Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология эпохи Просвещения





Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.) Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для нее характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

 

Основные черты эпохи Просвещения:

1) Разум-основа всего;

2) Полное познание действительности возможно только в науке (творец-философ);

3) Художник выражает коллективное чувство;

4) Объективное отражение действительности;

5) Оптимизм;

6) Образец исторического прошлого – античность;

7) Интерес к интернациональному фольклору;

8) От мрака к свету, через борьбу к победе;

9) Чёткая форма, стремящаяся к централизации.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных эко­номических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в по­лученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секу­ляризация общественного сознания, распространение идеалов про­тестантизма. бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабо­раторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое по­нимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Бо­гу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое по­нимание самого Человека. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преоб­разовывая политические и социальные устои. Приписывая все свой­ства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких усло­виях существования, которые способствовали бы торжеству добро­детели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в са­мых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости», вклю­чала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и на­делены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».


Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «ес­тественное» или «природное» состояния общества, не ведающего ча­стной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопаю­щего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого порока­ми, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальнос­ти. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существу­ющего порядка вещей. Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструиро­вался мир, альтернативный существующему, отвечавший представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточнос­ти человеческой личности. Особое место природы в культурной пара­дигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником ис­тины и главным учителем общества и каждого человека. Как и приро­да в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для воз­вышенной и благородной цели — создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем доброде­тель» (Делилъ Ж. Сады. Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фер­мы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важ­нейший морально-этический постулат Просвещения — обязанность трудиться — находил здесь зримое и реальное воплощение, посколь­ку заботам о садах в Европе предаются представители правящих до­мов, аристократии, интеллектуальной элиты. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естествен­ной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавши­еся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыс­лом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатле­ния естественности», ощущение «дикорастущей природы». В компо­зицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человече­ским чувствам — любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «есте­ственном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе. В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Ев­ропы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния прояв­ляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испа­нии, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя про­тивницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и нацио­нальные различия, апеллируя прежде всего к «чисто человеческо­му» содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непо­средственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жиз­нью. Эта «соизмеримость», характеризующая мировосприятие эпо­хи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.







Date: 2015-09-03; view: 1329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию