Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция королевства Испания





(от 27 декабря 1978 года)

Дон Хуан Карлос I, Король Испании, всем, кто увидит и поймет настоящий Акт. Знайте, что Кортесы одобрили, а испанский народ утвердил следующую Конституцию:

Преамбула

Испанская Нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность и обеспечить благополучие всех, кто ее составляет, используя свое суверенное право, заявляет о стремлении:

гарантировать демократическое сосуществование в рамках конституции законов в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком; установить правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, как выражения воли народа;

обеспечить всем испанцам и всем народам Испании осуществление прав человека, развитие своих культур и традиций, языков и институтов:

способствовать прогрессу культуры и экономики для обеспечения всем достойного уровня жизни;

создать передовое демократическое общество и взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли.

В соответствии с этим Кортесами одобрена и испанским народом утверждена следующая Конституция.

 

Вводный раздел

Статья 1. 1. Испания конституируется в правовое, социальное и демократическое государство, которое пpoвoзглaшae высшими ценностями правопорядка свободу, справедливость равенство, политический плюрализм.

2. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства.

3. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия.

Статья 2. Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, единой и неделимой для всех испанцев Родине; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и районов, ее составляющих и солидарное между всеми ними.

Статья 3. 1. Кастильский является официальным языком Испанского государства. Все испанцы обязаны знать его и имеют право им пользоваться.

2. Другие языки Испании также являются официальными в автономных сообществах в соответствии с их статутами.

3. Богатство различных языковых особенностей Испании является культурным наследием, которое пользуется особым уважением и защитой.

Статья 4. 1. Флаг Испании состоит из трех горизонтальных полос - красной, желтой и красной, причем желтая полоса вдвое шире, чем каждая из красных.

2. Статуты могут признавать особые флаги и гербовые знаки автономных сообществ. Они могут использоваться в государственных учреждениях и официальных актах наряду с государственным флагом Испании.

Статья 5. Столицей государства является город Мадрид.

Статья 6. Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия. Их создание и деятельность являются свободными при условии уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.

Статья 7. Профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей вносят свой вклад в защиту и осуществление экономических и социальных интересов, которые являются также их собственными интересами. Их создание и деятельность является свободной при условии уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими.

Статья 8. 1. Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил призваны гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционный порядок.

2. Основы организации вооруженных сил будут определены органическим законом в соответствии с принципами настоящей конституции.

Статья 9. 1. Граждане и публичные власти обязаны соблюдать Конституцию и уважать правовой порядок.

2. Соответствующие публичные власти обеспечивают условия, при которых свобода и равенство индивидов и их групп становятся действительными и эффективными, а также устраняют все препятствия на пути их полного развития и способствуют участию всех граждан в политической, экономической, культурной и социальной жизни.

3. Конституция гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, опубликование правовых норм, запрещение обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их, право на юридическую защиту, ответственность публичных властей за произвол.

Раздел I. Об основных правах и обязанностях

Статья 10. 1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав, ее свободное развитие, уважение к закону и правам других являются основой политического порядка и социального мира.


2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых конституцией, должны рассматриваться в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, международными договорами и соглашениями по тем же вопросам, ратифицированным Испанией.

Глава 1. Об испанцах и иностранцах

Статья 11. 1. Испанское гражданство приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом.

2. Ни один испанец по происхождению не может быть лишен своего гражданства.

3. Государство может заключать договоры о двойном гражданстве с ибероамериканскими странами или со странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери своего гражданства по рождению.

Статья 12. Испанцы становятся совершеннолетними с восемнадцати лет.

Статья 13.1. Иностранцы пользуются в Испании публичными свободами, которые гарантируются настоящим разделом на условиях, устанавливаемых договорами и законом.

2. Правами, указанными в статье 23, могут пользоваться только испанцы, за исключением случаев, когда активное и пассивное избирательное право на муниципальных выборах может предоставляться иностранцам на условиях взаимности на основе договора или закона.

3. Выдача преступников допускается только во исполнение договора или закона с соблюдением принципа взаимности. Не подлежат выдаче лица, совершившие политические преступления; террористические акты не относятся к политическим преступлениям.

4. Закон устанавливает условия, на которых граждане других 'стран и апатриды пользуются правом на убежище в Испании.

Глава 2 Права и свободы

Статья 14. Все испанцы равны перед законом и не может быть какой-либо дискриминации по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания, взглядам или по каким-либо иным условиям личного или социального характера.

Секция 1. Об основных правах и публичных свободах

Статья 15. Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военно-уголовными законами, действующими во время войны.

Статья 16. 1. Гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемых индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка охраняемого законом.

2. Никто не может быть обязан объявлять о своей идеологии, религии и верованиях.

3. Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями.

Статья 17. 1. Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы иначе, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом.

2. Предварительное заключение не может длиться дольше, чем это необходимо для выяснения всех обстоятельств дела, и в любом случае - максимум семьдесят два часа, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям.


3. Каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной форме информирован о своих правах и основаниях задержания, и не может быть принужден давать показания. Задержанному гарантируется помощь адвоката при осуществлении полицейских и судебных актов в порядке, предусмотренном законом.

4. Закон регулирует порядок применения процедуры "habeas corpus" в целях немедленного предоставления в распоряжение суда каждого, задержанного незаконно. Законом также определяется максимальный срок предварительного заключения

Статья 18. 1. Гарантируется право на честь, личную и семейную интимность и на собственное имя.

2. Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилище или обыск не могут, производиться без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления.

3. Гарантируется тайна сообщений, и, в частности, почтовых, телеграфных и телефонных сообщений, кроме случаев предусмотренных судебным решением.

4. Закон ограничивает использование информации в целях гарантии охраны чести, личной и семейной интимности граждан и полного осуществления ими своих прав.

Статья 19. 1. Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной территории.

Они также имеют право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее на условиях, установленных законом. Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.

Статья 20. 1. Признаются и защищаются следующие права:

a) свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения;

b) производство и создание литературных, художественных, научных и технических произведений;

c) свобода преподавания;

d) свободное распространение и получение информации посредством любых средств. Закон регулирует использование этого права с учетом ограничений, налагаемых требованиями морали и сохранения профессиональной тайны при осуществлении этих прав.

2. Осуществление этих прав не может ограничиваться никаким видом предварительной цензуры.

3. Закон регулирует организацию и парламентский контроль за средствами массовой информации, зависимых от государства или любого публичного учреждения, и гарантирует доступ к этим средствам различным представительным социальным и политическим группам, уважая плюрализм общества и существование различных языков в Испании.

4. Эти свободы ограничиваются уважением к правам, указанным в данном разделе, предписаниями законов, которые их уточняют, и, в особенности, правом на честь, личную жизнь, на человеческое достоинство и на защиту молодежи и детства.


5. Наложение ареста на публикации, записи и другие средства информации может производиться только в силу судебного решения.

Статья 21.1. Признается право собираться мирно и без оружия. Осуществление этого права не требует предварительного разрешения.

2. При проведении собраний в местах с общественным движением и о демонстрациях власти должны быть заранее поставлены об этом в известность; они могут запретить их, когда имеются основания предполагать нарушение общественного порядка с опасностью для людей и имущества.

Статья 22. 1. Признается право на создание ассоциаций.

2. Ассоциации, преследующие цели или использующие средства, квалифицируемые как преступные, являются незаконными.

3. Ассоциации, создаваемые в соответствии с данной статьей, должны быть внесены в реестр с единственной целью придать им гласность.

4. Ассоциации могут быть распущены' или деятельность их приостановлена только в силу мотивированного судебного решения.

5. Запрещаются тайные общества и объединения военизированного характера.

Статья 23. 1. Граждане имеют право участвовать в общественных делах непосредственно или через своих представителей, свободно избираемых на периодически проводимых выборах путем всеобщего голосования.

2. Они также на равных условиях имеют доступ к общественным и государственным должностям в соответствии с законом.

Статья 24. 1. Все граждане имеют право на эффективную судебную защиту при осуществлении своих прав и законных интересов; ни в коем случае не может быть отказано в такой защите.

2. Равным образом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметь защиту и использование адвокатской помощи, право знать о предъявляемых обвинениях, иметь право на открытое судебное разбирательство, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всеми средствами при своей защите, право свидетельствовать против себя, не признавать себя виновным, право на презумпцию невиновности.

Закон определяет случаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дача показаний о действиях, считающихся преступными, не является обязательной.

Статья 25. 1. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию за действие или бездействие, которое в момент совершения не квалифицировалось законодательством как преступление, проступок или административное правонарушение.

2. Лишение свободы и иные меры социальной защиты должны быть направлены на перевоспитание и социальную реабилитацию и не могут быть связаны с принудительным трудом. Приговоренный к тюремному заключению в период его отбывания пользуется основными правами, перечисленными в этой главе, за исключением тех, ограничение которых определено приговором, характером наказания и пенитенциарным законом. В любом случае осужденный имеет право на оплачиваемую работу и на пользование благами социального страхования, а также на доступ к культуре и на полноценное развитие своей личности.

3. Гражданская администрация не может налагать санкции, которые прямо или косвенно подразумевают лишение свободы.

Статья 26. Запрещаются суды чести в гражданской администрации и в профессиональных организациях.

Статья 27. 1. Каждый имеет право на обучение. Признается свобода образования.

2. Образование имеет целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов сосуществования и основных прав и свобод.

3. Публичные власти гарантируют родителям право помощи в избрании ими для своих детей религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями.

4. Начальное образование является обязательным и бесплатным.

5. Публичные власти гарантируют всем право на обучение посредством общего планирования образования с действенным участием всех заинтересованных секторов и создания образовательных центров.

6. За физическими и юридическими лицами признается свобода создания образовательных центров при соблюдении конституционных принципов.

7. Преподаватели, родители, а если это необходимо, то и учащиеся участвуют в контроле и управлении всех образовательных центров, содержащихся администрацией за счет публичных фондов, в порядке, установленном законом.

8. Публичные власти утверждают и контролируют систему образования в целях обеспечения соблюдения законов.

9. Публичные власти оказывают помощь образовательным центрам, деятельность которых отвечает требованиям закона.

10. Признается автономия университетов в рамках закона.

Статья 28.1. Каждый имеет право на свободное объединение в профсоюз. Закон может ограничить это право или делать изъятия из этого права только в отношении вооруженных сил, а также военных или иных учреждений, подчиняющихся военной дисциплине; закон определяет особые условия пользования этим правом государственными служащими. Свобода профсоюзной деятельности включает в себя право на создание профсоюзов, вступление в них по своему выбору, а также право профсоюзов объединяться в конфедерации и учреждать международные профессиональные организации или присоединяться к ним. Никто не может быть принуждаем к вступлению в профсоюз.

2. Признается право трудящихся на забастовку в целях защиты ими своих интересов. Закон регулирует осуществление этого права, устанавливает точные гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для общества служб.

Статья 29. 1. Все испанцы имеют право на подачу индивидуальных и коллективных петиций в письменном виде, в форме и целях, устанавливаемых законом.

2. Лица, служащие в вооруженных силах или военных учреждениях или корпорациях, подчиняющихся военной дисциплине, могут осуществлять это право только в индивидуальном порядке и в соответствии со специальным законодательством.

Секция 2. О правах и обязанностях граждан

Статья 30. 1. Испанцы имеют право и обязаны защищать Испанию

2. Закон определяет воинские обязанности испанцев и регулирует с соблюдением соответствующих гарантий порядок освобождения от воинской службы по мотивам совести, а также иные случаи освобождения от обязательной военной службы и, если необходимо, устанавливает заменяющие ее общественные повинности.

3. Могут быть созданы гражданские службы для осуществления целей, отвечающих общим интересам.

4. Закон может устанавливать обязанности граждан на случаи серьезной опасности, катастрофы или общественного бедствия.

Статья 31. 1. Каждый должен участвовать в общественных расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна носить характера конфискации.

2. Государственные расходы осуществляются за счет справедливого ассигнования ресурсов, а их планирование и расходование должно отвечать критериям эффективности и экономии.

3. Обложение личного характера или налог на наследство, имеющего публичный характер, могут быть установлены только в соответствии с законом.

Статья 32, 1. Мужчина и женщина имеют право вступать в брак на основе полного юридического равноправия.

2. Закон устанавливает формы брака, брачный возраст, правоспособность, необходимую для его заключения, права и обязанности супругов, причины и последствия расторжения брака

Статья 33. 1. Признается право на частную собственность и ее наследования.

2. Социальная функция этих прав ограничивает их содержание в соответствии с законами.

3. Никто не может быть лишен собственности и прав на нее, кроме как по причине, оправданной публичной пользой или социальными интересами при условии соответствующего возмещения на основе положений закона.

Статья 34.1. Признается право на учреждение фондов в целях удовлетворения общих интересов в соответствии с законом.

2. В равной мере к фондам относятся положения пунктов 2 и 4 статьи 22.

Статья 35. 1. Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд и на свободный выбор профессии или занятия, на продвижение по службе и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи и при условиях, что не может иметь места дискриминация по признакам пола.

2. Закон регулирует статус трудящихся.

Статья 36. Закон регулирует особенности правового положения профессиональных корпораций и профессиональную деятельность членов соответствующих корпораций. Внутренняя структура и деятельность этих корпораций должны быть демократическими.

Статья 37. 1. Закон обеспечивает право на разрешение трудовых споров между представителями рабочих и предпринимателей, а также правовую силу их соглашений.

2. Признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт. Закон, регулирующий осуществление этого права, независимо от ограничений, которые могут быть им установлены, должен предусматривать гарантии, обеспечивающие деятельность жизненно необходимых для общества служб.

Статья 38. Признается свобода предпринимательства в рамках рыночного хозяйства. Публичные власти гарантируют и охраняют ее осуществление в соответствии с общими экономическими требованиями и обеспечивают его производительность, и в случае необходимости в соответствии с требованиями планирования.

Глава 3. О руководящих принципах социальной и экономической политики

Статья 39. 1. Публичные власти обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту семьи.

2. В равной мере публичные власти обеспечивают всестороннюю защиту детей, равных перед законом вне зависимости от происхождения и независимо от гражданского состояния матерей. Закон способствует установлению отцовства.

3. Родители должны оказывать всяческую помощь своим детям, независимо от того, рождены они в браке или вне брака, в течение их несовершеннолетия, и в других случаях, установленных законом.

4. Дети пользуются защитой, установленной в международных соглашениях, заключенных для охраны их прав.

Статья 40.1. Публичные власти обеспечивают создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности. В особенности они должны проводить политику, направленную на достижение полной занятости.

2. Равным образом публичные власти поощряют политику, обеспечивающую осуществление профессиональной подготовки и переподготовки; они наблюдают за безопасностью и гигиеной труда, гарантируют необходимый отдых посредством ограничения рабочего дня, предоставления периодических оплачиваемых отпусков и развития сети соответствующих центров.

Статья 41. Публичные власти поддерживают режим публичного социального страхования для всех граждан, который гарантирует помощь и предоставление в необходимом случае достаточных пособий особенно при безработице. Получение дополнительной помощи и пособий является добровольным.

Статья 42. Государство особо заботится об охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, находящихся за границей, и проводит политику, направленную на их возвращение.

Статья 43. 1. Признается право на охрану здоровья.

2. В ведении публичных властей находится организация и защита народного здравоохранения, осуществляемые проведением профилактических мер, предоставлением необходимой помощи и услуг. Закон устанавливает соответствующие права и обязанности всех, причастных к осуществлению этих функций.

3. Публичные власти организуют санитарное просвещение, развитие физического воспитания и спорта. В равной мере они способствуют организации досуга людей.

Статья 44. 1. Публичные власти содействуют и поощряют доступ к культуре, на который имеют право все граждане.

2. Публичные власти содействуют развитию науки, научных и технических исследований на благо общих интересов.

Статья 45. 1. Каждое лицо имеет право пользоваться окружающей средой в целях развития своей личности, и оно обязано охранять эту среду.

2. Публичные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни, охраны и восстановления окружающей среды, опираясь на необходимую коллективную солидарность.

3. Лица, виновные в нарушении положений предыдущего пункта подлежат в соответствии с законом уголовной или административной ответственности, а также обязаны возместить причиненный ущерб.

Статья 46. Публичные власти гарантируют сохранение и защиту исторического, культурного и художественного наследия народов Испании и богатств, его составляющих, независимо от их правового режима и принадлежности. Уголовный закон предусматривает санкции против посягательств на это наследие.

Статья 47. Все испанцы имеют право на пользование благоустроенным жильем. Публичные власти способствуют созданию для этого необходимых условий, устанавливают соответствующие нормы, обеспечивающие эффективное осуществление этого права, регулируя пользование земельными участками в общих интересах с целью предупреждения спекуляции ими.

Население участвует в расходах, вызываемых городской деятельностью публичных учреждений.

Статья 48. Публичные власти способствуют созданию необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Статья 49. Публичные власти принимают меры к оказанию помощи, лечению и выздоровлению лиц, физически или психически ослабленных, предоставляя им специальную помощь, особую защиту, в которой они нуждаются, и необходимую помощь для пользования правами, вытекающими из этого раздела, предоставляемых всем гражданам.

Статья 50. Публичные власти гарантируют престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются. Также независимо от семейных обязательств оказывается содействие улучшению благосостояния этих лиц через систему социальных служб, которые призваны осуществлять наблюдение за здоровьем, жилищными и культурными условиями и их досугом.

Статья 51. 1. Публичные власти гарантируют защиту интересов потребителей и лиц, имеющих право пользования, обеспечивая эффективными средствами их безопасность, здоровье и их законные экономические интересы.

2. Публичные власти содействуют распространению информации и необходимых знаний для потребителей и лиц, имеющий право пользования, поддерживают их организации и рассматривают вопросы, которые могут затрагивать интересы потребителей в соответствии с условиями, устанавливаемыми законом.

3. В рамках положений предыдущих пунктов закон регулирует внутреннюю торговлю и порядок выдачи разрешений на производство товаров.

Статья 52. Закон регулирует деятельность профессиональных организаций, которые содействуют защите свойственных им экономических интересов. Внутренняя структура и функциональная деятельность этих организаций носить демократический характер.

Глава 4. О гарантиях основных прав и свобод

Статья 53.1. Права и свободы, признаваемые во второй главе настоящего раздела, должны уважаться всеми публичными властями. Только закон, который в любом случае должен уважать основное содержание, может их регулировать; они будут охраняться в соответствии с пунктом 1 "а" статьи 161.

2. Каждый гражданин имеет право защищать свои права и свободы, признаваемые статьей 14 и секцией 1 главы второй, перед судом первой инстанции, где дело должно рассматриваться в срочном и приоритетном порядке, а в соответствующих случаях путем подачи заявления в соответствии с процедурой ампаро в Конституционный суд. Последний порядок применяется при отказе от воинской службы по мотивам совести согласно статье 30.

3. Признание, уважение и защита принципов, перечисленных в главе третьей, должны возлагаться на текущее законодательство, судебную практику и деятельность публичных властей. Последние могут ссылаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законами, которые они развивают.

Статья 54. Органический закон регулирует статус Народного защитника, являющегося высшим уполномоченным Генеральных кортесов, назначаемого им для защиты прав, предусмотренных в настоящем разделе; в этих целях Защитник может осуществлять надзор за деятельностью администрации, информируя Генеральные кортесы.

Глава 5. О приостановлении действия прав и свобод

Статья 55.1. Действие прав, установленных в статьях 17, 18 пунктов 2 и 3, статьях 19, 20 пунктов 1"а", 1 "г" и 5, статьях 21, 28 пункта 2 и в статье 37 пункта 2, могут быть приостановлены в случае объявления чрезвычайного или осадного положения в соответствии с условиями, предусмотренными конституцией. Введение чрезвычайного положения не распространяется на действие статьи 17 пункта 3.

2. Органический закон может определять форму и случаи, когда в индивидуальной форме и при необходимом судебном вмешательстве и соответствующем парламентском контроле установленные в статье 17 пункта 2 и статье 18 пунктов 2 и 3 права могут быть приостановлены в отношении определенных лиц в связи с проведением расследования деятельности вооруженных банд или террористических элементов.

Незаконное или неоправданное приостановление действия прав и свобод, установленных этим органическим законом, влечет за собой уголовную ответственность за нарушение признанных законами прав и свобод.

Раздел II. О Короне

Статья 56.1. Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он - арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, - осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами.

2. Его титул - Король Испании, и он может пользоваться другими титулами, относящимися к Короне.

3. Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности. Его акты всегда должны укрепляться в форме, установленной в статье 64; без этого акты не имеют силы, за исключением положений, предусмотренных в статье 65 пункт 2.

Статья 57.1. Корона Испании наследуется преемниками Его Величества дона Хуана Карлоса I де Бурбон, законного наследника исторической династии. Наследование трона осуществляется в соответствии с правилами первородства и представительности с предпочтением предшествующей родственной линии более дальней; в случае одинаковой линии - более близкого родства более дальнему; при одной и той же степени родства - мужчине перед женщиной, а в случае одного пола - старшему по возрасту перед младшим.

2. Наследный принц со дня своего рождения или со времени, когда он будет провозглашен таковым, приобретает титул Принца Астурийского и другие титулы, традиционно относящиеся к наследнику Короны Испании.

3. По угасании всех ветвей династии, имеющих право на наследование Короны, Генеральные кортесы заботятся о форме наследования Короны, наилучшим образом отвечающей интересам Испании.

4. Если лица, имеющие право на наследование трона, вступают в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов, то они лишаются, как и их потомки, права наследования Короны.

5. Отречение и отказ и все любые сомнения по существу или о праве, связанных с наследованием Короны, разрешаются органическим законом.

Статья 58. Королева-супруга (Reina consorte) или супруг Королевы не могут принимать на себя исполнение конституционных обязанностей, кроме случаев, касающихся Регентства.

Статья 59. 1. Если Король несовершеннолетний, отец или мать Короля, а при их отсутствии совершеннолетний ближайший из наследников Короля родственник, в соответствии с установленным Конституцией порядком, осуществляет функции Регента до тех пор, пока Король несовершеннолетний.

3. Если Король окажется неспособным осуществлять свою власть и эта неспособность признана Генеральными кортесами, Наследный принц, если он совершеннолетний, немедленно приступает к осуществлению регентских функций. Если же последний несовершеннолетний, то действует порядок, предусмотренный в предыдущем пункте, вплоть до достижения Наследным принцем совершеннолетия.

3. При отсутствии лица, могущего осуществлять Регентство, последнее устанавливается Генеральными кортесами в составе одного, трех или пяти человек.

4. Чтобы осуществлять Регентство, необходимо быть испанцем и совершеннолетним.

5. Регентство осуществляется в силу конституционного мандата и всегда от имени Короля.

Статья 60. 1. Опекуном несовершеннолетнего Короля будет лицо, которое назначит в своем завещании покойный Король, при условии, что это лицо будет совершеннолетним и испанцем по рождению; если это лицо не было назначено, опекунами станут отец или мать до тех пор, пока они являются вдовцами. Если таковых нет, опекуна назначают Генеральные кортесы, но не могут совмещаться обязанности Регента и опекуна, за исключением отца, матери или прямых предков Короля.

2. Осуществление опеки в равной мере несовместимо с любой должностью или представительством политического характера.

Статья 61. 1. Король при его провозглашении приносит присягу перед Генеральными кортесами в том, что будет добросовестно исполнять свои функции, соблюдать и обеспечивать соблюдение Конституции и законов, а также уважать права граждан и автономных сообществ.

2. Достигший совершеннолетия Наследный принц, Регент или Регенты, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят такую же присягу, а также присягу в верности Королю. Статья 62. В обязанности Короля входит:

а) санкционирование и промульгация законов;

о) созыв и роспуск Генеральных кортесов и назначение вы боров согласно условиям, установленным Конституцией;

c) назначение референдума в случаях, установленных конституцией;

d) предложение кандидата в председатели Правительства и, в случае необходимости, когда это установлено условиями конституции, его назначение и прекращение его функций;

e) назначение и смещение членов правительства по предложению его председателя;

f) скрепление своей подписью декретов, принятых в Совете министров, назначение гражданских и военных служащих, пожалование почетных званий и награждение орденами в соответствии с законами;

g) получение информации о государственных делах и председательствование с этой целью на заседаниях Совета министров, когда это он сочтет необходимым, по просьбе председателя правительства;

h) осуществление верховного командования вооруженным" силами;

i) осуществление права помилования в соответствии с законом, который не может предусматривать всеобщих амнистий

j) осуществление высшего покровительства королевским академиям.

Статья 63. 1. Король назначает послов и других дипломатических представителей. Иностранные представители в Испании аккредитуются при нем.

2. Королю принадлежит право выражать согласие государства о принятии на себя международных обязательств посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами.

3. На обязанности Короля с предварительного согласия Генеральных кортесов лежит объявление войны и заключение мира.

Статья 64. 1. Акты Короля скрепляются подписью председателя правительства и в случае необходимости соответствующими министрами. Предложение кандидата и назначение председателя правительства, а также объявление об отставке последнего, предусмотренное статьей 59, скрепляется председателем Конгресса.

2. За акты Короля несут ответственность лица, скрепившие их своей подписью.

Статья 65. 1. Король получает из государственного бюджета общую сумму на содержание своей семьи и Двора и свободно распоряжается ею.

2. Король сам назначает и освобождает от должности военных и гражданских служащих своего Двора.

Раздел III. О Генеральных кортесах

Глава 1. О палатах

Статья 66. 1. Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената.

2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, 'принимают его бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные полномочия, возлагаемые на них Конституцией.

3. Генеральные кортесы неприкосновенны.

Статья 67. 1. Никто не может быть одновременно ни членом обеих палат, ни совмещать мандаты члена ассамблеи автономного сообщества и депутата Конгресса.

2. Члены Генеральных кортесов ее связаны императивным мандатом.

3. Собрания парламентариев, проводимые без созыва в соответствии с регламентом, не связывают палаты и их члены не могут ни осуществлять своих функций, ни пользоваться принадлежащими им привилегиями.

Статья 68. 1. Конгресс состоит минимум из 300 и максимум из 400 депутатов, избираемых путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования в порядке, установленном законом.

2. Избирательным округом является провинция. Население городов Сеута и Мелилья представлены каждый одним депутатом. Закон распределяет общее число депутатов, обеспечивая минимум одного представителя от каждого избирательного округа и распределяя остальные места пропорционально численности населения.

3. Выборы проводятся в каждом избирательном округе на основе пропорционального представительства.

4. Конгресс избирается на четыре года. Срок действия мандата депутата заканчивается по истечении четырех лет после его избрания или с момента роспуска палаты.

5. Являются избирателями и могут быть избраны все испанцы, пользующиеся своими политическими правами в полном объеме.

Закон признает избирательное право испанцев, находящихся вне территории Испании, а государство оказывает содействие в осуществлении этими лицами своего права.

6. Выборы проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента истечения срока действия мандата. Вновь избранный Конгресс должен быть созван в течение двадцати пяти дней, следующих за проведением выборов.

Статья 69.1. Сенат является палатой территориального представительства.

2: От каждой провинции избирается четыре сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования ее избирателей на условиях, устанавливаемых органическим законом.

3. В островных провинциях каждый остров или группа островов, имеющих свой орган - кабильдо (Cabildo) или островной совет, образуются округа для избрания сенаторов: по три сенатора избирается от каждого из больших островов - Большие Канарские острова, Мальорка и Тенерифе - по одному от каждого из следующих островов или групп островов - Ивиза, Форментера, Менорка, Фуэртенвентура, Гомера, Иер-ро, Лансароте и Ла-Пальма.

4. Население Сеуты и Мелильи избирает по два сенатора.

5. Автономные сообщества направляют, кроме того, по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение осуществляет законодательная ассамблея, а при ее отсутствии высший коллегиальный орган автономного сообщества в соответствий с их статутом, которые во всех случаях должны обеспечивать адекватное пропорциональное представительство.

6. Сенат избирается на четыре года. Срок действия мандата сенатора истекает по прошествии четырех лет после его избрания или со дня роспуска палаты.

Статья 70. 1. Избирательный закон устанавливает случаи неизбираемости и несовместимости мандатов депутатов и сенаторов; ими во всех случаях не могут быть:

a) члены Конституционного суда;

b) высшие должностные лица государственной администрации, определяемые законом, за исключением членов правительства;

c) Народный защитник;

d) члены судов, судьи и прокуроры, находящиеся в должности;

e) профессиональные военные и лица, находящиеся на службе в вооруженных силах, корпусе безопасности и полиции;

f) члены избирательных комиссий.

2. Действительность избрания и мандатов членов обеих палат находится под судебным контролем в соответствии с условиями избирательного закона. •

Статья 71. 1. Депутаты и сенаторы пользуются неприкосновенностью при выражении мнений во время осуществления своих функций.

2. В течение срока действия мандата депутаты и сенаторы в равной мере пользуются иммунитетом и могут быть задержаны только на месте совершения преступления. Им не может быть предъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду без предварительного разрешения соответствующей палаты.

3. Депутаты и сенаторы подсудны только уголовной палате Верховного суда.

4. Депутаты и сенаторы получают содержание, которое определяется соответствующей палатой.

Статья 72. 1. Палаты устанавливают свои собственные Регламенты, принимают свои бюджеты и по взаимному соглашению определяют статус служебного персонала Генеральных кортесов. Регламенты и поправки к ним принимаются в заключительном голосовании абсолютным большинством голосов всего состава палат.

2. Палаты избирают своих председателей и других членов своих президиумов. Совместные заседания проходят под председательством председателя Конгресса и проводятся в соответствии с Регламентом Генеральных кортесов, принимаемого большинством голосов каждой палаты.

3. Председатели в своих палатах осуществляют от имени последних все административные и полицейские функции.

Статья 73. 1. Палаты собираются на две очередные сессии в год: первая - с сентября по декабрь, вторая - с февраля по июнь.

2. Палаты могут собираться на чрезвычайные сессии по просьбе правительства, постоянной делегации или абсолютного большинства членов одной из палат. Чрезвычайные сессии созываются для обсуждения определенной повестки дня и закрываются, как только она окажется исчерпанной.

Статья 74. 1. Палаты собираются на совместные заседания для осуществления не законодательных полномочий, а тех, которые в соответствии с разделом 11 относятся к исключительной компетенции Генеральных кортесов.

2. Решения Генеральных кортесов, предусмотренных в статье 94 пункт 1, статье 145 пункт 2 и в статье 158 пункт 2, принимаются большинством голосов каждой из палат. В первом случае инициатива обсуждения принадлежит Конгрессу и в двух других - Сенату. В обоих случаях при отсутствии согласия между Сенатом и Конгрессом его пытаются достичь путем создания смешанной комиссии с равным числом депутатов и сенаторов. Комиссия представляет текст, который выносится на голосование обеих палат. Если этот выработанный текст 'не принимается, Конгресс решает абсолютным большинством голосов.

Статья 75. 1. Палаты осуществляют свои функции на пленарных заседаниях и в комиссиях.

2. Палаты могут уполномочивать постоянные законодательные комиссии принимать законопроекты и законодательные предложения. Однако палаты могут в любой момент потребовать обсуждения и голосования на пленарном заседании любого законопроекта или предложения, которые явились предметом делегации.

3. Исключением из указанного в предыдущем пункте является конституционная реформа, международные вопросы, органические и уполномочивающие законы, а также государственный бюджет.

Статья 76. 1. Конгресс и Сенат, а в случае необходимости обе палаты совместно, могут назначать комиссии по расследованию любых вопросов, представляющих публичный интерес. Заключения этих комиссий не являются обязательными для судов и не могут влиять на судебные решения, однако результаты таких расследований сообщаются в прокуратуру для использования в соответствующих случаях.

2. Явка по требованию палат обязательна. Закон устанавливает санкции, накладываемые на невыполнение этого обязательства.

Статья 77. 1. Обе палаты могут получать индивидуальные и коллективные петиции, представляемые всегда в письменной форме; их представление непосредственно манифестациями граждан запрещено.

2. Палаты могут передавать полученные петиции правительству. Правительство должно высказаться по их содержанию каждый раз, когда этого потребуют палаты.

Статья 78. 1. В каждой палате создается постоянная депутация в составе минимум двадцати одного члена, представляющих парламентские группы пропорционально их численности.

2. В постоянных депутациях председательствуют председатели соответствующих палат. Они выполняют функции, предусмотренные в статье 73, и принимают на себя полномочия палат в соответствии со статьями 86 и 116 в случае, когда Кортесы распущены или их мандат истек, и осуществляют полномочия палат, когда последние не созваны на сессию.

3. По истечении срока полномочий палат или в случае их роспуска постоянные депутации продолжают осуществлять свои функции до конституирования новых Генеральных кортесов.

4. Когда собирается соответствующая палата, постоянная депутация отчитывается перед ней о проведенных обсуждениях и о принятых решениях.

Статья 79. 1. Для принятия решений палаты должны собираться в соответствии с регламентом и в них должно присутствовать большинство их членов.

2. Чтобы быть законными, эти решения должны быть приняты большинством голосов присутствующих членов, за исключением случаев, когда в соответствии с Конституцией или с органическими законами требуется квалифицированное большинство для избрания лиц - большинство, указанное регламентами палат.

3. Голосование сенаторов и депутатов является личным и не может передаваться другим лицам.

Статья 80. Пленарные заседания палат являются открытыми, за исключением случаев, когда каждой из палат принимается абсолютным большинством голосов другое решение или когда это предусмотрено регламентом.

Глава 2. О разработке законов

Статья 81. 1. Органическими законами являются законы, относящиеся к развитию основных прав и свобод, законы, одобряющие статуты о автономии, законы, относящиеся к порядку всеобщих выборов, и все иные законы, предусмотренные Конституцией.

2. Принятие, изменение или отмена органических законов требует абсолютного большинства в Конгрессе в последнем голосовании по проекту в целом.

Статья 82. 1. Генеральные кортесы могут делегировать правительству полномочия издавать нормативные акты, имеющие силу закона по определенным вопросам, за исключением перечисленных в предыдущей статье.

2. Законодательная делегация должна быть предоставлена специальным уполномачивающим законом', когда речь идет о •выработке детализированных текстов или простым законом, когда речь идет о переработке различных законодательных текстов в один.

3. В каждом случае законодательная делегация должна предоставляться правительству в конкретной области и с указанием срока ее осуществления. Делегация исчерпывается, когда правительство ее использует, опубликовав соответствующую норму. Делегация не может быть предоставлена в неопределенной форме или на неопределенный срок. Также не может быть разрешена субделегация иным, кроме правительства, властям.

4. Уполномочивающие законы точно устанавливают цели и пределы делегации, а также принципы и критерии, которыми необходимо руководствоваться при ее осуществлении.

5. Разрешение на переработку законодательных текстов содержит пределы нормотворчества, в которых представляется делегация, и оно точно указывает, следует ли ограничиться выработкой одного текста, или предусматривается возможность упорядочения, классификации и гармонизации нескольких законодательных текстов, которые должны быть переработаны.

6. Без ущерба для компетенции судов законы о делегации могут устанавливать в каждом случае дополнительные средства контроля.

Статья 83. Уполномочивающие законы ни в коем случае не могут:

a) разрешать изменение самого уполномочивающего закона;

b) уполномочивать к изданию норм, имеющих обратную силу.

Статья 84. В случае, если какое-либо законодательное предложение или поправка противоречат законодательной делегации, правительство может высказаться о продвижении их по инстанции. В этом случае может быть представлено законодательное предложение о полной или частичной отмене закона о делегации.

Статья 85. Акты, издаваемые правительством на основе законодательной делегации, называются законодательными декретами.

Статья 86. 1. В чрезвычайных и срочных случаях правительство может издавать временные законодательные акты, имеющие форму декретов-законов, которые не могут затрагивать порядок деятельности основных институтов государства, права, обязанности и свободы граждан, перечисленные в разделе 1, режим автономных сообществ, а также всеобщее избирательное право.

2. Декреты-законы должны немедленно передаваться на обсуждение и голосование Конгресса депутатов в полном составе, который должен быть созван, если у него нет сессии, в тридцатидневный срок со дня промульгации декрета-закона. Конгресс в течение названного срока должен высказаться об утверждении или отмене декрета-закона; в этих целях регламент предусматривает специальную краткую процедуру.

3. В течение срока, установленного в предыдущем пункте, Кортесы могут их рассматривать как законопроекты срочного происхождения.

Статья 87.1. Право законодательной инициативы принадлежит правительству, Конгрессу и Сенату в соответствии с Конституцией и регламентами палат.

2. Ассамблеи автономных сообществ могут ходатайствовать перед правительством о принятии законопроекта или о передаче в президиум Конгресса законодательного предложения, направляя при этом в указанную палату максимум трех членов Ассамблеи, которым поручается защита этого предложения.

3. Органический закон определит формы и условия осуществления народной инициативы по представлению законодательных предложений. В любом случае требуется не менее пятисот тысяч удостоверенных подписей. Такая процедура не применяется к областям, регулируемым органическим законом, налоговым вопросам, международным отношениям, а также связанным с помилованием.

Статья 88. Законопроекты одобряются Советом министров, который передает их в Конгресс с изложением мотивов и всех предшествующих уточнений, необходимых для рассмотрения этих проектов.

Статья 89. 1. Порядок рассмотрения законодательных предложений регулируется регламентами палат, с условием, что приоритет рассмотрения законопроектов не влияет на осуществление законодательной инициативы, указанной в статье 87.

2. Законодательные предложения, принимаемые в соответствии со статьей 87 к рассмотрению Сенатом, направляются для обсуждения в Конгресс в качестве предложений как таковых.

Статья 90. 1. После одобрения проекта обычного или органического закона Конгрессом депутатов его председатель немедленно уведомляет об этом председателя Сената, который, в свою очередь, передает проект на рассмотрение своей палаты.

2. Сенат в двухмесячный срок со дня получения текста может мотивированным посланием наложить вето или внести поправки в этот текст. Вето должно быть принято абсолютным большинством голосов. В случае применения вето проект не может быть передан для утверждения Королю, пока Конгресс не ратифицирует первоначальный текст абсолютным большинством голосов или простым большинством, если прошло два месяца со времени его предложения, или пока не выскажется по поправкам, принимая или отвергая их простым большинством голосов.

3. Срок в два месяца, предоставляемый Сенату для осуществления права вето или внесения поправок, сокращается до двадцати календарных дней для законопроектов, объявленных правительством или Конгрессом депутатов срочными.

Статья 91. Король в пятнадцатидневный срок утверждает законы, одобренные Генеральными кортесами, промульгирует их и отдает распоряжение об их немедленной публикации.

Статья 92. 1. Политические решения, имеющие особую важность, могут быть переданы на консультативный референдум всех граждан.

2. Референдум назначается Королем по предложению председателя правительства, первоначально одобренному Конгрессом депутатов.

3. Органический закон определяет условия и процедуру проведения различных видов референдума,* предусматриваемых настоящей Конституцией.

Глава 3. О международных договорах

Статья 93. Органическим законом предоставляется право заключения договоров, предусматривающих право участия в международных организациях или учреждениях, осуществляющих функции, не противоречащие положениям Конституции. В зависимости от обстоятельств на Генеральные кортесы или правительство возлагается обязанность обеспечивать исполнение этих договоров и решений, исходящих от международных или наднациональных организаций, которым была передана соответствующая компетенция.

Статья 94. 1. Принятие Государством на себя обязательств, вытекающих из договоров или соглашений, требует предварительного разрешения Генеральных кортесов по:

a) договорам политического характера;

b) договорам или соглашениям военного характера;

c) договорам или соглашениям, затрагивающим территориальную целостность государства или основные права и обязанности, указанные в разделе 1;

d) договорам или соглашениям, налагающим финансовые обязательства на государство;

е) договорам или соглашениям, влекущим изменение или отмену какого-либо закона или требующих принятия законодательных мер для их исполнения.

2. Конгресс и Сенат должны быть немедленно проинформированы о заключении прочих договоров или соглашений.

Статья 95. 1. Заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать предварительный пересмотр Конституции.

2. Правительство или любая из палат может обратиться в Конституционный суд о том, имеется ли такое противоречие.

Статья 96. 1. Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, указанном в самих договорах или в соответствии с общими нормами международного права.

2. Для денонсации международных договоров и соглашений применяется такая же процедура, что и для их заключения, предусмотренная статьей 94.

Раздел IV. О Правительстве и администрации

Статья 97. Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и. обороной государства. Оно осуществляет исполнительную власть и регламентарную власть в соответствии с Конституцией и законами.

Статья 98. 1. Правительство включает председателя, в случае необходимости его заместителей, а также министров и других членов, как это установлено законом.

2. Председатель руководит деятельностью правительства и координирует функции других его членов, независимо от их компетенции и несет прямую ответственность за их деятельность.

3. Члены правительства не могут осуществлять другие представительные функции, кроме предусмотренных парламентским мандатом, а также не могут осуществлять никаких других публичных функций, не относящихся к их должности; заниматься какой-либо профессиональной или торговой деятельностью.

4. Закон регулирует статус и несовместимость должностей для членов правительства.

Статья 99. 1. После каждого обновления состава Конгресса депутатов и в других предусмотренных Конституцией случаях Король после консультаций с представителями политических партий, представленных в парламенте, предлагает через председателя Конгресса кандидата на пост председателя правительства.

2. Кандидат, предложенный в соответствии с положениями предыдущего пункта, вносит на обсуждение Конгресса депутатов политическую программу правительства, которое он намерен сформировать, и просить палату о доверии.

3. Если Конгресс депутатов абсолютным большинством голосов своих членов выражает доверие предложенному кандидату, Король назначает его председателем правительства. Если указанное большинство не будет получено, то же предложение будет снова поставлено на голосование спустя сорок восемь часов после предыдущего, и доверие считается полученным, если за него подано простое большинство голосов.

4. Если после голосований не будет получено доверие по инвеституре, те последующие предложения производятся в порядке, предусмотренном предыдущими пунктами.

5. Если по истечении двухмесячного срока со времени первого голосования ни один из кандидатов не получит доверия Конгресса, Король по получении контрассигнатуры председателя Конгресса распускает обе палаты и назначает новые выборы.

Статья 100. Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от должности Королем по предложению его председателя.

Статья 101. 1. Правительство подает в отставку после проведения всеобщих выборов, при потере парламентского доверия в порядке, предусмотренном Конституцией, или в случае отставки или смерти его председателя.

2. Ушедшее в отставку правительство продолжает осуществлять свои функции до сформирования нового правительства.

Статья 102. 1. Председатель и другие члены правительства в соответствующих случаях несут уголовную ответственность перед уголовной палатой Верховного суда.

2. Обвинение в измене или ином преступлении против безопасности государства, совершенное при осуществлении членами правительства своих функций, может быть предъявлено только по инициативе четвертой части членов Конгресса и с одобрения абсолютного большинства голосов его членов.

3. Право помилования, принадлежащее Королю, не применимо к деяниям, предусмотренным настоящей статьей.

Статья 103. 1. Публичная администрация беспристрастно служит общим интересам и действует в соответствии с принципами эффективности, соподчиненности, децентрализации, деконцентрации и координации при полном подчинении закону и праву.

2. Органы государственной администрации создаются и управляются, осуществляют координацию в соответствии с законом.

3. Закон устанавливает статус публичных служащих, доступ к публичной службе в соответствии с достоинствами и способностями, особые условия их права на профессиональные объединения, положение о несовместимости должностей и гарантии беспристрастности при исполнении служебных функций.

Статья 104. 1. Силы и Корпус безопасности, подчиненные правительству, имеют в качестве своей задачи защиту свободного осуществления прав и свобод граждан и обеспечения их безопасности.

2. Органический закон определяет функции, основные принципы деятельности и статус Сил и Корпуса безопасности.

Статья 105. Закон регулирует:

a) участие граждан непосредственно или через их организации и ассоциации, признаваемые законом, при разработке административных решений, затрагивающих их интересы;

b) доступ граждан к архивам и административным регистрам, за исключением случаев, затрагивающих безопасность и оборону государства, расследование уголовных преступлений и интимную жизнь людей;

c) процедуру принятия административных актов, которая гарантирует право заинтересованного гражданина быть выслушанным.

Статья 106.1. Суды осуществляют контроль за реализацией регламентарной власти, за законностью действий администрации, а также за подчинением ее деятельности оправдывающим ее целям.

2. Частные лица во всех случаях имеют право в рамках закона на возмещение ущерба, причиненного их имуществу или правам, когда этот ущерб является следствием деятельности публичных служб, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Статья 107. Государственный совет является высшим консультативным органом правительства. Органический закон устанавливает порядок его формирования и компетенцию.

Раздел V. Об отношениях между Правительством и Генеральными кортесами

Статья 108. Правительство несет солидарную ответственность перед Конгрессом депутатов за свою политическую деятельность.

Статья 109. Палаты и их комиссии через своих представителей могут требовать любую информацию и содействие, в которых они нуждаются, у правительства, его департаментов и любых органов государства и автономных сообществ.

Статья 110. 1. Палаты и их комиссии могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства.

2. Члены правительства имеют доступ на заседания палат и их комиссий и имеют право быть выслушанными и могут ходатайствовать о том, чтобы они выслушали чиновников их департаментов.

Статья 111.1. Правительство и любой из его членов обязаны давать ответы на интерпелляции и запросы, заявленные в палатах. Регламенты устанавливают минимальный недельный срок для организации дебатов в таких случаях.

2. Всякая интерпелляция может дать повод для внесения резолюции, в которой палата выражает свою позицию.

Статья 112. Председатель правительства после рассмотрения в Совете министров может поставить перед Конгрессом депутатов вопрос о доверии по программе своей деятельности и по декларации по общей политике. Доверие считается полученным, если за него выскажется простое большинство депутатов.

Статья 113.1. Конгресс депутатов может поставить вопрос о политической ответственности правительства, приняв абсолютным большинством голосов резолюцию порицания.

2. Резолюция порицания должна быть предложена, по меньшей мере, одной десятой частью депутатов и включать предложение о кандидате на пост председателя правительства.

3. Резолюция порицания может быть поставлена на голосование по истечении пяти дней со дня ее внесения. В первые два дня указанного срока могут быть внесены альтернативные резолюции.

4. Если резолюция порицания не была принята Конгрессом, подписавшие ее депутаты не могут вносить новую резолюцию в течение той же сессии.

Статья 114. 1. Если Конгресс отказывает в доверии правительству, последнее подает Королю заявление об отставке, после чего назначается председатель правительства в соответствии с положениями статьи 99.

2. Если Конгресс принимает резолюцию порицания, правительство подает Королю заявление об отставке и кандидат, представленный этой резолюцией, рассматривается как получивший доверие палаты в соответствии со статьей 99. Король назначает его председателем правительства.

Статья 115. 1. Председатель правительства после обсуждения Советом министров и под свою исключительную ответственность может предложить роспуск Конгресса, Сената или Генеральных кортесов, который осуществляется декретом Короля. Декрет о роспуске должен указывать дату выборов.

2. Предложение о роспуске не может быть представлено при рассмотрении резолюции порицания.

3. Новый роспуск может быть не ранее чем через год после предыдущего, за исключением случая, предусмотренного статьей 99 пункт 5.

Статья 116. 1. Органический закон определяет состояние угрозы, чрезвычайное и осадное положение и соответствующие положения о полномочиях и ограничениях.

2. Состояние угрозы объявляется декретом Правительства, принимаемым Советом министров на срок максимум в пятнадцать дней, о чем извещается Конгресс депутатов, который собирается немедленно; без его разрешения указанный срок не может быть продлен. В декрете определяются территориальные пределы, на которые распространяется это состояние.

3. Чрезвычайное положение объявляется декретом правительства, принимаемым Советом министров по предварительному разрешению Конгресса депутатов. Разрешение и объявление чрезвычайного положения должны ясно определять цели, с которыми оно вводится, территориальные пределы, на которые оно распространяется, и срок его действия, который не может превышать тридцати дней, возобновляемый на такую же продолжительность при соблюдении тех же условий.

4. Осадное положение объявляется абсолютным большинством депутатов Конгресса исключительно по предложению правительства. Конгресс определяет территориальные пределы, на которые это состояние распространяется, продолжительность и условия его осуществления.

 

5. Не может быть осуществлен роспуск Конгресса при объявлении каких-либо из состояний, указанных в настоящей статье; палаты, если это происходит не во время их сессий, автоматически созываются. Их деятельность, так же как и деятельность других конституционных властей государства, не может быть прервана во время указанных состояний.

Когда Конгресс распущен или срок его полномочий истек и если положение требует, чтобы было объявлено одно из указанных состояний, полномочия Конгресса возлагаются на Постоянную депутацию.

6. Объявление состояния угрозы, чрезвычайного или осадного положения не изменяет принципа ответственности правительства и его представителей, признаваемого Конституцией и законами.

Раздел VI. О судебной власти

Статья 117.1. Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени Короля судьями и магистратами, представляющими эту власть, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и которые подчиняются исключительно закону.

2. Судьи и магистраты не могут быть сменены, уволены в отставку, переведены с одной должности на другую или на пенсию, кроме как в случаях и при соблюдении гарантий, предусмотренных законом.

3. Осуществление судебной власти на всех стадиях процесса, вынесение судебных решений и приговоров и обеспечение их исполнения относятся исключительно к компетенции судей и судов, определенных законами в соответствии с нормами о компетенции и процедуре, ими установленными.

4. Судьи и суды не осуществляют иных функций, кроме указанных в предыдущем пункте, и тех, которые специально отнесены к и







Date: 2015-09-03; view: 373; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.136 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию