Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы студентов





1. Определить потребности организма в энергии расчетными методами

Потребность в пищевой энергии определяется по величине суточных затрат энергии. Затраты энергии могут быть установлены методами прямой, непрямой (респираторной) и алиментарной энергометрии, а также расчетными методами с разной степенью точности.

1способ: приблизительная оценка суточных энерготрат человека.

Для этого необходимо отнести его к одной из 5 групп (для мужчин) или 4 групп (для женщин) трудоспособности населения с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии по таблицам (Приложение 1- 2).

2 способ: хронометражно-табличный метод.

При использовании этого метода сначала проводится хронометраж суточного бюджета времени и составляется хронограмма дня. Затем, пользуясь специальными таблицами, рассчитывают энергетические затраты по отдельным видам деятельности (физическая и умственная) за сутки в целом (Приложение 6)

Суточные энерготраты организма складываются из энергии основного обмена, энергии специфически - динамического действия пищи и энергии, обусловленной нервно-мышечной деятельностью человека.

Для определения величины основного обмена необходимо суммировать числа А и В (Приложение 7). По величине основного обмена определяют энергию сверх основного обмена на специфически-динамическое действие пищи. В среднем при обычных смешанных рационах питания это повышение колеблется от 10 до 15%.

Суммируя все полученные данные, мы находим значение суточных энерготрат.

3 способ: расчет суточных энерготрат с использованием коэффициента физической активности (КФА) методом ВОЗ.

Для этого необходимо найти в Приложении 3 величину основного обмена человека с учетом пола, возраста, массы тела и умножить ее на КФА соответствующей группы интенсивности труда (для студентов - I группа, КФА- 1,4).

Расчет суточных энерготрат с использованием КФА включает в себя энергию специфически-динамического действия пищи.

Есут = Е1работа + Е2сон + Е3соц. активность

Е1,2,3 = ЧОО × Время1,2,3 × КФА1,2,3,

где ЧОО = ВОО (величина основного обмена): 24 час.

Расчет индивидуальных суточных энерготрат студента

 

Индивидуальные суточные энерготраты рассчитываются по следующей схеме:

- определение величины основного обмена студента (ВОО) (Приложение 3);

- расчет величины основного обмена в час (ЧОО=ВОО:24);

- составление хронометража различных видов деятельности за сутки;

- расчет энерготрат на тот или иной вид деятельности с использованием значений КФА (Приложение 8).

Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее является величина суточных энерготрат.

Например, необходимо рассчитать энерготраты студента-медика 20 лет с массой тела 80кг (табл.1):

ВОО = 1920 ккал (Приложение 3)

ЧОО = 1920:24=80 ккал/час.

Таблица1

Расчет суммы суточных энерготрат студента

Вид деятельности Время, час ЧОО ккал/час КФА Энерготраты на вид деятельности, ккал
1. Сон и отдых в постели   2. Учеба (в составе группы + самоподготовка дома и в библиотеке)   3. Отдых (чтение художественной литературы, просмотр телепередач, посещение кино, театров)   4. Активный отдых, социально-активная деятельность (дискотека, уборка жилиц, стирка, утюжка одежды, приготовление пищи и другие)   5. Занятие спортом (бег, волейбол, футбол и т.д.)     (8+2)=10                             1,0   1,6     1,5   2,5     3,0              
Итого: 24 час     3120 ккал  

 

2. Установить физиологические потребности в пищевых веществах для восполнения суточных энерготрат

1способ: ориентировочно по нормам физиологических потребностей для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (Приложение 1-2).

2 способ: по принципу нутриентно-энергетической адекватности;

в основе расчета – мегакалория (мкал) сбалансированная по основным нутриентам (Приложение 5).

Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее являются данные физиологических потребностей студента в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах и витаминах.

Например: необходимо рассчитать потребность в основных нутриентах для студента с суточными энерготратами 3120 ккал (табл.2).


Таблица 2

Физиологические потребности

в основных нутриентах и биологически активных веществах

  № п/п     Показатели   Рекомендовано на 1Мкал, ед. измерения     Суточная потребность
1. Суточные энерготраты     3120 ккал (3,12 Мкал)
2. Восполнение энергии за счет: белков жиров углеводов     12% 30% 58%   3120 ∙ 0,12 = 374,4 ккал 3120 ∙ 0,3 = 936 ккал 3120 ∙ 0,58 = 1809,6 ккал
3. Потребность в белках, в том числе животных 30 г/1 Мкал 60% от общего кол-ва белка   30 ∙ 3,12 = 93,6 г 93,6 ∙ 0,6 = 56,2 г
4. Потребность в жирах, в том числе растительных 33г/1 Мкал 30% от общего кол-ва жира   33 ∙ 3,12 = 103,0 г 103,0 ∙ 0,3 = 30,5 г
5. Потребность в углеводах 145г/1 Мкал   145 ∙ 3,12 = 452,4 г
6. Потребность в минеральных веществах: Са Р Mg Fе Zn I2 Se       800 мг 1200 мг 400 мг 10-18 мг 15 мг 0,15 мг 0,12 мг
7. Потребность в витаминах: С В1 В2 В6 РР А Д В12 Фолат Е     25 мг 0,5 мг 0,6 мг 0,7 мг 6,6 мг   25 ∙ 3,12 = 78 мг 0,5 ∙ 3,12 = 1,56 мг 0,6 ∙ 3,12 = 1,87 мг 0,7 ∙ 3,12 = 2,2 мг 6,6 ∙ 3,12 = 20,6 мг 1000 мкг 2,5 мкг 3,0 мкг 200 мкг 8 -10 мг

 

3. Произвести учет и оценить адекватность фактического питания.

Самостоятельная работа студентов по учету и оценке рациона питания состоит из следующих действий:

1. Составить раскладку продуктов по приемам пищи и в целом за сутки. Для этого используют сведения о питании за предыдущие сутки (метод 24-часового воспроизведения) или анализируют усредненный (наиболее типичный) суточный пищевой рацион. При этом учитываются как фиксированные приемы пищи (завтрак, обед, ужин), так и употребленные между ними продукты и блюда. Следует указывать точные названия съеденных блюд и продуктов, притом сложные блюда (первые, вторые, салаты и так далее) раскладываются на составляющие их продукты в соответствии с рецептурой, что необходимо для расчета химического состава фактического питания. Объем и массу продуктов удобнее учитывать в стаканах, тарелках, чайных и столовых ложках, кусках и штуках; порционные блюда - в количестве и по весу. При сборе сведений о питании нужно указывать массу продуктов, израсходованных для приготовления блюд (в общежитии или дома). Сведения о массе пищевых продуктов приведены в приложениях (Приложение 9-18)

2. Определить энергетическую ценность и химический состав набора продуктов по таблицам химического состава пищевых продуктов из расчета на 100г (Приложения 9-18):

Ø рассчитатьсодержание белков, жиров, углеводов и их энергоценность по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин);

Ø рассчитать содержание белков, жиров, углеводов и их энергоценность в суточном рационе;

Ø рассчитать содержание витаминов и минеральных веществ в суточном рационе.

Энергетическая ценность отдельных пищевых веществ по приемам пищи и по рациону в целом определяется путем умножения потребляемых количеств белков, жиров и углеводов в граммах на соответствующие им энергетические коэффициенты: для белков и усвояемых углеводов 4,0 ккал/г, для жиров 9 ккал/г. Работа оформляется по образцу, приведенному в Приложении19.


 

4. Оформить работу.

Результат работы из таблицы 2 и меню-раскладки (Приложение19) заносится в сводный Протокол занятия, анализ которого позволяет оценить адекватность фактического питания студента физиологическим потребностям в конкретных условиях труда и быта и дать рекомендации по его оптимизации.

Протокол занятия

«Гигиеническая оценка адекватности фактического питания»

№ п/п Показатели Ед. измерения Рекомендовано по физиологическим нормам Фактически (из меню-раскладки) Отклонение
недостаток избыток
1. Энергетическая ценность ккал        
2. Белки, из них животные г (г,%)        
3. Жиры, из них растительные г (г,%)        
4. Углеводы г        
5. Минеральные вещества: Са Р Мg Fe Zn J2 мг        
6. Витамины: Е С В1 В2 В6 РР А Д В12 Фолат   мг -//- -//- -//- -//- -//- -//- -//- мкг -//-        
7. Калорийность за счет: белков жиров углеводов %        
8. Соотношение Б:Ж:У (по массе) г 1:1,2:4,6      
9. Соотношение Са:Р; Са: Мg мг 1:1,5 1:0,5      
  Калорийность: завтрак обед полдник ужин % 4-х раз.   3-х раз. 40-45 ─ 25-30      
               

Заключение:

В заключении необходимо указать:

Ä соответствие энергической ценности и нутриентного состава пищевого рациона величинам физиологических потребностей организма в энергии и отдельных питательных веществах;

Ä сбалансированность суточного рациона по макро- и микронутриентам (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины);

Ä разнообразие потребляемых продуктов в рационе;

Ä соблюдение режима питания (кратность приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточной калорийности по приемам, последний прием пищи перед сном);

Ä является ли питание студента адекватным и сбалансированным;

Ä дать конкретные предложения по оптимизации питания и коррекции режима питания

Особое внимание обратить на использование продуктов – источников животных белков, витаминов и минеральных веществ, обогащенных пищевых продуктов.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. 256с.


2. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

3. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). Под ред. проф. А.Н. Мартинчика. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.

4. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: Учеб. для иностр. студентов / Е.И. Гончарук и др. – 2-е изд. перераб и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652с.

5. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. 528 с.

6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю.П. Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 423 с.

7. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1985. – 432 с.

Дополнительная

1. Методические рекомендации по оценке состояния питания детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях / МЗ РБ; сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И.И. Кедрова. Мн., 1997. 43 с.

2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР / Институт питания АМН СССР. – М., 1991. – 24с.

3. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов /Под ред. проф. И.М. Скурихина и проф. М.Н. Волгарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1987. – 360 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Мотивационная характеристика темы......................................................... 3

Цели и задачи занятия.................................................................................... 3

Учебный материал.......................................................................................... 4

Задание для самостоятельной работы........................................................ 11

Литература..................................................................................................... 17

Приложения.................................................................................................... 18

 


Учебное издание

 

Замбржицкий Олег Николаевич

Бацукова Наталья Леонидовна

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.

ОЦЕНКА АДЕКВАТОСТИ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ







Date: 2015-09-02; view: 869; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию