Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание для самостоятельной работы студентов ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Определить потребности организма в энергии расчетными методами Потребность в пищевой энергии определяется по величине суточных затрат энергии. Затраты энергии могут быть установлены методами прямой, непрямой (респираторной) и алиментарной энергометрии, а также расчетными методами с разной степенью точности. 1способ: приблизительная оценка суточных энерготрат человека. Для этого необходимо отнести его к одной из 5 групп (для мужчин) или 4 групп (для женщин) трудоспособности населения с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии по таблицам (Приложение 1- 2). 2 способ: хронометражно-табличный метод. При использовании этого метода сначала проводится хронометраж суточного бюджета времени и составляется хронограмма дня. Затем, пользуясь специальными таблицами, рассчитывают энергетические затраты по отдельным видам деятельности (физическая и умственная) за сутки в целом (Приложение 6) Суточные энерготраты организма складываются из энергии основного обмена, энергии специфически - динамического действия пищи и энергии, обусловленной нервно-мышечной деятельностью человека. Для определения величины основного обмена необходимо суммировать числа А и В (Приложение 7). По величине основного обмена определяют энергию сверх основного обмена на специфически-динамическое действие пищи. В среднем при обычных смешанных рационах питания это повышение колеблется от 10 до 15%. Суммируя все полученные данные, мы находим значение суточных энерготрат. 3 способ: расчет суточных энерготрат с использованием коэффициента физической активности (КФА) методом ВОЗ. Для этого необходимо найти в Приложении 3 величину основного обмена человека с учетом пола, возраста, массы тела и умножить ее на КФА соответствующей группы интенсивности труда (для студентов - I группа, КФА- 1,4). Расчет суточных энерготрат с использованием КФА включает в себя энергию специфически-динамического действия пищи. Есут = Е1работа + Е2сон + Е3соц. активность Е1,2,3 = ЧОО × Время1,2,3 × КФА1,2,3, где ЧОО = ВОО (величина основного обмена): 24 час. Расчет индивидуальных суточных энерготрат студента
Индивидуальные суточные энерготраты рассчитываются по следующей схеме: - определение величины основного обмена студента (ВОО) (Приложение 3); - расчет величины основного обмена в час (ЧОО=ВОО:24); - составление хронометража различных видов деятельности за сутки; - расчет энерготрат на тот или иной вид деятельности с использованием значений КФА (Приложение 8). Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее является величина суточных энерготрат. Например, необходимо рассчитать энерготраты студента-медика 20 лет с массой тела 80кг (табл.1): ВОО = 1920 ккал (Приложение 3) ЧОО = 1920:24=80 ккал/час. Таблица1 Расчет суммы суточных энерготрат студента
2. Установить физиологические потребности в пищевых веществах для восполнения суточных энерготрат 1способ: ориентировочно по нормам физиологических потребностей для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (Приложение 1-2). 2 способ: по принципу нутриентно-энергетической адекватности; в основе расчета – мегакалория (мкал) сбалансированная по основным нутриентам (Приложение 5). Работа оформляется в виде таблицы, итогом ее являются данные физиологических потребностей студента в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах и витаминах. Например: необходимо рассчитать потребность в основных нутриентах для студента с суточными энерготратами 3120 ккал (табл.2). Таблица 2 Физиологические потребности в основных нутриентах и биологически активных веществах
3. Произвести учет и оценить адекватность фактического питания. Самостоятельная работа студентов по учету и оценке рациона питания состоит из следующих действий: 1. Составить раскладку продуктов по приемам пищи и в целом за сутки. Для этого используют сведения о питании за предыдущие сутки (метод 24-часового воспроизведения) или анализируют усредненный (наиболее типичный) суточный пищевой рацион. При этом учитываются как фиксированные приемы пищи (завтрак, обед, ужин), так и употребленные между ними продукты и блюда. Следует указывать точные названия съеденных блюд и продуктов, притом сложные блюда (первые, вторые, салаты и так далее) раскладываются на составляющие их продукты в соответствии с рецептурой, что необходимо для расчета химического состава фактического питания. Объем и массу продуктов удобнее учитывать в стаканах, тарелках, чайных и столовых ложках, кусках и штуках; порционные блюда - в количестве и по весу. При сборе сведений о питании нужно указывать массу продуктов, израсходованных для приготовления блюд (в общежитии или дома). Сведения о массе пищевых продуктов приведены в приложениях (Приложение 9-18) 2. Определить энергетическую ценность и химический состав набора продуктов по таблицам химического состава пищевых продуктов из расчета на 100г (Приложения 9-18): Ø рассчитатьсодержание белков, жиров, углеводов и их энергоценность по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин); Ø рассчитать содержание белков, жиров, углеводов и их энергоценность в суточном рационе; Ø рассчитать содержание витаминов и минеральных веществ в суточном рационе. Энергетическая ценность отдельных пищевых веществ по приемам пищи и по рациону в целом определяется путем умножения потребляемых количеств белков, жиров и углеводов в граммах на соответствующие им энергетические коэффициенты: для белков и усвояемых углеводов 4,0 ккал/г, для жиров 9 ккал/г. Работа оформляется по образцу, приведенному в Приложении19.
4. Оформить работу. Результат работы из таблицы 2 и меню-раскладки (Приложение19) заносится в сводный Протокол занятия, анализ которого позволяет оценить адекватность фактического питания студента физиологическим потребностям в конкретных условиях труда и быта и дать рекомендации по его оптимизации. Протокол занятия «Гигиеническая оценка адекватности фактического питания»
Заключение: В заключении необходимо указать: Ä соответствие энергической ценности и нутриентного состава пищевого рациона величинам физиологических потребностей организма в энергии и отдельных питательных веществах; Ä сбалансированность суточного рациона по макро- и микронутриентам (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины); Ä разнообразие потребляемых продуктов в рационе; Ä соблюдение режима питания (кратность приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточной калорийности по приемам, последний прием пищи перед сном); Ä является ли питание студента адекватным и сбалансированным; Ä дать конкретные предложения по оптимизации питания и коррекции режима питания Особое внимание обратить на использование продуктов – источников животных белков, витаминов и минеральных веществ, обогащенных пищевых продуктов. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. 256с. 2. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 464 с. 3. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). Под ред. проф. А.Н. Мартинчика. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с. 4. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: Учеб. для иностр. студентов / Е.И. Гончарук и др. – 2-е изд. перераб и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652с. 5. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. 528 с. 6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю.П. Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 423 с. 7. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1985. – 432 с. Дополнительная 1. Методические рекомендации по оценке состояния питания детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях / МЗ РБ; сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И.И. Кедрова. Мн., 1997. 43 с. 2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР / Институт питания АМН СССР. – М., 1991. – 24с. 3. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов /Под ред. проф. И.М. Скурихина и проф. М.Н. Волгарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1987. – 360 с. ОГЛАВЛЕНИЕ
Мотивационная характеристика темы......................................................... 3 Цели и задачи занятия.................................................................................... 3 Учебный материал.......................................................................................... 4 Задание для самостоятельной работы........................................................ 11 Литература..................................................................................................... 17 Приложения.................................................................................................... 18
Учебное издание
Замбржицкий Олег Николаевич Бацукова Наталья Леонидовна ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. ОЦЕНКА АДЕКВАТОСТИ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ Date: 2015-09-02; view: 869; Нарушение авторских прав |