Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циклическая форма в искусстве и жизни





Два сочинения Алины Ивановны Безенсон «Век маладосцi» и «Фарбы бясконцага руху» были задуманы композитором как хоровые циклы для женского хора. Для того, чтобы, подойти к прочтению произведения с точки зрения жанра, рассмотрим понятие «цикл» в более широком смысле и его реализацию в различных видах искусства. Это поможет ответить на вопрос, почему поэты, музыканты, художники, архитекторы при создании произведения часто обращались именно к данной форме.

Вся жизнь, которая существует вокруг нас, построена на тенденции объединения более мелких структурных единиц в одно единое целое. Если этот тезис рассматривать в отношении к истории как науки (в ее геополитическом аспекте), то примером может служить объединение славянских земель - период образования великого княжества литовского, затем, его объединение с Польшей в более крупное государство (Речь Посполитая). XX век и начало XXIого века привнесли на европейские земли еще более крупные объединения земель, такие как СССР, Евросоюз, СНГ. Такого рода объединения преследовали широкий ряд вопросов, которые решались благодаря формированию территориальной целостности.

В основу любого объединения ложится общая идея, цель. Подобного рода объединения можно найти в различных видах деятельности человека, в том числе и в искусстве.

ЦИКЛ (от греч. κύκλος — круг) первоначально возникает в литературе и означает, в применении к литературе, ряд произведений, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц. [1] Цикл, в той или иной своей форме, составляет принадлежность как к литературе античной, так и литературе средневековой («Иллиада» Одиссея — у Древних греков, Песнь о Роланде — в Западной Европе). Встречается он и в русской народной словесности (циклизация вокруг любимых богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Владимира Красное Солнышко), и в новой литературе, как в области художественной прозы (Э. Золя в своей серии «Ругон-Макары», Р. Роллан в «Жан Кристофе») так и в области поэзии (у Н. П. Огарёва - «Buch der Liebe», Н. А. Некрасова - «На улице», «О погоде», А. А. Григорьева - «Борьба», «К Лавинии», А. А. Блока - «Снежная Маска»).

Монтируясь из отдельных фрагментов-стихотворений, цикл в своей структуре несет широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения. В XX в. он получил широкое распространение в европейской (Г. Аполлинер, В. Незвал, Гарсиа Лорка, П. Элюар, Н. Хикмет) и советской (Б. Пастернак, А. Ахматова, В. Луговской, Э. Межелайтис) поэзии.

Извлечем из теории литературы те правила, которые обнаруживаются в искусстве и, в частности, в музыке. Это:

-руководящая идея

- наличие цикловой связи

- разработка уже данного отчасти материала

-осуществление основного композиционного замысла

- сюжетная и персональная связь (героев - в литературе, тем, линий - в музыке)

- «расчленение» материала во имя более тщательной прорисовки образов, выявление их в качестве самостоятельной художественной единицы (анализ, затем – синтез). [2;3;4;5;6;7]

В архитектуре понятие «цикл» (идея объединения) выражен в такой форме, как Архитекту́рный анса́мбль.

Архитектурный ансамбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства, ландшафта – ансамбль дворцово–парковый. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Некоторые типы архитектурных ансамблей:

- Ансамбль площади (Площадь Сан-Марко в Венеции, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве, Староместская площадь в Праге)

- Ансамбль крепости (Московский кремль, Пражский Град, Альгамбра в Гранаде)

- Дворцово-парковый ансамбль (Версаль, Петергоф)

- Усадебный ансамбль (Архангельское, Останкино)

- Монастырский ансамбль (Монастырь Святой Екатерины на Синае, Киево-Печерская лавра, Гегард).[8;9]

Архитектурный ансамбль, подобно литературному циклу, формируется также различными путями - на протяжении продолжительного отрезка времени создается разными архитекторами или выступает как произведение одного архитектора. В обоих случаях их объединяет общая идея.

Присутствует понятие цикла и в изобразительном искусстве.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.

Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная.

Цикл как форма в изобразительном искусстве, в частности в живописи, нашла воплощение у многих художников. Приведем примеры творчества некоторых живописцев, внесших значительный вклад в мировое художественное искусство.[10;11]

Творчество Николая Константиновича Рериха представлено почти 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира. Участие художника в Трансгималайской экспедиции (1924 – 1928 г.г.) проходившей по территории Алтая, дало литературный материал, который вошёл в его путевые очерки и в труд «Сердце Азии», а написанные им во время экспедиции и после неё картины, объединенные общей тематикой, формируют один большой «Алтайский цикл». Сформированный цикл имеет ряд свойств, которые присуще самой форме. Это и общая тематика посвященная Алтайскому краю, это и образная сфера картин написанных на сюжеты былин и сказок, конечно же, и пейзажи Алтая. Цикл подразделяется на микроструктуры, каждую из которых в свою очередь можно назвать циклом, например, «Три этюда Белухи» (1926), «Сосуд нерасплёсканный» (1927), «Чудь подземная» (1913 – 1930).

Ряд картин Алтайского цикла посвящен былинам о трех богатырях и их походах - «Богатыри проснулись» (1940), «Победа (Змей Горыныч)» (1942). Картины входят в «Богатырскую серию», написаны в годы Второй мировой войны, задолго до победы.

К данному циклу примыкает ряд картин посвященных Беловодью. «Оттуда» (1935 – 1936), «По Ергору едет всадник» (1927).

Подчеркнем характерную особенность письма художника в серии «Алтайский цикл» - это наполненность картин глубоким философским смыслом.[12;13]

Вторым примером циклизации как формы послужит творчество великого художника Питера Пауля Рубенса.

В 1621 году художник был вызван в Париж для выполнения очень большого заказа. Ему предстояло написать цикл огромных картин (всего 21) о жизни королевы-матери Марии Медичи. Они предназначались для одной из галерей Люксембургского дворца, в который, помирившись со своим сыном, королем Людовиком XIII, она хотела вернуться.

Рубенс оценивал все трудности, связанные с личностью заказчицы, дурной нрав которой, жадность, капризность и тщеславие были хорошо известны. Это продиктовало Рубенсу выбор метафорического пути в раскрытии заданной темы. Биографические эпизоды жизни королевы были трактованы крайне условно. Первая и последняя картины служили как бы обрамлением всего цикла. Вводной служит картина «Судьба Марии Медичи», где три парки прядут нить жизни еще не рожденной принцессы. Последняя работа цикла - «Триумф Истины». На этом полотне мудрый старик, олицетворяющий Время, поднимает прекрасную обнаженную молодую женщину - Истину, чтобы она заняла свое место при встрече матери с сыном.

Данный цикл картин стал самой блестящей иллюстрацией к искусству управления государством, когда-либо выполненной в живописи. Картины цикла о Марии Медичи продемонстрировали удивительную выразительность и волнующее красноречие изображения там, где эти достоинства меньше всего можно было ожидать - в одном из грандиозных творений официозного искусства.[14;15]

Обращение к форме цикла происходила на различных временных периодах.

Большую известность имеет цикл картин «Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—1745 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество. В те времена модные браки были очень распространены среди беднеющих аристократов, которые стремились сблизиться с богатыми буржуа, что и послужило вдохновением для Хогарта. В этой серии художник высмеивает ситуацию, в которой оказались люди из-за безнравственности общества, поэтому герои картин вызывают у зрителя скорее жалость, чем насмешку. На основе цикла Хогарт в дальнейшем создал серию гравюр. Здесь циклизация мыслилась художником как цельное произведение, преследующее одну общую цель, свойственную для всех картин цикла.[16;17]

Еще один цикл картин, имеющий большую известность в мировой художественной культуре – это «Мост Чаринг-Кросс» — цикл из тридцати семи картин французского художника Клода Моне, нарисованных в период с 1899 по 1904 г.; большей частью они изображают в импрессионистической манере мост Чаринг-Кросс (Лондон, Великобритания) в тумане. На протяжении шести лет (1889—1904 гг.) Моне периодически приезжал в Лондон, дабы запечатлеть его виды и городские пейзажи с балкона пятого этажа отеля Савой. Клод Моне был пленён красотами лондонского тумана, быстро набрасывая очертания картин, стараясь уловить моменты мимолётного впечатления.[18;19]

Цикл как форма в живописи представлен широко. Иногда форма мыслится художником изначально, иногда - это переосмысление произведений живописца исследователями, обуславливая этот процесс рядом причин, приводя произведения не просто к каталогизации, а объединяя их в одно большое произведение – цикл.


 

1.2. «Циклическая форма в хоровой музыке»

Цикл или циклическая форма в музыке - это музыкальная форма, состоящая из нескольких связанных единством замысла, самостоятельных по строению частей. Важнейшими и самыми распространенными формами цикла является сюитный и сонатно-симфонический. (Муз.) В числе вокальных циклических форм — месса, кантата и оратория – первые из крупных циклических форм, возникшие во времена средневековья (месса) и Возрождения (кантата, оратория). Активно развивается цикл и в эпоху Барокко (например, многочастный мотет И.-С. Баха), Классицизма. Уже изначально композиционное единство частей цикла проявляется в темповой организации целого, в тонально-гармонических, тематических и образных связях. Л. Бетховен разработал цикл со "сквозной" драматургией - «К далёкой возлюбленной», - который повлиял на драматургию сочинений 19 - 20 веков В крупных вокальных (вокально – инструментальных) циклических формах взаимодействуют музыкальное формообразование и структура текста (например, в лишённых сюжетно-драматического развития кантате, мессе, духовном концерте, всенощной). Вокальные и хоровые циклы 19 - 20 вв. - сюжетные ("Прекрасная мельничиха" Ф. Шуберта) и бессюжетные ("Эстонские календарные песни" В. Р. Тормиса - большой цикл, состоящий из 5 циклов), с большим ("Итальянские песни" Г. Вольфа) или меньшим количеством частей - объединяются сквозной идеей, непрерывным образным и интонационным развитием, общими кульминациями. Они могут сближаться с сюитой (напр.,"Мадригал" Н. Я. Мясковского), симфонией (14-я симф. Д. Д. Шостаковича). Циклом называют также несколько так или иначе связанных между собой произведений (тетралогия "Кольцо Нибелунга"; цикл киевских былин), концертных программ.[20]

Появление цикличности в музыкальных жанрах, также как и в литературе, имеет давние корни. Одним из таких древнейших видов циклических форм в музыкальных жанрах является месса. Она складывалась в разное время в пределах II-IV веков до «послегригорианских столетий», а отдельные ее элементы существуют со времени зарождения Христианства.

На примере мессы мы можем проследить те изменения, которые претерпевает жанр на длинном историческом пути.

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века месса заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров.

К XVI веку месса приобретает новые разновидности. Заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. Также сложилась и органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе.

В XVII—XVIII веках в этом богослужебном жанре через расширение роли оркестра было усилено концертное начало. Сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей. (А. Вивальди)

Последующие эпохи привносят свои черты, новшества в жанр мессы:

в эпоху венских классиков важная роль отводится различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделяется оркестровке.

Мессы сочинялись также на протяжении XX века. Традиции, заложенные в предшествующие века, пополнялись в них новыми идеями века грядущего. Месса как вид цикла представляет собой пример долговечности формы внутри одного жанра в музыке, который не потерял актуальности и в наше время.[21;22;]

 

Сама идея объединения небольших произведений для хора в единое построение встречается еще у Д.-П. да Палестрины - цикл «Песнь песней», наибольшее развитие она получает у композиторов – романтиков, но свою «популярность» в качестве формы приобретает в XX веке. Это хоры, которые изначально мыслились композиторами как единая структура большого произведения - так называемый хоровой цикл. Эту музыкальную форму мы находим в творчестве как западноевропейских композитов, так и советских.

Примеры: Бенджамин Бриттен цикл песен на слова А. Пушкина(1965), цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939); Артюр Онеггер цикл «Римская тетрадь» (1923), Франсис Пуленк Вокальные циклы «Бестиарий» на стихи Аполлинера и «Кокарды» на стихи Кокто (1919), Пять романсов на стихи Ронсара, «Озорные песни». Например из советских композиторов к форме обращались: Прокофьев Сергей Сергеевич - цикл романсов на стиха Ахматовой, цикл романсов «Пять стихотворений Бальмонта»; Шостакович Дмитрий Дмитриевич - вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии", Пять романсов на слова из журнала „Крокодил“ (1965) и др.; Салманов Вадим Николаевич - вокальные циклы на стихи А. А. Блока (1940-45), А. А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), «Песни об одиночестве» (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967) «Лебёдушка» (концерт для смешанного хора без сопровождения,1967г.; концерт стал первым сочинением, где по-новому раскрылась русская тематика; представляет собой пятичастный цикл на народные тексты), Свиридов, Георгий Васильевич - вокальный цикл «Страна отцов», «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964), «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979). [25;26;27;28;29;30]

В 1960-1980 годах XX века происходит зарождение формы хорового цикла и на территории Беларуси.

Идея объединения нескольких небольших хоровых произведений черпается и из формы вокальных циклов тех лет. Композиторами был написан следующий ряд вокальных циклов. Например, у А. В. Богатырева для голоса с сопровождением написаны циклы: «Романсы на слова М. Лермонтова» (1940), «Рамансы на словы М. Багдановіча» (1945). Л. М. Абелиович пишет для голоса с сопровождением циклы: «Военные баллады», «Рамансы на вершы Ф. Цютчава» (1958). Э. М. Тырманд - «Романсы на стихи Б. Дадье» («Осуши свои слёзы, Африка», «Это я знаю», «Чернота моей кожи» 1967), «Беражыце мір» («Дзе ж вы цяпер, мае хлопцы мілыя...», «Маці безьіменнага салдата», «Хай часцей смяюцца дзеці», сл. Э. Агнецвет, 1970). Появляются циклы для голоса с сопровождением у И. М. Лученка: «Синий цвет» (стихи Н. Баратошвили, С. Капутикян, С. Рабаданава, Г. Эмина, 1965), «О, Радзіма бацькоў» (стихи Н. Гилевича, В. Дунина-Мартинкевича, М. Танка, 1980). Наравне с вокальным циклом формируется цикл хоровой.

Для хоровой музыки этих лет свойственно богатство жанровых типов. Это:

· хоры-картины пейзажного плана («Уцякала зіма ад вясны», «Жаваронак» Я. Косолапова, «Времена года» В. Чередниченко, «Капели» И. Кузнецова, «Весна» В. Доморацкого, «Падарожнік» Э. Тырманд и др.),

· хоры-песни («Хатынь», «Спадчына», «Мой родны кут» И. Лученка «Многа слаўненькіх куточкаў» Ю. Семеняко)

· хор-гимн («Маладая Беларусь» А. Богатырева),

· хор-баллада («Шумелi бярозы» А. Богатырева, «Тодар і Тадора» Я. Косолапова),

· крупные циклические композиции различного типа.

В каждом случае композиторы стремятся к поискам индивидуальных решений, будь то хоровая миниатюра с ее камерностью, вниманием к детали, тонкому штриху или монументальная композиция, развернутое динамизированное полотно.

Закономерным результатом поиска новых форм и жанровых типов хоровой музыки стало тяготение к циклизации хоров. Объединение хоров в циклы происходит различными путями. Часто скрепляющим моментом становится единство поэтического источника, основанного на стихах одного поэта (циклы хоров на стихи Я. Купалы, С. Есенина, Г. Буравкина К. Тесакова, А. Петрухно) либо национальной поэзии различных авторов (цикл хоров на стихи русских поэтов А. Мдивани). Порой композиторов вдохновляет народная поэзия, конкретные жанровые пласты национального фольклора («Календарные песни» Л. Шлег, «Снапочак», «Вясельныя песні» А. Мдивани, «Вясельнае застолле» В. Кузнецова). Объединяющим моментом может стать сюжет («Поры года» В. Чередниченко) или лирическая тематика («Песні дзявочага кахання» Л. Захлевного).

Во многих случаях цикл оказывается спаянным единой драматургической идеей, проводимой через все хоры, и музыкально-стилистическим единством. Все различные приемы и методы циклизации способствуют укрупнению и обогащению композиции, многогранному показу образа.

Много интересных находок в «Вясельных» песнях А. Мдивани, воплощающих узловые моменты свадебного обряда. Этот цикл прочно спаян не только сюжетикой, но и тональным единством, приемами ладово-интонационного развития, метрической переменностью, вариантностью ритмов.

Оригинален хоровой цикл литания «Русь святая» на стихи С. Есенина А. Мдивани. В нем скрепляющим моментом стала обобщающая идея — жизнь человека от рождения до смерти — и сам жанр литании, связанный с семантикой плача, жалобы. Соответственно едина и жанровая стилистика сочинения, опирающаяся преимущественно на характерные виды церковного пения — хорал, знаменный распев.[23;30;31]

Цикл как форма обладает большими возможностями: он способен вместить в себя и раскрыть содержание духовное и светское от гражданственного, эпического до тонкого лирического, философского.

Своей универсальностью он привлек внимание многих белорусских композиторов старшего и среднего поколений. Обращаются к нему и более молодые авторы, в том числе и А.Безенсон.

 


 

Date: 2015-09-03; view: 1718; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию