Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура педагогической науки и ее основные отрасли
Педагогика, зародившись в недрах философии, прошла длительный путь развития и превратилась к настоящему времени в науку, накопившую большой теоретический и эмпирический материал, что потребовало известной дифференциации, выделения отдельных областей педагогических знаний. История педагогики как особая отрасль педагогических знаний исследует вопросы развития воспитания как общественного явления и развития педагогических учений. Она показывает борьбу идеализма и материализма в педагогике, борьбу прогрессивных педагогов против реакционной педагогики, а также прослеживает пути отражения педагогических теорий на практике. История педагогики помогает не только увидеть, что советская педагогика - преемница прогрессивных идей педагогики прошлого, но и понять, почему она является качественно новым этапом развития марксистской педагогики. Целенаправленное коммунистическое воспитание в нашей стране распространяется практически на все возрастные группы. В соответствии с этим педагогику принято разделять на дошкольную (включая педагогику раннего детства), школьную и педагогику взрослых. Дошкольная педагогика исследует закономерности,воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (от рождения до 7 лет) и разрабатывает программу и методы этой работы в дошкольных учреждениях (яслях, яслях-садах, детских садах), стремясь обеспечить единство воспитательных воздействий общественных дошкольных учреждений и семьи. Педагогика школы исследует закономерности обучения и воспитания детей в массовой средней школе. Свою специфику имеет обучение и воспитание в школах и тернатах, в суворовских и нахимовских училищах, а также в профессионально-технических училищах и в средних специальных учебных заведениях. Все более четко начинает оформляться педагогика высшей школы как отрасль педагогики взрослых, разрабатывающая вопросы теории и методики коммунистического воспитания молодежи в условиях высшего учебного заведения. Некоторые из отраслей педагогической науки уже получили четкое оформление и разработаны достаточно глубоко (например, дошкольная педагогика, педагогика школы), другие находятся в процессе становления (педагогика высшей школы, производственная педагогика), выделение некоторых отраслей только еще начинается. К отраслям педагогики относятся так называемые частные методики, изучающие закономерности преподавания и изучения конкретных наук. К. настоящему времени четко оформились методики преподавания основных учебных дисциплин, изучаемых в школе (методика преподавания физики, химии, географии, истории и т. д.), а также методики разделов, составляющих содержание воспитательно-образовательной работы детского сада (методика физического воспитания, нравственного воспитания, эстетического воспитания и т. д.). Начинает складываться и методика преподавания отдельных вузовских курсов (методика преподавания философии, педагогики, психологии и др.). Особую группу составляют педагогические науки, исследующие особенности обучения, воспитания и подготовки к трудовой деятельности детей с серьезными нарушениями зрения, слуха, речи, а также с психическими расстройствами, мешающими им заниматься в массовой школе. Эти отрасли педагогики объединены в группу, носящую название специальной педагогики или дефектологии. Дефектология, в свою очередь, подразделяется на отдельные самостоятельные отрасли: вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей занимается сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей с нарушениями речи - логопедия. Специальные области педагогической науки развиваются в нашей стране на совершенно новой психолого-педагогической материалистической основе. Советская дефектология исходит из оптимистической оценки познавательных возможностей детей с недостатками физического и умственного развития, считая, что эти возможности могут быть значительно повышены при правильном обучении и воспитании. Все эти сформировавшиеся, оформляющиеся или только еще зарождающиеся отрасли педагогической науки связаны с особыми сферами осуществления педагогических воздействий. Их выделение указывает на отчетливо выраженную тенденцию к дифференциации педагогической науки. Появление новых отраслей - не только следствие дробления основной научной области и образования новых ответвлений: новые отрасли возникают и как промежуточные на стыке основной науки со смежными. Таким образом возникла педагогическая психология. Явление специализации и дифференциации педагогической науки, как и других наук, в условиях нарастания потока научной информации вполне закономерно. Это одна из форм распределения научного труда, одно из условий более глубокого проникновения в область изучаемых частных явлений, одно из средств решения научных проблем на высоком уровне. Педагогика - наука развивающаяся. Для решения многих стоящих перед ней задач необходимо проводить дальнейшие специальные исследования. Date: 2015-09-02; view: 540; Нарушение авторских прав |