Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстрации. Томас Торквемада, первый великий инквизитор Испании





 

 

Томас Торквемада, первый великий инквизитор Испании. Он возглавил экспансию испанской инквизиции и разработал правила клеймения позором потомков еретиков

 

Замок Триана, штаб‑квартира инквизиции в Севилье. На первом аутодафе испанской инквизиции, проведенном здесь в 1481 г., оказалось так много заключенных, что все они не поместились в замке

 

Испанское аутодафе XVI века. Заключенных через ворота города выводят в поле за городом, где передают светским властям для сожжения (справа вверху)

 

Хуан де Маньоска, один из первых инквизиторов Картахены (Колумбия), а позднее Лимы и Мексики. Он провел несколько самых жестоких аутодафе в истории инквизиции в Америке

 

Допрос подозреваемого. Инквизиция была иерархическим учреждением. Обратите внимание, насколько кресла инквизиторов выше, чем стул допрашиваемого

 

Франсиско Гойя, «Трибунал инквизиции». Это полотно он писал во время своей службы в качестве придворного художника. Затененные портреты инквизиторов стали одними из самых известных в его творчестве

 

Пытка в застенках инквизиции. Инквизиторы, как правило, проводили пытки, надев маски; здесь этого не показано. Часто в горло жертве, привязанной к твердому столу или порто, лили воду

 

Гравюра начала XIX века, когда пытки в инквизиции стали делом далекого прошлого. Но успех пропаганды, направленной против инквизиции, а также и самих инквизиторов, навязывающих мысль о собственном могуществе, оказался настолько велик, что в восприятии общества пытки казались чем‑то близким к тому времени

 

Жертва подвешена с помощью шкивов; груз медленно увеличивали во время допроса

 

Кардинал Франсиско Хименес де Синерос, великий инквизитор Испании в начале XVI века. Синерос защищал инквизицию после эксцессов в Кордове под руководством инквизитора Лусеро, которые угрожали самому существованию организации

 

Человек, находящийся под епитимьей в одежде «фуэго револто». Такую одежду выдавали тем, кто был приговорен к казни, но покаялся и приобщился святых тайн. Затем этих людей казнили с помощью гарроты, а не сжигали

 

Лиссабон около 1553 г. После папских булл 1536 и 1547 гг. инквизиции были пожалованы все полномочия. На аутодафе позорные столбы устанавливали вдоль береговой линии (на переднем плане, в центре)

 

Сцена аутодафе на береговой линии в Лиссабоне. На дальнем плане – королевский дворец

 

Инквизиция в Новой Испании (Мексике). Первые суды, проведенные властями инквизиции за пределами Европы, состоялись в 1528 г. в городе Мехико. Затем они распространились на Латинскую Америку, Гоа и некоторые португальские поселения в Африке (например, на острова Кабо‑Верде, Луанду (Ангола) и Сан‑Томе)

 

Штандарт испанской инквизиции

 

Штандарт инквизиции Гоа

 

Портрет сэра Джона Хокинса. Выжившие с корабля Хокинса «Джезус оф Любек», потерпевшего крушение, позднее осуждены как еретики‑протестанты. Они стали первыми жертвами трибунала инквизиции в Мексике

 

Карта Гоа XVI века. В этой колонии работал самый кровавый из всех португальских трибуналов. Основное внимание было сосредоточено на «тайных индуистах», претендовавшие на то, что они являются католиками

 

Пытки Изабеллы Карвахал перед ее гибелью в 1596 г. на аутодафе в Мехико

 

Марианну де Карвахал сожгли у позорного столба во время того же аутодафе, на котором погибли ее сестра Изабелла и брат Луис. Они были родственниками губернатора Нового Леона Луиса де Карвахала‑и‑ла‑Куэвы

 

Большое аутодафе в Мадриде в 1680 г. Оно стало одним из самых показательных для Испании. К концу XVII века аутодафе превратились в тщательно разработанные обширные мероприятия. Но стоимость их организации предполагала, что они стали проводиться все реже

 

Большое аутодафе в Мадриде в 1680 г. (фрагмент картины)

 

Впечатления художника от процедуры изгнания бесов. В Испании экзорцизм получил повсеместное распространение в XVII веке

 

Аутодафе в Лиссабоне в XVIII веке. Инквизиция сохраняла свое могущество в Португалии в первой половине столетия. Аутодафе продолжались, светские власти казнили большое количество приговоренных к смерти (как правило, по обвинению в тайном исповедании иудаизма)


 

Разрушение дворца инквизиции в Барселоне 10 марта 1820 г. Так как это учреждение длительное время санкционировало жестокость, уничтожение зданий и архивов инквизиции приветствовалось народом

 


[1]Бетанкур (Bethencourt, 1994, 79) говорил о филиалах инквизиции в испанских владениях. Наше описание аутодафе заимствовано из описания события свидетелем Боканегрой в переводе Либмана (Liebman, 1974 г.)

 

[2]Liebman (1974), 38.

 

[3]Там же, 41–45. Дано описание подмостков длиной 44 вары и шириной 28 вар. Одна вара равна 85 сантиметрам.

 

[4]Там же, 50–54.

 

[5]Там же, 54.

 

[6]Там же, 57.

 

[7]Wiznitzer, 1971 (b); Wachtel, 2001 (а), 116‑20. Во время суда над Собремонте его сын читал иудейскую молитву, которой научил его этот торговец. Случилось, что он появился в Мексике в качестве раввина и отпраздновал свой брак с Марией Гомес по еврейским традициям. В 1625 г. инквизиция вынесла приговор Собремонте, назначив ему малое наказание. Его второе «преступление» позволило вынести приговор к «освобождению» (смертной казни). Судебная процедура описана в BAGN (1935‑37), т. VI–VIII.

 

[8]Liebman (1974), 62–63.

 

[9]Там же, 65.

 

[10]Там же, 63.

 

[11]Там же, 64.

 

[12]Там же, 39.

 

[13]Там же, 24.

 

[14]Там же, 24–25.

 

[15]AGI, Santa Fe, 228, Expediente 81 A, №№ 6–7, 9.

 

[16]Там же, №№ 12, 18. Маньоска угрожал этим несчастным людям галерами и потерей работы, если они не повинуются.

 

[17]Там же, № 19.

 

[18]Там же, № 30.

 

[19]Там же, № 33.

 

[20]Назначение произошло в 1623 г., см. работу Ли (Lea, 1908, 476).

 

[21]AGI, Quito, Expediente 20A, № 5.

 

[22]Там же.

 

[23]Там же, № 8.

 

[24]Toribio Medina (1887), т. I, 191.

 

[25]Liebman (1970), 57. См. Wachtel, 2001 (a), 134‑39. Анализ процесса пропуска гласной или слога в названиях ряда еврейских ритуалов и занятия любовью на языке мексиканских тайных иудеев.

 

[26]Perez Canto (1984), 1134.

 

[27]Liebman (1970), 64: «Quern canta, seu mal espanta;/ Quern chora, seu mal aumenta:/ Eu canto para espalhar/ a paixao que me attormenta» (перевод автора). Здесь и далее перевод стихов на русский переведены Э. Дейноровым (прим. ред.)

 

[28]Palmer (1976), 63.

