Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование культурологии: причины, предпосылки и источникиСтр 1 из 18Следующая ⇒
Л.И. Горемыкина, С.А. Яминова Основы теории культуры
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Л.И. Горемыкина, С.А. Яминова
Основы теории культуры
Уфа Издательство БГАУ
УДК 008(07) ББК 71 (Я 7) Г68
Печатается по решению Редакционно-издательского совета БГАУ
Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры культурного наследия БГПУ Чигрина А.И., кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии БГАУ Зайнетдинова Л.Ф.
Г 68 Горемыкина Л.И., Яминова С.А. Основы теории культуры. – Уфа: БГАУ, 2006. – с.
Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по культурологии. В учебном пособии систематизированы и изложены основные сведения о культурологии как самостоятельной отрасли знания. Рассматриваются различные точки зрения на содержание и сущность понятия «культура», структуру и функции этого общественного феномена. Прослеживается сложная взаимосвязь между культурой и цивилизацией, подвергается всестороннему анализу проблема единства и многообразия культуры. Особое внимание уделяется различным подходам к типологии культур и цивилизаций. Показана органическая неразрывная взаимосвязь между природой и человеком, представлены требования, предъявляемые к культурному человеку с древности и до наших дней. Освещается региональный аспект, показываются особенности культуры села, учитывается специфика вуза. Просветительская позиция авторов и достаточная популярность изложения позволяют рекомендовать пособие всем, интересующимся проблемами культуры.
УДК 008(07) ББК 71 (Я 7)
@ Башкирский государственный аграрный университет, 2006 @Горемыкина Л.И., Яминова С.А., 2006 Глава 1 Культурология как наука Формирование культурологии: причины, предпосылки и источники Пожалуй, нет в современной науке о человеке понятия более ёмкого и многозначного, чем культура. Многоликость и творческий потенциал культуры – «второй природы» - издавна заставляли обращаться к её рассмотрению представителей самых разных наук, прежде всего- археологии, этнографии, истории, философии, психологии, социологии. Но только в середине ХХ века возникают потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Какие же причины и исторические условия потребовали появления новой науки? Во-первых, это осознание общественностью кризиса прежней философии культуры, оказавшейся неспособной к осмыслению громадного этнографического материала, накопленного исследователями разных стран. Открытие европейцами всё новых и новых земель, продолжение колониальной экспансии знакомило исследователей с огромным разнообразием самобытных культур. Точка зрения большинства исследователей прошлого о существовании только одной, единой культуры, которая проходит разные стадии развития, становится, в буквальном смысле, «вчерашним днём». Приходит осознание того, что культура, скажем, Индии никогда не была фрагментом культуры европейской. В свою очередь, о том, что являлось характерным для Европы, многие народы мира даже не догадывались. Среди специалистов по исследованию культуры постепенно складывалось осознание потребности сравнительной культурологии, которая должна была бы устанавливать сходство и различие культур различных локальных областей и континентов. Во-вторых, необходимость формирования новой науки диктовалась осознанием культуры как фактора социального развития. Радикальность и неотвратимость происходящих в нашу эпоху перемен не оставили человеку уверенности в устойчивости его жизни. Если жизненные ориентиры, культурные ценности предыдущих времен не менялись столетиями, то наш современник на протяжении одной жизни может переменить несколько культурных эпох. Так, человек, рожденный в глухой деревне, может поступить в вуз или уехать работать в город, поменять страну проживания и социальный статус, может вернуться и привнести в жизнь родного селения элементы новой культуры или постараться сберечь обычаи и традиции. Стремительно меняющийся уклад жизни требует объективного знания о культуре, которое поможет принимать оптимальные решения и для каждого человека индивидуально, и для руководства этим мощным социальным феноменом. Многие исследователи, общественные деятели начинают приходить к убеждению, что именно культурные феномены меняют общественное развитие, а следовательно, необходимо объективное знание о культуре для руководства этим процессом. В-третьих, необходимость в новой научной дисциплине была обусловлена возрастающей ролью всего гуманитарного знания, частью которого и явилась культурология. На протяжении последних веков точные науки – математика, физика, химия, механика – постоянно сравниваются с человековедческими. Неумеренный технократизм, рационализм конца XIX – начала ХХ вв., вызванный наступлением эпохи научно-технического прогресса, создавал впечатление, будто гуманитарные науки менее важны для людей, чем науки естественные и технические. В вечном конфликте между «физиками» и «лириками» пальма первенства отдавалась конкретным, или точным, наукам, которые «точно» знают, как плавить сталь, запускать ракеты в космос или добиваться высокой урожайности. Но могут ли эти науки ответить на такие, скажем, вопросы: В чём причины межнациональных конфликтов? Что лежит в основе человеческого поведения? Как рождаются тоталитарные режимы? Очевидно, нет, в этом случае решающее слово за гуманитарными дисциплинами, а они черпают свои представления из глубины культурного опыта, не только из современной, но и из исторической практики деятельности человека. Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды. Обычно идея выделения в качестве таковой культурологии связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта. Однако впервые этот термин был предложен в 1909 году немецким философом и химиком В.Освальдом, который использовал его для описания культуры как специфического явления, присущего только человеку. В 1939 году Л.Уайт (независимо от Освальда) обосновывает необходимость введения в научный оборот термина «культурология» в качестве синонима «науки о культуре» (так называется его основной труд). В этой и других своих работах («Эволюция культуры», 1959; «Понятие культуры»,1973) он рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Под влиянием Л.Уайта произошел поворот от исследований отдельных, зачастую экзотичных, интересных для этнографов культур к целостному исследованию мировой культуры, к осознанию закономерностей и особенностей её развития во времени и пространстве. Л.Уайт был убеждён, что «открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической системой Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни. Культурология – совсем молодая наука, формирование которой началось в середине ХХ века, когда сложились представления о культуре человечества как целостной системе, обладающей собственными закономерностями существования и развития. После нескольких веков существования астрономии, физики и химии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии наука наконец обратила внимание на то, что в наибольшей степени определяет человеческое поведение человека – на его культуру. Сегодня культурология – эта новая наука - стала одной из обязательных дисциплин в российской системе образования. Знакомство с ней помогает узнать о различных культурах, их типах и этапах развития, о взаимодействии культур и их взаимовлиянии. Изучая богатство и своеобразие культурной жизни, наука не ограничивается их описанием и перечислением, накопленный исследователями фактический материал позволяет поставить и общие теоретические вопросы. Вопросы культуры вызывают растущий интерес у широких слоёв общественности не только всего мира, но и конкретно нашей страны. Более того, для России обращение к сокровищнице мировой и отечественной культуры как никогда актуально, ибо без этого невозможно духовное возрождение и оздоровление. Мечтая о материальном благополучии своей семьи, своей страны, себя лично, необходимо осознавать, что не материальное богатство порождает культуру, а наоборот, только культура того или иного народа делает его богатым и сильным. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае человек сам решает, как потратить свои капиталы, но именно в силу своего духовного воспитания. Кто-то покупает футбольную команду, кто-то картины для галереи, которая станет национальной (большинство читателей, думается, сразу догадались, о ком идет речь), кто-то тратит деньги на развлечения и удовольствия, а кто-то на сирот и церковь. Чтобы стать настоящим гражданином современного общества, полноправным участником его развития, а тем более совершенствования и прогресса, каждому человеку уже в юном возрасте необходимо обратиться к сокровищнице мировой и отечественной культуры, изучить не только собственную культуру, но и сверхценный опыт прошлых лет и иных культур. И в этом огромную, неоценимую помощь может оказать культурология – наука о противоречиях сущности и развития человеческой цивилизации, о природе потребностей и ценностей, о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. Или, если сказать кратко, культурология – это наука о культуре. Культурология – комплексная гуманитарная наука. Она возникла на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, лингвистики, искусствоведения, под единым углом зрения синтезируя и систематизируя данные этих наук. Формирование её выражает общую тенденцию интеграции научных знаний о культуре. Основными источниками культурологии являются: а) философия культуры - учение о смысле и возможных перспективах развития культуры, философское познание сущности и значения культуры; б) антропология культуры – учение о человеке как субъекте, создателе и носителе культуры; в) социология культуры – изучение функционирования культуры в обществе. Рассмотрим теперь более подробно, что представляют собой эти источники новой научной дисциплины. К примеру, «философия культуры» - это та первоначальная форма, в которой в XVIII-XIX веках проблемы культуры получили свое специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и её сущности. Формирование философии культуры и возникновение на основе её культурологии как науки связано с богатыми традициями европейской истории философии. Если философия существует и развивается как наука о всеобщем (об основах бытия и мышления) и пытается дать «картину мира» в целом, то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека, является объектом внимания философии издавна. Хотя термин «культурфилософия» был введен в научный оборот лишь в начале XIX века немецким романтиком А.Мюллером, но для каждого из исторических периодов развития философии были характерны размышления о сущности культуры и её значении. Можно выделить три таких периода: 1 Античность, когда впервые происходит осознание специфики культуры, вводятся философские категории для её обозначения, обосновываются первые теории культуры. 2 Новое время, в котором можно выделить три самостоятельных направления в развитии философии культуры, - философия Просвещения, романтизм, немецкая классическая философия. Именно в философии XVIII-XIX вв. начало формироваться осознание культуры как целостного явления, доступного системному изучению. Однако размышления просветителей, проявлявших особый интерес к человеку, истории человеческого сообщества, не были единообразны. Так, для Просвещения характерно, что проблемы культуры связывались в первую очередь с просвещенностью, воспитанностью и образованностью человека (Вольтер, Тюрго, Кондорсе). Противопоставление цивилизованной Европы «дикости» и «варварству» первобытных народов закладывало основы линейного понимания культуры, хотя одновременно раздавались и призывы «назад, к природе» (Жан-Жак Руссо). Немецкая классическая философия занималась разработкой идеи разума как основания культуры. 3 Постклассическая философия, в рамках которой начинает оформляться культурология как самостоятельная дисциплина (философия конца XIX- начала XX вв. принципиально отличается от классической философии, в том числе по вопросам понимания сущности и смысла культуры). Осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы вело к переходу от размышлений об основании культуры к проведению конкретных культурологических исследований. Культурология как научная дисциплина формировалась, выходя из-под родительской опеки философии, обретая собственный предмет исследований и обосновывая соответствующие ему методы. Наиболее значительных результатов собственно культурологические исследования достигли в социальной и культурной антропологии. Антропология культуры (от греческих слов anthropos – «человек» и logia – «наука») – одно из важнейших направлений культурологических исследований, в которых исследуется культура как форма жизни и деятельности человека, среда обитания людей. Культурная антропология является частью огромной системы знаний о человеке, Эта наука о развитии человеческой культуры в форме культур различных народов базируется на результатах археологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных исследований. В зависимости от того, методика какой науки преобладала в тот или иной период, выделяют несколько этапов формирования культурантропологии: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925), психологический (1925-1950), структурно-функционалистский (1950-е), неоэволюционистский (конец 1950-х –1980-е), постструктуралистский (1980-е – наше время). По своему происхождению культурантропология тесно связана с этнографией (от греческого ethnos – племя, народ) – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, преимущественно живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Поэтому понятным становится наименование этнографии как «науки о живой старине». Накопление громадного количества фактического материала, описывающего обычаи, нравы, системы родства и взаимоотношений многих народов требовали разработки новых научных подходов, обобщений на основе этого фактического материала. Одна из первых культурологических концепций, основанных на этнографических данных, принадлежала Э.Б.Тайлору, воссоздавшему в своих работах жизнь первобытного человека. Основное его исследование, необычайно популярное в свое время у археологов и антропологов всего мира, в том числе и в России, - книга «Первобытная культура». В ней было дано описание конкретных элементов первобытной культуры и обосновано её целостное видение. Тайлор показал культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилизации», задав на несколько десятилетий понимание эволюционного процесса. Антропологи-эволюционисты рассматривали различные явления культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их в единую линию развития в направлении превращения простых, примитивных форм в более сложные. Созданная Л.Уайтом научная школа (неоэволюционизм) видит в культуре систему, развивающуюся через определенные стадии, в зависимости от накопления или затрат энергии. С помощью таких построений стало возможным обращаться и к теории культуры, а такое обращение должно опираться на большой, можно сказать, необъятный этнографический материал для описания и прогнозирования эволюции этнических общностей. Именно антропология культуры открыла и помогает решать такие актуальные теоретические проблемы, как взаимоотношения различного типа культур, аккультурация (процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями разных культур) и т.п. В рамках культурантропологии выделяется со временем вспомогательные научные дисциплины – например, этнолингвистика, изучающая особенности функционирования языка у разных народов, подчас весьма своеобразные. Возникшая антропология психологическая, или психология культуры, изучает проблемы личности как создателя и носителя культуры. Особый интерес у исследователей, представляющих эту школу, вызывают те особенности личности, которые обусловлены не врожденными закономерностями, не принадлежностью к малой группе, а влиянием более широкой среды – культуры в целом. Наличие в данной культуре общих психических особенностей позволяет выделять такие устойчивые явления, как национальный характер, базовый тип личности и т.п. В одной и той же культуре люди будут действовать вероятнее всего по одной и той же модели, хотя личный опыт вносит свои коррективы и различия. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и её частных проявлений. Например, глубинную суть негритянской джазовой музыки, русской частушки или башкирского курая нельзя понять без учета национального характера создавшего их народа. Ещё одним важным источником фундаментальной культурологии является социология культуры – наука, изучающая любые процессы, происходящие в обществе, с точки зрения больших социальных групп. Большую помощь в этом случае играют данные социальной психологии – науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам. Невозможно, например, объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической деревенской психологии, питаемой особым отношением крестьянина к земле, природе, односельчанам. Социологию культуры интересуют вкусы и предпочтения в культуре тех или иных возрастных, социальных или половых групп; анализ состава создателей ценностей культуры; выяснение мнения о прочитанном или увиденном с экрана телевизора или в театре. Все эти вопросы каждый из нас неоднократно решал и для себя, выясняя, почему музыка, которая нравится тебе, не нравится твоим родителям, почему бразильский или мексиканский сериал заставляет одних бежать к телевизору, а других от экрана. Социология культуры выясняет эти вопросы с помощью специфических методов – анкетного опроса, интервью, наблюдения, поэтому выводы социологов более достоверны, чем наше субъективное мнение Они позволяют не только произвести анализ, но и прогнозировать ситуацию, объяснить, к примеру, появление и тенденции развития массовой или элитарной культуры. Все основные направления научной работы в области социологии культуры делают возможным построить модель жизни общества во времени и пространстве, показать различные типы социокультурных систем в прошедшей и современной истории человечества. На сегодняшний день социология культуры является одним из важнейших и плодотворнейших направлений в культурологии. Л.Уайт, например, считал невозможным отделить культурное от социального и рассматривал культуру как аспект социальных взаимосвязей. При социологическом изучении культуры особое внимание исследователи уделяют становлению и функционированию культурных ценностей и норм, их воздействию на общество и социальное поведение человека. Завершая характеристику наук, так или иначе обогативших теорию культуры к началу ХХ века, следует специально остановиться на семиотике – науке, исследующей свойства знаков и знаковых систем, естественных и искусственных языков. С семиотикой тесно связаны информатика и кибернетика – новейшие отрасли знания о структуре, свойствах, общих законах получения, хранения, передачи и распространения информации. Через эти отрасли знания культурология, наука до последнего времени чисто гуманитарная, получила прямой выход в мир техники и практического применения в сфере создания ЭВМ и даже искусственного интеллекта. Исследователи этого направления считают, что у истоков культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Человека нашего времени окружает искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием языка, знаковых систем, печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности.
Date: 2015-09-03; view: 4339; Нарушение авторских прав |