Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иконопись и ее роль в системе средневекового мышления ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Рассмотрение своеобразия византийской культуры на примере иконописи правомерно в связи с той уникальной ролью, которую иконопись играла и играет в культуре православия. Изначально словом «икона» (от гр. еikon - образ) обозначалось любое изображение Спасителя, Божьей Матери, святого, ангел, событие Священной истории независимо от того, было ли это изображение скульптурным или живописным. Первые живописные христианские изображения датируются 70-ми годами I века н.э. и были найдены при раскопках Помпеи. Это еще не были иконы в собственном смысле этого слова, скорее это были изображения христианской символики (крест). В конце Y - начале YI века церковь издает первый свод регламентаций по поводу писания икон. Любопытно, что данные регламентации касались не того, как надо писать иконы, а того, как их нельзя писать. В первую очередь запреты распространялись на символические изображения Христа (агнец, рыба, птица феникс, виноградная лоза). Но становление нового живописного художественного языка, запечатленного в иконописи, происходит позднее - в IX-X веках н.э. отцы YII Вселенского Собора разработали теорию образа (теорию иконы), которая остается основой православного религиозно-эстетического сознания вплоть до нашего времени. Основная задача иконописи - с помощью материальных средств (красок) передать то, что внешним образом в принципе не выразимо, передать идею духовности. 11. Романский и готический периоды в истории европейского средневековья: сравнительный анализ. Традиционно романским называют направление западноевропейского искусства Х-ХП веков, но иногда к нему относят также памятники Каролингской и Оттоновской империй (IХ в.) и даже более раннего времени. Впервые термин «романский стиль» («римский») ввели в начале ХIХ в. французские археологи, обнаружив стилевое единство раскопанных ими зданий и построек Древнего Рима. Определяющим признаком романского стиля является аскетическая строгость и отсутствие излишеств. Здания представляли систему простых объемов (кубов, цилиндров и т.п.). Обязательным элементом были высокие башни (донжоны), зачастую соединенные между собой зубчатыми галереями, в которых были прорезаны узкие окна-амбразуры. В плане романская церковь представляла базилику, первоначально с плоским потолком, а затем внутренние помещения стали перекрывать полукружными сводами. Термин «готика» возник в Италии (приписывается Рафаэлю) и первоначально имел отрицательный смысл, т.к. готическое искусство рассматривалось как художественное наследие разрушителей Рима - варваров-готов. Вплоть до ХIХ в. готика была синонимом варварского искусства и считалась примитивной, даже уродливой. Стиль сформировался во Франции в ХII в., затем перешел в Англию, в ХШ был принят в Германии, а затем распространился по всей Европе. Изначально готический стиль возник и достаточно долго развивался как чисто архитектурный стиль. Он был ознаменован целым рядом строительно-технических новаций. Главные из них - введение стрельчатой арки (влияние арабской архитектуры), системы контрфорсов и аркбутанов, перераспределяющих давление свода от стен на систему искусственно созданных подпорок. Готика отличается от романского искусства не только изощренностью своего архитектурного облика, не только сложными инженерно-техническими новациями, ее главное отличие состоит в том, что она олицетворяет совершенно новое мирвоззрение. Для романики были типичны эсхатологические настроения (ожидание Страшного Суда), акцентирование несовершенства и греховности человека, представление о недостижимости и мистичности Бога. В готике ощущается простветленная и возвышенная увереность человека в самом себе, открывшего радость земного бытия, уповающего не только на милость Бога, но и испытывающего гордость от собственных достижений.
|