Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические типологии культур
Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. Историческая типология - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.
Методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции: эволюционизм XIX в.; концепция универсальной эволюции Л. Э. Уайта и Гордона Чайлда; концепция мультилинейной эволюции Дж. Стюарда; концепция специфической эволюции Маршалла Салинса; формационный подход; циклический, или цивилизационный, вариант.
Существуют также типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (А. Кребер, Дж. К. Фейблман, Джордж Питер Мер-док и др.).
Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители классического эволюционизма XIX в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Л. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.).
Концепция универсальной эволюции позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесса. В рамках общей концепции эволюции культуры Л. Э. Уайт предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнительного анализа культур.
Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Дж. Стюарда, которая создает возможности для проведения сравнительного анализа социокультурных систем в эволюционной перспективе: различные стадии развития семьи, народа, государства.
Еще один вариант представлен формационным подходом, в XX в. наиболее распространенным в советской науке. Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура и т.д.
Цивилизационный подход даст возможность классифицировать культуры по историческому типу. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация - это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизациях, античной цивилизации и т.д. В этом случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира и макроединица для их изучения. Н. Я. Данилевский называл цивилизации "культурно-историческими типами", О. Шпенглер - "высокими культурами", А. Тойнби - "цивилизациями", П. А. Сорокин - "социокультурными суперсистемами", Н. А. Бердяев - "великими культурами", Ф. Нортроп - "культурными системами" или "мировыми культурами". Date: 2015-09-03; view: 734; Нарушение авторских прав |