 

[29]Chinchilla Aguila (1952), 227.

 

[30]PV, 272.

 

[31]Toribio de Medina (1890), т. I, 283.

 

[32]Hakluyt(1600), 727.

 

[33]AHN, Inquisicion, Libro 1028, 160r‑164r. Во время суда над Дрейком он постоянно протестовал, заявляя, что после прибытия в Асунсион (и попадания в руки испанцев) хотел быть католиком. В документах не отражено, что произошло после освобождения из монастыря. Но вполне вероятно, что он остался в Перу. Инквизиция в Америке часто налагала запреты на путешествия бывших осужденных на малое наказание, происходивших из протестантских стран. Ведь они могли впасть в искушение и повторить свои прошлые ошибки.

 

[34]Blazquez Miguel, 1986 (b), 83.

 

[35]Там же.

 

[36]Blazquez Miguel (1990), 28.

 


[37]Blazquez Miguel, 1986 (b), 64.

 

[38]Blazquez Miguel (1990), 29–30.

 

[39]Contreras and Henningsen (1986), 113‑14; Bethencourt (1994), 365.

 

[40]Garcia Carcel, Moreno Martinez (2000), 87.

 

[41]Bethencourt (1994), 365.

 

[42]Mario Cohen (2000), 56.

 

[43]Paiva (1997), 189.

 

[44]Kinder (1997), 61–66.

 

[45]Ruiz de Pablos (ред.), 1997.

 

[46]Великолепная формулировка этой точки зрения принадлежит Пинте Льоренте (Pinta Llorente, 1953‑58, т. II, 61).

 

[47]Trevor‑Roper (1984), 113; Paiva (1997), 347‑49.

 

[48]Rawlings (2006), 2.

 

[49]Sierra Corella (1947), 17.

 

[50]См. работу Томаса‑и‑Валиенте (Tomas у Valiente, 1990). Предисловие ко второму изданию его книги на тему пыток, первоначально опубликована в 1973 г. во время эры Франко.

 

[51]Так следует интерпретировать обвинения, выдвигаемые Пинтой Льоренте (Pinta Llorente) относительно упадка Испании в XVIII веке, в лекциях, прочитанных в университете (1961, 12324). Ему принадлежит утверждение, что «в настоящее время нам абсолютно известен отеческий и милосердный дух, почти всегда сопровождавший действия и судебные процедур испанской инквизиции. Те, кто выше всего ценят честь, славу Господа и сохранение морального порядка, должны признать совершенство этого национального учреждения» (81).

 

[52]Это любопытный пробел в историографии инквизиции. Хотя вполне понятно, что португальские и испанские авторы сосредотачивали внимание на истории собственных наций, авторы, писавшие на английском языке, уделяли внимание Испании. Ли (Lea, 1906‑07) посвятил главу в своей работе, посвященной Испании, португальцам. Но он рассматривая ее таким образом, словно она была своеобразной провинцией Испании. Камен (Kamen, 1965, 1997) и Монтер (Monter, 1990) говорили только об Испании. Труд Бетанкура (Bethencourt, 1994) является лучшей сравнительной работой, посвященной испанскому, португальскому и римскому трибуналам.

 

[53]Протокол аутодафе в Мексике, рассмотренного в данной главе, можно сравнить с протоколом аутодафе в Эворе, состоявшегося в 1623 г. (Mendonca, Moreira, 1980, 135‑40). Они могут показаться очень схожими, хотя стандарты инквизиции в Испании и в Португалии были различными (там же, 134).

 

[54]Almeida (1968), т. 11, 401.

 

[55]Подобные детали определил Вайнфас (Vainfas, 1989,190).

 

[56]Lea (1963) 128.

 

[57]Kagan, Dyer (2004), 11.

 

[58]Эти акты отказа от прошлого приводятся Бетанкуром (Bethencourt, 1994, 22).

 

[59]Lea (1906), t. I, 163.

 

[60]Almeida (1968), т. II, 387‑89, 403, 414.

 

[61]Llorca (1949) 61, 68; Garcia Carcel, Moreno Martinez (2000), 33–34. Преследования во времена более поздней итальянской инквизиции оказались менее суровыми, чем в Испании и в Португалии. В XVI веке в Венеции пытали только 2–3 процента заключенных. Это значительно меньше, чем в португальских или испанских трибуналах в тот же период. В XVI веке инквизиция в Италии казнила меньше людей, чем в Англии в период правления Генриха VIII и Марии Тюдор в ходе конфликтов между католиками и протестантами (Grendler, 1977, 52–58).


 

[62]Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. II, 354, 371.

 

[63]AHN, Inquisicion, Libro 937, folio 14r.

 

[64]Эта точка зрения противоречит выводам ряда ученых, например, Дедье (Dedieu, 1989, 57) и Доминикеса Ортиза, которые подчеркивали, что трибунал был духовным. Безусловно, интересы большинства чиновников проситрались в область теологии. Но не возникает никаких сомнений в том, что в более широком политическом контексте отделение иберийских трибуналов от Рима привело к тому, что они превратились в фундаментальные политические учреждения.

 

[65]F.Ruiz (1987), 40–41.

 

[66]AHN, Inquisicion, Legajo 2022, Expediente 24, folio 4r: «No es sino mierda у mas mierda».

 

[67]Документы сохранились, несмотря на уничтожение в Испании огромного количества документов во время наполеоновских войн и в начале либеральной революции. Эти события означали, что архивы трибуналов Кордовы, Гранады и Севильи были почти полностью уничтожены. Garcia Fuentes (1981), xi.

 

[68]Lithgow (1640), 479‑80.

 

[69]Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. I, 582.

 

[70]Garcia‑Arenal (1978), 42–43.

 

[71]AHN, Inquisicion, Libro 938, folio 168r: дело Педро Муффери из Челвы в районе Валенсии, датированное 1602 г.

 

[72]Benassar (1987), 178.

 

[73]Там же.

 

[74]Там же.

 

[75]Contreras and Henningsen (1986), 120. Более полное обсуждение распространения власти страха см. в работе Контрераса (Contreras (1987), 53–54).

 

[76]Benassar (1987), 183.

 

[77]Как мы увидим далее, ряд историков не без оснований видит в инквизиции базовые элементы современных тоталитарных режимов. См. Lewin (1967), 9; Gilman (1972), 168.

 

[78]Bradley (1931), 319‑22.

 

[79]Католическим королям пришлось приказать элите Сьюдад‑Реаля не предоставлять «еретикам» убежище ради спасения последних от инквизиции, что было распространено там в 1483 г. Beinart (1974‑85), т. IV, 295‑96.

 

[80]Pinta Llorente (1961), 56.

 

[81]В ходе долгой истории инквизиции для названия потомков обращенных евреев использовалось множество различных терминов. Для ясности в книге, предлагаемой вниманию читателей, мы будем назвать их «конверсос» (conversos). Но следует помнить, что это слово обычно ограничено применением в Испании в XV веке, а термин «новый христианин» (cristao novo) использовался в Португалии. Учитывая, что в Испании «новый христианин» относится к людям как мусульманского, так и еврейского происхождения, мы выбираем слово «конверсо» (converso).

 

[82]Относительно характера этих обращений существуют довольно значительные академические разногласия. Традиционная точка зрения на эту волну обращений заключается в том, что все последовало после жестоких еврейских погромов, которые начались в Севилье в июне 1391 г. и быстро распространились в такие места, как Кордова, Толедо, Куэнка, Мальорка, Валенсия и Барселона (Ваеr, 1966, т. I, 96‑110). Некоторые современные историографы поддерживают эту точку (Netanyahu, 1995а, 148‑15). Норман Рот (Norman Roth) убедительно доказывает: защита евреев со стороны королевской власти была значительной (также см. Suarez Fernandez (1980), 215). Все, кого насильственно обратили в христианство, могли вернуться в иудаизм, если они того желали (2002, 33–45). Вместо этого он рассматривает добровольные обращения среди элиты как ускорение духовного кризиса испанских евреев. Это вызвало волны добровольных обращений, внушенных проповедями св. Винсенте Феррере. Безусловно, тот факт, что некоторые из евреев сами принимали участие в погромах, дает основание полагать: традиционная точка зрения нуждается в небольшом пересмотре (Blazquez Miquel (1989), 127‑28).

 

[83]Garcia‑Arenal (1996), 165.

 

[84]Monter (1990), 6.

 

[85]Pinta Llorente (1961), 60–61. Такие действия затрудняют понимание утверждения Менендеса‑и‑Пилайо (Menendez у Pelayo (1945), т. З III, 433), что сопротивление в Арагоне было «незначительным»).

 

[86]Monter (1990), 7–9.

 

[87]Там же, 9.

 

[88]В Арагоне мавров было больше, чем во всех остальных районах Испании, кроме Гранады. В сельской местности они по численности превосходили христиан (Garcia Mercadal (1999), т. I, 301). Их умения пахать землю, возделывать ее и орошать обеспечивали стиль жизни аристократии. Местная поговорка гласила: «Quien no tiene moros, no tiene oro» («У кого нет мавров, нет и золота»; там же, т. I, 388).

 

[89]Этот общий рассказ о Сарагосе мы заимствовали из рассказа венецианского посла Наваджеро от 1525 г. Garcia Mercadal (1999), т. II, 16.

 

[90]Trasmiera (1664), 4–5.

 

[91]Там же, 52–53.

 

[92]Zurita (1610), кн. 20, 341.

 

[93]Там же, 342.

 

[94]Там же.

 

[95]Sabatini (1928), 217.

 

[96]Llorente (1841), 144.

 

[97]Zurita (1610), кн. 20, 342.

 

[98]Trasmiera (1664), 73–74.

 

[99]Там же, 82–83.

 

[100]Sabatini (1928), 221; Llorente (1841), 158‑59.

 

[101]Sabatini (1928), 222‑23.

 

[102]Jama (2001), 35–47.

 

[103]Самое главное заключается в том, что с самого начала озлобленность конверсос совпала с озлобленностью кабальеро и знати. Zurita (1610), кн. 20, 341.

 

[104]Amador de los Rios (1960), 29, 69.

 

[105]Кастильские войска, возглавляемые Фердинандом III, взяли Кордову (1236 г.), Мурсию (1241 г.), Хаэн (1246 г.) и Севилью (1248 г.).

 

[106]Green (2006), 30–31; Fonseca (1995), 15 (вслед за Баррадасом де Карвальо (Barradas de Carvalho)). Понимание значения физического пространства сопровождало модернизацию сознания и развитие абстрактного научного мировоззрения.

 

[107]Bernis (1978), т. I, 16–17.

 

[108]Там же, т. I, 20–23.

 

[109]Там же, т. II, 20 (точка зрения Алонсо де Паленсии, летописца Энрике IV).

 

[110]Там же, т. II, 21.

 

[111]Там же.

 

[112]Castro (1954), 126.

 

[113]Там же, 121. Более того, исламское влияние распространилось и на еврейскую общину. Например, в архитектуре великолепной синагоги в Толедо, известной как Эль‑Транзито, а также в литературе и теологии. (Там же, 446; Roth (1994), 170‑82).

 

[114]Castro (1972), xxix.

 

[115]Fletcher (1992), 143.

 

[116]Roth (2002), 66.

 

[117]Roth (1994), 133.

 

[118]Nirenberg (1998), 138‑39.

 

[119]Fletcher (1992), 138.

 

[120]Христиане в Испании не смогли бы совершить реконкисту, если бы посвятили себя интеллектуальным идеям (Castro (1972), lii).

 

[121]Escandell Bonet, 1984 (a), 270.

 

[122]Свидетельство флорентийского посла Франческо Гучиардини: см. Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. I, 578.

 

[123]Bernaldez (1962), 15–16.

 

[124]Там же, 18.

 

[125]Там же, 19.

 

[126]Valera (1927), 5.

 

[127]Douglas (1984), 4, 38. Я благодарен рецензенту своей докторской диссертации Пауло Фариасу за то, что он помог мне вникнуть в суть положения конверсос.

 

[128]Perez de Guzman (1965), 189.

 

[129]Sicroff (1985), 52–53.

 

[130]Benito Ruano (1961), 186.

 

[131]Там же, 188.

 

[132]Там же, 187‑88.

 

[133]Perez de Guzman (1965), 39.

 

[134]Там же, 45–46.

 

[135]Там же, 46.

 

[136]Значение слабости Хуана II в этом вопросе отмечал Сикрофф (Sicroff (1985), 56).

 

[137]Benito Ruano (1961), 206.

 

[138]Там же, 193: «Facen otros generos de olocaustos e sacrificios judaizando».

 

[139]Там же, 193, 194‑95.

 

[140]Netanyahu (1995), 357‑59.

 

[141]Анализ, выполненный Ладеро Кесада на основе Бадахоса, Толедо и Андалузии, показывает: в последней трети XV века только 10–15 процентов конверсос занимались торговлей. Подавляющее большинство (от 50 до 77,5 процентов) были ремесленниками (Ladero Quesada, 1992, 42–44). В епархии Осма в конце XV века только 3,1 процента конверсос активно занимались торговлей (Valdeon Buruque (1995), 56).

 

[142]Valdeon Buruque (1995), 71–81.

 

[143]Фром (From (1951), 69) особенно ярко показывает, каким образом нелогичность доказательств может вскрыть глубокое чувство, которое руководит им.

 

[144]В начале XV века, по прошествии менее 20 лет после событий 1391 г., евреи Эворы в Португалии жаловались, что их квартал в городе недостаточно большой. Это означало, что стоимость владения домами оказалась недоступно высокой. Многие иудеи эмигрировали в Кастилию (Almeida (1967), т. II, 389). В 1467 г. мятежи и принудительное обращение евреев в Тлемсене (Северная Африка) заставили раввина Иешуа га‑Деви мигрировать в Толедо. Сам га‑Деви сформулировал это следующим образом: он «пришел в землю Кастилии, чтобы уберечь свою жизнь от опасности на какое‑то время» (Hirschberg (1974), 388‑89). Различие между жестокостью, направленной на конверсос, и отсутствие подобного поведения по отношению к евреям отмечает Сикрофф (Sicroff (1985), 85).

 

[145]Suarez Fernandez (ред.), 1964, 21; Roth (2002), 50–51, 82–85.

 

[146]Идея о том, что негодование конверсос явилось следствием враждебности по отношению к городским центрам, более подробно исследована в работе Грина (Green (2007), приложение «В»). См. работу Кесады (Ladero Quesada (1999), 314).

 

[147]Beinart (1974‑85), т. IV (1985), 8‑11.

 

[148]Были нападения в Медине‑дель‑Кампо (1461 г.), Толедо (1467 г.), Хаэне (1468 г.), Вальядолиде (1470 г.) и Кордове (1473 г.) Последняя атака, вероятно, оказалась самой серьезной, так как мятеж распространился на всю окружающую провинцию.

 

[149]Там же (1985), 26.

 

[150]Beinart (1981), 67.

 

[151]Bernaldez (1962), 96–98.

 

[152]Это аргумент Нетанияху (Netanyahu, 1966), на который невозможно ответить.

 

[153]Roth (2002), xxix.

 

[154]Baer (1966), т. II, 272.

 

[155]Свидетельство Пулгара относительно Толедо, процитированное в работе Руано (Benito Ruano (2001), 31).

 

[156]Beinart, 1971 (а), 435.

 

[157]Kamen (1997), 40.

 

[158]Sabatini (1928), 124‑25. См. обсуждение свидетельств из Сьюдад‑Реаля в работе Камена (Kamen, 1977).

 

[159]Kamen (1997), 60.

 

[160]Gitlitz (1996), 18–19. «Многими способами инквизиция помогала создать саму культуру, которую она же и была обречена искоренить». См. работы Новински и Асеведо (Novinsky (1972), 37; Azevedo (1974), 108).

 

[161]Mariana (1751), т. VIII, 186.

 

[162]Там же, т. VIII, 186.

 

[163]Bernaldez (1962), 76.

 

[164]Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. I, 380‑81.

 

[165]Bernis (1978), t. I, 39.

 

[166]Он станет королем Арагона в 1479 г.

 

[167]Это доклад Николау фон Попплау около 1485 г. (Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. 1, 298). Относительно чрезвычайного влияния конверсос при дворе Изабеллы см. работу Риоса (Amador de los Rios (1960), 683‑84).

 

[168]Collantes de Teran (1977), 74–78.

 

[169]Ladero Quesada (1976), 49.

 

[170]Pulgar(1943),T. 1,310.

 

[171]Llorente (1841), 112‑13.

 

[172]Beinart (1981), 10–20. Современное представление о работе «Fortalitium Fidei» Эспина приводится в работе Довала (Doval (2005)). О происхождении Эспина (Спинозы?) известно мало, хотя он много писал для двора и пытался создать свою фракцию при дворе. Хотя одно время его и считали конверсо, в настоящее время от этого мнения отказались. См. Netanyahu (1997).

 

[173]Barrios (1991), 19. В фундаментальной булле только упоминается о ереси конверсос (Llorka (1949), 49–50), что позволило Карселу и Мартинесу (Garcia Carcel and Moreno Martinez (2000), 43) утверждать: «Инквизиция была создана не только для того, чтобы разрешить проблему конверсос чрезвычайными мерами».

 

[174]Это предположение Лоренте (Llorente (1841), 111).

 

[175]Leon Tello (1979), т. 1, 531‑32. Даже тем, кто был в первых рядах в период помилования, пришлось отдать часть своего имущества на войну с Гранадой. См. работу Хименеса Монтесерина (Jimenez Monteserin (ред.), 1980, 90).

 

[176]Gil (2000‑1), т. 1, 35. Следует ознакомиться с работой Эдвардса (Edwards (1999), 55–56), который предполагает: роль гражданской войны в учреждении инквизиции заключалась в том, что фракции в Андалузии были на стороне фракций в гражданской войне между Изабеллой и ее соперницей – претенденткой на престол Хуаной Бельтранехой. Последнюю поддерживала Португалия. Эдвардс предполагает: присоединив оппозицию к своему требованию относительно конверсос, тайно исповедующих иудаизм, а также учредив инквизицию, Изабелла добилась легитимности своего положения на престоле.

 

[177]Kamen (1997), 7. Эта система соответствует выводам Адорно (Adorno и др. (1950) и Акеррмана и Хаходы (Ackerman, Jahoda (1950)) в том, как антисемитизм (а фактически, все акты демонизации других) может оказаться оборонительной психологической стратегией для отражения опасности душевных заболеваний. В случае Кастилии «заболевание» можно интерпретировать как гражданские войны, а демонизацию – как выдумывание исповедующих иудаизм конверсос.

 

[178]Barrios (1990), 20.

 

[179]Gil (2000‑1), т. I, 93‑110.

 

[180]Dominiguez Ortis (1971), 34.

 

[181]Gil (2000‑1), т. I, 123‑38.

 

[182]Pulgar (1943), 337.

 

[183]Blasquez Miguel (1989), 90–91, 134.

 

[184]Barrios (1991), 20; Bernaldez (1962), 100.

 

[185]Barrios (1991), 20.

 

[186]Там же.

 

[187]Bernaldez (1962), 99.

 

[188]Llorente (1841), 121.

 

[189]Kamen (1997), 47; Netanyahu, 1995 (а). Эти авторы предполагают, что смерть Сусанна на эшафоте – миф, так как говорилось, что он умер раньше 1479 г. Однако это документально засвидетельствовано Бернальдесом, который, как правило, является надежным источником имен и дат. Что и дает мне основания предполагать, что история правдива.

 

[190]Sabatini (1928), 127.

 

[191]Bernaldez (1962), 101.

 

[192]Gil (2000‑01), т. I, 155.

 

[193]Collantes de Teran (1977), 109‑13.

 

[194]Там же, 103

 

[195]Bernaldez (1962), 101.

 

[196]Там же, 99.

 

[197]Martinez Millan (1984). Это было частью модернизации административных структур, завершенной католическим королями (Escandell Bonet, 1980 (а), 275); Benitez Sanchez‑Bianco (1983), 65; Ruiz (1987), 42).

 

[198]Beinart (1974‑85), т. I, xvi‑xvii.

 

[199]Там же, 2‑25.

 

[200]Там же, 41–69.

 

[201]Там же, 275.

 

[202]Там же, 302.

 

[203]Там же, 92‑130.

 

[204]Там же, 17–18.

 

[205]Там же, 391‑92.

 

[206]Там же, 254.

 

[207]Blazquez Miquel (1990) 28.

 

[208]Еще один защитник, Мария Гонсалес ла Панпана, жена Хуана Панпаны, сказала: она отказалась принять иудаизм со своим мужем и не отправилась вместе с ним, когда он десять лет назад покинул город. Ей не хотелось повторять его основную ошибку. Вновь ее рассказ был в целом подтвержден священниками. Но, несмотря на ее признание в совсем незначительных нарушениях во время периода помилования, ее сожгли. Там же; Beinart (1974), т. I, 71–89.

 

[209]Там же, 36.

 

[210]Llorca (1949), 68–69.

 

[211]Leon Tello (1979), т. I, 512‑14.

 

[212]Pulgar (1943), т. I, 336. Эти данные, дают основания полагать, что Камен (Kamen (1997) 60) занижает общее количество смертей до 1530 г., называя цифру в 2 000.

 

[213]Dominguez Ortiz (1993), 37.

 

[214]Bethencourt (1994), 45.

 

[215]Bernaldez (1962), 192.

 

[216]Lopez (1613), 365b, 369.

 

[217]Там же, 369.

 

[218]Jimenez Monteserin (1980), 111. Ситуация, характерная для всей Испании в 1488 г., согласно инструкциям, была создана в Вальядолиде.

 

[219]Blazquez Miguel (1990), 29. Цифра, приводимая Монтером (80 смертей к 1530 г. в одном городе – Сарагосе), вероятно, тоже занижена (1990, 18).

 

[220]BL, Egerton (1832), folios 37v‑38v.

 

[221]Monter (1990), 17.

 

[222]La Mantia (1977), 42–43.

 

[223]Там же, 38.

 

[224]Monter (1990), 18; La Mantia (1977), 44, 53.

 

[225]Llorente (1841), 140.

 

[226]Классическую современную формулировку этой точки зрения дал Лопес Мартинес (Lopez Martinez (1954). Именно эта работа является одним из самых выдающихся трудов по роли антисемитизма в истории исследований жизни евреев в Испании.

 

[227]Ключевой работой, доказывающей расовую направленность движения, головной колонной которого стала инквизиция, является работа Нетанияху (Netanyahu, 1995 (а)).

 

[228]В отличие от других европейских стран, национальным (родным) языком с XIII века стал язык правящего класса Испании (Castro (1954), 357). Андерсон (Anderson (1991), 12–18) убедительно доказывал: употребление родного языка было важным элементом в становлении европейского национализма. И то, что в Испании это произошло значительно раньше, чем в остальной Европе, объясняет, почему учреждение по проведению гонений тоже возникло раньше. Употребление национального языка оказалось наследием совместного проживания христиан, мусульман и евреев. Последние сыграли роль в восприятии арабской культуры христианским правящим классом на севере (Castro, (1954), 451‑58). Более общее обсуждение этого процесса приводится в работе Грина (Green (2007), приложение «В»).

 

[229]Саго Baroja (1978), т. I, 145.

 

[230]CRP, 967‑68.

 

[231]Там же, 972‑77.

 

[232]Там же, 972Ь, 978‑79.

 

[233]IAN/TT, Inquisicao de Evora, Proceso 8779, folio 1r‑3r; 6r.

 

[234]Там же. 6r‑v.

 

[235]Там же. 3r, 8r.

 

[236]Там же. 66v; судебный процесс есть в IAN/TT, но получить эти документы для изучения невозможно в силу их плохого состояния. Краткое описание процесса над Хорге в указателе в IAN/ ТТ подтверждает, что Хорге также арестовали 10 января 1545 г.

 

[237]Там же, 67 г.

 

[238]Roth (1959), 54.

 

[239]Travares (1982), т. I, 425; Herculano (1854), т. I, 108.

 

[240]IAN/TT, Inquisicao de Evora, Proceso 8779, 66r; подтверждение см. в работе Topo (Toro (1982), 278‑79).

 

[241]Следовательно, Гашпар де Карвайал умер в Бенавенте (там же, 279), как Альвару и Антониу, отец Жоржи (см. там же). Остальные члены семьи жили в Саламанке и Медине‑дель‑Кампо (см. там же).

 

[242]Godinho (1969), 425.

 

[243]Boxer (1948), 1.

 

[244]Godinho (1969), 829.

 

[245]Herculano (1854), т. I 184 – жалобы из кортесов Торрес, 1525 г. Король Мануэл I умер в 1521 г.

 

[246]Marques (1972), т. I, 80.

 

[247]IAN/TT, Inquisiсao de Evora, Proceso 8779, 17r‑v.

 

[248]Gois (1949), t. I, 11–12.

 

[249]Там же, т. II, 223–226.

 

[250]Costa Lobo (1979), 130.

 

[251]Показания Николауса фон Попплау (около 1485 г.) – Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. I, 289, 295.

 

[252]Lobo (1979), 117.

 

[253]Douglas (1984), 38.

 

[254]Revah (1971), 483.

 

[255]Gois (1949), т. 1, 42.

 

[256]Osorio(1944),T. I, 81.

 

[257]Tavim (1997), 83–84.

 

[258]Osorio (1944), т. I, 81.

 

[259]Там же.

 

[260]Lobo (1979), 34.

 

[261]Это заимствовано у Гоиса (Gois (1949), т. 1, 254–257); также смотри Bernaldez (1962), 505.

 

[262]Azevedo (1922), 59.

 

[263]IAN/TT, Inquisicao de Evora, Proceso 8779, folios 23r‑v.

 

[264]Там же, 27v‑28r.

 

[265]Там же, 134r‑137v.

 

[266]Azevedo (1922) 61–63.

 

[267]AG, т. I, 116. Рассказ Нуньеша о его жизни среди конверсос Лисабона опубликован в AG, т. I, 103‑18.

 

[268]Там же, 107‑15.

 

[269]Там же, 343‑43.

 

[270]Tavares (1987), 113.

 

[271]Monteiro (1750), т. II, 424.

 

[272]Saraiva (1985), 41.

 

[273]Herculano (1854), т. I, 262‑64.

 

[274]Там же, т. II, 1‑90; Almeida (1968), т. II, 387–401; Tavares (2004), 146.

 

[275]Следующие два параграфа заимствованы у Гоиса (Gois (1949), т. II, 112).

 

[276]Mendonca and Moreira (1980), 121.

 

[277]Azevedo (1922), 95.

 

[278]Almeida (1967), т. II, 414‑15.

 

[279]Rmedios(1928),T. II, 50.

 

[280]Roth (1959), 73.

 

[281]IAN/TT, Inquisicao de Evora, Proceso 8779, folio 158r.

 

[282]Toro (1982), 279; Espejo, Paz (1908), 41.

 

[283]Toro (1944), т. 1, 40.

 

[284]Baiao (1921), 21.

 

[285]Показания польского посла, датируемые 1524 г.; Garcia Mercadal (ред.), 1999, 770.

 

[286]«Documentos de la Ёроса de los Reyes Catolicos», 338‑39.

 

[287]Contreras (1987), 31.

 

[288]Barrios (1991), 31.

 

[289]Там же, 31–32.

 

[290]Garcia Fuentes (1981), xxii.

 

[291]Llorente (1841), 229.

 

[292]Barrios (1991), 58.

 

[293]Gracia Boix (ред.), 1982, 96‑101. Более общее подтверждение этого приводится в работе: Anonymous (ред.), 1964, 153‑54.

 

[294]Barrios (1991), 57.

 

[295]Herculano (1854), т. I, 230. Цитируется в работе Липинера (1977), 171.

 

[296]Meseguer Fernandez (1980), 379‑89; Fernandez Garcia (1995), 480.

 

[297]Gracia Boix (1982), 30–31.

 

[298]Многие историки опускают цифры Лоренте. В течение XIX столетия на него совершали сокрушительные атаки консервативные историки – например, Марселино Менендес‑и‑Пелайо. После этих нападок репутация Лоренте так и не смогла восстановиться полностью. Очевидно, что в критической истории инквизиции Лоренте имелась значительная доля идеологии. Он был секретарем высшего совета (Супремы), имел доступ ко многим документам, утраченным во время наполеоновских войн (судя по всему, он сам выкрал некоторые из них). В тех случаях, когда документы, с которыми можно сравнить его оценки, сохранились, он приводит их в своей истории точно.

 

[299]Этого раба наверняка привезли с Золотого Берега.

 

[300]Gracia Boix (1982), 31–77.

 

[301]Там же, 100‑01.

 

[302]Там же, 101.

 

[303]См., например, работу Экройда (Ackroyd (1998), 387) относительно смертного приговора, вынесенного Томасу Мору в 1535 г.

 

[304]Vainfas (1980), 191‑92; Blasquez Miguel (1990), 79; Ceballos Gomez (1994), 121; Rawlings (200), 2.

 

[305]AHN, Inquisicion, Libro 938, folios 37v‑39v.

 

[306]Там же; Libro 938, folios 9v‑22r.

 

[307]Там же, Legajo 2105, Expediente 26.

 

[308]Carrasco (1983), 181.

 

[309]Там же, 182, № 38.

 

[310]Там же, 184.

 

[311]Мотт (Mott (1988), 79–81) исчерпывающе опровергает точку зрения Вайнфаса (Vainfas (1989), 247), что пытки не применялись в Португалии в отношении преступников, обвиненных в гомосексуализме. Вайнфас относится к тем исследователям, которые утверждали, что пытки инквизиции не столь уж страшны, как иногда полагают.

 

[312]Pulgar (1943), т. I, 440.

 

[313]Саго Baroja (1968), 38.

 

[314]Jimenez Monteserin (ред.), 1980, 98, № 15.

 

[315]Barrios (1990), 36.

 

[316]Monterrosso у Alvarado (1571), folio 52r.

 

[317]Vassberg (1996), 81.

 

[318]Tomas у Valiente (1980), 53; (1994), 91.

 

[319]Barrios (1991), 36.

 

[320]Смотри работу Ли (Lea (1906‑07), т. III, 1‑30) по вопросу общего применения пыток. Многие суды Латинской Америки свидетельствуют об этом факте – например, AHN, Inquisicion, Legajo 1620, Expediente 15.

 

[321]Jimenez Monteserin (ред.), 1980, 426‑27.

 

[322]Португальский конверсо, судьба которого рассматривалась в главе 2.

 

[323]Toro (1944), т. I, 281,285.

 

[324]Fernandez‑Armesto (1982), 182‑83.

 

[325]Alberti, Chapman (ред.), 1912, 88: «Ser lutherano [el testigo] entiende es no oyr misa у hurtar».

 

[326]Там же, 120: «La yglesia de ynglatera no es yglesia sino sinagoga del demonio»

 

[327]Rumeu de Armas (1956), 141‑42.

 

[328]Wolf (ред. и перевод), 1926; Millares Torres, (1981).

 

[329]Там же, 84

 

[330]Там же, 84–85.

 

[331]Там же, 87.

 

[332]Там же, 84‑110.

 

[333]Нечто, совершенно очевидное в делах морисков в конце XVI и начале XVII вв. См. пример относительно Валенсии в 1578‑79 гг. в AHN, Libro 936, folios 182r‑184r.

 

[334]Rego (ред.), 1971,90.

 

[335]IAN/TT, Inquisicao de Lisboa, Livro 223, folios 99r‑v.

 

[336]Там же, folio 99v.

 

[337]AHN, Inquisicion, Libro 1020, folio 514r.

 

[338]Там же, Legajo 1647, Expediente 13, folios 134r‑v.

 

[339]IAN/TT, Inquisicao d'Evora, Livro 91, folios 197r‑199r.

 

[340]Eymeric (1972), 15.

 

[341]Там же, 23–24.

 

[342]Там же, 25.

 

[343]Там же, 63.

 

[344]Sabatini (1928) 140‑42; см. IT.

 

[345]AHN, Inquisicion, Legajo 1620, Expediente 11, folios 54r‑56r, 72r, 74r.

 

[346]Там же, Legajo 1620, Expediente 18, folios 33r‑33v.

 

[347]Там же, Legajo 1620, Expediente 15, folios 105r‑v.

 

[348]Pinta Llorente (1961), 72.

 

[349]Mariana (1751), т. VIII, 506.

 

[350]Там же, т. VIII, 507.

 

[351]AHN, Inquisicion, Legajo 2022, Expediente 2, folio 3r.

 

[352]См. Дидье (Dedieu (1989), 142‑43).

 

[353]Фернандо де Рохас, автор «Лa Селестины», происходивший из конверсос, действовал в качестве адвоката в судебных делах инквизиции. См. работу Камена (Kamen (1997), 194).

 

[354]Gracia Boix (1982), 201‑02. Инструкции Торквемады (1484 г.) доводили до сведения, что сумма платежей зависела от финансового положения. (IT: folios 6r‑v).

 

[355]Mariana (1751), т. VIII, 506‑07.

 

[356]Хотя в конце XVI и в XVII вв. количество «освобождений» сократилось, это не находило широкого признания. Многие заключенные верили в то, что их сожгут, вплоть до самого дня проведения аутодафе. Ведь только в этот день они узнавали о вынесенном им приговоре. Об этом ясно свидетельствует Делон в своем рассказе (1815 г.) о вынесенном ему приговоре в Гоа в конце XVII века (Kamen (1997), 201‑02).

 

[357]Rego (1983) 117–118; Rego (1971) 126–127; португальское дело было связано обычно со «смертью» в тюрьме, но в тексте подчеркивается, что во многих случаях это было самоубийство.

 

[358]Приводится в работе Сузы (Souza (1987), 327). Эти данные не вытекают непосредственно из утверждения Ли (Lea (1906‑07), т. II, 509), что тюрьмы инквизиции были лучше обычных гражданских тюрем.

 

[359]AHN, Inquisicion, Legajo 1647, Expediente 11, no. 4.

 

[360]IAN/TT, Inquisicao de Lisboa, Livro 218, folios 27r‑28r.

 

[361]Jimenez Rueda (ред.), 1945, 317.

 

[362]Dellon (1698), 5.

 

[363]Fonesca (1612), 126.

 

[364]Eymeric (1972), 18.

 

[365]Ferrer Benimeli (1976‑77), т. III, 80, 429‑32.

 

[366]Следовательно, в период между 1621 и 1700 гг. в Толедо пытали 22,9 процентов всех, кого обвиняли в иудаизме, а также 12,8 процента обвиняемых в лютеранстве (Dedieu (1989), 79).

 

[367]AHN, Inquisicion, Legajo 1620, Expediente 15.

 

[368]Gonzalez Obregon (ред.), 1935, 171‑79.

 

[369]Bohm (1984), 291.

 

[370]Этот Луиш был дядей Луиша‑младшего, с которым мы познакомились в предшествующей главе. Но в Мексике его называли Луис‑старший (Луиш – по‑португальски). Так как он в этой главе еще молод, мы, чтобы избежать путаницы, будем называть его Льюиш.

 

[371]Корабли вышли к островам Кабо‑Верде в феврале, согласно анонимному автору лоции (Anonymous (1551/2?).

 

[372]Toro (1932), 280‑81. Это следует и из рассказа о его жизни, переданному инквизиторам в Мексике в 1589 г.

 

[373]ММА, II, 441.

 

[374]В настоящее время на этих островах удалось почти полностью искоренить малярию.

 

[375]Точка зрения матросов, которые информировали Валентима Фернандеса около 1506 г. См. Mauny и др. (ред.), 1951, 110.

 

[376]Carletti (1965), 67.

 

[377]Anonymous (1551/2?), 89. Большинство кораблей выходили из Севильи или из вновь открытых земель в Америке. Первую партию рабов, отправленную в 1514 г. непосредственно из Африки в Новый Свет, забрал Лоренцо де Карревод в 1517 г. (Correia Lopes (1944), 4). Но еще в 1514 г. рабов фактически привозили контрабандой (Hall (1922), т. 11, 428).

 

[378]См. главу 2. Это происходило перед их освобождением, так как в июле того года объявили всеобщую амнистию.

 

[379]Toro (1932), 280. Семья имела связи и в Бенавенте – именно здесь Франсиска, сестра Луиса, вышла замуж и заведет семью.

 

[380]IAN/TT, Inquisicao de Evora, Proceso 8779, folio 66v.

 

[381]Toro (1932), 281.

 

[382]Saunders (1982), 55.

 

[383]Там же, 17

 

[384]Vogt (1973), 1.

 

[385]Рассказ Иеронимуса Мюнсера (1494) – Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. II, 354.

 

[386]Vogt (1973), 10.

 

[387]Там же.

 

[388]Там же, 12.

 

[389]Saunders (1982), 76.

 

[390]Там же, 75–77.

 

[391]Там же, 52.

 

[392]Toro (1932), 280‑81. Данные о работе Луиша Карвайала на островах Кабо‑Верде приведены в HGCV, II, 522.

 

[393]Hall (1992), т. I, 143‑46.

 

[394]Vogt (1973), 10.

 

[395]Baiao (1921), 202.

 

[396]Существует обширная литература, в которой обсуждается вопрос о том, что сам Колумб был конверсо. Сторонники этой теории доказывают, что он пользовался буквами древнееврейского алфавита в качестве монограммы на частной корреспонденции. Более того, контакты у Колумба в Палосе около Севильи связаны с несколькими семьями конверсос, которых в дальнейшем судила инквизиция. Смотри: David (1933), 66; Gil (2000), т. I, 181). Гил называет семью Пиноса из Палоса, как одну из тех, с которой у Колумба имелись контакты, а также сообщает: покидая Севилью в 1492 г., он оставил своего сына Диего на попечение Хуана Родригеса Кабесудо, которому в дальнейшем инквизиция вынесла приговор. См. Cohen (2000), 39–40). Там обобщены доказательства в защиту теории конверсос.

 

[397]Wittmayer Baron (1969), т. XIII, 134.

 

[398]Liebman (1970), 47.

 

[399]Liebman (1971), 475; (1970), 48.

 

[400]Baiao (1945), 17–23.

 

[401]Fernandez del Castillo (1982), 584.

 

[402]Salvador (1978), 126‑27. Это объясняется, в основном, отсутствием какой‑либо другой литературы относительно португальцев. В этой ссылке есть ряд превосходных примеров – в одном из них сообщается, что нотариусом совета в Сао‑Паулу в течение ряда лет был Фруктуозо да Коста, высланный в Бразилию из‑за своей веры.

 

[403]Семья Абоаб была одной из самых важных среди испанских конверсос. Один из ее членов стал гаоном (высшим хранителем закона) непосредственно перед изгнанием из Испании в 1492 г. (Azevedo (1922), 20).

 

[404]Salvador (1969), 15; Samuel (2004), 69–79.

 

[405]Salvador (1978), 130‑34.

 

[406]Это перекликается с работой Дэвиса (Davis (1994), 16) в том, что еврейские общины в Карибском бассейне (в противоположность общинам конверсос) оказались на пороге своей эмансипации в регионе рабского труда. Более подробно этот процесс обсуждается в работе Грина (Green (2007), ч. I, гл. 5).

 

[407]Основные работы по вопросам ранней современной истории островов Кабо‑Верде имеются в HGCV, Correia е Silva (1995), Green (2007) и Hall (1992).

 

[408]Anonymous (1551/1552?), 85.

 

[409]Ventura (1999), 121‑23.

 

[410]Carletti (1965), 7.

 

[411]Saunders (1982), 14.

 

[412]Saunders (1982), 14.

 

[413]Carletti (1965), 7: «Португальцы любили этих чернокожих женщин больше, чем собственных, утверждая с полной уверенностью, что торговать с ними гораздо лучше и значительно приятнее. Об африканках говорили, что они более здоровые и свежие по своей природе».

 

[414]Там же.

 

[415]Там же, 8.

 

[416]AGI, Escribania 119 А, 15r–17r. В письме с островов Кабо‑Верде от 12 мая 1574 г. приводится детальное описание этого процесса для одного из более поздних факторов Дуарте де Лэана.

 

[417]Carletti (1965), 14–15.

 

[418]Одним из таких был Антониу Дуарте; он жил в Бугуэндо с Жоржи. Там же, Folios 24v, 38v.

 

[419]IAN/TT, Inquisiсao de Lisboa, Maco, 25, № 233.

 

[420]Baleno (1991), 169.

 

[421]Там же.

 

[422]Teixeira da Mota (1978), 8.

 

[423]Revah (1971), 504.

 

[424]IAN/TT, Inquisicao de Lisboa, Livra 840, folio 8r.

 

[425]Silva (2004), 164.

 

[426]Эти цифры за 1582 г. из работы Франсиско де Андраде (Francisco de Andrade, ММА, т. III, 100).

 

[427]IAN/TT, Inquisicao de Lisboa, Livro 214, folio 13r.

 

[428]ASV, Secretario di Stato di Portogallo, 174v‑175r.

 

[429]Toro (1932), 21.

 

[430]Jimenez Rueda (1946), 5–7.

 

[431]Toro (1932), 108.

 

[432]Jimenez Rueda (1946), 9.

 

[433]Russell‑Wood (1978), 33–34.

 

[434]Havik, 2004 (a), 104.

 

[435]IAN/TT, Inquisicao de Lisboa, Maco 25, № 233, folio 4r.

 

[436]Там же, 4v.

 

[437]IAN/TT, Inquisiсao de Evora. Livro 91, folio 41r.

 

[438]Отношение инквизиции к гомосексуализму рассматривается более подробно в главе 12.

 

[439]Sweet (2003), 53–54; Mott (1988), 32.

 

[440]Sweet (2003), 70–75.

 

[441]Там же, 73.

 

[442]Fernandez (2003), 82; это возникло в результате одинаковых наказаний, как активных, так и пассивных партнеров в течение всей истории инквизиции, но следует обратиться к работам Мотта (Mott, 1988, 111), утверждающего, что осуждали активного партнера, и Свита (Sweet (2003, 73), утверждающего, что пассивных партнеров считали уголовными элементами.

 

[443]AHN, Inquisicion, Libro 936, folio 114 г.

 

[444]Baiao (1945), т. II, 489.

 

[445]Заимствовано из работы Каро Бароха (Саго Baroja (1968), 34–35).

 

[446]IAN/TT, Inquisiсao de Lisboa, Maсo 25, № 233, folio 4v.

 

[447]Там же, 24r‑v,

 

[448]Там же, 42r.

 

[449]Там же, 42v‑43 г.

 

[450]Там же, 38v.

 

[451]Там же, 2r.

 

[452]HGCV, II, 522.

 

[453]Toro (1932), 281.

 

[454]Camoes (1973), 5.

 

[455]Conway (ред.), 1927, 7–8.

 

[456]Lery (1975), 19.

 

[457]Delumeau (1978), 39.

 

[458]Green (2007), ч. I, гл. 4.

 

[459]Toro (1944), т. I, 26.

 

[460]ENE, т. X, 286.

 

[461]Cohen (1995), 442‑43.

 

[462]Этот человек – не тот Мельхиор Кано, который был врагом архиепископа Карранцы в Толедо (см. стр. 130‑40).

 

[463]AGI, Contratacion 5539, Libro 5, 218v. Доказательство «лимпезы» («чистоты») Луиса Фернандеса Суареса от 12 апреля 1634 г. Он был племянником конверсо Антонио Нуньеса Грамахо, одного из ведущих торговцев Картахены.

 

[464]Lea (1906‑07), т. II, 308.

 

[465]ВА, Codice 49‑Х‑2, folios 243r‑245r; AGI, Justicia 518, no. 1/ Autos Fiscales; В A, Codice 49‑X‑2, folio 244r; AGI, Escribania 119A. «Los herederos de Duarte de Leon у Antonio Goncalez de Guzman con el fiscal de su Magd sobre pieсas de esclavos».

 

[466]Toro (1932), 281.

 

[467]Там же, 18.

 

[468]Hakluyt (1600), 549.

 

[469]Там же, 18

 

[470]Там же, 541.

 

[471]Conway (1927), 10.

 

[472]Там же.

 

[473]Thomas (1997), 157.

 

[474]Hakluyt (1600), 558; Hawkins (1569), 3v‑3r.

 

[475]Jimenez Rueda (ред.) (1945), 414, 417.

 

[476]Hawkins (1569), 5v‑6v.

 

[477]Hawkins (1569), 11v‑15r; Hakluyt (1600), 560‑62.

 

[478]Hawkins (1569), 11v‑155r; Hakluyt (1600), 562‑63.

 

[479]Jimenez Rueda (ред.), 1945, 419‑20; Toro (1944), т. I, 33.

 

[480]Toro (1944), т. 1, 35.

 

[481]Toro (1932), 47–49.

 

[482]Huerga (1978‑88), т. I, 367.

 

[483]Ruiz de Pablos (ред.), 1997, 302. Это рассказал лютеранин из Севильи, известный как Гонсалес Монтес. Хотя историки часто ставят под сомнение правдивость его сообщения, редактор этой недавно опубликованной версии не согласен с критиками, доказывая, что там и есть преувеличения, но основная часть, без сомнения, правдива. (Там же, 88‑103).

 

[484]Garcia Mercadal (ред.), 1999, т. I, 316‑17.

 

[485]Там же, т. I, 320‑21.

 

[486]AHN, Inquisicion, Legajo 1198, Expediente 32. Доказательства в деле против Косты представляют собой непронумерованную копию оригинальной папки, приложенную к запросу относительно чистоты крови («лимпеза де сангре»), датированному 1713 г. Остальная часть информации в этой главе, относящаяся к делу, заимствована из этой папки.

 

[487]Ряд чрезвычайных примеров рассмотрен в работе Вассберга (Vassberg (1966), 19).

 

[488]Novalin (1968‑71), т. II, 188‑89.

 

[489]Следует отметить, что это дело Косты расширяет знания о судах и о рассмотрении дел лютеран в те ранние годы. Представление о том, что преследования, направленные на лютеран, не были слишком настойчивыми перед началом периода крупных судов в Вальядолиде и Севилье, следует пересмотреть. (Tellechea Idigoras (1977), 26–28).

 

[490]Contreras (1987), 48.

 

[491]Meseguer Fernandez (1984), 350‑56; Arzona (1980).

 

[492]Одним из лучших обсуждений карьеры и влияния Синероса остается работа Батайона (Bataillon (1937), 1‑64).

 

[493]Barrios Aguilera (2002), 78.

 

[494]Пример приводится в работе Ли (Lea (2001), 109).

 

[495]Bataillon (1937), 63–64.

 

[496]Во время восстаний комунеро в кастильских городах в 1520‑21 гг. можно было почувствовать мощные анти‑инквизиторские настроения. См. Contreras (1987), 48.

 

[497]Hamilton (1992), 28–38. Заимствовано из указа о помиловании, выпущенного в Толедо 23 сентября 1525 г. и опубликованного Маркесом (Marques (1972), 272‑82). Это итоги многочисленных обвинений, выдвинутых в адрес алюмбрадо.

 

[498]Nieto (1970), 60, № 42.

 

[499]Там же; Hamilton (1992), 26.

 

[500]Там же; Marquez (1972), 62.

 

[501]Hamilton (1992), 62.

 

[502]Там же, 56–61.

 

[503]Ortega‑Costa (1978) 31: «Que estando ella en el acto carnal con su marido estava mas allegada a Dios que si estuviese en la mas alta oration del mundo».

 

[504]Llorca (1980), 273‑74. Ясно, что Медрано был сексуально одержим Эрнандес, так он был лично убежден, что пояс, который она дала ему, окажется священным, словно его послал сам епископ, и что она была бенефициарием бесконечного милосердия, а перенося это, была не в состоянии совершить плотский грех. (Там же, 274).

 

[505]Там же, 69–77; Niero (1970), 80–83.

 

[506]Marquez (1972), 67.

 

[507]Selke (1980), 622‑23; Marquez (1972), 62.

 

[508]Hamilton (1992), 53,7‑71.

 

[509]Там же, 63, 71–75.

 

[510]Там же, 2.

 

[511]Menendez y Pelayo (1945), т. IV, 98.

 

[512]Hamilton (1992), 77–79.

 

[513]Escandell Bonet (1984c), 436‑37.

 

[514]Bataillon (1937), 167.

 

[515]Там же, 254.

 

[516]Там же, 467.

 

[517]Aviles Fernandez (1984), 467ff.

 

[518]Kinder (1997), 63.

 

[519]Bataillon (1937), 473–526.

 

[520]Kinder (1997), 63–68.

 

[521]Alcala Galve (1984), 793.

 

[522]По вопросам интереса, проявляемого инквизицией к Терезе Авила, см. работу Льямаса Мартинеса (Llamas Martinez (1972)). Данные относительно ее происхождения из среды конверсос приводятся в трудах Каро Бароха (Саго Baroja (1970), 33–35) и Рева (Rivah (1959), 38). Оригинальные материалы относительно суда на Луисом де Леоном опубликованы в CDIHE, тома X и XI (1‑358). Его родословная как конверсо опубликована в т.







Date: 2015-09-02; view: 693; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.59 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию