Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3: История и современное состояние западной социологии морали





Как уже отмечалось, социологический подход к изучению морали возник еще в XIX веке Его появление было тесно связано с формированием влиятельных социологических школ - французской (О Конт, Л Леви-Брюль, Е Д Дюркгейм), немецкой (М Вебер, Г Зиммель), английского (Дж Милль, Г Спенсер) и американской (Дж Дьюи, Е Росс) их представители, почти все без исключения в той или иной степени касались проблем морали в социальном контексте, очерчивали круг социологических проблем изучения морали, некоторые пытались разработать и усовершенствовать социологические методы исследования морали.

Разделяя позиции позитивистов, они совсем не случайно начали с критики традиционной теоретической этики, настаивая на невозможности научно обосновать этику, опираясь на теоретические построения и соображения. Поэтому искать решения проблем морали надо было, во-первых, на основе строго фактического знания, и, во-вторых, с использованием новых, эмпирических методов.

В рамках позитивистской социологии вырисовывается новое понимание этики как описательной, эмпирической науки, задача которой должна заключаться в том, чтобы устанавливать, как моральные взгляды доминировали и домино рых в определенной среде, каковы причины того, что они были и есть именно таким.

Так, по мнению Г Зиммеля, наука о морали должна давать ее социологическое, историческое и психологическое объяснение, и если этика хочет быть наукой позитивной, она должна опираться на факты. При этом этика может быть либо частью социологии и давать описание форм общественной жизни, которые являются основой моральных феноменов, или частью истории и, в этом случае, возводить каждое нравственное представление в его примитивной, зародышевой форме. Наука о морали может быть и частью психологии, тогда предмет ее анализа составят индивидуальные волевые акты, чувства и суждения, содержание которых будет оцениваться как моральный или аморальные.

С точки зрения Л Леви-Брюля, настоящая наука о морали может заключаться лишь в анализе моральной действительности, прошлой и современной, поскольку этим уже занимаются социология и история, необходимости в какой-то другой науке о морали просто не существует. Один из основателей американской социальной психологии и социологии – Е. Росс предлагал заменить теоретическую этику вариантом эмпирического знания, получивший в его работах название "этологии". Под последней Е. Росс понимал собрание моральных материалов, т.е. установление и описание всех нравственных проявлений данного времени, описание реальных моральных импульсов и отношений ".

Наиболее четко тенденция социологизации этики нашла отражение в работах Е. Дюркгейма, который, собственно, и предложил сам термин «социология морали", провозгласил необходимость социологического обоснования морали, использование методов социологического исследования и пытался создать новый образ этики - эмпирической науки, будет изучать нравственную жизнь общества в его фактологичности (передача в тексте точных фактов).

При этом социология морали понималась не как один из разделов социологии или этики, изначально замысел "реформаторов" состоял в том, чтобы заменить традиционную этику как философскую науку новым, эмпирейметрических, социологическим ее разновидностью - социологией морали, но спланированная "революция" не состоялась. Во-первых, потому, что возведение науки к эмпирическим исследованиям никогда не позволяло подняться выше факто логического уровня и стать действительно наукой. Во-вторых, лишь в середине 30-х годов была осознана неправомерность попыток заменить этику социологией морали и свести всю этическую проблематику в социологической. И остальных, с самого начала развития социологии морали ее сопровождали трудности, связанные с указанной спецификой морали, в то время как отраслевые социологические теории, которые были ориентированы на изучение институционализированных форм общественной жизни (права, религии, экономики и т.д.), развивались быстрыми темпами.

В дальнейшем западная социология морали существовала преимущественно, как эмпирическая наука Исключением можно считать некоторых известных ученых проанализировать особенности функционирования морали в отдельных сферах обще ильного жизни, например, науке (Р. Мертон, Д. Барбер), политике (С. Липсет), в сфере производственной деятельности (Е Мейо) и некоторых других. Среди теоретических работ, выводы которых представляют определенный интерес для социологии морали, часто упоминается теория когнитивно-эволюционного нравственного воспитания Л. Кольберга и так называемая "концепция женской нравственности" его ученицы К. Гиллиган, которая описала особенности формирования нравственного мира женщин и мужчин.

Л. Кольберг - известный американский ученый, всю свою жизнь посвятил изучению процессов нравственного формирования личности. Опираясь на фундаментальный эмпирический материал (результаты двадцатилетнего изучения уровней нравственного развития подростков во многих странах мира). Л. Кольберг выдвинул гипотезу: если детей систематически вводить в круг суждений морального характера, размещенных на уровень выше, чем к своему, то они постепенно проникаются привлекательностью этих суждений, становится стимулом для их дальнейшего нравственного совершенствования. Л. Кольберг разработал оригинальную методику дискуссии на моральные темы, применивши ее во многих средних школах Америки, в учреждениях пенитенциарной системы своей страны, в частности в женской тюрьме в Коннектикуте!

По мнению К. Гилиган, нравственное развитие мужчин и женщин происходит на принципиально отличной основе. Вынося суждение о чьих-то поступках (в том числе и собственные), женщина скорее руководствуется не принципами (справедливости, равенства), а представлениями о личности того, кто его совершил. Критерием оценки человека для женщины выступает отношение к тем, кто этого человека окружает. Причина указанных гендерных отличий, как считает К. Гиллиган, заключается в том, что в существующем мире детей по-разному воспитывают: мальчиков ориентируют на достижение справедливости, девочек - на заботу о других.

Интересные работы, отличались значительной конкретно-социологической направленности, были изданы в 60-70-е годы американскими и британскими исследователями, которые рассматривали широкий круг общих нравственных пр делают тогдашнего западного общества. Среди них следует упомянуть исследования американского социолога и публициста М. Рейч по типам ценностных ориентаций, которые доминировали в американском обществе, два масштабных исследования, связанных с именем английского социолога Д Райта, посвященные изменениям в моральном сознании британской молодежи.

"Сексуальная революция" 70-х годов на Западе вызвала потребность в исследованиях по анализу сексуального поведения молодежи и состояния семейно-брачных отношений. Среди наиболее известных в этом направлении можно с вспомнить работы американского социолога Д. Янкелович и английского – В. Паккарда. Результаты исследования последнего были описаны в книге с красноречивым названием "Сексуальное бездорожья". Среди причин, по мнению автора этого исследования, вызвали кризисное состояние половой морали, он называет:

ü эмансипацию, которая привела к падению авторитета женщины-матери и домохозяйки,

ü процессы урбанизации, существенно ослабляли контроль за поведением подрастающего поколения;

ü удлинение периода молодости и роста возрастного барьера для вступления в брак;

ü достижения медицины в области противозачаточных средств и некоторых другие обстоятельств.

Исследования В. Паккарда было интересным и с методической стороны: его эмпирическую базу составили 400 интервью с американскими экспертами, переписки со специалистами из 14 стран мира; статистический материал о состоянии с семейно-брачных отношений в 10 странах, анализ дискуссий и бесед, проведенных в 130 университетских городках, исследования коммун хиппи; анкетный опрос молодежи.

Несколько позже появилась объективная потребность в изучении проблем детского и женского алкоголизма и наркомании.

В 80-е годы в круг наиболее интересных исследований вошли работы из так называемой "Помогая поведения "(helping behavior). Речь шла о проблемах и особенностях работы волонтеров, которые ухаживали инвалидов, смертельно больных, одиноких, принимали участие в работе телефонных служб, помогали несовершеннолетним матерям и тд.

Как междисциплинарная проблема начало исследоваться психологическое, физическое и сексуальное насилие над детьми. Хотя и эта проблема не была достоянием конца XX века, ее распространенность в этот период значительно выросла. Так, по данным исследованиям, проводимых в настоящее время учеными Америки и Великобритании, 20-30% взрослых женщин и 10% мужчин в детстве испытали на себе различные сексуальные образы, в том числе и инцестуальное насилие (сексуальная связь между членами семьи, не являющимися друг другу мужем и женой), конце 80-х годов в развитых странах Запада существовало более 300 программ помощи жертвам насилия, среди участников этих проектов были и исследователи-социологи.

Уже на рубеже XX и XXI веков на Западе появился и начал интенсивно развиваться еще один междисциплинарное направление, получившее название "биоэтика". Среди наиболее дискуссионных вопросов, входящих в круг биоэтических проблем - нравственные проблемы современной медицины: медицинская этика и деонтология, суррогатная беременность и аборты, нравственные проблемы трансплантации, отношение к смертельно больным и функционирования хосписов, эвтаназия, моральная оценка разработок в области генной инженерии и микробиологии, и, наконец, клонирование.

Сегодня этот богатый эмпирический материал требует осмысления и обобщения, в первую очередь, в рамках социологии морали. Кстати, большинство западных ученых, которые проводят исследования проблем общественного морали методами социологии и получают очень интересные результаты, сами избегают использования понятия "социология морали", зато употребляя такие словосочетания, как "стиль жизни", "моральные ценности и установки", "этос" и др.

Насущные проблемы современного мира уже два десятилетия исследуются специалистами по политической этики: насилие и ненасилие, нравственные проблемы политической деятельности и парламентская этика, формы морального протеста в условиях различных политических режимов, моральные проблемы так называемых экстремальных ситуаций (войн, террористических актов). Нельзя не упомянуть также целый ряд исследований как теоретической, так и практической направленности, посвященных изучению аномии и ее проявлений в современном обществе.

Следуя традициям Е. Дюркгейма, современные исследователи пытаются всесторонне проанализировать это явление как на макро социологическом, так и на микро социологических уровнях, используя при этом наравне с Дюргеймовским " anomie" термин "anomia", предложенный американским социологом Л Сроулом для определения так называемой "психологической аномии" как проявления аномии социальной. Этот ученый разработал также оригинальную методику измерения индивидуальных субъективных переживаний аномии, проявляют себя в таких сферах жизнедеятельности индивида как политическая, культурная, экономическая, а также в интернализованных социальных нормах и ценностях и первичных отношениях с окружающими.

Аномические восприятие каждой из перечисленных сфер, по мнению Л Сроула, находит отражение, соответственно:

ü в чувствах индивидов, общественные деятели удалены от них и равнодушны к их потребностям;

ü в пессимистском политическом восприятии отдельными индивидами социального порядка как преимущественно непостоянного и непредсказуемого;

ü в распространенности среди многих рядовых граждан точки зрения, что они и им подобные "откатываются" назад от уже достигнутого;

ü в ощущении индивидами отсутствия смысла жизни;

ü в уверенности в том, что сеть непосредственных межличностных отношений индивида является более предсказуемой и такой, что поддерживает его.

Среди уже во второй половине XX века изучал это явление, прежде всего надо вспомнить Р. Макайвер, Д. Рисмен, К. Бея, Г. Беккера, Т. Хирши и других. Взгляды на аномии некоторых из этих ученых отличались большим оптимизмом по сравнению с их предшественниками в частности, Кристиан Бэй утверждал, что определенная степень аномии необходима для обеспечения максимальной свободы в обществе, для снятия необоснованных их ограничений индивидуального поведения. Отдельные проявления безнормности является закономерным следствием несовершенства процессов социализации, внутренних конфликтов личности.

 

Date: 2015-09-03; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию