Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Именем Российской Федерации





Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Карулине И.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астахова С.А. о признании частично недействующими п.1.1 (абзац первый), 1.2 (абзацы первый, третий), 1.3 (абзац первый), 1.4, 1.5 (абзац первый), 1.6 (абзацы первый, второй), 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.1 (абзацы первый, третий), 2.5 (абзац десятый), 3.1, 3.3 (абзац первый), 4.1, 4.2 (абзац четвертый), 4.4 (абзац первый), 4.6 (абзац шестой), 5.1 (абзац первый), 6.1 (абзац первый) Положения Центрального банка РФ от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" и пунктов I, II приложения к данному Положению, установил:

Положение Центрального банка РФ (Банка России) от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ" (далее - Положение N 373-П) зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ (Минюст России) 24.11.2011 г., регистрационный N 22394, официально опубликовано в журнале "Вестник Банка России" за 2011 г. N 66.

Астахов С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Положения N 373-П недействующим в части, распространяющей его действие на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели) (абзац первый п.1.1); устанавливающей, что заверительная надпись о количестве листов кассовой книги 0310004 скрепляется оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя (абзац десятый п.2.5); предусматривающей, что реестр депонированных сумм содержит фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (абзац шестой п.4.6), а также в части указаний на индивидуального предпринимателя (в соответствующем числе и падеже) в нормах, связанных с определением лимита остатка денежных средств и места их хранения, обязывающих хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита и определяющих процедуру их внесения в банк, регулирующих организацию работы по ведению кассовых операций, устанавливающих требования к оформлению кассовых документов (приходных и расходных ордеров, кассовой книги), порядок приема и выдачи наличных денег (пункты 1.2 (абзацы первый, третий), 1.3 (абзац первый), 1.4, 1.5 (абзац первый), 1.6 (абзацы первый, второй), 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.1 (абзацы первый, третий), 3.1, 3.3 (абзац первый), 4.1, 4.2 (абзац четвертый), 4.4 (абзац первый), 5.1 (абзац первый), 6.1 (абзац первый) и пункты I, II приложения, регламентирующие определение лимита остатка наличных денежных средств).

Считает оспариваемые правовые нормы (с учетом уточнений) не соответствующими статьям 19 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статьям 1, 861 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 4 (пункт 2), 7, 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", статьям 4, 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" по тем причинам, что приняты Банком России с превышением своих полномочий, устанавливают обязанности по внесению наличных денег в банк с целью их хранения только для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ограничивая тем самым их права и свободы по сравнению с другими гражданами по признакам осуществления деятельности и социальной принадлежности, нарушают права индивидуальных предпринимателей, каковым он является, на свободное распоряжение и хранение принадлежащего им имущества (денежных средств), возлагают на них не предусмотренные законом обязанности по хранению денежных средств в специально установленных местах и в коммерческих банках, а также по оформлению передачи наличных денег самим себе с использованием бланков, не предназначенных для этих целей.

Банк России, Минюст России, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба (ФНС России), привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в письменных возражениях указали на то, что Положение N 373-П принято Банком России в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения не противоречат Конституции РФ и иному федеральному законодательству, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя.


Выслушав объяснения Астахова С.Н., поддержавшего доводы заявления, возражения представителей Банка России Иванова П.Г., Калининой О.Л., Собецкой И.В., Тимербаевой С.М., Минюста России Османовой И.А., ФНС России Орловой С.В, проверив Положение N 373-П в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ не находит оснований для признания оспариваемых нормативных положений недействующими.

В силу части 2 ст.75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Конституционный Суд РФ в Определении от 14.12.2000 N 268-О указал на особый конституционно-правовой статус Банка России, который проявляется, в частности, в наделении его нормотворческими полномочиями, предполагающими исключительные права и обязанности Банка России по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

В соответствии со статьями 4, 7, 34 Федерального закона "О Центральном Банке РФ (Банке России)" Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории РФ, определения порядка ведения кассовых операций; по вопросам, отнесенным к его компетенции издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, подлежащих официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Положение N 373-П, определяющее, согласно его преамбуле, порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории РФ в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения, издано Банком России по вопросу, отнесенному к его исключительной компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования нормативного правового акта.

Установленный Банком России порядок ведения кассовых операций и учета наличных денег, поступающих в кассу и выдаваемых из кассы, распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности, как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей (абзац первый п.1.1 Положения N 373-П). Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы индивидуальные предприниматели освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в части и которому могли бы противоречить оспариваемые нормы, не имеется.

Утверждения заявителя о нарушении принципа равенства физических лиц по признакам осуществления деятельности и социальной принадлежности, дискриминации индивидуальных предпринимателей, ограничению их гражданских прав при проведении расчетов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также при определении места хранения ими своих денежных средств, лишены правовых оснований.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в ряде его решений, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, но не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению прав и обязанностей для различных категорий субъектов права (Постановление от 20.12.2010 г. N 21-П, Постановление от 01.03.2012 г. N 5-П, Определение от 03.04.2009 г. N 480-О-О).


Гражданский кодекс РФ, устанавливая в главе 3 правовой статус граждан (физических лиц), выделяет отдельную категорию граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривает применение к такой деятельности правил Кодекса, регулирующих деятельность юридических лиц (ст.23). Статья 861 этого Кодекса дифференцирует формы расчетов с участием граждан в зависимости от того, связаны ли эти расчеты с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Законодательство в сфере административных отношений, в том числе в налоговых, также предусматривает различия в правовом положении граждан (физических лиц), предопределенные спецификой их участия в гражданском обороте. В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации помимо общих для всех налогоплательщиков обязанностей устанавливает для индивидуальных предпринимателей обязанность сообщать в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности (подп.1 п.2 ст.23), предусматривает особенности исчисления и уплаты сумм налога указанной категорией физических лиц (ст.227).

Положение N 373-П распространяется на граждан, принадлежащих к одной категории, и не регулирует права и обязанности граждан, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, никаких обязательных для них правил не устанавливает и ограничений не вводит.

По своему содержанию оспариваемые нормы соответствуют федеральным законам, определяющим особенности правового положения индивидуальных предпринимателей.

В отличие от п.1 ст.861 ГК РФ, согласно которому расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы, п.2 этой статьи определено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке; расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

В силу ст.4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации, предписывая налогоплательщикам нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, сохраняет для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, обязывает налогоплательщиков по единому налогу на вмененный доход соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ (подп.9 п.1 ст.23, п.4 ст.346.11, п.5 ст.346.26).


Следовательно, в силу указанных законоположений индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленный Банком России порядок ведения кассовых операций при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Установленные для них требования к хранению денежных средств в пределах остатка наличных денег в месте приема и выдачи денег, а сверх лимита - в банках, не могут рассматриваться как вмешательство в частные дела граждан, на что ссылается заявитель. Данные требования применяются не в отношении всех денежных средств, принадлежащих гражданам, а лишь к тем наличным деньгам, которые получены в результате предпринимательской деятельности граждан и подлежат зачислению на счета, используемые в этой деятельности и сообщаемые налоговому органу на основании подп.2 п.2 ст.23 НК РФ. При этом лимит остатка денежных средств, а также место приема и выдачи денег индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно, без согласования с банком.

Необоснован и довод заявителя о том, что Банк России, обязывая сдавать в банк наличные деньги, полученные в виде дохода от предпринимательской деятельности, вынуждает осуществлять граждан в безналичном порядке и расчеты, не связанные с осуществлением такой деятельности. Положение N 373-П не ограничивает право индивидуальных предпринимателей по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, переводить эти средства на свой текущий счет, снимать их со счета и использовать на любые цели, в том числе не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нельзя согласиться и с тем, что оспариваемые правовые нормы устанавливают обязанность индивидуальных предпринимателей выдавать самим себе приходные и расходные кассовые документы, причем с использованием унифицированных форм, предназначенных для ведения бухгалтерского учета, что, по мнению заявителя, не имеет ничего общего с наличным денежным обращением, организация которого отнесена к функциям Банка России.

Положение N 373-П не обязывает индивидуальных предпринимателей выдавать денежные средства самим себе, а предписывает им осуществлять учет наличных денег, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности, и оформлять кассовые документы, отражающие их движение, что непосредственно связано с организацией наличного денежного обращения в сфере предпринимательской деятельности. Включение в оспариваемый нормативный правовой акт отсылочных норм, указывающих на применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утв. постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, является одним из способов правового регулирования и не свидетельствует о незаконности этих норм.

Осуществленное Банком России правовое регулирование порядка ведения кассовых операций не противоречит Конституции РФ, Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам, на что ссылается заявитель в обоснование своего требования, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Астахова С.А. о признании частично недействующими п.1.1 (абзац первый), 1.2 (абзацы первый, третий), 1.3 (абзац первый), 1.4, 1.5 (абзац первый), 1.6 (абзацы первый, второй), 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2.1 (абзацы первый, третий), 2.5 (абзац десятый), 3.1, 3.3 (абзац первый), 4.1, 4.2 (абзац четвертый), 4.4 (абзац первый), 4.6 (абзац шестой), 5.1 (абзац первый), 6.1 (абзац первый) Положения Центрального банка Российской Федерации от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" и пунктов I, II приложения к данному Положению отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.К. Толчеев







Date: 2015-09-02; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию