![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Выбор методов обучения
На эффективность профессионального обучения в значительной степени влияет выбранный метод обучения. Специалисты в данной области давно пришли к мнению, что не существует одного универсального метода обучения – каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Их выбор зависит от ряда факторов: · цели и задачи обучения; · срочность обучения; · финансовые возможности предприятия; · наличие инструкторов, материалов, помещений; · состав участников обучения; · квалификация и компетенция преподавателей и др. Учитывая все вышеперечисленные факторы, сотрудники службы управления персоналом или специализированная организация, к помощи которой может обратиться предприятие, желающее осуществить обучение, должны разработать программу обучения, оптимальную для определенной категории сотрудников и отвечающую стратегии данной компании. Чаще всего такие программы представляют собой сочетание нескольких методов. Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все их условно можно разделить на три группы: · методы обучения, применяемые на рабочем месте; · методы обучения, применяемые вне рабочего места; · методы, которые в равной степени подходят для каждого из двух первых вариантов. Рассмотрим основные методы обучения первых двух групп. Методы обучения, применяемые на рабочем месте: Инструктаж. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Как правило, данный метод обучения используется при приеме на работу нового сотрудника или введении сотрудника в новую должность. При этом ему рассказывают и (или) показывают, что он будет делать на своем рабочем месте. Зачастую такое обучение даже не носит характер формального, а представляет собой беседу, рассказ об особенностях практической работы сотрудника, отдела и организации в целом. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентирован на выполнение конкретных операций и процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучаемого, является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков ручного труда. Поэтому он очень широко используется на всех уровнях современных организаций. Однако, очевидно, что область применения метода инструктажа достаточно ограничена: его недостаточно для обучения специфическим знаниям, для подготовки руководителей и т.д. [3] Наставничество. Наставничество как метод обучения известен с древних времен: работая рядом с мастером-ремесленником, молодые рабочие изучали профессию. Позже данный метод получил широкое распространение в сферах, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении. На первом этапе наставничества, как и любого другого метода обучения, необходимо решить, какие именно аспекты рабочего поведения сотрудника подлежат развитию в данном случае. Следующий этап – комплексное психологическое оценивание сотрудника и выделение наиболее значимых и одновременно наименее развитых компетенций. Данный метод имеет множество преимуществ мотивационного характера: он позволяет снизить вероятность внутрислужебных конфликтов, уменьшает напряжение между людьми, создает атмосферу доверия, способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и препятствует текучести кадров. Использование наставничества ограничивает то обстоятельство, что данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника (терпение), которым практически невозможно стать по распоряжению сверху. Кроме того, этот метод отнимает у наставника много времени, отвлекая от основной работы. [2] Ротация. Ротация представляет собой разновидность самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ и т.д. К достоинствам ротации как метода обучения можно отнести следующие: · необходима предприятиям, требующим от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями; · помимо чисто обучающего эффекта, оказывает положительное воздействие на мотивацию; · помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями; · ускоряет продвижение высококвалифицированных специалистов; · расширяет кругозор и социальные контакты на рабочем месте; · инициирует новые идеи, подходы к решениям проблем. Вместе с тем ротация обладает одним серьезным недостатком – высокие издержки, связанные с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую. Поэтому данный метод обучения в российской практике широкого распространения не получил. Помимо основных методов обучения, применяемых на рабочем месте, известны и такие методы, как: Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы. Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности. Заключительная ступень – самостоятельное выполнение задания. Использование учебных методик, инструкций, пособий - например: как работать с конкретной машиной, станком, оборудованием и т.п. [7] Методы обучения, применяемые вне рабочего места. Сильные и слабые стороны методов обучения, применяемых вне рабочего места представлены в Приложении 4, таблице П2. Лекции Лекция является традиционным, одним из самых древних и в настоящее время очень распространенным методом обучения. Лекция представляет собой монолог (выступление, рассказ) преподавателя при ограниченной доле обсуждения. Преимущества лекций: · является непревзойденным средством изложения большого объема теоретического материала в короткий срок; · позволяет осветить и развить множество теорий, концепций, подходов и идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты; · чрезвычайно эффективна с экономической точки зрения, поскольку один преподаватель может работать одновременно с десятками учеников. Недостатки лекций: · роль обучающихся ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала; · не способствует отработке практических навыков и умений; · отсутствие обратной связи; · трудно контролировать степень усвояемости материала и корректировать обучение; · для эффективности лекций требуется высокий уровень лекторского искусства; · часто бывает скучной, быстро забывается, поэтому требует повышенной внешней и внутренней мотивации. Для повышения эффективности лекций специалисты используют следующие средства: · четкое и ясное для слушателей структурирование занятия и рациональное дозирование материала в каждом из разделов; · применение риторических и уточняющих понимание материала вопросов; · простой, доступный язык; · обращение к таким техническим средствам обучения, как слайды, видео и аудио записи. [6] Деловые игры Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающегося - в ходе игры участники проигрывают поведение сотрудников смоделированной компании. Деловые игры позволяют решать следующие задачи: · определить индивидуальные и коллективные способности и профессиональную подготовку обучающихся; · повысить интерес участников к обучению; · наглядно представить реальную ситуацию на предприятии, определить возможные стратегии управления им и получить результат принятых решений; · приобрести навыки принятия решений, разрешения конфликтов и т.д. в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности. Деловые игры являются очень эффективным методом профессионального обучения с точки зрения выработки практических, управленческих и поведенческих навыков. Это не просто способ оживления обучения, игра представляет собой сочетание вовлеченности, физической активности с моделированием, проживанием опыта, анализ рабочих ситуаций, свободный от привычных шаблонов, освоение профессионально-ролевых норм и ориентиров, свободу от страха за последствия ошибок. Однако игры не лишены недостатков: · менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями; · дорогостоящи; · требуют специальных навыков; · требуют довольно много времени на организацию и проведение; · требуют участия специально подготовленных инструкторов. Деловые игры очень многообразны, их можно систематизировать по нескольким признакам. Date: 2015-09-02; view: 523; Нарушение авторских прав |