Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема отмены смертной казни





Смертная казнь - самое суровое наказание, известное уголовному праву. Закон называет казнь исключительной мерой. Исключительность смертной казни как меры наказания проявляется прежде всего в крайне редком ее применении. С середины 90-х годов в России ежегодно к этому наказанию осуждается 140-160 человек, а в 1997 г. приговорено 106 чел. С февраля 1999 г. в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ смертная казнь не применяется.

Смертная казнь предусмотрена за очень узкий круг наиболее тяжких преступлений. Конституция России (ст. 20) разрешает применять это наказание временно, впредь до ее отмены и лишь за особо тяжкие преступления против жизни. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает смертную казнь только за пять преступлений и все они связаны с посягательством на жизнь человека. Это убийство (ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357).

Ни в одном случае смертная казнь не является единственным наказанием в санкции. Если санкция статьи предусматривает смертную казнь, эта мера дается в альтернативе с лишением свободы на определенный срок и с пожизненным лишением свободы. Смертная казнь назначалась только в исключительных случаях лишь тогда, когда ее применение обусловлено особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, и исключительной опасностью виновного лица.

Смертная казнь не может быть назначена женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь, рассматриваются Верховным Судом РФ или судами субъектов РФ.

После вынесения приговора осужденный к смертной казни имеет право принести кассационную жалобу, а также обжаловать приговор в порядке надзора. До рассмотрения всех жалоб осужденного исполнение приговора приостанавливается.

После вступления приговора в законную силу осужденный имеет право в установленном законом порядке обратиться с ходатайством о помиловании. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании об этом составляется акт с участием прокурора. Независимо от обращения осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора приостанавливается до принятия решения о помиловании Президентом Российской Федерации.

После отклонения жалоб осужденного все дела, по которым назначена смертная казнь, проверяются Председателем Верховного Суда РФ и Генеральным прокурором РФ. Если они не усматривают оснований для опротестования приговора в порядке надзора, они составляют соответствующие заключения, которые поступают вместе с ходатайством о помиловании осужденного или с актом об отказе осужденного написать ходатайство о помиловании в Комиссию по помилованию при Президенте РФ. Окончательное решение принимает Президент РФ. В настоящее время Президентом помилованы все осужденные к смертной казни.

При помиловании осужденных к смертной казни это наказание может быть заменено пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни является вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

Вопрос о применении сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ст.78) по делам о преступлениях, наказуемых смертной казнью, или давности обвинительного приговора (ст. 83) к лицу, осужденному к смертной казни, решается судом. Если суд не сочтет возможным применить сроки давности, смертная казнь заменяется лишением свободы на определенный срок.

Давность не распространяется на лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 353 (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны), 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), 357 (геноцид) и 358 (экоцид) УК.

В связи с вступлением в Совет Европы Российская Федерация приняла на себя обязательство отменить смертную казнь и исключить ее из системы наказаний. Во исполнение этого обязательства на основании распоряжения Президента РФ от 27 февраля 1997 г. № 53-рп Министр иностранных дел России подписал Протокол № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Однако этот протокол вступает в силу для Российской Федерации только после ратификации Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ. К настоящему времени этот протокол не ратифицирован.

Статья 20 Конституции РФ предоставляет обвиняемому, которому может быть назначена смертная казнь, право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. признано, что поскольку не во всех регионах Российской Федерации созданы суды присяжных, невозможно обеспечить равные права всех обвиняемых в преступлениях, за которые закон предусматривает возможность назначения смертной казни, на рассмотрение дела с участием присяжных. Исходя из этого, Конституционный Суд признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах страны смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.

Международные преступления и правонарушения
 
Согласно ряду международных документов в понятие "международное преступление" включаются "преступления против мира и человечества" и "преступления против международного права". Они выражаются в нарушении принципов норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты человеческой личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом. Статья 6 Устава Международного военного трибунала, созданного для суда над военными преступниками, включает в категорию международных три вида преступлений против человечества: "а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашении пли заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий; Ь) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены ". Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него относит к категории международных преступлении также геноцид (ст. 1). Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества рассматривает в качестве международных военных преступлений преступления против человечества, изгнание в результате вооруженного нападения пли оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцида (ст. 1). Квалифицирует апартеид как преступление, нарушающее принципы международного права, Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида наказании за него. В этой Конвенции в качестве преступной квалифицируется сходная с апартеидом политика практика расовой сегрегации дискриминации (ст. I и II). В 1976 г. Комиссия международного нрава одобрила проект статей об ответственности государств. В этом документе к международным преступлениям отнесены: агрессия, установление или сохранение сплои колониального господства, рабство, геноцид, апартеид и экоцид (п. 3 ст. 19). В результате развития международного права перечень действий, объявляемых международными преступлениями, будет, несомненно, расширяться. В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом Комиссией международного права на своей 43-й сессии в 1991 г., к числу международных преступлений отнесены не только агрессия, но и угроза агрессии и интервенция, а также установление или сохранение силой колониального и иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические или массовые нарушения прав человека,исключительно серьезные военные преступления; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; международный героизм; незаконный перевоз наркотиков; преднамеренное нанесение ущерба окружающей среде. Все они влекут массовые нарушения прав человека, их преступный характер выражается в посягательстве на основополагающие нрава личности. Статут Международного уголовного суда, принятый дипломатической конференцией полномочных представителей государств под эгидой ООН в июле 1998 г., значительно расширил категорию международных преступлений. В эту категорию Суд включил: преступление геноцида, преступление против человечности, военные преступления и агрессию. При этом в категорию преступлений против человечности и военных преступлений включено значительное число новых составов: такие преступления против гражданских лиц, как убийство, истребление, порабощение, депортация, лишение свободы, пытки, различные формы сексуального насилия, преследование любой группы общества по политическим, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым и другим мотивам; насильственное исчезновение людей; апартеид; другие бесчеловечные деяния аналогичного характера. К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других серьезных нарушений законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера. В литературе по международному праву широко распространена точка зрения, согласно которой субъектом международного правонарушения и преступления является лишь государство, а индивид может отвечать только на основе норм внутригосударственного права1. Это мнение опровергается практикой современных международных отношений и положениями многих межгосударственных договоров. Индивид как субъект международного права своими действиями может непосредственно нарушать те или иные принципы и нормы международного права. В подобных случаях он несет ответственность, предусмотренную международными соглашениями. При этом не имеет значения, является ли он представителем государства или частным лицом. Еще Нюрнбергский трибунал в своем приговоре отверг утверждение о том, что международное право не налагает определенных обязанностей на физических лиц, которые за их нарушение могут нести уголовную ответственность: "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права"1. Многие международные соглашения, принятые в рамках ООН, непосредственно адресованы индивидам. Объявляя то или иное действие индивида уголовно наказуемым либо влекущим за собой иные виды ответственности, они обязывают государства подвергнуть виновных лиц наказанию. Такие лица обычно непосредственно нарушают как международное право, так и право государства, на территории которого они находятся. Ответственность за ряд международных преступлений наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Такой индивид непосредственно нарушает международные принципы и нормы, и отсутствие соответствующих норм во внутригосударственном праве не освобождает его от ответственности. Каждое государство согласно нормам международного права обязано рассматривать таких лиц как преступников. Если же индивид, совершая международное преступление, действует от имени государства, возникает вопрос и о международно-правовой ответственности данного государства. Специфика многих международных преступлений состоит именно в том, что они совершаются не частными лицами, а теми, кто занимает официальное положение и действует от имени государства, организующего такие преступления. В связи с этим трудно представить себе, что правительство, виновное в международных преступлениях, согласится на предание суду исполнителей его распоряжений, а тем более допустит вынесение им обвинительных приговоров. Это было одной из причин для создания Международного уголовного суда. Он будет судить не государства, а конкретных физических лиц, виновных в международных преступлениях. При этом в Статуте Суда специально записано, что он применяется ко всем лицам, без какого бы то ни было различия в должностном положении. Создание Международного уголовного суда не означает, что государства лишаются юрисдикции судить своих граждан или других лиц, виновных в международных преступлениях. Однако самые серьезные из них, несущие угрозу всему мировому сообществу, отныне подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. В этой связи рассмотрим вопросы правосубъектности индивида в его ответственности за преступные нарушения международного права.

Date: 2015-09-03; view: 5494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию