Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий составителя. Хотелось бы подчеркнуть, что даже с формально‑геометрической точки зрения обе предложенные матрицы – прямых (рунических) и круглых алфавитов – дополняют





Хотелось бы подчеркнуть, что даже с формально‑геометрической точки зрения обе предложенные матрицы – прямых (рунических) и круглых алфавитов – дополняют друг друга. Если своеобразным модулем в первой является правильный треугольник, то во второй – квадрат, то есть задействованы и тут и там две наипростейшие выпуклые равносторонние фигуры, которые, как известно, без зазоров могут «замостить» бесконечную плоскость. И если матрица рунических алфавитов содержала в себе отрезки, связанные с числами 3, 4, 7 (см. предыдущую статью), то сейчас представленная схема неявно вмещает уже числа 2, 5, 8 (из как бы недостающих в ряду n; n – целое положительное число, меньшее 10). Присутствие в настоящей матрице гармонизирующего числа золотого отношения (1+ 5))/2, а именно возможность найти отрезок длиной 5, вполне очевидно, ибо любые два соседние квадрата составляют так называемый «двойной квадрат» – прямоугольник со сторонами 1:2, чья диагональ как раз отвечает значению 5.

 

 

«Витрувианский человек» Леонардо

 

Мандалы и их протоматрица [10]

 

Мандала – индуистский термин для обозначения круга. Это вид янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы, иногда соответствующий особому пророческому свойству или некоторой форме магии (мантры), которой даётся, таким образом, визуальное выражение.

Х.Э.Керлот «Словарь символов»

 

Фигуры, подобные мандалам, встречаются повсеместно с древних дописьменных времён и сохраняются доныне в религиозных и светских традициях в самом разнообразном виде. На рис. 1 приведена так называемая Шри‑Янтра – мандала, известная в Индии и Тибете. Само слово «мандала» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях: колесо, кольцо, орбита, шар, округ, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, одна из десяти частей «Ригведы», возлияние, жертва, вид земли, вид растения и пр.

Бесспорно, мандалоподобными фигурами являются также пантакли для вызывания духов, известные европейцам. Это комбинации кругов и квадратов с указанием стран света, стихий или их символических эквивалентов в виде специальных знаков.

Мандалоподобные фигуры изрядно варьируют. Сопоставляя их между собой, автор пришёл к представлению о существовании единой схемы, совмещающей типичные черты многих мандал, построил матрицу, точнее протоматрицу, приведённую на рис. 2. Опишем её характеристики.

Во внешний несущий круг, который можно рассматривать как символ вечности и равновесия, вписан диагонально ориентированный квадрат – образ Земли и материальности, насыщенный графикой прямых и дугообразных линий, словно вторящих земному разнообразию форм. Все эти линии – суть элементы следующих фигур: 36 малых квадратов – базовых (размером 1x1), 16 кругов единичного радиуса, одной самой малой центральной окружности с радиусом 1/V2 единиц, касающихся её четырёх кругов радиусом 3/2, особой окружности, промежуточной, с радиусом V5. Заметим, что радиус обрамляющей окружности составляет Зл/2 единиц, а сторона наибольшего квадрата – 6. С предыдущей матрицей (для круглых и полукруглых алфавитов) схему роднит: наличие именно этого главенствующего квадрата 6x6 с 36 малыми квадратами 1x1, единичные по радиусу окружности, присутствие квадрата размером Зл/2 х Зл/2, касающегося вершинами сторон основного квадрата.

Опираясь на сконструированную протоматрицу, допустимо предположить, что, например, внутренняя часть Шри‑Янтры, состоящая из треугольников, по‑видимому, могла выглядеть изначально так, как показано на рис. 3. На каком основании сделан подобный вывод? Обратившись к мифологии, вспомним «Калачакра‑тантру»[11], где страну Шамбхалу окружают восемь снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В центре их – столица, где в дворцовом парке легендарный царь Сучандра построил огромную мандалу калачакры – колеса времени. Так вот, мандала, будучи сакральной геометрической схемой, содержит в себе и эти восемь «священных гор» – восемь равнобедренных прямоугольных треугольников (рис. 4 а), причём каждый состоит из девяти подобных же треугольников, меньших, в целом напоминающих уже знакомый нам символ в первой матрице (рунических знаков). В совокупности получаем 72 (8 х 9) базовых треугольников (попарно образующих малый единичный модуль‑квадрат). Известно, что 72 области считаются местообитанием духов. В Тибете же и Монголии мандала почитается как обитель бога и различных божеств.

Мандала содержит в себе еосъминастные и четырёхчастные символы, пришедшие из самой глубокой древности, например, восьмиконечные звёзды. На рис. 5 приведены такие фигуры: а) из Болгарии эпохи неолита; б) из Малой Азии эпохи бронзы; в) из Абхазии VIII века н. э. Все эти изображения представляют собой не что иное, как центральную часть протоматрицы мандалоподобных изображений, взятую отдельно (выделено на рис. 5 г). Просматриваемый здесь восьмилепестковый лотос связывается в тантризме с янтрой (женским началом) и детородным лоном, а также с восемью ликами божеств. Схема центральной части (круг с радиусом V5) содержит в себе сразу три типа деления пространства‑времени:

а) четырёхчастное (четыре махараджи – владыки сторон света и четыре сезона);

б) восmмичастное (четыре основных знака Зодиака и четыре промежуточных, известных в древности от Китая до Европы и Африки, и восемь локапал – хранителей сторон света).

в) двенадцатичастное (когда промежуточные стороны света делятся ещё пополам и получается наиболее привычная нам система из 12 частей круга).

 

 

Рис. 1. Расширяющийся центр – понятие, используемое в мандале Шри‑Янтра

 

 

Рис. 2. Протоматрица, построенная автором

 

 

Рис. 3

 

Изначально, однако, это ещё не привычные нам знаки Зодиака (китайские, индийские или европейские). Это 12 символических элементов – ни‑дан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимосвязанного происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Они моделируют на мандале бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и обусловливает последующую.

Образная интерпретация нидан в астрологических схемах у разных народов и породила привычные нам знаки Зодиака. Кстати, знаменитый диск «Пи» у китайцев[12](круг с отверстием в центре, символ неба и бесконечности) легко просматривается тут же, в центре протоматрицы. Эти диски в изобилии обнаружены в погребениях эпохи неолита и часто сделаны из нефрита.

Мандала необычайно тесно связана с храмовыми сооружениями как с местом обитания бога или божеств, являясь и схемой, и планом культовых строений, и выражает наиболее общую идею «квадратуры круга», то есть соединения круга и квадрата: вечного – с временным, небесного – с земным.

 

 

а)

 

 

б)

Рис. 4

 

 

а)

 

 

б)

 

 

в)

 

 

г)

Рис. 5

 

Ряд исследователей (Хуммель, X. и М.Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест, например, кромлех Стоунхендж, имеют в своей основе принцип мандалы. Многие храмы Индии и Индокитая построены аналогично (знаменитый Боробудур в Индонезии). Мандалу в виде чертежа, временного или постоянного, изображали либо прямо на культовых сооружениях (стенах, полах, потолках, алтарях), либо близко от них (в саду, на специальных камнях или даже на досках и деревьях, что напоминает о тесной связи мандалы с мировым древом или древом жизни). Тогда мандала служила медитативным целям единения с Высшим миром (Тонким, невещественным), и её психическая функция до сих пор сохранилась в ряде традиций. Один из монахов ламаистского монастыря Бхатья Басти, Линд ем Гомхэн, описывал мандалу Карлу Густаву Юнгу как «ментальный образ, который может быть выстроен в воображении только сведущим ламой». Он подчёркивал, что «ни одна мандала не является такой же, как другая, все они различны, потому что каждая есть отражённый образ психического состояния её творца, другими словами – выражением изменения, внесённого психическим содержанием в традиционную идею мандалы».

 

 

а)

 

 

б)

Рис. 6

 

 

а)

 

 

б)

Рис. 7

 

Таким образом, мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. В этом, собственно говоря, и кроется причина того, что мандалоподобные изображения могут быть, при всей их типологической схожести, столь разнообразны. Например, если мы рассмотрим одну из схем, представляющую собой «универсальную» матрицу всей техники боевых искусств – кэмпо (рис. 6 а), и сопоставим её с возможным прототипом (рис. 6 б), то найдём много общего и некоторые отличия, тем не менее не мешающие сохранению смысловой нагрузки схемы. Здесь, согласно китайской традиции, содержатся: четвёрка – планы манифестации пути, пятёрка – взаимодействие пяти стихий или энергий, составляющих человека и мир вокруг него, восьмёрка – число триграмм или сторон света, двенадцать – календарные месяцы и пр. Цифровая символика и её связь со стихиями, обозначающими также стороны света, использована и при создании магического квадрата «ло шу» (рис. 7 а, его проекция на протоматрицу дана на рис. 7 б), в котором все чётные числа – инь, все нечётные – ян [13]. Пятёрка в центре соответствует земле, четвёрка и девятка – металлу, двойка и семёрка – огню, шестёрка и единица – воде, восьмёрка и тройка – дереву. Аналогичные схемы, полученные из данной протоматрицы, известны в других регионах со времён глубокой древности. А.Голан приводит их в своей книге «Миф и символ» в следующих примерах:

• «Процветающий ромб» (символ растительности и мирового древа), Малая Азия, 6–7 тысяч лет до н. э. (рис. 8 а, б, в).

• Символ четырёх сторон света в эпоху неолита, Малая Азия (рис. 8 г, ж, з).

• Счетверённый знак козла вокруг квадрата (напомним: козёл – жертвенное животное), Украина, Средние века (рис. 8 е); Месопотамия, 4 тысячи лет до н. э. (рис. 8 д).

• Парные и четырёхчастные знаки в символике неолита, Северная Месопотамия, 3 тысячи лет до н. э. (рис. 8 и, к).

Все указанные изображения могут происходить из протоматрицы, как это показано на рис. 9.

 

 

а)

 

 

б)

 

 

в)

 

 

г)

 

 

д)

 

 

е)

 

 

ж)

 

 

з)

 

 

и)

 

 

к)

Рис. 8

 

 

Рис. 9

 

 

а)

 

 

б)

 

 

в)

Рис. 10

 

 

Рис. 11

 

Заметим, что мандалоподобные фигуры, даже если и были примитивизированы по отношению к изначальной схеме, в своей семантике сохраняют элементы исходного содержания мандалы. Пример: «узел вечности», известный в древности практически во всех культурных традициях (рис. 10 а, б, в). Н.Н.Якимова в статье «Тропою орнамента» подробно анализирует эту фигуру и упоминает, что, как считалось, «жизнь и смерть, земля и небо связаны воедино этим узлом». Как тут не вспомнить «колесо времён», «вращение рождений и смертей».

Мандала как символ единства стихий, сторон света (обозначаемых стихиями) и движения (в том числе и физического – вспомним кэмпо) послужила прототипом и для знака олимпиад (рис. 11) – знака пяти колец (пяти первоэлементов), возникшего ещё в минойскую эпоху в средиземноморском регионе. Новое время, эпоха объединения мира, возродила как саму олимпийскую традицию, так и её символ, оставшийся нам от древнейших эпох.

Мандалоподобные изображения, бесспорно, повлияли и на формирование одного из начальных видов письменности – иероглифической. В отличие от фонетического письма, знаки этой письменности могут быть не связаны со звуком, но обозначают понятие, а иногда – и целую фразу, что делает их близкими именно мандалоподобным символам.

 

 

а)

 

 

б)

 

 

в)

 

 

г)

 

 

д)

Рис. 12

 

В заключение приведём несколько знаков из языка «иньских» надписей (вторая половина эпохи Шан‑Инь, XIV–XI вв. до н. э.), происхождение которых можно, вероятно, связывать с построенной протоматрицей: Я (имя собственное) – рис. 12 а, ЦЗИ (циклический знак) – рис. 12 б, ФУ («не» – наречие) – рис. 12 в, У (пять) – рис. 12 г, ДИ (верховное божество, принесение жертвы божеству) – рис. 12 д. Но это не единственные знаки, которые мог ли быть редуцированной формой манд алопод обных изображений, хотя вместе с тем данная протоматрица, конечно, не является единственным источником для всех типов иероглифических надписей. Кроме того, отмечается наличие символов, встречаемых в нескольких типах матриц одновременно. Их можно назвать «транзитивными»; возможно, они относятся к универсальным архетипическим фигурам, наличие которых постулировал ещё Карл Юнг.

 

Литература

1. Гарднер М. От мозаик Пеироуза к надёжным шифрам. М.: Мир, 1993. С. 416.

2. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М.: Наука, 1992. С. 429.

3. Крюков М.В. Язык иньских надписей. М.: Наука, 1973. С 135.

4. Мифы народов мира энциклопедия. Т. 2. М., 1992. С 719.

5. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1994. С. 560.

 

Date: 2015-09-02; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию