Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актамберды-жырау
(1675-1718 гг.)
Актамберды Сарыулы (родился в 1675 г. в Каратау Южного Казахстана, - умер в 1768 г. в Журекжота Абайс-кого района Семипалатинской области) - казахский поэт-сказитель, полководец, общественный деятель. Будучи современником эпохи великих потрясений для казахского народа, Актамберды-жырау, начиная с 17 лет, участвует в сражениях со среднеазиатскими ханствами, калмыками. В этих сражениях он проявляет личный героизм, а позже, и полководческие способности. Получив боевое крещение и став настоящим батыром, Актамберды-жырау стал свидетелем событий, которые вошли в историю как "Годы Великого бедствия...". Актамберды-жырау является одним из инициаторов и организаторов национально-освободительной борьбы против джунгарс-ких завоевателей. После разгрома джунгарского государства и освобождения восточных областей Казахстана от врага Актамберды-жырау принимал активное участие в организации возвращения и обоснования казахского населения на его исконных землях, на земле отцов и предков. Он пытается приучить к оседлости казахские роды, находившиеся под его покровительством. В этих целях Актамберды-жырау организовывает прокладку арыков, сооружение запруд и строительство других ирригационных сооружений. Произведения Актамберды-жырау предстают перед нами в основном в форме афористических и назидательных размышлений. Они отражают мысли и мечты, цели и интересы кочевого казахского народа. Некоторые строки его песенных сказаний раскрывают перед слушателем особенности менталитета казахского народа, его специфический взгляд на бытие. Пожалуй, никто не сможет сравниться с Актамберды-жырау в его размышлениях о месте и роли домашних животных, в особенности лошади, в жизни кочевников. Он считает лошадь источником жизни, "атрибутом настоящего жигита" и описывает ее как спутника и скакуна батыра, идущего против врага. Основной пафос песенных сказаний Актамберды-жырау - призыв к героизму, благословение на бесстрашную и непримиримую битву с любым врагом. Он мечтает об освобождении казахских степей, оставшихся под властью джунгар, о возвышении казахского народа, о нанесении полного и окончательного поражения джунгарским завоевателям. Во многих своих песнях он призывает широкие массы казахского населения на решительную и бескомпромиссную борьбу с врагом. Рожденные в постоянных битвах, сражениях и горячей борьбе, песни Актамберды-жырау отражают полные воинственности реалистические картины жизни казахов XVIII в.
Date: 2015-09-03; view: 1429; Нарушение авторских прав |