Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II Новый взгляд на старые источники 9 page





В «Авесте», священной книге «иранских ариев», Аса (Аша) – наиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы солнца, смену времен года, «воскресение» и «умирание» природы и т.д. Со временем понятие «Аса» приобрело также социальное и этическое значение и стало включать существующий уклад общества, справедливость, верность договору. Аса, по существу, является эквивалентом закона «Rta» у ведийских ариев. Ранее мы предположили, что имя нашего народа росы, русены (рутены), равно как имена Высших его богов в древности – Яра, Эроса (Эрота) или Рода, соотносятся с этим понятием. Русские – это буквально те, кто следует закону «Rta». Но в таком случае и под асами следует подразумевать хранителей закона «Аса». Таким образом, асы – это общее название ариев‑иранцев, мигрировавших в Скандинавию.

Хомяков, ссылаясь на древних китайских авторов, сообщает, что во время правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) асы приняли название а‑лан‑а и «владели бесконечным пространством земли, ограниченным с севера великим морем (Ледовитым), а с запада – большими болотами (вероятно, блатом Азов, болотами Заднепровскими (Черным морем и Дунаем. – А. А.) и блатом Вендским (Балтийским морем. – А. А.)». Исходя из этой информации, можно утверждать, что язиги‑асы и аланы – суть один и тот же народ, известный под разными именами. Вскрытая нами связь асов с ариями‑иранцами указывает на то, что пришли они на Дон и далее в Поднепровье из областей, расположенных к юго‑востоку от Каспийского моря. Писатель В.И. Щербаков доказал, что реальный Асгард – это Ниса, духовный центр Парфии вблизи нынешнего Ашхабада, где обнаружены остатки мощной крепости и уникальные храмовые комплексы, относимые к данному времени. Даже название почти не изменилось: Ашхабад (Асхабад) – в тюркском, Асгард – в скандинавском, ведь «бад», как и «гард», значит «город». Возможно, он же был и Асааком – первой парфянской столицей. С асами связано происхождение названий Астрахани и Осетии (сами осетины не являются прямыми потомками сарматов, они автохтонные жители Северного Кавказа). Наконец, по сведениям Птолемея, чуть севернее устья Днепра находился город Азагария. Таким образом, «выстраивается» маршрут постепенного продвижения асов в Поднепровье: Ашхабад – Астрахань – Азов – Азагария, а строительство городов в устьях крупнейших рек – Волги, Дона и Днепра – указывает на доминирующую роль асов в южнорусских степях на рубеже нашей эры.

Теперь о ванах. Согласно песням «Эдды», они населяли берега Дона. Но так ли это было в действительности? Для ответа на данный вопрос нам придется вспомнить о ванах Урарту. Их государство, поглощенное персами, к середине V в. до н.э. прекратило свое существование. С тех пор пропадают какие‑либо упоминания о ванах в Азии. Зато их след обнаруживается на Кавказе, в Грузии, а точнее, в 50 километрах юго‑западнее Кутаиси, где находится районный центр Вани. На его окраине, на невысоком холме, были раскопаны мощные оборонительные стены и башни, городские ворота с привратным святилищем, множество храмов и алтарей с богатыми приношениями, бронзовые и терракотовые скульптуры, мраморные и каменные архитектурные детали… Древнейший археологический материал, найденный в городище, датируется VIII – VII вв. до н.э. Период истории города, начиная с VI в. и включая первую половину IV в. до н.э., представлен богатыми погребениями, культурными слоями и находящимся на вершине холма деревянным П‑образным в плане святилищем, с которым были связаны высеченные в скалистом грунте ритуально‑культовые «каналы» и пещеры (наподобие тех, что строились в Ванском царстве!). Удивительная синхронность событий: одновременно с падением влияния ариев в Азии образуется очаг высочайшего уровня цивилизации на Кавказе. Его создали ваны Урарту, отступившие под давлением персов на север. В тот период Вани представлял собой политический и экономический центр «Ванской земли» – одной из административных единиц Колхидского царства. По булыжным мостовым этого города ходили светловолосые, голубоглазые «колхи».

Память о ванах‑венетах запечатлелась в имени одной из областей Грузии – Сванетии. Сохранилась и грузинская (!) народная сказка с удивительным названием «Иван‑заря». Но земли Грузии были лишь промежуточным пунктом на пути Иванов к своей северной прародине. Отсутствие на территории Ванского городища в III – I вв. до н.э. жилых сооружений, а также культурных слоев, характерных для городских поселений, дает основание предположить, что в IV – III вв. до н.э. ваны покидают царство Колхиды. Земли Грузии были лишь промежуточным пунктом на пути Иванов к своей северной прародине, который вел в Приазовье и к берегам Дона. Но есть ли тому доказательства?..

Да, есть. Напомним, что ваны‑урартцы были выходцами из малоазийской Русены‑Арсавы. Три урартских царя носили имя Руса, а еврейский пророк Иезекииль прямо назвал ванов «народом Рос». Форма «рус» присутствует в древнем названии государства ванов, а имя «росы» возникло уже под влиянием греческой традиции, отождествлявшей закон «Rta» с богом Эросом (Эротом). Сами ваны поначалу следовали более древнему обычаю – они назвали одно из своих поселений в Колхиде Рустави, на Дону то же самое название звучало уже как Ростов. Пусть простят нас грузинские читатели, но и слово «Грузия», если произнести его без явного «гыканья», открывает свое изначальное значение – Русия! Для тех же, кому такой вывод покажется излишне смелым, отдельно напомним, что по‑английски «Грузия» – «Георгия», а это имя русское (!), и соотносится оно с северным народом Гогом и Магогом и Юрием (Арием). Надеемся, что после этих примеров уже никто не усомнится в том, что ваны, пришедшие на Дон, могли называть себя русами (росами) или арсами (по имени Арсавы). Историкам же хорошо известно, что начиная со II в. до н.э. вблизи Азовского моря проживали племена аорсов и россаланов, которых на иранский манер называли роксоланами. Первое из этих племен естественно признать за «чистых» ванов, а второе, состоявшее из россов и аланов, смешанным – «вано‑асским». Таким образом, песни «Эдды» повествуют о войне, разыгравшейся в южнорусских степях между ванами‑русами и асами‑иранцами.

Война началась с убийства асами ванской богини. В исторической проекции это следует интерпретировать как попытку уничтожить культ Великой богини. В связи с этим нельзя не вспомнить, что берега Азовского моря неизменно были пристанищем амазонок, воинственных дев – хранительниц этого культа. Савроматы считались потомками амазонок. Греческие авторы сообщают, что каждой девушке этого племени разрешалось вступить в брак лишь после того, как она убьет врага (причем чем далее проживал автор от Скифии и чем более экзотичной она ему представлялась, тем большее количество убитых врагов требовалось девушкам для замужества). «Амазонками» называли их и хорезмийцы, когда явились с посольством к Александру Македонскому, находившемуся в тот момент в Средней Азии. А сатрап Мидии Атропат даже привел к Александру сотню таких воительниц. «Одеты они были как мужчины‑всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше левой; во время битвы она у них наружу» (Арриан. Поход Александра). Амазонки бились вместе с ванами‑венетами против греков в Троянской войне, «скифское царство» в Азии во II тыс. до н.э. (союз Митанни и Арсавы) Помпей Трог назвал «царством амазонок». Именно из приазовских («амазонских») степей приходила помощь ванам Урарту. Ясно поэтому, что ваны, пришедшие в Приазовье с Кавказа, выступили на стороне савроматов против асов‑иранцев. Но проигравших и побежденных в этой войне не было: дело кончилось миром между ванами и асами. Точно так же примирились росы и аланы, слившись в единое племя роксоланов. Вместе с чисто асскими (язиги, аланы) и ванскими (аорсы) оно вошло в число сарматских племен.

Приходится в очередной раз говорить, что сохранившиеся в мифах крупицы историчности достойны самого пристального внимания. «Когда мы сравниваем современный критический дух с наивностью историков и летописцев Средних веков, нам они кажутся жалкими невеждами или по крайней мере легковерными детьми. За всем тем, чем далее мы подвигаемся в науке, тем чаще нам приходится соглашаться с их мнениями, находить смысл в их сказках и удивляться верности их заключений. Бесхитростные, простодушные, чуждые нашей учености книжной и словесной, они не надеялись слишком много на свою догадку, на тонкость своих исследований, но были доступны впечатлениям больших масс и гармонии больших горизонтов, готовы были верить чужой мудрости, но не презирали чужого невежества и охотно верили тому, что другие народы сами про себя говорили и о себе помнили. Так в Средних веках скандинавов считают выходцами с Кавказа; так древние географии свидетельствуют об иранском происхождении сарматов; так Геродот предсказывает мнение венетов о том, что они некогда жили в Мидии, т.е. на востоке. Нам предоставлено было опять, с помощью усовершенствованной филологии, проследить асов скандинавских до Кавказских гор и тесных долин Осетии и соединить шведский полуостров с Мидиею миграциями сарматов…» (Хомяков А.С. Семирамида). Асы – выходцы с юга, и имена некоторых из них, бесспорно, русского происхождения. Так, дед бога Одина – Бури, его брат – Вей (Ветер), а сын, друг песни, мудрости и правды, царь пиров, чаша которого всегда первая в застольной беседе, – Браги. Да и имя самого Одина (если перенести ударение), точно так же, как и старорусское «аз», узнаваемо без комментариев. Русские – потомки ванов, но и асы, коли первую букву своей азбуки мы соотносили с их именем, нам не чужие. А в насмешку тем, кто захочет записать нас в квасные патриоты, скандинавы назвали маленького мудрого человека, сделанного из слюны богов после окончания войны асов и ванов… Квасиром.

Есть еще одно важное указание на то, что в культурном отношении асы в значительной мере ориентировались на местные (скифо‑арийские и ванские) племена. На территории обитания сарматов были обнаружены погребения, центральное место в которых занимают женские могилы. Они отличаются подчеркнутой торжественностью погребального обряда. Наряду с обычными погребальными предметами в них находят оружие и каменные блюда культового назначения, останки человеческих и конских жертвоприношений. На основании этих фактов ученые сделали вывод об особой роли женщин в жизни сарматов и почитании ими культа Великой богини. Но его центрами служили Приазовье – область проживания исторических амазонок, контролировавшаяся до прихода сарматов савроматами, и Малая Азия, где в первой половине I тыс. до н.э. особой популярностью пользовался культ богини Кибелы. Исследователи считают, что знаменитое святилище богини Левкотеи в Колхиде, о котором упоминает Страбон, было воздвигнуто ванами и находилось на территории города Вани. О том, что храмовый город в Вани был построен в честь богини, свидетельствует надпись на постаменте у городских ворот для статуи богини‑хранительницы: «Молю тебя, владычица!» Сооружение статуи – покровительницы города – является необычным для греко‑эллинистических городов. Это напоминает, скорее, древнекритскую (догреческую!) традицию возвеличивания матери богов. В переводе с греческого Левкотея означает «Белая богиня», и в ней нельзя не признать Ки‑белу – «Великую Белу» или просто «Белу» – женскую параллель бога Бела. Русские, переиначив изначальное имя богини, называли ее также Купалою. Решающее значение в таком замещении имен сыграли, по‑видимому, представления о связи Кибелы с водой и купание во время посвящения в таинства ее культа (отзвуки этой традиции сохранились в праздничных оргиях на Ивана Купала и в христианском обряде крещения). Как видим, матриархатные «пережитки» были присущи как савроматам, так и ванам, перенесшим культ Кибелы‑Купалы на Русь. У асов же ничего подобного не наблюдалось, и свою войну с ванами они начали с убийства их богини. Тем не менее после заключения мира объединенный союз ванов и асов (сарматы) унаследовал древнюю традицию почитания Великой богини.

Отголоском этих верований, как это ни покажется странным, является… русский мат. В своем обстоятельном исследовании «Экспрессивные выражения и культ матери‑земли» известный лингвист Б.А. Успенский доказывает, что «по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием… Связь матерщины именно с родной матерью человека соответствует соотнесенностью ее с матерью‑землей или Богородицей, которые находятся к нему в том же отношении, что родная мать. Вместе с тем, в отличие от родной матери отдельного человека, Земля и Богородица воспринимаются как «общая мать». Именно такое восприятие оказывается наиболее актуальным для матерной брани». Ругаться матерными словами считается предосудительным, прежде всего, потому, что при этом оскорбляется честь матери‑земли. Иностранные наблюдатели, посетившие Россию в XVI – XVII вв., специально отмечают, что свойственное европейцам богохульство нехарактерно для русских, но что вместо этого они используют матерные выражения. По словам немецкого дипломата Герберштейна (1486 – 1566), русские «в клятвах и ругательствах редко употребляют имя Божие… Общепринятые их ругательства наподобие венгерских…»; и далее приводится (в переводе) матерное выражение, употребительное как у русских, так и у венгров. То же говорит и другой немец, Олеарий (1603 – 1671): «При вспышках гнева и ругани они не пользуются слишком, к сожалению, у нас распространенными проклятиями и пожеланиями с именованием священных предметов, посылкою к черту… и т.п. Вместо этого у них употребительны многие постыдные слова и насмешки, которые я никогда не сообщил бы целомудренным ушам, если бы того не требовало историческое повествование». Укорененность мата среди современных русских, таким образом, свидетельствует об их более глубокой и тесной, в отличие от западноевропейских народов, связи с египетской, критской, малоазийской и ближневосточной культурами, где культ Великой богини был выражен чрезвычайно ярко. Так, у египтян понятие «Маат» (сравни русское «Мать»!) служило общим обозначением естественного порядка вещей и установленной этической нормы, оно является аналогом закона «Rta» у ведических ариев или «аса» у авестийцев. Его своеобразие заключается в особо уважительном отношении к женскому началу и богиням – представительницам слабого пола. Название страны ариев‑митаннийцев, читаемое буквально как Маитанни, открывает нам, что ее народ чтил закон «Маат» – закон, установленный Великой богиней.

После несколько затянувшегося «этнографического отступления» самое время рассказать о конкретных исторических деяниях сарматских племен. Первыми из них в причерноморских степях появились язиги, за ними последовали роксоланы, затем аорсы, а уж последними аланы. После пересечения Южной Руси в своем движении на запад язиги осели более чем на два столетия на берегу Черного моря между устьем Днестра и Нижним Дунаем, в области, примерно соотносимой с той, что позднее стала известна как Бессарабия. Именно здесь проживали скифы, вытесненные сарматами из Южной Руси. Римляне с трудом сдерживали натиск язигов на свои дунайские провинции. Роксоланы располагались к востоку от них, оккупировав степи между Днепром и Доном. По известиям Тацита, конница роксолан в количестве 9000 всадников вторглась в римскую Мизию (область между Нижним Дунаем и Балканами) в 69 г. н.э. Сначала они имели успех и истребили две римские когорты. Но когда победители рассыпались для грабежа и предались беспечности (вспомним историю скифов во главе с сыном царицы Тамириссы), римские начальники направили на них свои легионы и нанесли им сокрушительное поражение. Такой развязке способствовала также наступившая оттепель; кони роксолан спотыкались, всадники падали и при своем тяжелом вооружении с трудом поднимались: ведь они имели длинные мечи и копья, а у знатных воинов панцири были сделаны из железных блях или из твердой кожи. Во второй четверти I в. н.э. язиги двинулись к степям Паннонии между реками Тисой и Дунаем. Роксоланы часто выступали союзниками язигов в войнах с римлянами, а после ухода язигов к Среднему Дунаю стали их наследниками на оставленной теми территории.

Территория, подконтрольная сарматам‑роксоланам, не ограничивалась областями Южной Руси, хотя именно здесь и находилась резиденция их правителей. Античные источники указывают, что сарматы населяли также и лесную зону, причем их владения простирались далеко к северу. Еще Страбон отмечал, что «области за страной роксоланов необитаемы вследствие холода», то есть сарматы‑роксоланы живут на севере вплоть до самой глухой тайги и бесплодной тундры Заполярья! Согласно Маркиану (нач. V в.), «река Рудон течет из Аланской горы; у этой горы и вообще в той области живет на широком пространстве народ алан‑сармат, в земле которых находятся истоки реки Борисфена, впадающей в Понт». Рудон, или «река Ру», – это Волга‑Ра, а Аланские горы, скорей всего, – Валдайская возвышенность, как раз в ее пределах берет свое начало Днепр‑Борисфен. Значит, сарматы в начале новой эры обитали не только в степи, но и на территории Белоруссии, и в полосе Средней России. Лес и степь Восточно‑Европейской равнины заселял единый народ! Это простое и ясное положение всячески игнорируется большинством историков. До сих пор принято локализовать Сарматию в степных областях, что решительно противоречит данным источников. Для всех античных авторов, начиная с Тацита и Птолемея (I – II вв.), страна сарматов начиналась за Вислой и простиралась от Восточной Балтики до Волги. Птолемей на своей карте называет Балтийское море Сарматским океаном, а на Певтингеровой карте сарматы занимают все побережье Балтики. Таким образом, у нас есть полное основание говорить, что асы и ваны с берегов Дона мигрировали в Прибалтику и Скандинавию.

Авторам начала века были хорошо известны венеды (ваны!), проживавшие на берегах Балтики. Напомним, что первые венетские поселения на берегах Балтийского моря возникли еще в конце II – начале I тыс. до н.э., когда часть венетов пришла сюда после поражения в Троянской войне. На рубеже новой эры в этих же краях объявились потомки тех, кто не рискнул покидать Анатолию. Их долгий путь на север представлял длительную, в тысячу лет, миграцию с последовательными «остановками» в Урарту, на Кавказе, Приазовье и Поднепровье. Иранские диалекты, усвоенные сарматами, породили «новое» название росов – роксы. Западноевропейские авторы воспроизводили это имя в самых разных вариантах – роки, рохи, роги… Последний из них, наряду с его искаженной формой – руги, – стал наиболее употребительным синонимом русских в Европе первых веков нашей эры.

Малоазийские ваны‑венеты, оставшиеся на юге России, были известны западным историкам как анты. Впервые о них упоминает римский географ Помпоний Мела, работа которого была написана около 44 г. н.э. Согласно его информации, анты жили где‑то «выше» гипербореев и амазонок. Плиний, который завершил «Естественную историю» в 77 г. н.э., также упоминает об антах. Об асах в этих же краях писали Птолемей (II в.) и Стефан Византийский (V в.). Асы также упоминаются многими средневековыми путешественниками. Одновременное употребление разных этнонимов применительно к одному и тому же народу свидетельствует о мирном сосуществовании асов (аланов) и ванов (антов). Неудивительно поэтому, что в Тавриде на одной из керченских надписей III в. встречается имя «антас» – ант‑ас. Стоит припомнить также заявление римского историка Аммиана Марцеллина, что аланы вобрали в себя народы, которых они завоевали, под собственным именем, и некоторые группы ванов‑антов, побежденных ими, тоже могли именоваться асами. Таким образом, мы находим подтверждение скандинавских преданий о мире, наступившем между асами и ванами после кровопролитной войны. Этим же объясняется совместная миграция асов и ванов в Скандинавию.

Роль каждого из племен внутри этого союза, однако, со временем менялась. В России больший вес и политическую значимость приобрели ваны‑анты, в Скандинавии – наоборот. Асы там были племенем царствующим, а ваны составляли лишь небольшую группу. «Самая немногочисленность этого племени богов показывает, что у них другая родина, где силы их достаточно для борьбы с асами» (Хомяков А.С. Семирамида). Асы сплотили вокруг себя коалицию германских племен, проживавших вокруг Балтики, и выбрали для себя новое, уже чисто германское по происхождению, имя. Асы – высшие боги древних германцев, но по‑немецки «бог» значит «гот». Таким образом, в северных пределах Европы асы стали готами! Вот почему следы асов‑язигов теряются где‑то на Среднем Дунае, в более северных странах их попросту переименовали в готов.

Родиной готов считаются Южная Скандинавия (в древности она называлась Готия), остров Готланд и, вероятно, полуостров Ютландия. Известно также, что в I в. готы жили и на балтийском побережье в устье реки Висла. В середине II в. они разгромили проживавших рядом прибалтийских ругов (русов!) и вандалов (ванов!), вынудив часть из них мигрировать на юг, в долину Дуная. Сами же готы решили двинуться в Причерноморье. Обычно их переселение на Днепр представляется победным маршем, но это далеко не так. Вторжение готов в южнорусские земли зафиксировано греческими источниками во второй половине 230‑х гг. Это на 80 лет позже их победы над прибалтийскими ванами, знаменующей «начало» завоевательного похода. Следовательно, ни о каком триумфальном марше не может быть и речи. Экспансия готов осуществлялась на протяжении жизни трех поколений.

Готский историк VI в. Иордан описывает, что готы вынуждены были пересечь топи и болота, которые обычно локализуют в бассейне Припяти. Наконечник копья с рунической надписью, найденный близ Ковеля, может рассматриваться как памятник этого движения. Через некоторое время после преодолениия топей они приблизились к Днепру. Если следовать повествованию Иордана, то готы начали пересекать реку через мост, но прежде чем все они успешно совершили переход, мост надломился, и таким образом они были разделены на две группы. В то время как часть их осталась на правом берегу Днепра, те, что уже пересекли реку, поспешили далее на восток и атаковали племя спалов (Плиний называет их «спалеи»). Это поляне русских летописей! Но как они оказались в Поднепровье: жили здесь с давних времен или мигрировали откуда‑то? Правильный, на наш взгляд, ответ высказал В.И. Щербаков в книге «Века Трояновы»: во II тыс. до н.э. предки полян назывались палайцами и проживали в Пафлагонии (область на севере Малой Азии), исконное название которой – Пала. Венеты, пришедшие защищать Трою в XII в. до н.э. и встретившие готов на Днепре в III в. н.э., изначально проживали в Пафлагонии, поэтому первых называли (по месту первоначального проживания) также палайцами, а вторых – полянами. Сопоставление малоазийского и приднепровского племен станет еще более впечатляющим, если учесть, что поляне построили Киев, а палайцы – город Кий (Страбон, XII, 3, 42). Женщины полян поминаются в русских сказках и былинах как девы‑поленицы (поляницы). Изображают их необыкновенно сильными и воинственными великаншами. К примеру, в варианте одной из былин говорится:

Поленица назад приоглянется,

Сама говорит такое слово:

«Я думала, комарики покусывают,

Ажно русские могучие богатыри пощелкивают!»

Как хватила Добрыню за желты кудри,

Посадила его во глубок карман.

 

После нашего знакомства с амазонками логично считать исторических полениц жрицами Великой богини Кибелы‑Купалы – самой почитаемой богини Малой Азии в I тыс. до н.э.

После победы над спалами готы повернули на юг к Азовскому морю и затем вторглись в Тавриду. Часть из них в конечном итоге пересекла Киммерийский Боспор (Керченский пролив) и проникла к устью реки Кубань на кавказском побережье Черного моря. Что же касается группы готов, которая осталась на правом берегу Днепра, она впоследствии двинулась вниз по Днепру к Черному морю и распространилась на запад к побережью, в конце концов достигнув устья Дуная. После разделения на две части западная «половина» племени стала называться вестготами, а восточная – остготами.

К середине III в. готы контролировали все северное побережье Черного моря, а в середине IV в. готский король Германарих (около 350 – 70 гг. н.э.) присоединил к своей державе ряд народов Центральной и Северной России. В их числе оказались угро‑финские племена: мордва, меря, чудь, русские – роги, колды (поклонявшиеся Коляде), бубегены (почитавшие Бабу‑Ягу), тадзанс (названные так в честь Даждьбога) и скифы‑сколоты (гольтескифы в тексте Иордана). Однако объединить все эти народы в единое государство германцы не сумели. После первого же поражения от нахлынувших из Азии гуннов империя Германариха рассыпалась, как карточный домик.

Глава 16

Русские в эпоху Великого переселения народов

Замолкни и вслушайся в топот табунный –

По стертым дорогам, по травам сырым

В разорванных шкурах бездомные гунны

Степной саранчой налетают на Рим!..

Павел Васильев

 

 

Великим переселением народов называют взаимосвязанные перемещения в Европе IV – VII вв. германцев, русских, славян, сарматских и других племен на территорию Римской империи. Непосредственным толчком к этому брожению народов послужило выдвижение из глубин Евразии в 70‑х гг. IV в. племени гуннов. Первыми главный удар гуннской атаки испытали аланы. Блестящие воины, они тем не менее проиграли войну. При этом часть побежденных согласилась войти в состав гуннской армии, остальные же двинулись на запад.

После поражения аланов именно остготы должны были выдержать натиск гуннов. Король Германарих лично повел свою армию против них, но и это не помогло. Остготы были разбиты (около 370 г.), а сам Германарих, по свидетельству Аммиана Марцеллина, покончил жизнь самоубийством. Правда, есть и другая версия кончины, изложенная Иорданом. Согласно ей, он был тяжело ранен двумя воинами своей собственной армии. Эти двое, говорит хронист, были братьями, которые искали возможность отомстить за жизнь своей сестры, казненной ранее по приказу Германариха. Братья принадлежали к племени росомонов (росов, ванов или полян!), ранее покоренному готами. Эта история позволяет утверждать, что росы были заинтересованы в победе гуннов и поддерживали их как своих освободителей.

Со смертью Германариха внутри остготов произошел раскол, и часть из них признала власть гуннского хана. Но основной «монолит» германского народа начал отход на запад по направлению к Нижнему Дунаю. Остготы избрали взамен Германариха нового короля. Его имя, согласно Иордану, было Винитарий (Венет‑арий!). Аммиан дает ему другое имя – Витимир, но и оно звучит на славянский лад. В любом случае мы имеем наглядный пример усвоения германцами культуры завоеванного народа. В дополнение приведем несколько готских слов, имеющих заведомо русское происхождение: «давр» – дверь, «дайл» – доля, «твадже» – дважды, «хлайб» – хлеб, «нав» – навь (мертвец), «гаст» – гость, «мейна» – меня, «мець» – меч.

Отступая из Причерноморья, готы попали в земли антов, проживавших в бассейне Буга. Как мы уже знаем, анты – это те же росы (росомоны!), поэтому они встретили переселенцев с мечом. Во вспыхнувшей войне удача вначале сопутствовала антам: в первом столкновении они разбили войско готов, но позднее те все‑таки сумели победить. Столкнувшись с героическим сопротивлением, король Витимир прибег к террору: захваченный в плен антский царь Боз (Бус) был распят вместе со своими сыновьями и семьюдесятью антскими воеводами. Об этом горьком для русских времени напоминают строки «Слова о полку Игореве»:

На реке на Каяле тьма свет покрыла –

На Русской земле простерлись половцы,

точно выводок гепардов.

Уже пал позор на славу;

уже ударило насилие на свободу;

уже бросился див на землю.

И вот готские красные девы

запели на берегу синего моря:

звеня русским золотом,

воспевают время Бусово…

 

Гунны взялись отомстить остготам за поруганных вождей антов и выступили в поход под личным предводительством своего хана. Решающее сражение между двумя армиями состоялось на реке Ерак (современное название Тилигул) около 375 г. Иордан, используя, возможно, какую‑то старую сагу, описал эту битву как дуэль на луках между царем гуннов Баламбером и королем остготов. Удача сопутствовала гунну, его стрела пронзила готского героя. Но в действительности сражались не вожди, а армии. Важную роль в победе над готами сыграли покорившиеся гуннам аланы. Об этом сообщает Аммиан Марцеллин: «После его (Германариха. – А. А.) ухода Витимир был сделан королем и некоторое время противодействовал халанам… Но после многих поражений, которые он выдержал, он был подавлен силой оружия и умер в битве».

Под ударами гуннов и аланов остготы отступили к Днестру, где построили укрепленный лагерь. На помощь им подоспели и вестготы, для которых эта река служила восточной границей. Армии готов, однако, не соединились и действовали независимо друг от друга, чем не преминули воспользоваться гунны. Вначале они, переправившись ночью через Днестр, атаковали вестготов. Атака была столь внезапной и мощной, что те отступили в полном беспорядке к линии реки Прут, но не смогли закрепиться даже там. Вскоре дезорганизованные банды вестготов появились на северном берегу Дуная, умоляя римских официальных лиц разрешить им переправиться через реку и поселиться во Фракии. Остготы шли следом за ними. Император Валент согласился принять готов, намереваясь использовать их как вспомогательные войска для защиты империи. Он поставил, однако, два условия: готы должны были послать заложников в Константинополь и пообещать сдать свое оружие римлянам до пересечения реки. Как и предполагалось, заложники были посланы, но план по разоружению провалился: греческие чиновники за взятку разрешали провозить оружие. Вдобавок они не подготовили необходимого количества продуктовых лавок, из‑за чего произошел «голодный бунт». Возмущенные вестготы ворвались во Фракию, грабя все на своем пути. А когда против них были двинуты правительственные войска, призвали на помощь остготов и аланов. Их соединенные силы наголову разгромили армию Валента, при этом погиб и сам император. Преемник Валента Феодосий I сумел, однако, договориться с победителями и выделил вестготам земли для поселения в Иллирии – северо‑западной части Балкан. Остготы были поселены в Паннонии.

Date: 2015-09-02; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию