Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституция Турецкой Республики
Принята на всенародном голосовании 7 ноября 1982 г.
Преамбула
В соответствии с концепцией национализма, а также формами и принципами, провозглашенными основателем Республики Турции бессмертным лидером и непревзойденным героем Ататюрком, настоящая Конституция, которая утверждает вечное существование Турецкой нации и Родины, а также неделимое единство Турецкого государства, воплощает:
намерение постоянно защищать существование, благосостояние, а также материальное и духовное благополучие Турецкой Республики, как достойного члена семьи народов мира с равными правами, достижение стандартов современной цивилизации;
понимание абсолютного верховенства воли нации и того факта, что суверенитет полностью и безусловно принадлежит Турецкой нации, а также того, что никакое лицо или орган, уполномоченные осуществлять этот суверенитет от имени нации, не должны выходить за рамки либеральной демократии и правового строя, установленных согласно ее требованиям;
принцип разделения властей, который не означает подчинения одних органов государства другим, а является лишь разделением некоторых государственных полномочий и обязанностей, которые представляют собой сотрудничество и разделение функций при верховенстве Конституции и закона;
признание того, что никакие взгляды и убеждения не должны противопоставляться национальным интересам Турции, принципу неразрывного единства турецких граждан со своей страной и территорией, историческим и духовным ценностям Турции или национализма, принципам, реформам и преобразованиям Ататюрка, а также, как требует того принцип светского государства, на государственные дела и политику никоим образом не должны влиять священные религиозные чувства;
подтверждение неотъемлемого права каждого турецкого гражданина вести достойную жизнь и развивать свое материальное и духовное благополучие в условиях национальной культуры, цивилизации и правового строя посредством осуществления основных прав и свобод, зафиксированных этой Конституцией в соответствии с требованиями равенства и социальной справедливости;
признание того, что все турецкие граждане объединены национальной честью и гордостью, в национальной радости и печали, в их правах и обязанностях по отношению к национальному существованию, достижениях и трудностях и в любом проявлении национальной жизни, они имеют право требовать мирной жизни, основанной на безусловном соблюдении прав и свобод друг друга, взаимной любви и товарищества, а также веры в принцип: "Мир в доме, мир в мире".
Настоящая Конституция вверяется Турецкой нацией ее сынам и дочерям, преданным демократии, Родине и нации, для усвоения и разделения идей, убеждений и повелений, их толкования и применения с безусловной преданностью в соответствии с буквой и духом настоящей Конституции.
Часть 1 Общие принципы
I. Форма государства
Статья 1. Турецкое государство - республика.
II. Характеристики Республики
Статья 2. Республика Турция - демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах, изложенных в преамбуле.
III. Целостность государства, официальный язык, флаг, государственный гимн и столица
Статья 3. Турецкое государство, его территория и нация - единое неделимое целое. Официальный язык - турецкий. Флаг, форма которого определена специальным законом, представляет собой белый полумесяц и звезду на красном фоне. Государственный гимн - "Марш независимости". Столица - Анкара.
IV. Неизменяемые положения
Статья 4. Положение статьи 1 Конституции, устанавливающей форму государства как Республику, положения статьи 2 о характеристиках Республики и положения статьи 3 не могут быть исправлены, и при этом не могут вноситься предложения об их изменении.
V. Основные цели и обязанности государства
Статья 5. Основные цели и обязанности государства - защищать независимость и целостность Турецкой нации, неделимость страны, Республики и демократии; гарантировать благосостояние, мир и удачу индивидуума и общества; бороться за устранение политических, экономических и социальных препятствий, которые ограничивают основные права и свободы личности способом, несовместимым с принципами справедливости и социального государства, основанного на признании правовых норм; обеспечивать необходимые условия для материального и духовного развития личности.
VI. Суверенитет
Статья 6. Суверенитет полностью и безусловно принадлежит нации. Турецкая нация должна осуществлять суверенитет через уполномоченные органы в соответствии с принципами, зафиксированными в Конституции. Право осуществлять суверенитет не должно принадлежать какой-либо личности, группе или классу. Никакое лицо или орган не могут осуществлять какие-либо государственные функции, которые не предусмотрены Конституцией.
VII. Законодательная власть
Статья 7. Законодательная власть от имени Турецкой нации принадлежит Великому Национальному Собранию Турции. Эта власть не может передаваться.
VIII. Исполнительная власть и полномочия
Статья 8. Исполнительная власть и полномочия в соответствии с Конституцией и законом принадлежат и осуществляются Президентом Республики и Советом министров.
IX. Судебная власть
Статья 9. Судебная власть осуществляется от имени Турецкой нации независимыми судами.
X. Равенство перед законом
Статья 10. Все равны перед законом независимо от языка, расы, мировоззрения, пола, политической ориентации, философских взглядов, религии и веры и тому подобного. Никакая привилегия не может быть предоставлена какому-либо лицу, семье, группе или классу.
Государственные органы и административные власти должны при осуществлении всех своих полномочий действовать в соответствии с принципом равенства перед законом.
XI. Верховенство и обязательная сила Конституции
Статья 11. Положения Конституции являются основополагающими правовыми нормами, обязательными для законодательных, исполнительных и судебных органов, а также административных инстанций и других организаций и лиц. Законы не должны противоречить Конституции.
Часть 2 Основные права и обязанности
Раздел 1. Общие положения
I. Сущность основных прав и свобод
Статья 12. Каждый обладает присущими ему основными правами и свободами, которые являются неприкосновенными и неотчуждаемыми. Основные права и свободы подразумевают также обязанности и ответственность гражданина перед обществом, его семьей и другими лицами.
II. Ограничение основных прав и свобод
Статья 13. Основные права и свободы могут быть ограничены законом, в соответствии с буквой и духом Конституции, с целью защиты неделимой территориальной и национальной целостности государства, национального суверенитета Республики, национальной безопасности, общественного порядка, всеобщего мира, общественного интереса, общественной нравственности и здравоохранения, а также по определенным причинам, указанным в соответствующих статьях Конституции.
Общие и специальные основания для ограничений основных прав и свобод не должны противоречить требованиям демократического устройства общества и не должны быть навязаны для любой иной цели, кроме тех, для которых они предписаны. Общие основания для ограничений, указанные в этой статье, распространяются на все основные права и свободы.
III. Запрещение злоупотребления основными правами и свободами
Статья 14. Никакие зафиксированные в Конституции права и свободы не должны осуществляться с целью нарушения неделимой территориальной и национальной целостности государства, создания угрозы существованию Турецкого государства и Республики, отмены основных прав и свобод, передачи государственной власти одному лицу или группе лиц, а также установления превосходства одной социальной группы над другими или дискриминации по языку, расе, религии или вере либо установления любыми другими средствами государственного строя, основанного на этих концепциях и идеях.
Санкции, которые необходимо применить против тех, кто нарушает эти запреты, и тех, кто подстрекает и провоцирует других к этому, определяются законом.
Никакое положение этой Конституции не должно быть истолковано способом, который предоставил бы право нарушать права и свободы, зафиксированные Конституцией.
IV. Приостановление осуществления основных прав и свобод
Статья 15. Во время войны, мобилизации, военного и чрезвычайного положения осуществление основных прав и свобод может быть частично или полностью приостановлено или могут быть приняты меры, определяемые ситуацией, которые умаляют гарантии, установленные Конституцией, при условии, что обязательства, вытекающие из международного права, не нарушены.
Даже при обстоятельствах, обозначенных в части 1, права человека на жизнь, на неприкосновенность материального и духового достояния личности неприкосновенны, за исключением смерти, наступившей в соответствии с законами военного времени и при исполнении смертных приговоров; никто не может быть принужден указывать свое отношение к религии, убеждения или мнения и быть за это обвиненным; правонарушения и санкции не могут иметь обратную силу, и при этом никто не может быть признан виновным до того, как это будет доказано решением суда.
V. Статус иностранцев
Статья 16. Основные права и свободы иностранцев могут быть ограничены в соответствии с законом на основе международного права.
Раздел 2. Права и обязанности личности
I. Неприкосновенность личности, материальное и духовное достояние
Статья 17. Каждый имеет право на жизнь и на защиту, а также улучшение своего материального и духовного достояния.
Физическая целостность личности не должна быть нарушена, кроме как в связи с медицинской необходимостью и в случаях, установленных законом; лицо не должно подвергаться научным и медицинским экспериментам без его согласия. Никто не должен быть подвергнут пытке или недостойному обращению; никто не должен быть подвергнут наказанию или обращению, несовместимому с человеческим достоинством. Такие случаи, как, например, исполнение смертной казни на основании приговора суда, убийство при самообороне, смерть в результате применения оружия, разрешенного законом как необходимая мера при задержании, аресте, предотвращении побега законно арестованных или осужденных лиц, подавление учиненных беспорядков или восстания, а также выполнение распоряжения уполномоченных органов во время военного или чрезвычайного положения, находятся вне сферы применения положения части 1.
II. Запрещение принудительного труда
Статья 18. Никто не должен быть принужден к труду. Неоплачиваемый принудительный труд запрещен.
Принудительные работы в период отбывания срока заключения или нахождения под арестом, работы, требуемые от граждан в условиях чрезвычайного положения, физический и интеллектуальный труд, когда потребности страны требуют обязательного исполнения гражданского долга, не считаются принудительным трудом, если форма и условия такого труда определены законом.
III. Личная свобода и безопасность
Статья 19. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы, за исключением случаев, когда такая процедура и условия предусмотрены законом; случаев исполнения судебных решений, ограничивающих свободу и выполнение мер безопасности; ареста или задержания лица в соответствии с судебным решением или в предусмотренных законом случаях; исполнения решения, направленного на перевоспитание несовершеннолетнего, находящегося под надзором, или доставление его в компетентные органы; осуществления мер, принятых в соответствии с законными положениями по поводу лечения, образования или перевоспитания в специальных учреждениях для душевнобольных, алкоголиков или наркоманов, а также бродяг или лиц, распространяющих инфекционные болезни, если такие люди представляют опасность для общества; ареста или задержания лица, проникшего или пытающегося незаконно проникнуть в страну, или лица, в отношении которого принято решение о выдворении. Лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать их виновность в совершении преступления, могут быть арестованы решением судьи исключительно с целью предотвращения побега или уничтожения, а также искажения улик, либо в других подобных случаях, когда арест необходим, и при обстоятельствах, указанных в законе. Арест без решения суда возможен только в случаях, когда лицо задержано на месте совершения преступления, или в случаях, когда промедление приведет к опасным последствиям; условия применения таких действий определяются в соответствии с законом. Арестованный или задержанный во всех случаях должен быть незамедлительно уведомлен в письменной форме, а если последнее невозможно, то устно, об основаниях его задержания или ареста и выдвигаемых против него обвинениях; в случаях совершения преступления группой лиц - до того, как они предстанут перед судьей.
Арестованное или задержанное лицо предстает перед судьей в течение сорока восьми часов, а в случае совершения преступления группой лиц - в течение пятнадцати дней, за исключением времени, потраченного на препровождение его в ближайший от места задержания суд. Никто не может быть лишен свободы без решения судьи по истечении вышеуказанных сроков. Эти сроки могут быть продлены во время чрезвычайного или военного положения, а также в период военных действий.
Ближайшему родственнику должно быть сообщено о положении арестованного или задержанного лица, за исключением определенных случаев, связанных с неразглашением материалов следствия. Задержанные имеют право требовать проведения допроса в установленные сроки или освобождения в период предварительного или судебного расследования. Освобождение может быть условным с представлением соответствующей гарантии обеспечения присутствия лица в судебном разбирательстве и исполнения решения суда. Лица, лишенные свободы, при любых обстоятельствах имеют право обратиться в соответствующую судебную инстанцию за быстрым заключением судебного разбирательства в отношении них или освобождения, если ограничение их свободы является незаконным.
Ущерб, нанесенный лицу при нарушении вышеуказанных положений, компенсируется государством в соответствии с законом.
IV. Тайна и защита личной жизни
А. Тайна личной жизни
Статья 20. Каждый имеет право соблюдения тайны личной и семейной жизни. Тайна личной и семейной жизни не может быть нарушена. Исключения составляют требования, связанные с судебным разбирательством и преследованием. Никто не должен быть подвергнут обыску, ничьи личные бумаги и вещи не могут осматриваться и изыматься, кроме случаев, предусмотренных законом, и при наличии должным образом принятого решения судьи, а также обстоятельств, когда промедление недопустимо и есть указание уполномоченной законом инстанции.
В. Неприкосновенность жилища
Статья 21. Жилище каждого человека неприкосновенно. Ни в чье жилище нельзя войти, произвести обыск или наложить арест на находящееся там имущество, кроме случаев, предусмотренных законом, и при наличии должным образом принятого решения судьи, а также обстоятельств, когда промедление недопустимо и есть указание уполномоченной законом инстанции.
С. Свобода сообщения
Статья 22. Каждый имеет право на свободу сообщений. Тайна сообщений - основной принцип. Не могут чиниться препятствия и нарушаться тайна сообщений, за исключением случаев, предусмотренных законом, и при наличии должным образом принятого на этот счет решения судьи, а также обстоятельств, когда промедление недопустимо и есть указание уполномоченной законом инстанции.
Общественные организации и учреждения, в отношении которых делаются исключения из настоящего положения, определяются законом.
V. Свобода выбора места жительства и передвижения
Статья 23. Каждый имеет право на свободу выбора места жительства и передвижения. Свобода выбора места жительства может быть ограничена в соответствии с законом с целью предотвращения правонарушений, обеспечения социального и экономического развития, обеспечения законного и организованного процесса урбанизации, защиты государственной собственности; свобода передвижения может быть ограничена с целью судебного разбирательства правонарушений, а также предотвращения правонарушений. Свобода гражданина покидать страну может быть ограничена в связи с экономической ситуацией в стране, гражданскими обязательствами или уголовным розыском, а также судебным преследованием.
Граждане не могут быть высланы из страны или лишены права возвращаться на родину.
VI. Свобода религии и совести
Статья 24. Каждый имеет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений. Богослужение, религиозные обряды и церемонии должны проводиться свободно, при условии, что они не нарушают положения статьи 14.
Никто не должен быть принужден к отправлению религиозных культов или участвовать в религиозных церемониях и обрядах, к проявлению своих религиозных верований и быть обвиненным или осужденным за свои религиозные убеждения.
Воспитание и обучение религии и этике осуществляется под контролем и надзором государства. Обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ. Получение какого-либо другого религиозного воспитания и образования зависит от собственного желания лица, а для несовершеннолетних - от требования их законных представителей.
Никому не позволено эксплуатировать или злоупотреблять религией или религиозными чувствами, а также вещами, признанными священными, для обеспечения личного или политического влияния или, пусть даже частично, базирование основных устоев, социального, экономического, политического и правового строя государства на религиозных принципах.
VII. Свобода мысли и убеждений
Статья 25. Каждый имеет право на свободу мысли и убеждений. Никто не должен быть по какой-либо причине и с какой-либо целью принужден высказывать свои мысли и убеждения и никто не может быть обвинен в связи с ними.
VIII. Свобода выражения мнений и распространения мысли
Статья 26. Каждый имеет право распространять свои мысли и мнение устно, в письменной форме или в изображениях, а также другими способами индивидуально или коллективно. Это право включает свободу получать и передавать информацию и идеи без вмешательства официальных властей. Это положение не устраняет систему лицензирования для передач радио и телевидения, кино и аналогичных средств. Осуществление этих свобод может быть ограничено в соответствии с предписаниями закона в целях предотвращения преступлений, наказания преступников, отказа в предоставлении информации, являющейся государственной тайной, при защите репутации и прав других лиц, частной и семейной жизни, а также при защите профессиональной тайны и обеспечении надлежащего функционирования судебной власти.
Никакой язык, запрещенный законом, не должен использоваться при выражении и распространении мыслей. Любые письменные или печатные материалы, пластинки, магнитные и видеоленты, а также другие средства выражения информации, используемые в нарушение этого положения, должны обязательно быть изъяты по решению судьи или компетентными органами, определенными законом, если промедление недопустимо.
Органы, издающие распоряжение об изъятии, должны известить компетентного судью о своем решении в течение двадцати четырех часов. Судья должен рассмотреть вопрос в течение трех дней.
Положения, регулирующие использование средств распространения информации и мыслей, не должны восприниматься как ограничение свободы выражения мнений и их распространения, если они не препятствуют их распространению.
IX. Свобода науки и искусства
Статья 27. Каждый имеет право свободно изучать и преподавать науку и искусство, давать разъяснения, а также проводить исследования в этих областях. Право публикации не должно использоваться в целях изменения положений статей 1, 2 и 3 Конституции. Положения настоящей статьи не должны исключать регулирования законом проникновения и распространения иностранных публикаций.
X. Положения, касающиеся печати и публикаций
А. Свобода печати
Статья 28. Печать свободна и не должна подвергаться предварительному разрешению или внесению денежных залогов. Публикация не должна быть сделана на каком-либо запрещенном законом языке.
Государство предпринимает необходимые меры для обеспечения свободы прессы и свободы информации.
При ограничении свободы печати применяются положения статей 26 и 27 настоящей Конституции. Каждый, кто подготавливает или передает в печать либо печатает сам или передает другим какую-либо информацию или публикацию, которая угрожает внутренней или внешней безопасности государства, его территориальной или национальной целостности, призывает к совершению преступления, учинению беспорядков или мятежа, либо содержит сведения, составляющие государственную тайну, привлекается к ответственности в соответствии с законом, регулирующим эти преступления. Распространение может быть приостановлено решением судьи в качестве предупредительной меры, а в случае, когда промедление недопустимо - компетентным органом, определенным в законе. Государственные органы, приостанавливающие распространение, должны известить компетентного судью о своем решении в течение двадцати четырех часов. Если судья не утверждает это решение в течение сорока восьми часов, то приказ о предотвращении распространения публикации считается недействительным. Не может быть наложен запрет на публикации о событиях, кроме случаев, когда в интересах судопроизводства на это есть законное решение судьи.
Периодические и непериодические публикации могут быть конфискованы решением суда в случаях проведения расследования или судебного разбирательства преступлений, указанных в законе, а также в тех случаях, когда промедление могло бы поставить под угрозу территориальную и национальную целостность государства, национальную безопасность, общественный порядок или общественную мораль, а также для предотвращения преступления. Государственный орган, издающий распоряжение о конфискации, должен известить компетентного судью о своем решении в течение двадцати четырех часов. Распоряжение о конфискации становится недействительным, если компетентный судья не утвердит его в течение сорока восьми часов.
Общие положения применяются, если имеют место арест и конфискация имущества периодических изданий вследствие уголовного розыска и судебного преследования. Периодическое издание, издаваемое в Турции, может быть временно приостановлено по предложению суда, если оно признано виновным в публикации материала, который существенно нарушает территориальную и национальную целостность государства, основные принципы Республики, национальную безопасность и общественную мораль. Любая публикация, которая явно несет в себе признаки приостановленного периодического издания, запрещается и будет конфискована после решения компетентного судьи.
В. Право издавать периодические и непериодические издания
Статья 29. Публикации периодических и непериодических изданий не должны быть связаны с получением предварительного разрешения и внесением денежного залога. Для выпуска периодических изданий достаточно, чтобы указанные в законе сведения и документы были предоставлены определенным законом компетентным органам. Если выявлено, что представленная информация и документы нарушают закон, компетентные государственные органы должны обратиться в соответствующий суд за решением о приостановлении публикации.
Публикация периодических изданий, условия публикаций, финансирование и правила, относящиеся к профессии журналиста, регулируются законом. Закон не должен устанавливать никакие политические, экономические, финансовые и специальные условия, затрудняющие свободное распространение новой информации, точек зрения и убеждений. Периодические издания имеют равный доступ к средствам и возможностям государства и других общественных органов и организаций и их представительств.
С. Защита средств печати
Статья 30. Созданные в соответствии с законом в качестве предприятий печати типографии и их филиалы не могут быть арестованы, конфискованы или закрыты по обвинению в том, что являлись орудием преступления, кроме случаев, когда им грозит наказание за преступление, посягающее на территориальную и национальную целостность государства, основные принципы Республики или национальную безопасность.
D. Право использовать иные, чем печать, средства массовой информации, принадлежащие общественным корпорациям
Статья 31. Граждане и политические партии имеют право использовать иные, чем печать, средства массовой информации, принадлежащие негосударственным корпорациям. Условия и порядок такого использования регулируются законом.
Закон не должен устанавливать ограничения, ограждающие народ от получения информации или формирования идей и мнений через эти средства информации, а также ограничения свободного формирования общественного мнения на иных основаниях, чем указанные в статье 13.
Е. Право опровержения и ответа
Статья 32. Право опровержения и ответа предоставляется только в случаях, когда задета персональная репутация и честь, или в случаях, не соответствующих истине заявлений, и регулируется законом.
Если опровержение или ответ не опубликованы, судья в течение семи дней решает, нужна эта публикация или нет.
XI. Право и свобода собраний
А. Свобода ассоциаций
Статья 33. Каждый имеет право создавать ассоциации без предварительного разрешения. Для создания ассоциации достаточно, чтобы определенные законом сведения и документы были переданы компетентным органам, указанным в законе. Если информация или представленные документы нарушают закон, компетентные органы могут обратиться в соответствующий суд за приостановлением деятельности ассоциации или для ее закрытия. Никто не должен принуждаться вступать или оставаться членом организации. Формы, условия и порядок, регулирующие осуществление свободы ассоциаций, определяются законом. Ассоциации распускаются или их деятельность приостанавливается решением судьи в определенных законом случаях. Если промедление угрожает национальной безопасности или общественному порядку, а также в случаях, когда необходимо предотвратить совершение или продолжение преступления или произвести арест, государственные органы, указанные в законе, наделяются полномочиями по приостановлению деятельности ассоциации. Решение этих государственных органов выносится на одобрение ответственному судье в течение двадцати четырех часов. Если судья не объявляет о своем решении в течение сорока восьми часов, то такое административное решение аннулируется автоматически.
Положения части 1 не должны препятствовать установлению ограничений на права военнослужащих и должностных лиц служб безопасности, а также государственных служащих в той степени, в какой того требуют обязанности государственных служащих. Положения этой статьи также применимы к деятельности благотворительных фондов.
В. Право проведения собраний и демонстраций
Статья 34. Каждый имеет право собираться мирно и без оружия, а также участвовать в демонстрациях без предварительного разрешения.
Уполномоченная административная инстанция устанавливает место проведения и маршрут следования демонстрации в целях предотвращения нарушения порядка в жизни города. Формы, условия и порядок осуществления права проводить собрания и демонстрации определяются законом.
Компетентные органы, установленные законом, могут запретить собрание или демонстрацию или отложить их не более чем на два месяца в случаях, когда имеется существенная вероятность возникновения беспорядков, которые могут серьезно нарушить общественный порядок или нанести ущерб национальной безопасности, а также могут быть совершены действия, нацеленные на уничтожение основных признаков Республики. В случаях, когда закон запрещает все митинги или проведение демонстраций в провинциях, округах по тем же самым причинам, отсрочка не может превышать трех месяцев. Ассоциации, благотворительные фонды, профсоюзы и общественные профессиональные организации не должны проводить собрания или демонстрации, выходящие за рамки своих целей и полномочий.
XII. Право собственности
Статья 35. Каждый имеет право собственности и наследования. Эти права могут быть ограничены в соответствии с законом только в общественных интересах.
Осуществление права собственности не должно противоречить общественным интересам.
XIII. Положения, касающиеся защиты прав
А. Свобода отстаивать права
Статья 36. Каждый имеет право выступать в судебном процессе в качестве истца или ответчика, применяя законные средства и процедуру. Никакой суд не может отказываться от рассмотрения дела, которое входит в его компетенцию.
В. Гарантия судебной защиты
Статья 37. Никто не может быть изъят из подсудности того суда, который предусмотрен законом. Чрезвычайные суды, вторгающиеся в юрисдикцию законно установленного суда, не могут быть установлены.
С. Принципы, касающиеся преступлений и наказаний
Статья 38. Никто не должен быть наказан за деяние, которое в момент его совершения не являлось преступлением по действующим законам. Никому не может быть определено более строгое наказание за преступление, чем наказание, применяемое во время совершения преступления.
Положения части 1 также распространяются на определение наказания за преступления в случаях истечения срока давности. Наказания и меры безопасности, действующие в местах заключения, устанавливаются законом.
Никто не должен быть признан виновным, пока его виновность не будет доказана в суде. Никто не должен свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи или предоставлять такого рода доказательства.
Уголовная ответственность является персональной.
Полная конфискация имущества не может предусматриваться в качестве наказания. Государственные органы не должны налагать санкции, приводящие к ограничению личной свободы. Исключения из этого положения определяются законом с учетом внутреннего порядка Вооруженных Сил.
Никакой гражданин не должен быть выдан иностранному государству в связи с совершением преступления.
XIV. Право на доказательство
Статья 39. По делам о клевете и о диффамации в отношении должностных лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей ответчик имеет право доказывать свою правоту. Право на представление доказательств должно предоставляться, если оно служит общественным интересам или есть согласие истца.
XV. Защита основных прав и свобод
Статья 40. Каждый, чьи конституционные права и свободы были нарушены, имеет право незамедлительно обратиться к компетентным властям.
Ущерб, понесенный любым лицом из-за неправомерных действий должностных лиц, возмещается государством. Государство сохраняет право регресса к ответственному должностному лицу.
Раздел 3. Социальные и экономические права и обязанности
I. Защита семьи
Статья 41. Семья - основа турецкого общества.
Государство предпринимает необходимые меры и определяет необходимые мероприятия для обеспечения мира и благосостояния семьи, в особенности в отношении охраны матери и детей, а также для просвещения и внедрения в жизнь методов планирования семьи.
II. Право и обязанность получать обучение и образование
Статья 42. Никто не должен быть лишен права на обучение и образование. Сфера применения права на образование определяется и регулируется законом. Обучение и образование проводятся на основе принципов и реформ Ататюрка, на основе современной науки и методов образования под надзором и контролем со стороны государства. Не могут создаваться образовательные учреждения, нарушающие эти положения. Свобода обучения и образования не освобождает личность от верности Конституции. Начальное образование для всех граждан мужского и женского пола в государственных школах обязательно и бесплатно.
Принципы, определяющие функционирование частных начальных и средних школ, предусматриваются законом в соответствии со стандартами, установленными для государственных школ.
Государство обеспечивает стипендии и другие средства помощи, чтобы позволить студентам, испытывающим финансовые затруднения, продолжать образование. Государство принимает необходимые меры для того, чтобы сделать полезными для общества людей, нуждающихся в специальном обучении.
Обучение, образование, исследование и изучение - единственные действия, которыми должны заниматься в образовательных учебных учреждениях. Этим видам деятельности не должны чиниться препятствия никаким способом.
Никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных учреждениях.
Иностранные языки, которые необходимо преподавать в образовательных учебных учреждениях, и правила, которым нужно следовать при проведении обучения в школах с изучением иностранных языков, определяются законом.
Положения международных соглашений сохраняются.
III. Общественные интересы
А. Использование зоны побережья
Статья 43. Побережья находятся под суверенитетом и в распоряжении государства. При использовании морских побережий, берегов озер или проточных вод, прибрежной полосы морей и озер прежде всего учитывается общественный интерес.
Ширина побережий и прибрежных полос в соответствии с целями и условиями их использования людьми определяется законом.
В. Земельная собственность
Статья 44. Государство принимает необходимые меры, чтобы поддерживать и развивать эффективное культивирование земли, предупреждать ущерб вследствие эрозии и обеспечивать землей малоземельных и безземельных фермеров. Для этой цели законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных или безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или к истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов. Земли, распределенные для этой цели, не должны ни делиться, ни передаваться другим собственникам, кроме как через наследование, и должны быть культивированы только теми фермерами, между которыми они были распределены, или их наследниками. Положения, касающиеся изъятия государством распределенной таким образом земельной собственности в случае утраты этих условий, указаны в законе.
С. Защита сельского хозяйства и животноводства, а также лиц, занятых в этих сферах
Статья 45. Государство способствует фермерам и животноводам в приобретении машин, сельскохозяйственного оборудования и других средств производства с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных земельных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота в соответствии с принципами сельскохозяйственного планирования. Государство принимает меры для повышения уровня урожая и увеличения поголовья домашнего скота, что позволит производителям получать реальную стоимость при реализации продукции.
D. Конфискация
Статья 46. Государственные и общественные корпорации имеют право, когда это обусловлено общественным интересом, конфисковывать частное недвижимое имущество полностью или частично, а также налагать административный сервитут на это имущество в соответствии с принципами и порядком, указанным в законе, при условии предварительной выплаты компенсации.
Способ и порядок начисления компенсационных выплат определяются законом. При определении выплат законом принимается во внимание декларация об уплате налогов, действительная ценность имущества, установленная официальными органами во время конфискации, стоимость единицы имущества, а также затраты на строительство недвижимого имущества и другие объективные критерии. Законом определяется способ обложения налогом разницы между действительной стоимостью и суммой в налоговой декларации. Компенсация выплачивается наличными и предварительно. Однако порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, жилищных программ, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма, указывается законом. Если в этих случаях законом предусматривается оплата в рассрочку, то период оплаты не может превышать пяти лет; в этом случае выплата осуществляется равными частями, а на ту часть, которая не авансируется, начисляются самые высокие проценты, которые предусмотрены для государственных долгов.
Компенсация за конфискованную земельную собственность, принадлежащую мелкому фермеру, непосредственно обрабатывающему эту землю, во всех случаях выплачивается предварительно.
Е. Национализация
Статья 47. Частные предприятия, занимающиеся коммунальным обслуживанием, могут быть национализированы, если это необходимо в общественных интересах. Национализация осуществляется с учетом реальной стоимости. Методы и порядок исчисления реальной стоимости предписаны законом.
IV. Свобода труда и трудовых соглашений
Статья 48. Каждый имеет право свободно работать и заключать контракты в той области, которую выбрал. Частное предпринимательство свободно.
Государство предпринимает меры, гарантирующие безопасность и стабильность деятельности частных предприятий, а также соответствие потребностям национальной экономики и социальным целям.
V. Положения, касающиеся работы
А. Права и обязанность трудиться
Статья 49. Каждый имеет право и обязанность трудиться.
Государство принимает необходимые меры для повышения жизненного уровня трудящихся, защиты их интересов, улучшения условий труда и создания благоприятных экономических условий для предотвращения безработицы.
Государство предпринимает меры для обеспечения согласия в трудовых отношениях между работодателями и трудящимися.
В. Условия работы и право на отдых и свободное время
Статья 50. Никто не может быть принужден выполнять работу, не соответствующую его возрасту, полу и способностям.
Несовершеннолетние, женщины и люди с физическими или умственными недостатками пользуются специальной защитой с соблюдением особых условий работы.
Все трудящиеся имеют право на отдых и свободное время.
Права и условия, касающиеся оплачиваемых еженедельных выходных и праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, регулируются законом.
С. Право на образование профсоюзов
Статья 51. Работники и работодатели в процессе трудовых отношений имеют право создавать профсоюзы и ассоциации и формировать их руководящие органы без предварительного разрешения в целях защиты и развития экономических и социальных прав и интересов их членов.
Для образования профсоюзов и их руководящих органов достаточно представить определенные законом сведения и документы в компетентные органы. Если эта информация и документация противоречат закону, то компетентные органы должны обратиться в соответствующий суд за приостановлением действий или запрещением деятельности профсоюза или его руководящего органа.
Каждый свободен в решении стать членом профсоюза или выйти из него.
Никто не должен быть принужден вступать в профсоюз, оставаться его членом или выйти из него.
Работники и работодатели не могут быть членами более чем одного профсоюза или ассоциации.
Трудовая деятельность на данном предприятии не зависит от того, является работник членом профсоюза или нет.
Для того чтобы стать руководителем в профсоюзе или вышестоящей организации, необходимо проработать в качестве рабочего не менее десяти лет.
Статус, управление и функционирование профсоюзов и их вышестоящих органов не должны противоречить основам Республики и демократическим принципам, определенным Конституцией.
D. Деятельность профсоюзов
Статья 52. Аннулирована.
VI. Переговоры между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда, право на забастовку и локаут
А. Право переговоров между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда
Статья 53. Работники и работодатели имеют право заключать коллективные договоры для взаимного регулирования их экономического и социального положения и условий работы.
Порядок заключения коллективных договоров регулируется законом.
Профсоюзы и их руководящие органы, которые имеют статус государственных служащих, указанные в части 1 статьи 128, и не подпадают под сферу применения частей 1 и 2 той же самой статьи, а также статьи 54, могут обращаться в судебные органы от имени их членов и проводить встречи и переговоры с администрацией об условиях труда в соответствии с их целями. Если соглашение достигнуто в результате переговоров, то текст соглашения должен быть пописан сторонами. Такой текст должен быть представлен Совету министров для того, чтобы могли быть предприняты административные или судебные меры. Если такое соглашение об условиях труда не может быть достигнуто путем переговоров, то согласованные и несогласованные пункты должны быть также представлены для рассмотрения в Совет министров соответствующими сторонами. Порядок реализации этой статьи определяется законом.
На одном и том же предприятии применительно к одному и тому же периоду не может заключаться и осуществляться более одного коллективного соглашения.
В. Право на забастовку и локаут
Статья 54. Работники имеют право на забастовку, если спор об условиях труда возникает в процессе переговоров. Порядок и условия осуществления этого права и обращения нанимателя к локауту, сфера применения этих действий и исключения регулируются законом.
Право на забастовку и локаут не должно осуществляться способом, нарушающим принцип доброй воли, наносящим ущерб общественным интересам и национальному богатству. В течение забастовки профсоюз ответствен за любой существенный ущерб, нанесенный предприятию, где она проводилась, в случае умышленных или неосторожных действий бастующих. Обстоятельства проведения и предприятия, где проведение забастовок и локаутов могут быть запрещены или отсрочены, определяются законом.
Споры о запрещении или отсрочке забастовки или локаута рассматриваются Высшим арбитражным советом по окончании периода отсрочки. Стороны могут обращаться к Высшему арбитражному совету по договоренности на любой стадии спора.
Решения Высшего арбитражного совета окончательны и имеют силу коллективного договора. Структура и функции Высшего арбитражного совета определяются законом. Не могут проводиться забастовки и локауты с политическими целями, забастовки и локауты солидарности, всеобщая забастовка и локаут, захват предприятий, замедление темпов работы, снижение производительности и другие виды сопротивления.
Со стороны лиц, участвующих в забастовке, не может чиниться никаких препятствий работе на предприятии лиц, не участвующих в забастовке.
VII. Гарантия заработной платы
Статья 55. Заработная плата выплачивается в соответствии с затраченным трудом. Государство принимает необходимые меры, гарантирующие трудящимся заработную плату, соответствующую выполненной работе, и право пользования другими социальными пособиями. При определении минимальной заработной платы принимается во внимание экономическое и социальное положение страны.
VIII. Здравоохранение, окружающая среда и жилищный вопрос
А. Здравоохранение и охрана окружающей среды
Статья 56. Каждый имеет право жить в условиях здоровой сбалансированной окружающей среды.
Улучшение чистоты окружающей среды и предотвращение ее загрязнения - обязанность государства и его граждан.
Государство централизованно планирует создание организаций здравоохранения и организует их деятельность в целях обеспечения каждому возможности жить, обладая здоровым телом и духом, и увеличения ресурсов и отдачи человеческого труда и природных сил и гармоничного их сочетания.
Государство выполняет эту задачу, используя учреждения здравоохранения и социальной помощи как государственного, так и частного сектора.
Для распространения широкой сети учреждений медицинского обслуживания законом устанавливается всеобщее страхование здоровья.
В. Право на жилище
Статья 57. Государство обеспечивает меры, направленные на удовлетворение жилищных потребностей в рамках государственного планирования, учитывая при этом особенности городов и условий окружающей среды, и поддерживает создание общественного жилого фонда.
IX. Молодежь и спорт
А. Защита молодежи
Статья 58. Государство предпринимает меры для обеспечения обучения и развития молодежи, которой завещается независимость нашего государства и Республика, в свете современной науки, в соответствии с принципами и реформами Ататюрка и против идей, направленных на уничтожение территориальной и неделимой целостности государства. Государство принимает необходимые меры для защиты молодых людей от пристрастия к алкоголю, наркомании, преступности, азартным играм и другим вредным привычкам и невежеству.
В. Развитие спорта
Статья 59. Государство предпринимает меры для развития физического и умственного здоровья турецких граждан любого возраста и содействует распространению спортивных состязаний среди масс. Государство поддерживает выдающихся спортсменов.
X. Права социального обеспечения
А. Право на социальное обеспечение
Статья 60. Каждый имеет право на социальное обеспечение.
Государство предпринимает необходимые меры для социального обеспечения и учреждает для этого необходимые организации.
В. Лица, требующие специальной защиты в области социального обеспечения
Статья 61. Государство защищает вдов и сирот, лиц, погибших на войне и при исполнении служебных обязанностей, инвалидов и ветеранов войны, а также обеспечивает им достойный уровень жизни.
Государство принимает меры для защиты инвалидов и обеспечивает их существование в жизни общества.
Пожилые люди находятся под защитой государства. Государственная помощь пожилым и другие их права и льготы устанавливаются в соответствии с законом.
Государство предпринимает все возможные меры для сохранения для общества детей, нуждающихся в защите.
Для достижения этих целей государство учреждает необходимые организации или выделяет средства для их учреждения другими органами.
С. Турецкие граждане, работающие за границей
Статья 62. Государство предпринимает необходимые меры для обеспечения единения семей, обучения их детей, культурных потребностей и для социального обеспечения турецких граждан, работающих за границей, а также для обеспечения их связи с родной страной и помогает им при возвращении домой.
XI. Сохранение исторического, культурного и естественного богатства
Статья 63. Государство гарантирует сохранение исторического, культурного и естественного богатства и ценностей и принимает необходимые для этого меры. Любые ограничения, которые наложены на частное имущество и богатство, а также возмещение и льготы, которые предоставляются собственникам такого имущества, регулируются законом.
XII. Защита искусства и деятелей искусства
Статья 64. Государство защищает занятие искусством и деятелей искусства. Государство принимает необходимые меры для защиты, продвижения и поддержки произведений искусства и деятелей искусства, а также содействует распространению правильного понимания искусства.
XIII. Пределы социальных и экономических прав
Статья 65. Государство выполняет обязанности, установленные Конституцией в социальной и экономической областях с учетом финансовых ресурсов, принимая во внимание сохранение экономической стабильности.
Раздел 4. Политические права и обязанности
I. Турецкое гражданство
Статья 66. Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства - турок.
Ребенок от отца-турка и матери-турчанки - турок. Гражданство ребенка, отец которого иностранец, а мать турчанка, определяется в соответствии с законом.
Гражданство может быть приобретено на основаниях, предусмотренных законом, и утрачено только в случаях, определенных законом.
Никакой турок не должен быть лишен гражданства, если он не совершает действие, несовместимое с верностью Родине.
Регресс к судам по поводу решения суда и судебного разбирательства, связанного с лишением гражданства, не может быть отклонен.
II. Право избирать, быть избранным и заниматься политической деятельностью
Статья 67. В соответствии с условиями, определенными в законе, граждане имеют право избирать, избираться, заниматься политической деятельностью как непосредственно, так и через политические партии, а также принимать участие в референдуме. Выборы и референдум проводятся под руководством и контролем судебных органов, в соответствии с принципами свободного, равного, тайного и прямого всеобщего избирательного права и публичного подсчета голосов. Однако условия, в соответствии с которыми турецкие граждане, находящиеся за границей, могли бы иметь возможность осуществить их право избирать, регулируются законом.
Все турецкие граждане, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в выборах и принимать участие в референдуме. Осуществление этих прав регулируется законом. Не имеют права голосовать рядовые и капралы, служащие в Вооруженных Силах, слушатели в высших военных школах, а также преступники, содержащиеся в местах лишения свободы. Высший избирательный совет устанавливает меры, которые гарантируют безопасность подсчета голосов при осуществлении избирательного права лицами, содержащимися в местах лишения свободы; такое голосование осуществляется под руководством и при надзоре уполномоченного судьи.
Избирательные законы составляются таким образом, чтобы принципы прямого представительства сочетались с последовательностью в управлении.
III. Положения, касающиеся политических партий
А. Формирование партий, членство в партии и выход из партии
Статья 68. Граждане имеют право формировать политические партии, вступать в них и выходить из них в соответствии с установленным порядком.
Чтобы стать членом партии, необходимо достичь восемнадцатилетнего возраста.
Политические партии являются необходимым элементом демократической политической жизни.
Политические партии формируются без предварительного разрешения, и их действия должны соответствовать положениям Конституции и закона.
Уставы и программы, а также деятельность политических партий не должны противоречить принципам независимости государства, территориальной и национальной целостности, правам человека, принципам равенства и предписаниям закона, национальному суверенитету, принципам демократической и светской республики; они не должны стремиться защищать или устанавливать диктатуру класса, группы или диктатуру любого другого вида и при этом не должны подстрекать граждан к совершению преступных действий.
Судьи и прокуроры, члены высших судебных органов, включая счетные суды, государственные служащие в общественных учреждениях и организациях, другие государственные служащие, не обладающие статусом работников, военнослужащие и студенты, не имеющие высшего образования, не могут быть членами политических партий. Членство в политических партиях преподавательского состава высших учебных заведений регулируется законом. Этот закон не позволяет вышеупомянутым членам политических партий занимать в них ответственные должности, за исключением членства в центральных органах партии. Эти положения также содержат инструкции, в соответствии с которыми преподаватели в высших учебных заведениях рассматриваются как члены политических партий.
Положения, касающиеся членства в политических партиях студентов высших учебных заведений, регулируются законом.
Государство обеспечивает политические партии необходимыми финансовыми средствами на равной основе. Увеличение размеров финансовой помощи политическим партиям, а также процедура, относящаяся к сбору членских взносов и пожертвований, регулируется законом.
В. Принципы, которым должны следовать политические партии
Статья 69. Виды деятельности, внутренние инструкции и функционирование политических партий должны соответствовать демократическим принципам. Применение этих принципов регулируется законом.
Политические партии не должны заниматься коммерческой деятельностью.
Доходы и расходы политических партий должны соответствовать их целям. Применение этого правила регулируется законом. Ревизия доходов и расходов, а также приобретений политических партий назначается в зависимости от соответствия их расходов и доходов закону; методы ревизии и санкции, которые нужно применить в случае несоответствия, также регулируются согласно закону.
Конституционный суд оказывает содействие Счетному суду в выполнении задач ревизии. Решение, вынесенное Конституционным судом в результате ревизии, является окончательным. Окончательное решение о роспуске политических партий принимается Конституционным судом по иску Главного прокурора Республики.
Окончательное решение о роспуске политических партий принимается, если установлено, что устав и программа политической партии нарушают положения части 4 статьи 68.
Окончательное решение распустить политическую партию вследствие действий, нарушающих положение части 4 статьи 68, выносится только, когда Конституционный суд установит, что эта партия стала центром такой деятельности.
Партия, которая была распущена окончательно, не может быть основана под другим названием. Члены политической партии, включая учредителей, чьи действия или заявления привели к окончательному роспуску партии, не могут быть учредителями, членами, руководителями или инспекторами любой другой партии в течение пяти лет со дня публикации в правительственном вестнике окончательного решения Конституционного суда и подтверждения окончательного роспуска партии.
Политические партии, принимающие финансовую помощь от иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, распускаются окончательно. Создание и деятельность политических партий, проверка их и роспуск, а также их расходы на избирательную кампанию и кандидатов регулируются законом в соответствии с вышеупомянутыми принципами.
IV. Право поступления на государственную службу
А. Поступление на службу
Статья 70. Каждый турок имеет право поступить на государственную службу.
Никакие ограничения, за исключением квалификационных критериев, не могут устанавливаться при поступлении на службу.
В. Декларация об имущественном положении
Статья 71. Подача декларации об имущественном положении лицами, состоящими на государственной службе, а также сроки ее подачи определяются законом. Служащие в законодательных и исполнительных органах не освобождаются от этой обязанности.
V. Служение Отечеству
Статья 72. Служение Отечеству - право и обязанность каждого турка. Законом определяется порядок несения службы в Вооруженных Силах или государственных органах, а также условия, при которых эта служба считается выполненной.
VI. Обязанность платить налоги
Статья 73. Каждый обязан платить налоги согласно своим финансовым возможностям для покрытия общественных расходов.
Справедливое и сбалансированное распределение налогового бремени - специальная цель налоговой политики.
Налоги, сборы, пошлины и другие финансовые обременения налагаются, изменяются или отменяются в соответствии с законом.
Совет министров полномочен вносить поправки в проценты от изъятия, исключения и сокращении налогов, сборов, пошлин и других финансовых обременений, в минимальных и максимальных пределах, предписанных законом.
VII. Право подачи петиций
Статья 74. Граждане имеют право обратиться в письменной форме к компетентным органам и к Великому Национальному Собранию Турции с запросами и жалобами, касающимися их лично или общества.
Результат обращения по личному вопросу должен быть сообщен автору прошения в письменной форме.
Порядок осуществления этого права определяется в соответствии с законом.
Часть 3 Основные органы Республики
Раздел 1. Законодательная власть
I. Великое Национальное Собрание Турции
А. Структура
Статья 75. Великое Национальное Собрание Турции состоит из 550 депутатов, избранных на основе всеобщего избирательного права.
В. Требования, предъявляемые к депутатам
Статья 76. Каждый турок, достигший тридцатилетнего возраста, может быть представителем. Лица, не имеющие начального образования, лишенные правоспособности, не прошедшие обязательную военную службу, лица, не имеющие права состоять на государственной службе, приговоренные к длительному тюремному заключению за совершение тяжких преступлений, а также к тюремному заключению общим сроком на год и более, за исключением лиц, совершивших преступление по неосторожности; лица, осужденные за такие постыдные преступления, как растрата, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, подделка документов, злоупотребление доверием, злостное банкротство, а также за контрабанду, преступный сговор в подкупе должностного лица, преступления, связанные с разглашением государственной тайны, участие в идеологических и анархистских выступлениях или подстрекательство и поддержка таких действий, не могут быть избраны депутатами, даже если эти лица были амнистированы. Судьи и прокуроры, члены высших судебных органов, члены преподавательского состава высших учебных заведений, члены Совета по высшему образованию, служащие государственных учреждений и представительств, которые имеют статус государственных служащих, другие государственные служащие, не обладающие статусом рабочих, а также военнослужащие не могут выдвигаться в качестве депутатов или быть депутатами, если они не подадут в отставку.
С. Сроки выборов Великого Национального Собрания Турции
Статья 77. Выборы Великого Национального Собрания Турции проводятся каждые пять лет.
Собрание может принять решение о проведении новых выборов до истечения этого срока, кроме того, новые выборы могут быть назначены решением Президента Республики в соответствии с положениями Конституции.
Депутат, чей срок полномочий истекает, имеет право переизбираться.
В случае решения провести новые выборы полномочия Собрания продолжаются до выборов нового Собрания.
D. Отсрочка выборов в Великое Национальное Собрание Турции и дополнительные выборы
Статья 78. Если проведение новых выборов невозможно из-за состояния войны, Великое Национальное Собрание Турции может принять решение об отсрочке выборов на один год.
Если основания для отсрочки не отпада Date: 2015-09-03; view: 408; Нарушение авторских прав |