Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОГРАММА. производственной организационно-экономической практики
производственной организационно-экономической практики для специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» специализаций 1-25 01 04 01 «Финансы» 1-25 01 04 02 «Банковское дело»
20 11 г.
СОСТАВИТЕЛИ: А.К. Костенко, зав. кафедрой финансов и кредита, кандидат экономических наук; Г.К. Болтрушевич, доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук, доцент; Л.В. Федосенко, доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук, доцент; Т.И. Иванова, старший преподаватель кафедры финансов и кредита; А.Л. Войтишкина, старший преподаватель кафедры финансов и кредита
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой финансов и кредита (протокол № __ 1 ___ от___ 30 августа ____20_ 11 __г.)
Заведующий кафедрой __________________А. К. Костенко
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Методическим советом экономического факультета учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (протокол № _ 1 _ от___ 20 сентября ____20_ 11 _г.)
Председатель методического совета экономического факультета __________________А.А. Казущик
Пояснительная записка
Производственная организационно-экономическая практика является обязательным компонентом высшего образования, составляющей частью процесса подготовки специалистов. Она предполагает продолжение обучения студентов в производственных условиях. Организация производственной организационно-экономической практики осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.06.2010 №860. Цель производственной организационно-экономической практики – овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности. Основными задачами производственной организационно-экономической практики являются: закрепление в конкретных условиях теоретических знаний, полученных по изученным дисциплинам; ознакомление с хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия (учреждения); изучение организации работы в подразделениях, занимающихся вопросами управления финансами. Производственную организационно-экономическую практику студенты проходят в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов. Сроки практики определяются учебным планом по специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» (VI семестр). Общая продолжительность производственной организационно-экономической практики – 4 недели. Производственная организационно-экономическая практика студентов организуется на основании договоров, заключаемых с организациями Республики Беларусь независимо от их формы собственности и подчинённости. Основанием для прохождения практики является приказ ректора. За время прохождения практики студент должен ознакомиться с организацией производства или деятельностью учреждения, изучить систему управления предприятием (учреждением) в целом и его структурными подразделениями, систему производственно-сбытовой деятельности, ценовой и товарной политики и другие направления функционирования предприятия (учреждения), направленные на формирование социально-ориентированной экономики. Для изучения финансового механизма и перспектив его развития на предприятии (в учреждении) должны быть организованы теоретические занятия по актуальным проблемам экономической политики и дальнейшему развитию финансовой деятельности. Особое внимание в процессе прохождения практики студент должен уделить основным направлениям повышения эффективности финансовой деятельности предприятия (учреждения).
Содержание практики Содержание практики зависит от места ее прохождения. Студенты специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» могут проходить практику на предприятиях, в финансовых отделах, учреждениях местных органов власти, банках, страховых организациях, налоговых органах.
Содержание производственной организационно-экономической практики в банках
Место коммерческого банка в банковской системе Республики Беларусь*
Ознакомиться с банковской системой Республики Беларусь, обозначив её целевое назначение и роль в финансово-кредитной системе; организационно-управленческой структурой коммерческого банка и изучить функции ее подразделений; основными функциями высших органов управления банком и составом учредителей банка; правилами внутреннего распорядка в банке; Уставом банка; операциями Национального банка Республики Беларусь; традиционными и нетрадиционными банковскими операциями; основной группой документов, применяемых при оформлении банковских операций, изучив порядок их формирования, подписания, хранения; техническими средствами, используемыми в банковской деятельности; интернет-технологиями, применяемыми в банках для проведения операций.
Правовые основы организации банковской деятельности* Ознакомиться с глобальными стандартами по регулированию достаточности капитала и ликвидности банка (Базель2, Базель3); нормативными документами, регулирующими деятельность Национального банка Республики Беларусь; нормативными документами, регулирующими деятельность коммерческих банков; порядком регистрации и лицензирования деятельности банка в соответствии с белорусским законодательством; экономическими нормативами, доводимыми банку Национальным банком Республики Беларусь; основными направлениями надзора за деятельностью банков в Республике Беларусь; основными нормативными документами, регулирующими организацию банковского надзора в Республике Беларусь; организационной структурой банковского надзора, его принципами; организацией проверок учреждений банков, проводимых центральным банком; порядком лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь; методической базой рейтинговой оценки банка; системой параметров управления банковскими рисками (стресс-тестирование); выполнением банком нормативов по банковскому капиталу, ликвидности и риску.
Операции банка с денежной наличностью и ценностями*
Ознакомиться с организацией расчётно-кассового обслуживания клиентов банка; составом и структурой клиентской базы банка; ответственностью лиц, работающих с ценностями, за их сохранность и соблюдение установленных правил работы с ценностями; приёмом и передачей ценностей в банке; организацией работы приходной, вечерней, расходной операционной касс и кассы пересчёта; обработкой, формированием, упаковкой и подготовкой денежной наличности в национальной валюте; работой с неплатёжными, фальшивыми и сомнительными банкнотами; порядком оформления кассовых документов; организацией работы касс банка, расположенных вне кассового узла и при использовании банкоматов; проведением инкассации денежной выручки и перевозки ценностей; составлением отчёта о кассовых оборотах; приёмом ценностей на хранение.
Расчётное обслуживании клиентов банка*
Ознакомиться с применяемыми в банке формами безналичных расчётов, оценить их достоинства и недостатки; показать роль безналичных расчетов в сокращении объема эмиссии денег; ответственностью за нарушение расчетных операций в Республике Беларусь; документами, порядком оформления и проведения дебетовых и кредитовых переводов; расчетными документами, помещенными в картотеку; расчетами чеками из чековой книжки; расчетами расчетными чеками; порядком совершенствования операций с банковскими пластиковыми карточками. *) рассмотреть вопрос с использованием нормативно-законодательных документов
Содержание практики на предприятиях Технико-экономическая характеристика предприятия Краткая история создания и развития предприятия. Предмет его деятельности и характеристика важнейших видов выпускаемой продукции (работ, услуг) и рынков ее сбыта. Оценка тенденций в развитии предприятия за 2-3 последних года. Организационная структура предприятия. Состав основных и вспомогательных цехов, производственные связи, коммерческая и финансовая деятельность. Анализ основных показателей деятельности предприятия за два-три смежных года, которые должны быть представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности предприятия за 20__ - 20__ гг.
Организация работы в финансовой службе предприятия
Ознакомиться с положением о финансовой службе предприятия, изучить ее структуру, задачи, функции и обеспеченность квалифицированными кадрами. Ознакомиться с распределением работы между работниками и их должностными инструкциями. Изучить основные направления финансовой работы на предприятии: финансовое планирование, оперативно-управленческая работа и контрольно-аналитическая работа. Изучить взаимосвязь финансовой службы с другими службами предприятия: бухгалтерией, отделом маркетинга, планово-экономическим отделом, отделом труда и заработной платы и др.
Денежные расходы предприятия и их финансирование
Изучить состав и структуру денежных расходов предприятия: затраты на производство и реализацию продукции, операционные расходы, внереализационные расходы, затраты на воспроизводство производственных фондов и расходы на социально-культурные мероприятия. Проанализировать источники финансирования денежных расходов. Изучить состав, структуру и динамику затрат на производство и реализацию продукции по основным классификационным признакам: по экономическим элементам, калькуляционным статьям, по целевому назначению, по источникам финансирования и др. Ознакомиться с методикой составления плановых калькуляций и сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Проанализировать показатели сметы затрат. Изучить организацию работы на предприятии по контролю и регулированию текущих затрат на производство и реализацию продукции.
Денежные доходы предприятия, их формирование
Изучить состав, структуру и динамику денежных доходов предприятия. Ознакомиться с методикой формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с учетной политикой предприятия и ее планирования. Ознакомиться с порядком формирования цен на продукцию предприятия. Изучить распределение и использование выручки от реализации продукции (работ, услуг). Ознакомиться с организацией работы по контролю и оперативному регулированию поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг). Проанализировать состав, структуру и динамику операционных и внереализационных доходов предприятия.
Прибыль и рентабельность предприятия
Изучить состав, структуру и динамику прибыли предприятия. Ознакомиться с методикой планирования прибыли. Проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), оценить влияние факторов на изменение ее величины. Изучить порядок формирования прибыли от операционных доходов и расходов и от внереализационных доходов и расходов. Ознакомиться с методикой формирования налогооблагаемой и чистой прибыли. Изучить распределение и использование прибыли на предприятии. Рассчитать точку окупаемости затрат и запас финансовой устойчивости предприятия. Рассчитать и проанализировать показатели рентабельности продукции, продаж и капитала, оценить влияние факторов на изменение их величины.
Налогообложение предприятия
Изучить состав, структуру и динамику налогов, уплачиваемых предприятием. Ознакомиться с методикой исчисления и порядком уплаты основных налогов. Изучить состав, структуру и динамику налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), уплачиваемых из прибыли предприятия и включаемых в отпускную цену.
Содержание практики в бюджетной организации (учреждении)
Общая характеристика бюджетной организации (учреждения)
Краткая история создания и развития организации, предмет и содержание ее деятельности. Изучить общую организационную и функциональную структуру бюджетной организации. Проанализировать обеспеченность организации квалифицированными кадрами. Изучить систему показателей, характеризующих хозяйственную деятельность бюджетной организации за 2-3 последних года.
Финансовая работа в бюджетной организации
Финансовая служба бюджетной организации, ее функции и задачи. Бюджетная классификация Республики Беларусь и ее применение в бюджетных организациях для составления бюджетных смет, учета кассовых и фактических расходов и составления отчетности об исполнении бюджетных смет. Распорядители и получатели бюджетных средств, их функции, права и обязанности. Взаимоотношения бюджетной организации с финансово-кредитной системой. Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и меры ответственности.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджетных смет Понятие бюджетной сметы и ее назначение. Отраслевая специфика составления расчетов расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации. Этапы составления бюджетных смет. Проанализировать бюджетную смету организации за 2 последних года. Изучить состав, структуру и динамику текущих и капитальных расходов. Изучить методику составления бюджетной сметы на капитальное строительство.
Казначейская система финансирования расходов бюджетной организации
Сущность казначейской системы финансирования. Нормативные акты, регламентирующие порядок финансирования расходов получателей бюджетных средств. Документы, представляемые в органы государственного казначейства для оплаты расходов получателя бюджетных средств. Порядок перечисления предоплаты (аванса) при осуществлении расчетов по обязательствам получателей бюджетных средств. Особенности оплаты обязательств получателя бюджетных средств по строительству и ремонтным работам. Счета в банке распорядителя и получателя бюджетных средств, их характеристика и порядок открытия. Банковские счета республиканского и местного бюджетов, их назначение. Организация контроля за использованием бюджетных средств.
Доходы и расходы бюджетной организации при осуществлении предпринимательской деятельности
Смета доходов и расходов внебюджетных средств, ее содержание и порядок составления. Ознакомиться со сметами доходов и расходов внебюджетных средств по видам деятельности и сводной сметой в целом по организации. Проанализировать состав, структуру и динамику расходов смет внебюджетных средств. Оценить значение доходов от предпринимательской деятельности для финансирования расходов бюджетной организации. Налогообложение предпринимательской деятельности бюджетной организации. Изучить порядок формирования и использования прибыли от предпринимательской деятельности. Проанализировать фонды, образуемые из прибыли, и направления их использования.
Содержание практики в финансовом управлении (отделе)
Общая характеристика финансового управления (отдела)
Ознакомиться с положением о финансовом управлении (отделе), его основными задачами и функциями. Изучить структуру финансового управления (отдела). Изучить информационные связи и документооборот финансового управления (отдела) с другими структурными подразделениями исполкома. Изучить взаимодействие финансового управления (отдела) с другими контролирующими органами и органами местного и республиканского управления. Организация работы в финансовых управлениях (отделах) Ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность финансового управления (отдела). Изучить порядок разработки прогнозов социально-экономического развития региона. Проанализировать выполнение основных показателей социально-экономического развития региона. Ознакомиться с порядком составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов. Ознакомиться с бюджетной классификацией и ее использованием для составления и исполнения бюджетов. Проанализировать состав, структуру и динамику доходной части местного бюджета. Изучить состав, структуру и динамику расходов местного бюджета в соответствии с функциональной, ведомственной и программной классификацией. Проанализировать исполнение доходов и расходов местного бюджета за 2 последних года.
Казначейская система исполнения бюджета
Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими казначейскую деятельность в Республике Беларусь. Изучить цели, задачи и функции казначейства. Ознакомиться с организационной и функциональной структурой казначейской системы Республики Беларусь. В рамках действующей казначейской системы изучить порядок: формирования и изменения росписи местного бюджета; финансирования бюджетных организаций из республиканского бюджета; финансирования бюджетных организаций из местных бюджетов. Изучить движение денежных потоков в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов, бюджета Союзного государства и Фонда социальной защиты населения по доходам и расходам.
Финансовый контроль
Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения финансового контроля. Характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль в регионе. Контрольно-ревизионное управление (КРУ) при Министерстве финансов Республики Беларусь, его организация и функции, структура, цели и задачи. Изучить порядок планирования контрольной деятельности. Ознакомиться с планом проверок за последний год. Изучить формы и методы финансового контроля. Ознакомиться с содержанием и порядком составления акта проверок.
Содержание практики в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Организация работы налоговых органов Республики Беларусь
Изучить организационную структуру налоговых органов Республики Беларусь. Ознакомиться с Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь и Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам (инспекции МНС). Ознакомиться с должностными обязанностями работников инспекции МНС. Ознакомиться с нормативно-правовой базой налогообложения в Республике Беларусь. Изучить взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими органами и органами государственной власти управления.
Общая характеристика инспекции МНС
Ознакомиться с организационной структурой инспекции МНС. Проанализировать ее кадровый состав. Провести анализ показателей, которые в обобщенном виде характеризуют деятельность инспекции за 2−3 последних года (численность работников инспекции; число плательщиков, состоящих на учете; сумма налоговых поступлений; количество проведенных проверок, в том числе, по которым выявлены нарушения; суммы доначисленных налогов по результатам проверок и др.).
Налогообложение юридических лиц
Изучить состав налогоплательщиков – юридических лиц, их права и обязанности. Ознакомиться с порядком постановки их на учет. Проанализировать состав, структуру и динамику налоговых поступлений в разрезе основных доходных источников. Оценить выполнение плана налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Ознакомиться с методикой исчисления и порядком уплаты основных налогов (НДС, акцизы, земельный налог, налог на недвижимость, налог на прибыль, экологический налог, налог при упрощенной системе налогообложения). Привести конкретные примеры и на их основе заполнить налоговые декларации. Ознакомиться с организацией налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц и оценить его результативность.
Налогообложение физических лиц
Ознакомиться с порядком учета физических лиц – плательщиков земельного налога и налога на недвижимость. Проанализировать динамику плательщиков налога на недвижимость и земельного налога. Изучить выполнение плана и динамику налоговых поступлений от физических лиц. Ознакомиться с порядком декларирования годового дохода физических лиц – плательщиков подоходного налога. Провести анализ плательщиков подоходного налога по годовому доходу и сумм начисленного и уплаченного налога. Ознакомиться с организацией налогового контроля за поступлением налогов с физических лиц и оценить его результативность.
Содержание практики в страховых организациях
Правовые основы страховой деятельности Изучить современное страховое законодательство Республики Беларусь: общие положения о страховании; правовое регулирование деятельности страховых организаций; организацию обязательного и добровольного страхования. Определить роль Департамента по страховому надзору Министерства финансов Республики Беларусь в осуществлении регулирования деятельности страховых организаций.
Общая характеристика страховой организации
Организационные основы построения страховой организации, исторический аспект ее создания. Охарактеризовать страховую организацию с точки зрения действующей формы собственности. Рассмотреть Устав страховщика, основные его положения. Показать место страховой организации на страховом рынке в регионе, республике. Изучить организационные основы построения аппарата управления страховщика. Привести структурную схему управления страховой организацией и дать ей характеристику. Привести в таблице и проанализировать за три истекших года основные показатели хозяйственной и финансовой деятельности страховой организации.
Организация работы страховщика Формы страхования, применяемые страховщиком. Изучить отрасли, подотрасли страхования, по которым страховая организация осуществляет свою деятельность. Рассмотреть действующий порядок регистрации страховщика в Департаменте по страховому надзору Министерства финансов Республики Беларусь. Рассмотреть конкретные виды страхования, на которых специализируется страховщик. Изучить сущность действующих условий и правил страхования по каждому виду страховых услуг, оказываемых страховщиком. Рассмотреть порядок получения лицензии на все виды страховой деятельности (приложить к отчету для примера копии 3−4 видов лицензий). Ознакомиться с организацией работы страховых агентов. Рассмотреть требования, предъявляемые страховщиком к страховым агентам. Изучить организацию работы страховщика и страховых агентов со страхователями. Рассмотреть действующий порядок заключения договоров со страхователями (для примера привести 2-3 копии договоров). Изучить содержание договоров. Ознакомиться с организацией взаимоотношений страховой организации со страхователями. Изучить содержание и структуру страхового портфеля страховой организации. Изучить рекламную деятельность страховщика.
Финансовые аспекты деятельности страховщика
Определить значение страхового тарифа в формировании финансовых ресурсов страховой организации. Рассмотреть порядок установления страхового тарифа по добровольным и обязательным видам страхования. Изучить структуру страхового тарифа и назначение каждой из его частей (нетто-ставки и нагрузки). Рассмотреть порядок расчета страховой премии (взноса) по каждому виду страхования, осуществляемого страховщиком. Привести конкретные примеры. Изучить порядок выплаты возмещений страховых сумм страхователям при наступлении страховых случаев, действующий на основе заключенных договоров – в добровольном страховании и в соответствии с законодательным актом – в обязательном. Рассмотреть документальное оформление выплаты страховых возмещений и страховых сумм страхователям. Приложить копии заполненных форм документов к отчету. Привести фактические данные в таблицах по статьям доходов и расходов страховщика. Провести анализ происходящих изменений за 3 года. Определить чистую прибыль страховщика, порядок ее распределения. Рассчитать показатели рентабельности финансовой устойчивости страховщика и дать им экономическую оценку.
Содержание практики в Главном управлении Национального банка Республики Беларусь
Статус и структура Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ)*
Обозначить место и особенности функционирования Национального банка в банковской системе Республики Беларусь. Ознакомиться со структурой и органами управления НБ РБ. Изучить цели и функции центрального банка страны. Ознакомиться с правовыми основами деятельности Национального банка Республики Беларусь. Охарактеризовать операции Национального банка Республики Беларусь.
Характеристика Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Гомельской области (ГУ НБ РБ)*
Ознакомиться со структурой и основными функциями Главного управления НБ РБ по Гомельской области. Изучить правовые основы деятельности Главного управления НБ РБ по Гомельской области. Ознакомиться с работой основных подразделений Главного управления НБ РБ по Гомельской области: управление банковского надзора; экономическое управление; отдел банковских систем; управление кассовых операций, инкассаций и перевозки ценностей.Ознакомиться с техническими средствами обработки информации, документации и документооборота, программными продуктами, используемыми в ГУ НБ РБ для обработки учетно-аналитической информации, основными группами документов, порядком их проверки и подписания и хранения. Оценить техническую оснащенность рабочих мест специалистов (виды вычислительной и компьютерной техники, телекоммуникационных систем и др.). Характеристика деятельности Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Гомельской области *
Проанализировать показатели работы Главного управления по основным направлениям деятельности. Рассмотреть вопросы взаимодействия ГУ НБ РБ с местными органами государственной власти и управления, территориальными контролирующими и правоохранительными органами по вопросам денежно–кредитной политики. Изучить порядок осуществления надзора за соблюдением филиалами (отделениями) банков требований законодательства Республики Беларусь. Изучить организацию в регионе операций по продаже памятных банкнот, памятных и юбилейных монет Национального банка, продаже и покупке мерных слитков и монет из драгоценных металлов. Ознакомиться с порядком выдачи в предусмотренных законодательством случаях разрешений (лицензий, свидетельств) на проведение операций в иностранной валюте, контролем над их соблюдением в пределах полномочий, предоставленных Национальному банку. Изучить организацию работы по проверке работы кассы и обменных пунктов филиалов (отделений) банков на соответствие требованиям законодательства. Ознакомиться с организацией в регионе операций по покупке и продаже наличной и безналичной иностранной валюты через обменные пункты, кассы в соответствии с законодательством Республики Беларусь и выдаче документов, разрешающих вывоз наличной иностранной валюты из Республики Беларусь.
*) По всем направлениям деятельности Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Гомельской области привести конкретную информацию, подтвержденную формами отчетности и представленную в приложениях
Информационно-методическая часть
Производственная организационно-экономическая практика проводится на предприятиях (учреждениях). В соответствии с местами практики разработаны календарно-тематические планы ее прохождения. В процессе прохождения практики студент руководствуется настоящей программой, подчиняется указаниям руководителей практики, соблюдает установленные правила внутреннего трудового распорядка и участвует в общественной жизни коллектива предприятия (учреждения). Качественная работа студентов во время прохождения производственной практики обеспечивается согласованной работой руководителей от университета и предприятия. Студенты проходят производственную практику на предприятиях и учреждениях Республики Беларусь, с которыми предварительно заключены договоры. Распределение студентов по местам практики и назначение руководителей от кафедры к группе студентов и предприятиям (учреждениям), на которых они проходят практику, определяется приказом ректора. Предварительно проводятся организационное собрание студентов, на котором им вручаются все необходимые методические материалы и документы (программа практики, дневники и направления). Общее организационное и методическое руководство производственной практикой осуществляется заведующим кафедрой финансов и кредита. В состав обязанностей и прав руководителей практики входит следующее: до начала практики провести инструктаж со студентами; поставить цель и определить задачи практики; ознакомиться с формами контроля и отчётности, а также рассмотреть основные вопросы содержания и требований настоящей программы, уточнить индивидуальные задания; составить календарно-тематический план прохождения практики студентов; систематически проверять ход практики; проверять ведение и заполнение дневника по практике, требовать предоставления объёмов работ, выполненных в соответствии с календарно-тематическим планом; информировать кафедру о ходе практики, систематически фиксировать результаты проводимой со студентами-практикантами работы в специальном кафедральном журнале; подавать своевременно информацию о студентах, неоднократно пропускающих дни прохождения практики по неуважительным причинам; обеспечить проведение еженедельных консультаций студентов на кафедре университета; ознакомить студентов с основными их обязанностями в условиях данного предприятия (учреждения); обеспечить студентам доступ к документам, необходимым для выполнения программы практики; осуществлять контроль за объемом выполненной и зафиксированной в дневнике работы; консультировать студентов по порядку оформления и составления документации, об организационной и функциональной деятельности предприятия (организации) в целом, а также его структурных подразделений; контролировать выполнение студентами правил внутреннего трудового распорядка предприятия (учреждения); проверить отчёты студентов по практике и принять их защиту. Во время прохождения производственной практики студент обязан: в день прибытия на место практики ознакомиться со своим рабочим местом. Первый день посвящается оформлению студента на место практики, прохождению инструктажа по технике безопасности и изучению настоящей программы; ознакомиться с содержащейся в дневнике «Памяткой студента», включающей права и обязанности студента; - основываясь на программе практики, совместно с руководителем от университета составить календарно-тематический план (в дневнике) с учётом особенностей деятельности предприятия (учреждения); ежедневно вести дневник производственной практики, подробно заполняя в нем все виды выполненной работы за каждый день. Четкость и обстоятельность ведения записей в дневнике проверяется и подписывается руководителем практики. В дневник заносятся также все выполненные работы общественного характера; строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия (учреждения); подготовить отчёт по практике, полностью отражающий содержание программы с приложением к нему заполненных и пронумерованных документов, на каждый из которых делается сноска в тексте отчёта. Во время прохождения производственной организационно-экономической практики могут проводиться теоретические занятия и экскурсии. Теоретические занятия проводятся со студентами на предприятии (учреждении) в форме бесед, консультаций, лекций, семинаров руководителем практики от университета в течении всего периода практики. Примерная тематика теоретических занятий: 1 Совершенствование управления банковскими рисками 2 Совершенствование методической базы для оценки банковских рисков 3 Совершенствование стимулирования инновационной активности предприятия 4 Оптимизация налоговой нагрузки на предприятие 5 Совершенствование управления страховыми рисками 6 Оптимизация доходов и расходов местных бюджетов 7 Совершенствование межбюджетных отношений С целью ознакомления студентов с технологическим процессом изготовления продукции на промышленном предприятии, со структурой предприятия (учреждения) и его функциями, основными и вспомогательными службами руководители практики должны организовать ознакомительную экскурсию студентов по всему предприятию (учреждению), которую целесообразно провести в самом начале практики. Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики. В течение последней недели практики студент составляет письменный отчёт о выполнении программы практики. Отчёт должен быть подписан студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утвержден руководителем (заместителем руководителя) организации. По окончании практики непосредственный руководитель практики от организации оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом. Письменный отчёт по производственной практике рецензируется руководителями от университета (кафедры) и предприятия (учреждения). Руководитель практики от предприятия (учреждения) проверяет, визирует отчет, дает отзыв о его содержании. В отзыве должны быть отражены: отношение студента к прохождению практики, проявление инициативы, трудовая дисциплина, степень владения изучаемыми вопросами. После проверки отчета руководителем от университета и допуска его к защите студент сдает дифференцированный зачет. При проведении дифференцированного зачета студент предоставляет дневник практики, отчет о выполнении программы практики и письменный отзыв непосредственного руководителя практики от организации о прохождении практики студентом. При проставлении оценки учитывается степень раскрытия вопросов программы, грамотность излагаемого материала и соответствие оформления стандартам. В том случае, если отчет не допущен к защите, после доработки он подлежит повторной проверке. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики от организации, неудовлетворительную оценку при сдаче дифференцированного зачета руководителю практики от кафедры, повторно направляется на практику в свободное от обучения время. Отчет по практике должен полностью соответствовать программе практики. Кроме текстовой части в нем следует привести графический и иллюстративный материал по отдельным рассматриваемым вопросам. По одному предприятию не разрешается представлять одинаковые по содержанию отчеты. Оформление отчета осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рукописному тексту научных работ. В отчет включается: титульный лист; оглавление с перечнем всех разделов и указанием страниц; содержание отчета, примерный его объем 3040 страниц печатного текста; список литературы, использованной студентом при написании отчета; приложения: заполненные формы отчетности и другие расчетные материалы. На каждое сделанное приложение по тексту отчета должна быть ссылка; отдельно к отчету прилагается выполненное индивидуальное задание. Отчет должен иметь сплошную нумерацию листов текста, включая титульный лист и все приложения (кроме индивидуального задания). Номер страницы проставляется в правом верхнем углу, без точки после цифры. К отчету прилагаются: путевка на практику с отметкой о прибытии и убытии с предприятия; дневник практики. В путевке и дневнике должны быть заполнены все необходимые реквизиты, подписи руководителей и должностных лиц в требуемых разделах и поставлены в указанных местах печать предприятия (учреждения). Целью выполнения студентом индивидуального задания является сбор практического материала для написания курсовых работ по дисциплинам специализации, подготовка докладов для выступления на студенческих конференциях, написание тезисов и статей. Индивидуальное задание должно выполняться студентами самостоятельно, побуждать их более глубоко изучить теоретические вопросы, пользоваться законодательными и нормативными актами, анализировать конкретные финансовые ситуации и закрепить знания по специальным дисциплинам. Индивидуальное задание выдается руководителем практики от университета с учетом возможностей базы практики, интересов самого студента, а также научной тематики бюджетных исследований кафедры. Студент самостоятельно выбирает учебную дисциплину, по которой выполняется индивидуальное задание. Тема индивидуального задания вносится в дневник студента перед началом практики. Результаты выполнения индивидуального задания студент должен оформить в письменном виде и приложить к отчету по практике. Объем индивидуального задания не должен превышать 810 страниц печатного текста. Примерная тематика индивидуальных заданий по производственной практике на предприятиях: 1 Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия 2 Совершенствование управления денежными потоками предприятия 3 Планирование прибыли и пути его совершенствования 4 Финансовый контроль на предприятии и пути его совершенствования 6 Налоговая нагрузка на предприятие и методы ее оптимизации 7 Амортизационная политика предприятия и ее совершенствование 8 Организация безналичных расчетов на предприятии и пути ее совершенствования 9 Оптимизация источников финансирования основного капитала предприятия 10 Организация расчетов во внешнеэкономической деятельности предприятия и ее совершенствование 11 Пути повышения эффективности использования основных средств предприятия 12 Выручка от реализации продукции: методы определения, планирования и факторы роста 13 Кредитоспособность предприятия, методы ее оценки 14 Совершенствование формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 15 Оборотный капитал предприятия: состав, источники формирования и пути повышения эффективности использования 16 Инновационная деятельность предприятия и направления ее активизации. Индивидуальные задания по производственной практике в финансовых управлениях (отделах) 1 Оптимизация расходов местных бюджетов 2 Планирование расходов бюджета на образование и его совершенствование 3 Межбюджетные отношения и направления их совершенствования 4 Оптимизация доходов и расходов местных бюджетов 5 Совершенствование планирования расходов бюджетной организации Индивидуальные задания по производственной практике в страховых организациях: 1 Анализ финансового состояния страховой организации 2 Организация и совершенствование деятельности страховой организации 3 Основные направления увеличения доходов страховой организации 4 Пути снижения затрат в страховой организации 5 Оценка и совершенствование управления страховыми рисками 6 Организация и совершенствование сбыта страховых услуг 7 Формирование, распределение и использование прибыли страховщика в условиях формирования страхового рынка 8 Страхование коммерческих рисков и разработка предложений по его совершенствованию 9 Страхование финансовых рисков и разработка предложений по его совершенствованию 10 Оценка деятельности страховой компании Индивидуальные задания по производственной практике в банках: 1 Оценка ликвидности и платежеспособности банка 2 Собственный капитал банка и оценка эффективности его использования 3 Привлеченные средства банков, оценка их структуры и эффективности использования 4 Состояние и перспективы развития, расчетов банковскими карточками 5 Формы обеспечения возврата кредита: анализ применения 6 Оценка кредитоспособности заемщика 7 Направления повышения эффективности банковских кредитов 8 Потребительский кредит и направления его совершенствования 9 Коммерческий кредит и направления его совершенствования 10 Ипотечный кредит: организация и перспективы развития 11 Организация лизинговых операций в банке и проблемы развития лизинговых кредитов 12 Организация кредитных отношений банка с юридическими лицами и ее совершенствование 13 Операции банков с ценными бумагами: состояние и тенденции развития 14 Операции банка с векселями в современных условиях хозяйствования 15 Трастовые операции банков: состояние и перспективы развития 16 Факторинговые операции и их эффективность 17 Операции банков с драгоценными металлами и перспективы их развития 18 Валютные операции банка: состояние и направления развития 19 Банковские проценты и ценовая политика банка 20 Состояние рынка межбанковских кредитов в Республике Беларусь и тенденции его развития 21 Проблемы организации межбанковских расчетов 22 Банковские риски и пути их снижения 23 Оценка эффективности деятельности банка Индивидуальное задание должно содержать следующую информацию: краткую технико-экономическую характеристику предприятия с увязкой ее с темой курсовой работы; обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы для предприятия, на котором студент проходит практику и в целом для экономики республики; состояние предмета исследования на современном этапе развития региона, предприятия, учреждения, организации, установление факторных зависимостей и их причин, выявление основных тенденций и проблем; направления совершенствования предмета исследования; расчет эффективности предлагаемых мероприятий. Руководитель практики от университета имеет право изменить индивидуальное задание с учетом темы дипломной работы и места прохождения преддипломной практики. Результаты выполнения индивидуального задания студент должен оформить в письменном виде и приложить к отчету по практике.
Календарно-тематический план прохождения практики в банке
Календарно-тематический план прохождения практики на предприятии
Календарно-тематический план прохождения практики в бюджетной организации (учреждении)
Календарно-тематический план прохождения практики в финансовом управлении (отделе)
Календарно-тематический план прохождения практики в инспекциях МНС
Календарно-тематический план прохождения практики в страховых организациях
Календарно-тематический план прохождения практики в Главном управлении национального банка Республики Беларусь
Приложение А Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Кафедра финансов и кредита
ОТЧЕТ
о результатах прохождения производственной организационно-экономической практики студента (ки) III курса специальности 1-25 01 04 − «Финансы и кредит»
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики: _____________________________________________ (полное название предприятия, организации, учреждения)
Руководитель практики от университета: ________________ ______________________________________ (подпись) (фамилия, имя, отчество, должность, ученое звание)
Руководитель практики от предприятия: ________________ __________________________________ (подпись) (фамилия, имя, отчество, должность)
Студент, группа: ___________ (подпись)
Гомель 2011
Date: 2015-09-02; view: 435; Нарушение авторских прав |