Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 20 page





- правомочие личного обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - определяет возможность лица напрямую в устной форме (на личном приеме) довести до сведения органа государственной или муниципальной власти предложение, заявление либо жалобу;

- правомочие направлять в названные органы индивидуальные и коллективные обращения - характеризует письменную форму петиционных взаимоотношений личности и государства, которая может быть реализована как одним лицом, так и группой лиц. Особой формой совместного пользования правом на обращение являются обращения юридических лиц. Как подчеркнул КС РФ, комментируемое право по своей природе относится к числу тех прав, которые могут принадлежать объединениям граждан в форме юридических лиц (см. Определение от 22 апреля 2004 г. N 213-О <1>);

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 2004. N 6.

 

- правомочия требования рассмотрения обращения в разумный срок компетентным лицом аппарата публичной власти и получения на него мотивированного и обоснованного, по существу поставленных в обращении вопросов, ответа, содержащего указание на конкретные обстоятельства, положенные в его основу. Закрепляя конституционно-правовой статус личности, Основной Закон исходит из того, что гражданин во взаимоотношениях с публичной властью выступает не объектом государственной деятельности, а равноправным, наделенным неотъемлемым личным достоинством субъектом, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов (см., например, Постановление КС РФ от 3 мая 1995 г. N 4-П <1>; Определение КС РФ от 25 января 2005 г. N 42-О <2>). В соответствии с этим, а также принимая во внимание, что Конституция призвана установить и гарантировать реальные конституционные права, мы можем утверждать, что право на обращение охватывает инициирование, процесс и результат петиционных отношений личности и государства, "выпадение" из его нормативного содержания хотя бы одного из названных элементов (их непризнание или необеспечение) неизбежно приводит к неэффективности названного конституционного права в целом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764.

<2> ВКС РФ. 2005. N 4.

 

Субъектами конституционного права на обращения являются граждане РФ. Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 62 Конституции данным правом могут пользоваться иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Соответственно, федеральный законодатель вправе предусмотреть для иностранных граждан и лиц без гражданства определенные изъятия и ограничения в отношении их правосубъектности права на обращение. Так, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> заявление иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание в России рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Нормативное содержание конституционного права на обращения конкретизируется в действующем федеральном законодательстве, а также в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий в области правового регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина - на уровне субъектов РФ.

В федеральном законодательстве в течение довольно продолжительного времени, в том числе после принятия Конституции РФ 1993 г., порядок работы с обращениями граждан регламентировался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", который действовал в части, не противоречащей Конституции, а также Закону об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, вплоть до 2006 г., когда был принят и введен в действие Закон об обращениях.

Согласно Закону об обращениях термин обращение обозначает направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалобу, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; при этом содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина (ч. 3 ст. 13). Кроме того, в ч. 3 ст. 7 Закона об обращениях оговаривается возможность направления сообщения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования. Такое обращение, даже будучи изначально устным, приобретает форму закрепленной информации и подлежит рассмотрению в общем порядке.

Как вытекает из Закона об обращениях (ст. 4), возможны следующие виды обращений:

- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности общества и государства;

- заявлени е - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии с Законом об обращениях (ст. 10) каждый государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, рассматривая поступившее обращение, принимает меры, направленные на восстановление либо защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Значение этих установлений определяется и общим характером конституционных требований (ст. 18), и не конкретизированным по кругу потенциальных адресатов содержанием права. Рассматриваемым Законом устанавливается бесплатный характер рассмотрения обращений (ч. 3 ст. 2). Однако в специально установленных случаях с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы (кроме консульских учреждений), органы местного самоуправления взимается особый сбор - государственная пошлина.

Многие положения Закона об обращениях могут трактоваться как юридические гарантии и комментируемого конституционного права, и прав и свобод человека в целом. Принципиально конституционными и гарантирующими являются, в частности, положения ч. 2 ст. 2 данного Закона о свободной и добровольной реализации права на обращение, которая в то же время не должна нарушать права и свободы других лиц. В ст. 6 конкретизируются гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением: запрещается преследование за критику; не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Нарушение представителями публичной власти определяемых этими гарантиями требований может послужить основанием уже для обращения за судебной защитой и решения вопроса об их юридической ответственности.

В ст. 5 Закона об обращениях перечисляются права гражданина при рассмотрении обращения. По своей сути и с учетом принципа обязательности принятия обращения к рассмотрению (ст. 9 названного Закона) это легальная конкретизация законодателем содержания основного права, закрепленного в ст. 33 Конституции. Соответствующими правомочиями - как конкретизированными элементами основного права граждан - признаны права: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную <1> или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением особо оговоренных случаев) или уведомление о переадресации письменного обращения по компетенции; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение либо на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Этим правам корреспондируют закрепленные в ч. 1 ст. 10 названного Закона обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Определены и сроки исполнения названных обязанностей (ст. ст. 10, 12 этого Закона).

--------------------------------

<1> Сведения, составляющие государственную тайну, определяются в соответствии с положениями Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (СЗ РФ. 1997. N 41. С. 8220 - 8235).

 

Установленный в ч. 6 ст. 8 Закона об обращениях запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение либо действие (бездействие) которых обжалуется, соответствует общепризнанному принципу права о недопустимости быть судьей в собственном деле. В качестве дополнительной гарантии Закон устанавливает для таких случаев обязанность властных органов и должностных лиц разъяснить гражданину его право обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд. С той же целью в ч. 2 ст. 11 названного Закона указывается, что обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Установленный Законом об обращениях порядок рассмотрения отдельных обращений включает правила, выражающие современные мировые тенденции совершенствования способов противодействия злоупотреблениям правом. Именно к числу таких средств относится норма, закрепленная в ч. 5 ст. 11 рассматриваемого Закона. Она предусматривает, что в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. Гражданин, направивший обращение, уведомляется о данном решении.

Конституционность этих законоположений подтверждена практикой КС РФ (см. Определения от 18 декабря 2007 г. N 906-О-О, от 15 апреля 2008 г. N 239-О-О, от 29 января 2009 г. N 20-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1555-О-О <1>), который исходит из следующего. Названные нормы во взаимосвязи с другими положениями Закона об обращениях обязывают полномочные органы публичной власти и должностных лиц обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, давать на него ответ по существу, что корреспондирует конституционному праву граждан РФ на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы публичной власти, при том, что одной из гарантий права граждан на обращение является их право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 5 названного Закона).

--------------------------------

<1> Архив КС РФ. 2007 - 2010.

 

Важно отметить, что нормы, направленные на противодействие петиционным злоупотреблениям, впервые были сформулированы на подзаконном уровне, а именно в п. 1.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, введенной в действие Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 23 декабря 1998 г. N 112 <1> (документ утратил силу), где установлено, что не принимаются к рассмотрению обращения, содержащие оскорбительные выражения. Разрешая дело по заявлению гражданина П. о признании данного положения недействительным, Кассационная коллегия ВС РФ в Определении от 23 декабря 2004 г. N КАС04-604 <2> подчеркнула следующее. В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 17) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, в частности достоинство личности, охраняемое государством (ч. 1 ст. 21). Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что закрепленное в ст. 33 Конституции право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления не означает наличия права на употребление в этих обращениях оскорбительных выражений, несомненно, унижающих достоинство тех, кому они адресованы, поэтому употребление таких выражений в обращениях в государственные органы является недопустимым злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения.

--------------------------------

<1> РГ. 2004. 19 окт.

<2> БВС РФ. 2005. N 7.

 

Необходимым элементом обеспечения установленного порядка рассмотрения обращений выступает институт юридической ответственности уполномоченных должностных лиц. Диспозиции норм, определяющих конкретные составы возможных правонарушений при рассмотрении обращений граждан, частично закреплены в различных отраслях законодательства, частично должны конструироваться правоприменителем с учетом положений Закона об обращениях, включая его ст. 15, которая, однако, как и ч. 1 ст. 16 этого Закона, не имеет самостоятельного правоприменительного значения. Подобный подход характерен для федерального законодателя, но вряд ли вполне соответствует цели оптимального обеспечения возможности пользования правом на личное обращение к государству. Среди нормативных положений, которые могут применяться для достижения этой цели, а равно и обеспечения принципа правозаконности, следует выделить положения ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ст. ст. 140, 293 УК; ст. ст. 5.39, 17.2, 19.7, 19.7.1, 19.8, 19.9 КоАП (административная ответственность должностных лиц за правонарушения, связанные с рассмотрением обращений граждан может устанавливаться и законами субъектов РФ); ст. ст. 57 и 58 Закона о госслужбе; ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <1>; ст. ст. 192 - 194 ТК; ст. ст. 16, 1069, ч. 3 ст. 1081, § 2 гл. 59 ГК.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

 

Статья 15 Закона об обращениях выступает и общей нормативной предпосылкой привлечения к юридической ответственности за нарушения порядка личных обращений к государству со стороны граждан (правообладателей). Актуальной нормативной конкретизацией такой ответственности является положение ч. 2 ст. 16 названного Закона, согласно которой в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Федеральные правовые нормы о порядке рассмотрения обращений граждан развиваются в законах субъектов РФ, что соответствует конституционным полномочиям субъектов РФ по нормативному обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции). Вместе с тем после принятия Закона об обращениях объем регионального правового регулирования защиты права на обращения существенным образом сузился, что, очевидно, связывалось, с одной стороны, с урегулированием основных элементов петиционных отношений в названном Законе, а с другой - с необходимостью устранения противоречий в этой сфере между федеральным и региональным правом.

В то же время ряд субъектов РФ, руководствуясь нормой ч. 2 ст. 3 Закона об обращениях, предусматривающей возможность установления законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ положений, направленных на защиту права граждан на обращение, в том числе введения ими гарантий названного права, дополняющих гарантии, установленные Законом, либо приняли новые законодательные акты, либо внесли изменения и дополнения к ранее действующим законам, детализируя в своем законодательстве основные положения названного Закона. Впрочем, не все подобные нововведения представляются конституционно обоснованными.

Так, ст. 3 Закона Московской области от 5 октября 2006 г. "О рассмотрении обращений граждан" предусматривается возможность увеличения срока рассмотрения обращений, написанных на иностранном языке или точечно-рельефным шрифтом слепых, при этом продление срока возможно на время, необходимое для перевода. Очевидно, что и сама соответствующая возможность, и использованное оценочное понятие входят в известное противоречие с федеральными стандартами обеспечения комментируемого конституционного права.

Не случайно близкое по смыслу положение п. 1 ст. 16 Закона Республики Тыва от 30 июня 1999 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" о не предусмотренном федеральным законодателем ограничении срока подачи жалоб лицу, являющемуся по своему правовому статусу государственным органом субъекта РФ, Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 3 октября 2007 г. N 92-Г07-11) <1> было признано недействующим как незаконное и необоснованное.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2008. N 5.

 

Между тем в Законе Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" содержатся правила безотлагательного и первоочередного рассмотрения отдельных категорий обращений.

Законом Тверской области от 13 апреля 2009 г. N 385-па "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Тверской области" закреплено (ст. 8) право ряда категорий лиц на внеочередной личный прием в государственных и муниципальных органах, государственных организациях в дни и часы, установленные для приема граждан. К соответствующим лицам здесь отнесены ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; инвалиды I и II групп и (или) их законные представители; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подобные решения, несмотря на их гуманитарную направленность, должны проводиться с учетом требований ч. 2 ст. 19 Конституции и понимания сущности субфедерального конституционного гарантирования прав человека и пределов их регулирования.

Предусмотренный Законом об обращениях порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения граждан (имеет универсальный характер), за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Закона). К числу таких законов относятся прежде всего те, которые определяют осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Возможность обращения граждан к соответствующим судам за защитой своих прав и свобод, обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц гарантируется Конституцией отдельно (ч. ч. 1 и 2 ст. 46). Каждая процессуальная модель таких обращений имеет специальный (по отношению к общим требованиям практики правосудного обеспечения (защиты) прав и свобод) характер, и одновременно каждая из них не входит в столь же самостоятельные правовые режимы, устанавливаемые Законом об обращениях. Как подчеркнул КС РФ (см. Определение от 8 апреля 2003 г. N 157-О <1>), применяя материальные и процессуальные нормы отраслевого законодательства, определяющие основания и порядок обращений граждан в суды для защиты своих прав и законных интересов, суды общей юрисдикции должны учитывать, что эти нормы находятся в общей системе конституционно-правового регулирования и не могут являться препятствием к осуществлению конституционного права на обращение в государственные органы.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. II. Ст. 2871.

 

Содержательная близость прав, закрепленных в ст. 33 и ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции, не должна вести к их отождествлению. В связи с этим КС РФ не нашел признаков совмещения исполнительной и судебной функций в режиме правового регулирования оснований и процедуры отмены регистрации кандидатов в депутаты федеральным законодательством об основных гарантиях избирательных прав граждан, а также подчеркнул, что право на обращение к государству (как это понимается ст. 33 Конституции) не включает права на судебную защиту, способы и процедуры реализации которого регламентированы специальными федеральными конституционными и федеральными законами (см. Определение от 25 декабря 2003 г. N 458-О <1>).

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 2004. N 3.

 

Процессуальные права, конкретизирующие возможности обращений, связанных с пользованием правом на судебную защиту, закреплены, в частности, в Законе о Конституционном Суде РФ, ГПК, АПК, УПК, КоАП, Законе об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В тех же законах конкретизированы процессуальные права, определяющие возможности обращений (заявлений, жалоб, ходатайств) граждан к иным органам и должностным лицам - участникам соответствующих судопроизводств, что подтверждает принципиальное общеправовое гарантирующее значение комментируемого конституционного права. Понимание и учет этого обстоятельства выступают необходимыми предпосылками обеспечения конституционной законности и защиты прав и свобод человека.

Необходимо учитывать специальные порядки, призванные обеспечить возможность досудебного обжалования гражданами решений и действий правоохранительных государственных органов, связанных с установлением и применением мер юридической ответственности или иных принудительных мер. Досудебный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях предусмотрен КоАП (гл. 30). Порядки подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы, на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, запросов о причинах принятых такими органами и должностными лицами решений устанавливаются гл. 3 и 4 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <1>. Налоговый кодекс РФ определяет порядки досудебного обжалования не вступивших (апелляционная жалоба) и вступивших в силу решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона об основных гарантиях избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в установленные этим Законом сроки. Согласно положениям ст. 75 названного Закона решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случаев, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из предусмотренных данным Законом решений. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Специфика порядка публичных обращений граждан к государству ("личных обращений") может быть обусловлена не только природой тех общественных отношений, в связи с которыми лицо приходит к выводу о необходимости обращения (специальные правила обращений устанавливаются, например, Федеральными законами от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> и от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <2>), но и особенностями статусных характеристик потенциальных субъектов обращений.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

<2> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

 

Особенный порядок обращений предусмотрен, например, для военнослужащих. Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, связанные с прохождением воинской службы, рассматриваются в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 <1>. Порядок обращения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления и находящихся в местах принудительного содержания, в органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, а также в адрес администрации, регламентируется положениями Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <2>, подзаконными правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей и соответствующими административными регламентами. Дополнительные институциональные гарантии публичных обращений названных категорий лиц установлены Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 47. Ч. I. Ст. 5749.

<2> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

<3> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2789.

 

Специальный порядок публичных обращений и их рассмотрения установлен также для лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ) "О беженцах" <1>. Близкий по содержанию правовой режим обращений устанавливается Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" <2>. При этом, как подчеркнул КС РФ, статусные ограничения комментируемого конституционного права (в частности для лиц, занимающих судейские должности) не могут устанавливаться корпоративными нормативными актами (см. Постановление от 28 февраля 2008 г. N 3-П <3>).

--------------------------------

<1> РГ. 1997. 3 июня.

<2> СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5110.

<3> СЗ РФ. 2008. N 10. Ч. II. Ст. 976.

 

В контексте идущей в стране административной реформы важное значение для определения нормативной конфигурации механизма обеспечения пользования правом на обращение к государству и повышения его эффективности приобретают административные регламенты, принимаемые различными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" <1> и от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" <2>. В п. 11.5 Типового регламента, в частности, установлено, что федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему иными федеральными органами государственной власти и должностными лицами. По результатам рассмотрения обращения федеральный орган исполнительной власти принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до одного месяца с даты поступления, а также по просьбе направивших обращение государственных органов уведомляет их о принятом решении. При необходимости срок рассмотрения может продлеваться, но не более чем на один месяц, о каждом продлении сообщается заявителю с указанием причин.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.

<2> СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233.

 

Принятие Закона об обращениях обусловило появление ряда специальных (ведомственных) подзаконных актов. Так, Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности <1>. Приказом МЧС России от 31 января 2007 г. N 45 утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <2>. 22 сентября 2006 г. издан Приказ МВД России N 750 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России" <3>.

Date: 2015-09-03; view: 220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию