Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация содержания дисциплины





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ»

Утверждаю:

Проректор университета

О.И. Ребрин

Г.

 

СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

 

 

Рекомендована методическим советом УГТУ-УПИ для специальности 04.01.01. – «Социальная работа»

 

Екатеринбург 2007

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 350500 – «Социальная работа» 2000 года, утвержденным 10.03.2000. Номер государственной регистрации № 350500 83 МЖД/СП и учебным планом специальности 040101 «Социальная работа».

 

Программу составила:

Разикова Н.И., доцент кафедры социальной безопасности

 

Программа одобрена на заседании кафедры социальной безопасности

Протокол № 1 от 09.01.2007 г.

 

Зав. кафедрой Разикова Н.И.

 

 

Программа одобрена на заседании Методической комиссии физико-технического факультета. Протокол № ___________ от ________________ г.

 

 

Председатель Методической комиссии Зверев В.В.

 

Председатель методического совета

ГОУ ВПО УГТУ-УПИ Огородников И.Н.

 

АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В программе объединены методические указания по трем практикам. Практики представлены как единый цикл, выполнение которого позволит по­лучить молодому специалисту навыки профессиональной деятельности. В на­чальной части даны разделы, являющиеся общими, одинаково необходимыми для всех трех практик.

В последующих разделах излагаются методические указания и содер­жание отдельно по каждой практике.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящем методическом документе представлены программы практик студентов, предусмотренных учебным планом подготовки специалистов по специальности 35.05.00 (02.21.00). Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом, рекомендациями УМО Вузов России по образованию в области социальной работы и Положением о производственной практике студентов УГТУ-УПИ.

Практики являются ответственным периодом учебного процесса в подготовке молодых специалистов. Задача практик – выработка умения применять знания по общетеоретическим, профилирующим дисциплинам для решения задач социальной проблематики, приобретение практических навыков, необходимых для последующей деятельности специалиста по социальной работе.

Практики представляют собой единый учебный цикл, выполнение которого позволит получить молодому специалисту навыки профессиональной деятельности. В соответствии с учебным планом специальности «Социальная работа» студенты проходят учебную (социологическую) практику после окончания теоретического обучения на 2 курсе и две производственные практики, соответственно после окончания теоретического обучения на 3 и 4 курсах.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Распределение студентов на практику производится в соответствии с наличием закрепленных за кафедрой без практики, количеством мест на каждой базе и оформляется приказом ректора института не позднее, чем за один месяц до начала практики.

Перед началом практики на кафедре, осуществляющей руководство практикой, проводится инструктивное совещание с участием студентов и руководителей практики по вопросу ее организации и проведения с разъяснением программы, инструкции по составлению отчета о прохождении практики и т.д.

До выезда на практику студенты должны получить на кафедре программу практики, направление и пройти инструктаж о порядке прохождения практики, общую инструкцию по технике безопасности. Прохождение инструктажа по технике безопасности фиксируется в специальном журнале подписями студентов и лиц, ответственных за инструктаж.

График проведения практики согласуется с возможностями предприятия, целью и задачами практики. В случае прямого кадрового договора между кафедрой и предприятием на подготовку специалистов, место и график проведения практики согласуется со службой персонала предприятия (организации).

1.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Общее руководство практикой осуществляется представителем кафедры, являющимся ответственным за прохождение практики на данном предприятии (организации).

Руководство практикой на предприятии (организации) осуществляется службой персонала, которая назначает руководителя практики от предприятия (организации) из числа опытных специалистов.


Контроль за работой практикантов ведет руководитель практики от предприятия. Табельный учет работы студентов ведет администрация подразделения. При этом студенты подчиняются существующим на предприятии (организации) правилам внутреннего распорядка.

Студент обязан прибыть на практику и закончить ее точно в сроки, установленные приказом ректора. Досрочный, в случае крайней необходимости, отъезд с места практики разрешается только заведующим профилирующей кафедры или руководителем практики от института.

 

1.2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

За время прохождения практики студенты обязаны посещать все лекции, организуемые для работников предприятия (организации) отделами информации и подготовки кадров.

Кроме того, для студентов рекомендуется проведение лекций и собеседований силами специалистов предприятия (организации). Цель этих мероприятий – расширение кругозора студентов в области техники и экономики производства, работы с персоналом и повышение их интереса к производственной и кадровой деятельности предприятия (организации).

Примерная тематика теоретических знаний:

· Охрана труда и техника безопасности на предприятии (организации);

· Социальные проблемы и конфликтные ситуации на предприятии (организации), технологии их решения и профилактики;

· Достижения фирмы в области технологии организации работ по производству готовой продукции или услуги, продвижения ее на рынке;

· Вопросы планирования работы службы персонала и социального развития;

· Перспективный план развития предприятия (организации).

Лекции по технике безопасности проводятся в обязательном порядке в самом начале практики.

Если число студентов, проходящих практику, невелико, то перечисленные выше вопросы изучаются студентами самостоятельно под руководством сотрудников предприятия.

 

1.3.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ

экскурсии по основным и вспомогательным подразделениям предприятия (организации) организуются руководителем практики от предприятия и проводятся ведущими специалистами подразделений.

В период первой производственной практики желательным является ознакомление с технологией и оборудованием производства. Проведение экскурсий должно быть зафиксировано в дневнике, а полученные во время экскурсии сведения используются в отчете.

В экскурсионном порядке необходимо ознакомиться с решением вопросов охраны природы и окружающей среды.

 

2. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика проводится с целью освоения студентами основных методов сбора и анализа социологической информации, а также для приобретения навыков описания собственной аналитической деятельности.

Для достижения поставленной цели студенту необходимо реализовать следующие задачи:

· Изучить предложенные руководителем анкеты, обратив особое внимание на памятку по работе с анкетами;

· Провести анкетирование респондентов, руководствуясь основаниями для выборки респондентов, изложенными во вводной части анкеты;

· Проанализировать полученные данные.

 

2.2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Перед началом учебной практики студент получает на кафедре 25 анкет. В течение периода прохождения практики студент отбирает респондентов по одному или двум параметрам, указанным в памятке по работе с анкетами, и проводит их опрос (анкетирование). Далее практикант производит обработку анкет по методике, указанной руководителем практики. Данные, полученные в процессе обработки результатов, сводятся в таблицу. Таблица с указанием параметров отбора представляется на кафедру вместе с анкетами. Эти материалы являются отчетным документом.


За период практики студент должен подробно изучить сведения, полученные им в процессе анкетирования, проанализировать факторы, положительно и негативно влияющие на ход его работы (коммуникативные затруднения, нежелание респондентов участвовать в опросе, приемы, применяемые практикантов для повышения заинтересованности респондентов и т.д.) В связи с тем, что указанные выше материалы будут использованы при написании курсовой работы по дисциплине «Теория социальной работы» на 3 курсе, желательно, чтобы еще до начала практики студент обсудил с руководителем возможные аспекты будущей работы. Это поможет сконцентрировать внимание на тех вопросах, которые будут разработаны в курсовой работе. Совместно с руководителем практики от института студент должен в процессе прохождения практики конкретизировать тему и примерное содержание курсовой работы и установить исходные данные для ее выполнения.

 

3. ПЕРВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Первая производственная практика проводится с целью обучения студентов выполнению аналитических исследований в производственных условиях.

Задачами практики являются следующие:

· Ознакомление с основным технологическим процессом производства продукции или оказания услуг в соответствии с профилем предприятия (организации);

· Изучение социально-технологических процессов на предприятии (организации), их влияния на производство конечной продукции или услуг;

· Выявление проблемных областей в социальной сфере предприятия (организации) и разработка предложений по предотвращению возможных и разрешению существующих проблем в отдельном подразделении предприятия (организации).

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

До начала производственной практики студент должен получить на кафедре направление на конкретное предприятие (организацию) по установленной форме.

Ознакомление студентов с работой предприятия (организации) начинается с получения общих сведений о предприятии (организации), а затем продолжается в производственной экскурсии. Студенты изучают технологическую схему фирмы (группами или индивидуально), затем их распределяют на то или иное рабочее место. Подбор мест определяется совместно с представителями вуза и предприятия (организации) с таким расчетом, чтобы студент мог получить целостное представление о технологической цепи предприятия (организации) и его организационно-управленческом обеспечении.


Студент работает по профессии, добиваясь точного соответствия своих действий с требованиями соответствующей инструкции и программы деятельности. В случае затруднения он обращается к руководителю практики от предприятия и другим работникам предприятия (организации).

После полного выполнения производственного задания студент должен описать свою деятельность. В качестве ориентира могут быть использованы устные и письменные указания по работе.

Содержанием описания является конкретная и определенная во времени личная работа студента, дополненная раскрытием роли других профессий в обеспечении работы данного направления. Для этого студент знакомится с содержанием технологического процесса, частью которого является его собственная работа. В своем отчете студент выявляет реальные связи своей работы с другими звеньями участка, вплоть до предприятия в целом.

Руководители практики следят за тем, чтобы студент при описании своей деятельности не ограничивался лишь требованиями к своей работе. Они помогают студенту соотнести технологические и организационно-управленческие сведения о предприятии с раскрытием их роли в работе по определенной профессии в реальном времени и условиях.

Специальным вопросом, подлежащим разработке в период первой производственной практики, является выявление недостатков и затруднений в социальных аспектах деятельности подразделения предприятия (организации), в котором студент проходит практику, или всего учреждения в целом. Анализируя причины их возникновения и устойчивого существования, студент разрабатывает предложения, позволяющие устранить или уменьшить недостатки в работе и достичь наивысших результатов.

Для успешного выполнения поставленных задач в период практики студенту необходимо ознакомиться со следующими направлениями деятельности предприятия (организации):

1) Экономические вопросы:

· Характеристики продукции или услуг, их номенклатура, показатели по плану на год. Ценообразование. Учет стоимости труда в себестоимости конечного продукта. Контроль качества продукции или услуг. Влияние социальных факторов.

· Связь отдела со смежными производствами (отделами) – место подразделения в схеме производственных связей в целом (дать схему производственных связей всего предприятия, организации).

2) Техническое оснащение подразделения и его влияние на трудоемкость изготовления и качество конечного продукта.

3) Учет и отчетность в подразделении – месячный отчет, его состав и назначение. Квартальные и годовые отчеты. Специфическая отчетность.

4) Основные социально-экономические категории – состав работающих в подразделении по категории и квалификации, оплата их труда. Показатели производительности труда в подразделении.

На основании критического рассмотрения существующей практики студент должен сделать свои предложения по дальнейшему совершенствованию организационно-управленческого процесса.

Результаты проведенной работы по выполнению спецвопроса представляются в виде реферата. Реферат может быть оформлен в виде описания инновационного предложения с приложенным отзывом руководителя практики от предприятия (организации). Материалы по разработке спецвопроса могут явиться основой для выполнения курсового проекта по профилирующим дисциплинам, изучаемым на 4 курсе: исходные данные для работы и решения (логические, социально-психологические и др.) изучаемой проблемы, достоинства и недостатки технологической системы, экономические показатели; ознакомиться с внутрифирменными методиками экономических расчетов по данной теме.

 

4. ВТОРАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

4.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВТОРОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Вторая производственная практика ставит целью приобретения студентами навыков проведения глубокого анализа социально-технологических процессов, установление лимитирующих факторов – «узких мест» – при проведении конкретных операций и разработку технологии их устранения.

Достижение поставленной цели возможно при разрешении следующих задач:

1. Осуществление деятельности на рабочем месте в качестве специалиста (или его дублера) подразделения;

2. Постоянный мониторинг текущей деятельности подразделения в целом;

3. Выявление проблемных областей в своем или смежных направлениях деятельности;

4. Анализ причин возникновения, хода развития, тенденций в изменении и последствий существующих затруднений;

5. Разработка технологии устранения «проблемных мест» с использованием теоретических знаний по специальным дисциплинам и информации, накопленной в течение практики.

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВТОРОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В ходе практики студент занимает то или иное рабочее место или дублирует работу специалиста подразделения. Осуществляет анализ своей деятельности.

Для этого он изучает должностные инструкции, регламент фирмы, а также другие нормативные документы и указания.

После этого студент должен разработать программу своей деятельности и практически реализовать программные положения.

Программа деятельности включает:

А) постановку задач исследования и анализ условий производства;

Б) методику исследований;

В) проведение экспериментов;

Г) анализ результатов эксперимента;

Д) разработку предложений по совершенствованию исследуемого процесса;

Е) внедрение этих предложений и расчет экономической эффективно­сти от их внедрения.

В случае затруднения студент обращается за помощью к руководи­телю практики от предприятия или вуза, а также соответствующим работ­никам предприятия.

Руководитель практики следит за особенностями принятия или реали­зации студентом программы деятельности на том или ином месте, а также за полнотой и правильностью описания им своей деятельности.

В процессе анализа студентом осуществленной им деятельности ру­ководитель обращает внимание на строгое различие между теоретическими знаниями о социально-технологических процессах и реальными событиями, следит за правильностью их соотнесения. В случае затруднений, возникших в ходе практической деятельности студента, руководитель практики, осо­бенно от вуза, должен выделять те ситуации, когда сам студент виновен в затруднениях в силу недостаточной сформированности практических уме­ний. При этом следует выделять индивидуальные особенности студента.

Специальным вопросом является исследование заданного социально-технологического процесса и согласно целям и задачам практики.

Работая на любом рабочем месте, студент должен изучить следующие вопросы:

4.2.1. Цель деятельности подразделения. Методы организации контроля качества выполнения работы. Наиболее часто встречающиеся ошибки и основные причины. Возможность и способы устранения последствий ошибочных мер.

4.2.2.Необходимые условия для осуществления деятельности подразделения. Значимость отдельных условий для конечной цели. Возможность замены тех или иных условий более доступными. Опыт предприятия (организации) в этом направлении.

4.2.3.Социально-технологические процессы. Основные технологические операции, необходимые для решения социальных задач. Сущность процесса, проходящего при каждой технологической операции. Эф­фективность процесса. Влияние параметров процесса на достижение цели. Возможность интенсификации той или иной технологической операции (процесса). Недостатки социально-технологической сис­темы предприятия (организации). Решение вопросов экологической безопасности персонала и окружающей социальной среды.

4.2.4. Техническое оснащение социальных служб. Назначение техниче­ских устройств.

Экономические вопросы, с которыми надо ознакомиться в период вто­рой производственной практики:

4.2.5. Организационная структура управления предприятием и подразделением. Структура управления предприятием. Права и обязанности начальника подразделения, его заместителей, руководителей служб.

4.2.6. Состав основных фондов подразделения. Среднегодовая стоимость основных фондов и оборотных средств. Динамика фондоотдачи.

4.2.7. Себестоимость деятельности подразделения. Структура себестоимости по смете затрат и статьям калькуляции. Планирование себестоимости. Планирование прибыли и рентабельности подразделения.

4.2.8. Штатное расписание подразделения. Расчет штатов. Нормирование труда. Методы расчета норм труда.

4.2.9. Использование научных методов организации труда в подразделе­нии. Планирование роста эффективности труда.

4.2.10. Система оплаты труда и ее роль в повышении эффективности.

4.2.11. Финансовые показатели подразделения предприятия. Порядок образования и распределения фонда материального поощрения и других фондов в подразделении.

В процессе практики необходимо собрать материал по показателям премирования специалистов и служащих подразделения за счет фонда заработной платы и фонда материального поощрения и др. источников.

 

5. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 







Date: 2015-09-02; view: 279; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию