассказ об Иосифе – путь восхождения). Человек-это и есть раб, все к чему он
может стремиться быть счастливым рабом.

 

 

· Монументализм как характеристика древневосточной культуры.

 

 

ВОПРОС 9. Важной чертой древневосточной культуры является монументализм. С раннего этапа Египет и Мессопотамия знали города, которые населяли 10 тыс жителей,появляются не только дома но и дворцы и храмовые комплексы, с мощными стенами, многочисленными башнями. Люди стали по другому воспринимать реальность, это было также восприятие реальности хауса и космоса, сокральной и профанной сферы, но сакральная культура обнаруживает себя не только в ритуалах, но и в качестве предметного воплощения - монумента. Монументализм- манифестация божественного царя его величия. Монументализм Востока связан с Царской эпохой.

 

·Почему античную культуру называют полисной. Особенности полисной жизни.

 

 

№10
По́лис (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация, при которой эти землевладельцы и ремесленники, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии». Полис — автономная гражданская община, принадлежность к которой наделяла гражданина определенным набором прав (правом владения землей, собственностью, правом участвовать в политической жизни, правом служить в армии). Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки,периеки, вольноотпущенники, рабы.
Государственный строй в полисах был различен: монархия (была типична для полисов в период архаики),демократия, олигархия и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических — совету знати, в олигархических — цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из:
• народного собрания: экклесия, синод, консилии, комиции
• совета: народные советы — синедрион, буле, трибунат, дефензорат; аристократические советы — герусия, сенат)
• магистратов: стратеги, полемархи, консулы, преторы; аристократические магистраты — басилевсы, архонты,рексы, принцепсы; народные уполномоченные — эдилы, агораномы
• правосудие осуществляли выборные суды: дикастерии, квестионы
• вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан
Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и, как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

 

·Античная культура. Представление о человеке. Калокагатия.

 

 

11. Семья была жестко-патриархальной. Женщина не имела образования. Небольшое образование получали гетеры (свободные женщины).
Особое отношение к скульпторам, врачам, архитекторам, спортивным тренерам. Их называли интеллектуалами.
Калокагатия - гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

 

 

·Повседневная культура Древней Греции.

 

 

12.
Повседневная культура Древней Греции – неблагоприятные условия для развития – засушливый климат, каменистая почва, высыхание рек, отсутствие ирригационного орошения. Люди выживали за счет коммерческого духа. Были охвачены жаждой торговли, что способствовало появлению рыночной экономики. Была сильно развита внешняя торговля.

 

 

·Повседневная культура Древнего Рима.

 

 

13. Римляне делил все занятия на 2 категории:gotium и negotium (дело и досуг). Дело №1-война.
Respublica-идея общей пользы.
Дело №2-политика и суд.
Тяжелые наказания: за колдовство, превышение полномочий чиновника, неуплата налогов.

Дело №3- земледелие.
Кризис римоимперского периода
Романское начало - культурные достижения, знания, искусства.

 

 

·Средневековая культура. Взаимодействие двух начал в основе средневековой культуры.

 

14. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал:
1. Романское - римская античность.
Искусство, культура, христианство.
Германское – понятие силы и чести, воинствующий дух, наследники-рыцари.
В начале средневековья наблюдается процесс дезурбанизации (уход из города).
Складывается жесткая социальная иерархия с такими сословиями как духовенство, дворянство, народ. На основании этих сословий складываются средневековые типы культуры:
1. Монашеская
2. Рыцарская
3. Бюргерская
4. Крестьянская

 

· Рыцарский тип культуры.

 

15. Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военно- аристократическое сословие феодального общества, призванное вы- полнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие

«воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем средневековье, достигло рас- цвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вас- салитета, они получали земельные владения - при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стерео-

типами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добро-

детелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обяза- тельствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать

стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец,

влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях свет-

ских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении жен- щин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года ос- тавались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обу- чение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, вла- дению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная

(от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература - придворно-

рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Про-

ванс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также

рыцарским романом.

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда - внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неува-

жение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, на- рушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил

поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в

этом сословии средневекового общества.

Рыцари-потомки воинов германцев, которые составляли дружину варварских королей.
Идеал рыцарства - благородство и знатность происхождения.
Изначально в рыцарское сословие рекрутировались люди из разных слоев общества.
Складывается цеховая организация. Цех-объединение ремесленников по профессии. Крупные цехи располагались вдоль улиц. На улицах стояли храмы покровителя цеха.

 

· Монашеский тип культуры.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 765; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию