Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Культура и Культурология

Учебные вопросы:

1. Культурология: сущность, предмет, объект.
2. Определение культуры и её функции.
3. Типология культуры.

1. Культурология: сущность, предмет, объект
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает:
- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;
- культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей;
- культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно - исторических типов.
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций со-цио-кулыурной среды современности.
Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
Предмет культурологи:
- объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
- памятники и явления материальной и духовной культуры;
- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формиро ванием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологии являются:
- культурные аспекты различных областей общественной жизни;
- выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;
- анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
Задача культурологии - построить “генетику” культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе - управлять им.
Выделяют следующие периоды становления культурологии:
- этнографический(1800-1860)
- эволюционистский (1860-1895)
- исторический (1895 - 1925)
В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический характер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах - в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле.
Вклады различных научных направлений:
1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные направления: антропология, социология, психология, философия, история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними;
2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии;
3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам;
4) если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю - как теорию о событийно-деятельстном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно - историческими формами общественного бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-истрического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих это типы систем ценностей и технологий деятельности.
Методы культурологических исследований:
Культурология использует все методы социогуманитарного познания.
Прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне - противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения.
Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно - функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в ходе её “диалога” с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода - сравнения культур по какому - либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных “организмов”, то речь идет о типологическом методе.
Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для её изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод. Символически -знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.
Изучение культуры как характеристики человека, как меры человеческого в человеке предполагает опору на биографический метод.
Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя).
В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии - описание, классификация, наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно -исторический анализ текстов, и т.п.
Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны использоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание - метод, исходящий из особенностей культурологии как “науки о духе”, в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.

2.Определение культуры и её функции
По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге “Первобытная культура”. С 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по некоторым оценкам, существует уже более 500 определений культуры...Термин “культура” восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование изменение ее в природ, объекте под воздействием человека, его употребляли в трактатах и письмах Древнего Рима. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности.
- в средние века понятие “культура” концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил;
- путь от варварства к культуре, отождествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества к полной христианизации человечества;
- в значении самостоятельного понятие “культура” появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632 - 1694): он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам;
- по сей день в понятии “культура” сохранился этот смысл чего-то развитого и специально поддерживаемого. Рождение понятия “культура” не случайно совпало по времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе;
- ныне понятие “культура” все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека.
В филосовско-энциклопедическом словаре (М., 1983.- с. 292-293) “кльтура” означает историческо-определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материалах и духовных ценностях.
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Человек овладевает культурой в процессе своего обучения и воспитания, т.е. в процессе передачи культур, опыта от одного поколения к другому. Овладение культурой осуществляется в форме межличностных отношений (в ДОУ, школе, ВУЗе, предприятии, фирме, путешествии, семье); через самообразование (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.); через средства массовой информации -радио, телевидение, печать.
Процесс социализации - это процесс непрерывный, процесс овладения культурой и вместе с тем процесс индивидуализации личности, т.к. ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент, менталитет.
Культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия своего мира: В чем они проявляются?
1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой - стремится сохранить свою индивидуальность.
2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Эти противоречия являются сущностью культуры и ее источником развития.
В культуре существуют собственные законы функционирования, которые помогают объяснить изменения, происходящие в ней, что помогает вьщелять в культуре определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В истории России выделяются культура Киевской Руси, Московской Руси и золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии XX в. и др.
Функции культуры.
1-я классификация:
1. Преобразование мира - с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Этот процесс невозможен без появления материальных результатов человеческой деятельности.
2. Познание мира - познание окружающего мира означает познание человеком самого себя. Человек не может жить в мире, не зная его строения и законов функционирования. Результаты познания и самопознания передаются с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа ко всем другим народам.
3. Обеспечение условий общения- культура не может существовать, если отсутствует общение в его различных формах. Благодаря общению достигаются необходимая организованность, согласованность и единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств, настроений;
- ни одна культура не существует изолированно, всегда так или иначе взаимодействует с другими культурами, воспринимая опыт других людей, других поколений и культур, находящихся в других областях пространства и в будущем времени;
- реальные посредники всех форм общения - это элементы не только духовной культуры (идеи, ценности, нормы), но и материальные предметы, средства и продукты труда. Передача социального опыта путем общения сквозь пространства и времена не делает различия между материальными и духовными посредниками этого общения.
4. Регулирование деятельности и поведения - ни одна человеческая общность не существует без тех или иных ценностей в качестве побудительного мотива и нормы деятельности и поведения. Благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения - регулирование деятельности и поведения;
- передача культурой социального опыта предполагает создание средств и способов, которые приходят на смену традиционным формам преемственности - интуитивному подражанию в процессе обучения или в процессе самой деятельности;
- единство и взаимопонимание, то есть обеспечение условий совместной жизни людей, предполагают наличие определенных социальных норм, “отсекающих” вредные и разрушительные для культуры формы деятельности и поведения;
- при регулировании поведения возникают особые социальные институты, которые должны не только следить за соблюдением определенных норм поведения, но и карать за их нарушение, - судебные и карательные органы.
5. Установление и поддержание системы ценностей - все окружающее человека может рассматриваться как ценность, то есть оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп.
2-я классификация:
1. Защитная - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений - орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии - человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы.
2. Креативная, т.е. преобразование и освоение мира (лат лат. creatio - созидание).
- исследуя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания; проявляется его любознательность, а не желание защищаться (овладение силами внешней природы идет параллельно с овладением внутренними силами психики).
3. Коммуникативная
- включает передачу информации: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств и т.п.
4. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной), от англ. sign - знак,
- буквально - функция приписывания значений и ценностей;
- расширяя среду культурного освоения мира, человек одновре
менно расширяет область обозначенных предметов и этот предмет приобретает иное значение и смысл.
5. Нормативная
- создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы; из этого строится право, мораль, идеология.
(З.Фрейд разработал теорию, согласно которой культура - это нечто репрессивное, насильственное, т.к. нормы и правила подавляют наши желания, а всякое подавление связано с неудовлетворением, напряжением)
6. Релаксационная функция (от лат. Relaxation - ослабление) - искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -индивидуальные - смех. Плач. Приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, а также есть стилизованные формы снятия напряжения, увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе, -приобщение человека к высокому искусству оказывает на личность созидающее влияние - катарсис - очищение (от греч. katharsis) - возвышение духа.

З. Типология культуры
Культура как многоуровневая система
Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего выделяют мировую и национальную культуру.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура - синтез культур различных классов. Социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного человека.
Структура культуры:
Материальная - включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.
Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом.
Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Таким образом, под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.
Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная га духовное развитие человека и общества, а также (результаты) продукты этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.
Составляющие духовной культуры:
- политическая культура;
- правовая;
- эстетическая;
- этическая (нравственная);
- религиозная.
Субкультура и контркультура.
Субкультура (от лат. Sub - под)- это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией
Характерные черты:
- “стиль”, предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить заново субкультуру от остальных субкультур, и культуры в целом;
- манеры поведения (походку, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);
- жаргон.
Контркультура - при определенных условиях субкультура переходит в контркультуру (от лат. contra - против) - совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре. Сам термин введен в научный оборот американским социологом Т. Роззаком.
Основные элементы контркультуры:
- “наркотическая культура”;
- “восточная мистика”;
- “оккультизм”;
- “сексуально-революционная мистика тела”.
Формы культуры:
- элитарная (высокая);
- народная;
- массовая.
1. Элитарная культура
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература. Особенности - элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеоб-разованным человеком. Девиз элитарной культуры - “Искусство ради искусства”;
- типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции “чистого искусства” является деятельность художественного объединения “Мир искусства” (Россия, 10-е гг. XX в.).
2. Народная культура
В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.
Еще одно название народной культуры - фольклор.
Он всегда:
- локализован, так как связан с традициями данной местности;
- демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Народная культура включает:
- мифы;
- легенды;
- сказания;
- эпос;
- сказки;
- песни;
- танцы.
По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:
- индивидуальными(изложение легенды);
- групповыми (исполнение песни, танца);
- массовыми (карнавальные шествия).
З. Понятие массовой культуры
- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;
- массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у “массы” новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;
- истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;
- наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;
- подробный и блестящий по стилю анализ “массы”, массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ X. Ортега и Гассет в книге “Восстание масс”. Основополагающие институты культуры:
- миф;
- религия;
- искусство;
- наука.
1. Миф - наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к закону;
- фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею “героического”;
- миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.
2. Религия - религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Главное в религии - это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем;
- ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу;
- культура модифицирует становление религии, но утвердившись религия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет под значительным влиянием религии
3. Искусство - искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией;
- искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира;
- искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;
- роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот;
- в целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
4. Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки;
- духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование;
- творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой кулыуроген-ной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты;
- культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, более условна. В истории человечества наука действует как цивилизирую-щая сила, а культура - как одухотворяющая сила.

Глоссарий:
Культура обыденная - совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей.
Культура этническая - культура определенного этноса творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия.
Культурная картина мира - конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.
Культурные нормы - понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей.
Культурные универсалии - понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших, отличающихся по этническим характеристикам.
Типология культур - классификация, упорядочение всех явлений выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам. Вопросы для контроля:
1. Назовите предмет изучения дисциплины “Культурология”.
2. Назовите основные подходы к определению культуры.
3. Какие функции определяет культура?
4. Назовите виды и роды культуры.
5. Выскажите свое мнение: культурный человек - кто он?

ЛЕКЦИЯ 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Учебные вопросы: 1. Культура и цивилизация как понятия культурологии. 2. Виды глобальных проблем. 3. Пути решения глобальных проблем. 1. Культура и цивилизация как понятия культурологии Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища. Слово цивилизация произошло от латинского civilis - гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. “Цивилизованным” стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а “цивилизовывать” означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе “цивильность” означала учтивость. Первым употребил слово “цивилизация”, по мнению Л.Февра, барон Гольдбах; в 1766 году Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. А за неимением подходящего слова досталось культуре. Однако слово “цивилизация” появилось при жизни Руссо и в самое нужное время - когда завершилось издание “Энциклопедии”. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе 18-19 веков с социальными установлениями. Правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале 20 века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде “Закат Европы” и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. “Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста”, - писал известный французской историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера. Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Второе значение термина “цивилизация” восходит к его латинскому корню civis - не только гражданин. Но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие “культура” распространяется и на них. В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. В одном из самых авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р.У-ильямса “Ключевые слова: Словарь по культуре и обществу”, сказано, что культура явилась некой альтернативой цивилизации, которая тесно ассоциировалась с социальным прогрессом. В понятии “культура” воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой. Российские этнографы, в частности Ю.И.Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры - появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п, в области духовной культуры - возникновение письменности. Для антропологов цивилизация - всего лишь более сложный или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация - это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Действительно, необходимость регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет. Ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов. Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале параграфа, применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени. Цивилизация - определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации. 2. Виды глобальных проблем В XX веке человек столкнулся с глобальными (от лат. Globus -земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации. “Проблемность” означает наличие сложности, противоречивости ситуации, трудности выхода из нее. Главную глобальную проблему можно сформулировать так: должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении? Эта проблема находит свою конкретизацию в так называемых “алармистских” (от фр. alarme - тревога) ситуациях. Суть первой заключается в том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как места производственной деятельности человека достаточно абстрактно. Сейчас эта проблема осознается все более конкретно - как “ограниченность некоторых видов ресурсов”, их “исчерпание по регионам”. Но развитие рыночной экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) генеральный секретарь конференции М.Стронг констатировал, что процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам. Рыночная модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Другая проблема алармистского характера связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность. Речь идет об уничтожении лесов - легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя и т.п. Кроме того, не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблемы голода, отставания развивающихся стран не позволяют приостановить даже разнохарактерный экономический рост. А он требует увеличения потребления энергии и ресурсов. Следовательно, в ближайшей перспективе эта проблема будет расширяться и углубляться. Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (например, Чернобыльская). Современная промышленная и энергетическая инфраструктуры уязвимы со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты). С точки зрения общества, затраты на научно-технический прогресс велики, а отдача мала. Проблемы внутреннего развития обусловлены и несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества. 3. Пути решения глобальных проблем Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза - термоядерной войны между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является уже главенствующей в списке глобальных проблем. Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами. Оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса. Пессимистические разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры стали причиной создания в 60-70-е годы множества научных центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии - совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода. Культурная революция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода. Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым как с культурным абсолютом пытается воссоединится “обновленный человек”: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоят целостная человеческая личность и ее возможности, и альтернативы этому нет. Речь идет прежде всего о “беспрецедентной культурной перестройке” миллиардов населения земного шара - всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии. Трансформация личности есть “человеческая революция” и единственная на данный момент реальная возможность решения современных глобальных проблем человечества. Справедливость такого вывода представляется не менее значимой, чем практическая трудность реализации этой рекомендации. Практика XX века показывает, что пока человечество не в состоянии кардинально решать глобальные проблемы своего развития. Для этого надо решать самую главную проблему - преодоление культурных “разломов”, раскола культур, налаживание диалога культур.. Это предполагает интенсивное развитие межкультурных коммуникаций, как многосторонних, так и двухсторонних, осуществляемых во всех сферах культуры на основе уважения культурной самобытности каждой из культур, и с учетом тенденций усиления культурного влияния одних стран на другие, тенденций универсализации в мировом культурном развитии. Глоссарий: Глобальные проблемы (от латинского “globus” - земной шар) -проблемы, от решения которых зависит судьба цивилизации. Культурное запаздывание - явление, когда духовная культура не успевает приспособиться к изменениям в сфере материальной (напр., в результате опережающего развития научно-технического прогресса). Проблема демографическая состоит в том, что продолжается процесс неудержимого прироста населения Земли. Проблема экологическая состоит в нарастающей нестабильности экологической ниши, в которой живет человечество. Проблема энергосырьевая - это вопрос о надежном обеспечении населения мира топливом и сырьем. Цивилизованное столкновение - концепция, выдвинутая в начале 90-х годов XX века американским политологом и культурологом С.Хантингтоном, содержание которой заключается в том, что после окончания “холодной войны” культурная самобытность определяет принципы как единства, так и дезинтеграции, конфликтов цивилизаций. Вопросы для контроля: 1. Как вы понимаете, что общего и в чем различие понятий “культура” и “цивилизация”? 2. Охарактеризуйте глобальные проблемы XX - XXI вв. 3. Охарактеризуйте основные пути решения глобальных проблем современности.

 

ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ XX ВЕКА Учебные вопросы: 1. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией. 2. Концепция “кризиса культуры” О.Шпенглера. 3. Символическая концепция культуры Э.Кассирера. 4. Феноменологическая концепция культуры. 5. Неофрейдистская концепция культуры. 6. Структуралистическая концепция культуры. Радикальные перемены социокультурной ситуации в Европе в XX веке способствовали переменам в самой культуре, что явилось предметом теоретической рефлексии многих мыслителей и привело к созданию новых культурологических концепций. Эти концепции можно классифицировать по рассматриваемым в них проблемам. Из таких проблем можно выделить следующие: природа культуры, культура и цивилизация, современный кризис культуры, массовое общество и массовая культура как угроза самому существованию культуры, культура и научно-технический прогресс и перспективы дальнейшего развития культуры. Рассмотрим идеи и работы авторов, сказавших свое слово по перечисленным работам. 1. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев (1874-1948) писал о свободе и о культуре. Но самым неангажированным произведением на эту тему была “Философия неравенства”, в 13-м письме “О культуре”. Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем острейшим в тот год, “России страшный год”, вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию. “Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органически свой период была связана с жизнью религиозной”. Культура не демократична по своему характеру и по самой природе чужда реализму. “Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь”. Бердяев выводит основной закон культуры - преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности. У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации. “Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие”. В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы. 2. Концепция “кризиса культуры” О.Шпенглера Эту проблему, но несколько с иной точки зрения, с точки зрения кризиса культуры одновременно с Бердяевым в том же 1918 году в работе “Закат Европы” поставил немецкий культуролог О.Шпенглер. (1880-1936). Первая работа на тему кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире, потому что ее пессимистический настрой совпал с мироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем. Западную культуру Шпенглер считает одной из трех самых великих культур, наряду с античной и арабской. Ее характеризует символ бесконечности, с которым Шпенглер связывает особенности европейца как культурного феномена. Именно тяга к расширению окружающего пространства заставляла европейцев пускаться в авантюры крестовых походов, совершать кругосветные путешествия и превратила путешествия для европейца в модус вивенди (лат. образ жизни) вообще. Тяга к бесконечности побудила европейцев построить устремленные ввысь готические соборы, изобрести пароход и автомобиль, микроскоп и телескоп. Символ бесконечности, по мнению Шпенглера, лежит и в основе христианства: христианский Бог бесконечен и вечен, ему присущи бесконечная мудрость и бесконечное могущество. Идея бесконечности пронизывает науку и философию Нового времени. Картезианская физика, ньютоновская механика, европейская математика бесконечных множеств, бесконечных рядов, бесконечно малых величин и все крупнейшие философские системы Нового времени, по мнению Шпенглера, подтверждают эту идею. Душу европейской культуры Шпенглер назвал “фаустовой душой”, поскольку нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, она символически представлена в “Фаусте” Гете. Итак, по Шпенглеру все направления европейской культуры - архитектура, скульптура, живопись, литература, театр, музыка - характеризуются “фаустовой душой” и пространственной бесконечностью, органически связанной со временем, которое для любой культуры не является бесконечным, и для западной культуры этот конец наступил в XX в. “Культурные души” Шпенглер представляет замкнутыми образованиями по образу и подобию монад Лейбница. Различные души создали различные культуры, каждая из которых после периода своего расцвета увядает, превращаясь в цивилизацию. Цивилизация, по мнению Шпенглера, это умирающая культура. Близкую и неизбежную гибель западной культуры Шпенглер связывает с характером той цивилизации, в какую она выродилась в XX веке; в этой цивилизации философия оказалась никому не нужной, искусство перестало быть таковым и выродилось в массовые зрелища, наука стала служанкой техники и политики, интересы людей сосредоточились вокруг власти и денег. Все это напомнило Шпенглеру состояние Римской империи накануне ее конца: огромные города, огромные здания, разрушительные войны, державы, империализм. 3. Символическая концепция культуры Э.Кассирера В своей работе “Философия символических форм” немецкий культуролог Э.Кассирер (1874-1945) показывает, что на определенном этапе своей эволюции на этапе возникновения самосознания человек “разрывает цепь, связывающую его с внешним миром” и, если “первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как своего рода умственное приспособление к непосредственному окружению”, то “по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция человеческой жизни”. Она заключается в создании “символической системы”, опосредующей все связи человека с миром. По мнению Э.Кассирера, человек находится в состоянии постоянного диалога с самим собой, и из этого диалога рождается “символический универсул”, в котором человек отныне живет, составными частями которого являются язык, миф, искусство и религия. “Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека. Вместо того, что бы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника”. Культура по Э.Кассиреру универсальна в том смысле, что она опосредует все его отношения не только в сфере теории, но и в сфере его практической повседневной жизни. Даже в этой жизни человек не живет “в мире строгих фактов”, он живет среди “воображаемых эмоций”, “среди собственных фантазий и грез”. 4. Феноменологическая концепция культуры Основоположником феноменологии был немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938), который в целях создания “философии реальности” положил в фундамент философского здания “стабильные очевидности”. Гуссерль уверен, что строить любую теорию (в том числе и культурологию) можно только на непосредственных данных. Девиз феноменологии - обращение к самим “вещам”, очищенным от словесных нагромождений. Но для получения этих “вещей” необходимо произвести “феноменологическую редукцию”, оставив за скобкой внешний мир, усомниться, как Декарт, во сем, кроме сознания, и свести философию к анализу его явления. Как человек считал Гуссерль, философ не может не верить в реальность мира, но как философ за точку отсчета он долен взять нечто иное. Проблема не в существовании мира, считает итальянский феноменолог Э. Пачи, проблема - в смысле и назначении мира для меня, а затем его осмысление для других. Для изображения процесса феноменологической редукции Гуссерль вводит понятие “эпокэ”, под прессом которого остается феноменологический остаток, реальность которого очевидна - это сознание. Именно оно является не только абсолютной реальностью, но и основанием всякой реальности. Элементы сознания его явления, его “феномены” являются предельными основаниями бытия. Именно они составляют его “лебенсвельт” - “жизненный мир”. Понятие “жизненный мир” - это кульминационный пункт феноменологии Гуссерля. Этим понятием Гуссерль нашел единое основание культуры, призванное устранить начавшийся, по его мнению, в начале века кризис культуры. Проявление этого кризиса Гуссерль видел в трех моментах: 1. ущемление творческого потенциала сознания гносеологическим формализмом; 2. дегуманизация науки, а стало быть, и всей культуры, составной частью которой наука является; кризис философии, ее неподготовленность к решению проблем поставленных кризисом культуры, “бессилие современного рационализма”, как пишет Гуссерль в своей фундаментальной работе “Идеи для чистой феноменологии и для феноменологической философии”; 3. в противоречии между гуманитарным и естественно-научным знанием. Найденное единое основание культуры, по мнению Гуссерля, должно стать “фокусом всей совокупности духовно-культурных ценностей”. Другой феноменолог нашего столетия немецкий философ М.Шелер (1875-1928) конкретизирует изложенную концепцию Гуссерля в области этики, где, решительно критикуя кантовскую этику, находит иное, чем у Канта, основание этики: не долг, а ценность, и дает иерархию этих ценностей в качеств е фундамента этической культуры. Итак, феноменологическая концепция была попыткой объяснить явление кризиса в культуре и указать средства его преодоления. Если кратко, суть этого кризиса феноменологи видели в том, что культурное пространство оказалось засорено неработающими идеями и концепциями для преодоления которых нужно было найти адекватную методологию. 5. Неофрейдистская концепция культуры Представитель неофрейдистской концепции культуры шведский ученый К.Г Юнг (1875-1961) изложил свои взгляды в работе “Архетип и символ”, где проанализировал понятие “коллективное бессознательное” и его образы - “архетипы”, которые определил как источник общечеловеческой символики (мифов, сновидений и т.д.). В чистом виде архетип в сознание не входит, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к архетипу “архетипические образы” стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. “Это спутанные, темные образы, воспринимаемы как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемое как нечто бесконечно превосходящее человека”. В “Архетипе и символе” Юнг показывает, что “для точности необходимо различать “архетип” и “архетипическое представление””. Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, тогда как “архетипические представления” явились источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они “предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках”, они превращаются в символ, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Этот процесс происходит по мере развития сознания и все большего его разрыва с бессознательным и по мере становления и все большего развития культуры. В работе “Об образах коллективного бессознательного” Юнг все изложенные процессы иллюстрирует богатейшим культурно-историческим материалом, что делает работу не только хорошо обоснованной философской концепцией, но и увлекательнейшим чтением, ненавязчивым объяснением - через процесс развития архетипа в архетипические представления и далее символы - природы фундаментальных образов и идей нашей современной культуры. С помощью концепции архетипа и символа Юнг объяснил не только происхождение культуры, но и антикультуры, появление которой он связывает с вторжением архетипов. Расовая мифология фашистов и коммунистический миф - очень примитивны с очки зрения разума, но они захватили миллионы европейский сознаний. Массовый экстаз и поиски обезумевшими толпами врагов народа, факельные шествия - все эти проявления антикультуры, по мнению Юнга, свидетельствовали в свое время о вторжении сил, на много превосходивших человеческий разум. 6. Структуралистическая концепция культуры Аналогичное Юнгу понимание основ культуры имеется в работах таких современных философов, как Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Леви Стросс, М. Фуко, Б. Барт и др. Всех вместе этих философов называют структуралистами, поскольку, занятые поисками единой основы культуры, они “открыли” “формы”, в которых осуществляется творческая деятельность человека. Эти формы они назвали структурами, обозначив данным понятием совокупность устойчивых отношений, регулирующих всю духовно-творческую деятельность человека. Эти универсальные структуры выявляются при изучении мифов, с интерпретацией бессознательного с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке. М. Фуко (1926-1984) занимался изучением и поиском скрытых связей между идеями, обычаями и отношениями власти. Р. Барт (1915-1960) подверг критике устоявшиеся мнения в литературоведении, рассматривая теорию текста как производительность языка и порождение смысла. Каждый из структуралистов стремился определить универсальную структуру человеческой культуры. На базе работ структуралистов появились работы таких мыслителей, как Ж. Делез и Ф. Гвттари, называемых постструктуралистами. Они создали понятие “ризома”, являющееся метафорой современной культуры с ее отрицанием упорядоченности и синхронности. Другим понятием - децентрация - постструктуралисты обозначили отказ от этноцентризма в пользу равноправия культур, внимания к “другому”. Вопросы для контроля: 1. Изложите кратко взгляды Н.А. Бердяева на культуру. 2. Объясните концепцию кризиса культуры О. Шпенглера. 3. Сравните символическую и феноменологическую концепции культуры. 4. Как объяснял происхождение культуры и антикультуры К.Г.Юнг? 5. Как вы понимаете структуралистическую концепцию?

 

 

ЛЕКЦИЯ 4. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Учебные вопросы: 1. Культура первобытного общества. 2. Древний Восток: единство и многообразие. 3. Культура Древней Индии и Китая. 1. Культура первобытного общества Обращаясь к изучению культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческой деятельности, т. е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ. К какому же историческому периоду времени относится появление культуры? Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: палеолит (до X тыс. до н. э.) — орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее — рыболовство; мезолит (X-VIII тыс. до н. э.) — период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных — объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (УШ-Утыс. до н.э.) — переход от присваивающего хозяйства к производящему — “неолитическая революция” — появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец IV — тыс. до н.э.) — распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры — первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым—все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим. В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу “око за око, зуб за зуб”, внутри же рода господствует принцип табу — система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами. Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Поскольку культура—явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе “неолитической революции” растут запасы знаний, накапливается опыт, формируйся иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется “верхушка” и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство. 2. Древний Восток: единство и многообразие С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине. Великие культуры Древнего Востока - Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии - при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре. Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций Карл Маркс назвал азиатским способом производства. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и на воду. Древний Египет Шумер и Вавилон древние Индия и Китай - это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Ефрата и Тигра - шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд - индийская, а в долине реки Хуанхэ - древнекитайская цивилизация. Культура Древнего Египта Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная, великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около III тыс. лет назад! Однако самая знаменитая и самая значительная по разменам - пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 метров сейчас 137 площадь - около 55000 метров квадратных. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Фараон Аменхотеп IV выступал как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как “тело Ра”. Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. В Древнем Египте были выработаны такие классические скульптурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Активно развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика, изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики, был изобретен папирус для письма. В целом можно выделить несколько черт древнеегипетской культуры: 1. Религиозный и погребальный характер. 2. Монументальность и прочность. 3. Традиционность и стабильность стиля. 4. Синтез всех жанров, в которых главную роль играет архитектура. 5.Создание классических форм в искусстве. Культура цивилизации Двуречья Культура Двуречья развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с 4тысячелетия до середины 6 века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья - это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья - шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации. В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государство региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта - золотые украшения и зерно, из городов Малой Азии и с гор Кавказа - сурьму, олово и медь. Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родился легенда о Всемирном потопе). Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества. Важным событием в истории
<== предыдущая | следующая ==>
Работа характеризует действие силы на некотором перемещении | Лекция 5. Античность как тип культуры

Date: 2015-09-03; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию