Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение за обновление школьного образования и методов обучения





Преобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образования и методах обучения стало превращаться к началу XVII в. в тормоз, который ме­шал развитию естественнонаучных знаний, а также нацио­нальных языков и литератур. Именно поэтому в Германии, Франции, Англии и других странах Западной Европы нарас­тала оппозиция схоластике в образовании, которая все на­стойчивее проявлялась в движении за переустройство школ. При всем разнообразии оттенков этого движения в разных странах в целом его объединял поворот к обучению на род­ном языке, к реально-практической программе образования, к решительному обновлению методов преподавания. Важную роль в этом процессе сыграло возникновение в рамках гос­подствовавших в Западной Европе религий своего рода дис­сидентских течений: в католицизме — янсенизма, в протес­тантизме лютеранского толка — пиетизма.

Во Франции, Нидерландах, где особенно сильным был католицизм, движение за устройство по-новому организован­ных школ наиболее ярко проявилось в движении янсенизма. Толчком к его возникновению послужили опубликованные в 1640 г. сочинения голландского теолога Корнелия Янсения — «Исповедь», «О граде Божием» об одном из «учителей церк­ви» средневековья — Августине. К. Янсений искал в богослов­ских трактатах Августина религиозное обоснование прав ин­дивида и человеческого достоинства, проявляющихся в актах мышления. Этот подход, направленный против школьной практики и этических принципов иезуитов, в значительной степени приближался к концепции философского рациона­лизма Р. Декарта (латинизированное имя Картезий), провозг­ласившего верховенство разума над авторитетом.

Репрессии против янсенистов, проявлявших стойкость перед деспотизмом правительства короля Людовика XIV и иезуитской церковной политики, сделали янсенизм привле­кательным в кругах среднего сословия и даже некоторой ча­сти французской аристократии. Оплотом янсенизма во Фран­ции стал расположенный в окрестностях Парижа монастырь Пор-Рояль. Среди сторонников общины Пор-Рояля были та­кие известные ученые и представители общественной мысли Франции того времени, как Р. Декарт, Б. Паскаль, А. Арно, П. Николь, К. Лансело, Ж. Расин и др.

Деятели Пор-Рояля организовали ряд интернатных учеб­но-воспитательных учреждений, предназначенных для маль­чиков и девочек, так называемых «маленьких школ», каждая из которых была рассчитана на 20—25 учеников, распреде­лявшихся между 4—5 учителями и воспитателями. Первые такие школы были открыты в Пор-Рояле в 1643 г. По мере роста популярности и числа учащихся подобные школы от­крылись в Париже и его окрестностях. Однако уже в 1660 г. в результате противодействия иезуитов эти школы были зак­рыты по приказу Людовика XIV. За неполные 20 лет суще­ствования школ Пор-Рояля (1643—1660) обучение в них прошли около тысячи воспитанников.

Несколько позже педагогические идеи деятелей Пор-Ро­яля были обобщены приверженцами и последователями ян­сенизма — Франсуа де Фенелоном (1615—1715) в его сочине­нии «О воспитании девиц» (1681) и Шарлем Ролленом (1661 — 1741) в его «Трактате об образовании».

Деятельность педагогов Пор-Рояля, как и деятельность их современника Я.А. Коменского, испытывала значительное влияние различных философских учений. При этом основные начала философии Ф. Бэкона, на которые опирался Я.А. Коменский, и картезианской философии, ставшей для янсени­стов основой решения ими педагогических проблем, были существенно сходны: центр тяжести обучения смещался с объема запоминаемых знаний к рациональному методу их ус­воения, развивающему способность наблюдать и самостоятель­но мыслить. Вследствие этого новый подход янсенистов к за­дачам школы обнаруживает немалое сходство с общепедаго­гическими и дидактическими идеями Я.А. Коменского.

Педагоги Пор-Рояля были во Франции практически пер­выми, начинавшими обучение детей не с латинского, а с родного языка. Они рассматривали его в качестве основного языка обучения, что в полной мере согласовывалось с идеей «школы родного языка» Я.А. Коменского. Между прочим, в школах янсенистов впервые перешли от буквослагательного метода обучения грамоте к звуковому, т.е. начали знакомить детей с буквами по их действительному произношению. Этот метод оформился и получил распространение в школах ев­ропейских стран только через 150—200 лет.

В руководимых янсенистами школах детей 6—12 лет учили, прежде всего, читать и писать на родном языке, считать и из­мерять, а также сообщали им элементарные географические и естественнонаучные знания. На последующих ступенях обу­чения круг реальных и гуманитарных знаний расширялся: вво­дилось преподавание элементов естествознания, математики, физики, всеобщей истории, риторики, логики и т.д. Наряду с латинским изучался греческий язык, которые служили сред­ством ознакомления с наследием античной культуры. Препо­давались и новые языки, преимущественно итальянский и ис­панский, языки соседних с Францией стран.


Опору на присущие детям любознательность и потреб­ность в познании окружающего их мира янсенисты рассмат­ривали в качестве «естественного побудительного средства», позволяющего успешно воспитывать и обучать без насилия и принуждения. Поэтому в своих учебных книгах и руковод­ствах педагоги Пор-Рояля связывали формирование у детей ясных представлений с сенсорным восприятием. Соответ­ственно они рекомендовали, подобно Я.А. Коменскому, при обучении все, насколько возможно, предоставлять чувствам ребенка, преподавать наглядно. В янсенистских школах ши­роко использовались карты, картины и портреты знамени­тых людей, изображения машин и оружия и т.п., а там, где это было возможно, — примеры из самой жизни.

В странах Западной Европы, где в результате движения Реформации утвердился протестантизм, прежде всего в Гер­мании, движение за обновление школы возглавили пиетис­ты. Возникнув в Германии во второй половине XVII в. как реакция на окостенение лютеранского богословия, пиетизм (от лат. рietas — благочестие) стремился к пробуждению, обновлению религиозного чувства, постижению личности с учетом ее индивидуальности. Поскольку содержание тради­ционного школьного образования и господствовавшие ме­тоды обучения не соответствовали их религиозно-мировоз­зренческим установкам, пиетисты создавали свои учебно-воспитательные заведения. Наибольшую известность приобрели школы пиетистов, группировавшихся вокруг Ав­густа Германа Франке (1663—1727). Они вошли в число пер­вых школ, деятельность которых была связана с усилением практической направленности школьного образования и на­глядности обучения в духе идей Я.А. Коменского.

В педагогической деятельности А.Г. Франке и его последова­телей проявилась демократическая сторона пиетизма. А.Г. Франке совмещал должность университетского профессора восточных языков в г. Галле с обязанностями пастора церкви одного из беднейших районов пригорода. В 1695 г. при этой церкви им была открыта школа для детей неимущих родителей. Благодаря его умелому и энергичному руководству эта школа стала образ­цом для других открытых им в г. Галле воспитательно-образова­тельных учреждений, получивших наименование «учреждений Франке». Они содержались за счет пожертвований состоятельных граждан, сочувствовавших идеям А.Г. Франке. Популяр­ность «учреждений Франке» была настолько велика, что в 1708 г. их посетил король Пруссии Вильгельм I. В 1727 г. — в год смерти А.Г. Франке — в основанных им школьных учреждениях насчи­тывалось более двух тысяч учащихся. Из них более половины приходилось на начальные школы; 400 — на средние школы, в их числе воспитательное учреждение для девочек; 134 — на детский сиротский приют и т. д.

Педагогические воззрения А.Г. Франке изложены в его со­чинении «Краткое элементарное руководство как воспиты­вать детей к истинному благочестию и христианской мудрос­ти», в котором популяризировались многие идеи Я.А. Комен­ского, в частности требование ясности и наглядности в обучении, его связи с практической жизнью; закрепления ус­военного повторением и упражнением и т.д. А.Г. Франке обра­щал внимание на значение в воспитательно-образовательной деятельности личного примера учителя, взрослых членов се­мьи и вообще всех тех, с кем дети входят в общение. В соответ­ствии с этими требованиями воспитатели «учреждений Фран­ке» должны были подчиняться тому же режиму, что и дети. Устранялось также все, что могло пробудить в детях честолю­бие, в том числе похвалы, награды, отличия за успехи в уче­нии и т.д. Сам А.Г. Франке совершенно в духе Я.А. Коменско­го рекомендовал воспитателям мягкое, отеческое отношение к детям. Но на практике дисциплина в его учреждениях была достаточно строгой и не исключалось даже применение теле­сных наказаний. Необходимыми средствами воспитания люб­ви к ближнему, а также предупреждения отклонения ребенка от норм христианской морали А.Г. Франке считал «христиан­скую катехизацию», т.е. краткое и доступное детям изложение основ христианского учения, чтение Священного писания, соединенное с религиозно-нравственными беседами, настав­лениями, и приучение ребенка к искренней молитве.


В «учреждениях Франке» большое место отводилось обу­чению родному языку, сообщению реальных знаний, изуче­нию детьми живой природы с целью подготовки воспитан­ников к практической жизни. Необычными для того време­ни являлись систематические экскурсии учащихся: элементы природоведения и мироведения сообщались детям вне класс­но-урочных занятий — на прогулках, при осмотре музеев, а также мастерских с целью ознакомления с ремеслами и раз­личными видами трудовой деятельности, о чем говорил еще Я.А. Коменский.

Учащиеся средних школ изучали родной и латинский язы­ки, историю, географию, математику, физику, естествознание и ряд других общеобразовательных предметов. При од­ной из средних школ был даже устроен естественно-истори­ческий музей. В свободное время воспитанники помимо фи­зического труда в саду и во дворе занимались различными видами ремесленного труда.

С деятельностью «учреждений Франке» связано возникно­вение в Германии первых реальных школ. Уже у А. Г. Франке возник план организации особого училища для подготовки к практическим профессиям. Хотя этот план и не был осуществ­лен, его частично реализовал Кристоф Землер (1669—1740), живший также в Галле и занимавший место пастора в той же церкви, что и А.Г. Франке, и должность доцента в том же уни­верситете, где А.Г. Франке был профессором. В 1708 г. К. Землер учредил училище, названное им «Математической реальной школой». О латыни здесь уже не было и речи. Учебный план включал лишь предметы, изучение которых могло служить уча­щимся для лучшей подготовки к практической деятельности: математику, физику, астрономию, рисование, черчение, гео­графию, правоведение, агрономию, отечественную историю, родиноведение, экономику и т. д.

В 1747 г. Иоганн Геккер, ученик А. Г. Франке, бывший учи­телем одной из его средних школ, основал в Берлине Эко­номически-математическую реальную школу, которая вско­ре приобрела широкую известность. Она состояла из народ­ной школы, игравшей роль подготовительного отделения, собственно реальной школы, дававшей повышенное образо­вание с профессиональным уклоном, а также средней шко­лы — педагогиума, готовившей к поступлению в универси­тет. По образцу школ И. Геккера и К. Землера в ряде немец­ких городов были также открыты реальные школы.

Педагогические идеи пиетизма находили сторонников среди различных течений протестантизма во многих странах, однако уже во второй половине XVIII в. пиетизм утратил свое первоначальное влияние в значительной степени под влия­нием идей новых педагогических течений — филантропизма и неогуманизма, о чем будет идти речь несколько дальше.

 







Date: 2015-09-02; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию