Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 58. Проведение игр и пари
Статья 1062. Требования, связанные с организацией игр и пари и участием в них Статья 1063. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению
Отношения по проведению игр и пари предусмотрены в одной из завершающих Раздел IV ГК глав, которую образуют две статьи. До введения в действие части второй ГК проведение игр и пари в стране на законодательном уровне не регулировалось. Отдельные акты высших органов управления касались упорядочения лишь лотерейной деятельности. Ряд постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, принятых после вступления в силу части второй ГК, призваны усилить в значительной степени регламентацию нового вида деятельности, направленного в конечном итоге на извлечение прибыли, привлечение дополнительных средств, необходимых для реализации различных социальных программ. Очевидно, что принятые подзаконные акты могут применяться лишь в части, не противоречащей соответствующим установлениям ГК. Тем самым в системе российского обязательственного права сложился основанный на законе особый правовой институт - группа норм, объединенных определенностью признаков регулируемого ими вида однородных общественных отношений. Среди актов необходимо отметить постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 36, ст.41, 67). Как видно из названия, оно призвано укрепить соответствующие экономические отношения в период перехода к рыночному хозяйству. Постановление принято во исполнение Указа Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ, 1996, N 34, ст.4082; N 37, ст.4264) и в целях разграничения функций федеральных органов исполнительной власти, а также повышения качества государственного регулирования отношений в сфере лотерейного и игорного бизнеса. Постановление предусматривает разработку и утверждение ряда актов, непосредственно касающихся рассматриваемых отношений (см. коммент. к ст.1063).
Комментарий к статье 1062 ГК РФ
1. Как видно из словесного обозначения статьи, оно не содержит указаний на характер складывающихся между сторонами отношений. Что касается ее текста, то последний не дает легального определения данных отношений, не устанавливает каких бы то ни было правил поведения участников и в то же время предусматривает вполне конкретные отрицательные последствия - Законом не предусмотрена судебная защита заинтересованных лиц. На первый взгляд статья как бы устраняет договорную природу данных отношений. Это выражается словами: "Требования граждан и юридических лиц... не подлежат судебной защите". Подобная формулировка может свидетельствовать не только о том, что имеются в виду внедоговорные отношения, но и отношения, вообще находящиеся за пределами гражданско-правового регулирования. 2. Из содержащегося в ГК указания относительно действительности игр и пари только в прямо предусмотренных законом случаях в литературе сделан вывод, что Кодекс в значительной мере стоит на позиции в целом негативного отношения к подобным действиям (см. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996 г., с.264). Этот тезис подкрепляется ссылкой на действовавший до 1 марта 1996 г. Уголовный кодекс РСФСР. Последний признавал преступлением организацию азартных игр (в карты, в рулетку, "наперсток" и др.) на деньги, вещи и иные ценности (ст.208.1), вовлечение несовершеннолетних в занятие азартными играми (ст.210), содержание игорных притонов (ст.226). С приведенными положениями трудно согласиться. Сам факт включения в раздел IV ГК главы 4 "Проведение игр и пари" в качестве новеллы убедительно опровергает мысль об упомянутом негативном отношении законодателя. То же можно сказать и по поводу установления в главе ГК "Страхование" правила, согласно которому не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари (ст.928). Что же касается предусмотренной прежним уголовным законодательством ответственности, то, по-видимому, она не являлась в достаточной мере социально обусловленной. Применение соответствующих норм на практике в последние годы фактически не имело места. Поэтому действующая редакция ст.151 УК "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий" не содержит указания на организацию азартных игр, содержание игорных притонов. 3. Текст коммент. статьи заключает в себе положения, согласно которым в пари или играх участвует сторона, нуждающаяся в особом "отношении" к ней со стороны государства. Это проявляется в установлении изъятий из правила о неприменении исковой защиты к требованиям граждан и юридических лиц, вытекающим из пари или игры. Имеются в виду, во-первых, требования лиц, которые приняли участие в играх (пари) под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а во-вторых, требования, указанные в п.5 ст.1063 ГК (см. далее). Если общее правило распространяется на каждого из участников пари и игр, то исключение из него касается только участников игры и пари, но не их организаторов. Нельзя не заметить, что приведенные мотивы участия в играх и пари воспроизводят четыре условия признания судом недействительной сделки по ст.179 ГК. Тем самым устраняются сомнения в договорной природе действий, совершаемых участниками игр и пари. 4. Используя в названии гл.58 и ст.1062 ГК понятия "игры" и "пари", закон, однако, не раскрывает их содержания. Термин "игра" имеет несколько значений и потому едва ли возможно выразить универсальное его понятие применительно к данным отношениям. В литературе игрой признается обязательство, в силу которого организатор должен выдать награду выигравшему лицу, причем победа в игре зависит одновременно и от случая, и от способностей, ловкости и других качеств участника. Вследствие этого свойством игры является то, что участники могут влиять на ее результат. Пари также представляет собой обязательство, однако в отличие от игры его участники высказывают диаметрально противоположные позиции по поводу существования определенного обстоятельства. Последнее может наступить независимо от волеизъявления участников пари либо уже наступило, но участники не знают существа обстоятельства или не предполагают, что оно возникло.
Комментарий к статье 1063 ГК РФ
1. В коммент. статье договор назван в качестве юридического факта, порождающего обязательственное правоотношение между организаторами игр и их участниками. Здесь же перечислены организации, которым предоставлено право проводить лотереи, тотализаторы (взаимные пари), другие, как гласит закон, основанные на риске игры. Рисковые (алеаторные, от лат. alea - игра в кости, азартная игра, риск, случайность) сделки - это договоры, сторонами в которых выступают государственно-публичные образования либо лица, получившие лицензии, и любой иной субъект как участник игры. 2. Отношения, связанные с участием в лотереях, наряду с ГК подробно регулируются специальными подзаконными актами. В целях зашиты прав и законных интересов граждан, упорядочения лотерейной деятельности и осуществления государственного регулирования этой деятельности Президент РФ 19 сентября 1995 г. издал Указ N 955 (СЗ РФ, 1995, N 39, ст.3754). Продолжительность его действия определена моментом принятия соответствующего федерального закона. Указом утверждено Временное положение о лотереях в Российской Федерации. Оно содержит определения важнейших основных понятий, прежде всего таких, как лотерея, тотализатор, системная (электронная) игра. 3. Лотерея - это групповая или массовая игра, в ходе которой организатор лотереи проводит между ее участниками - собственниками лотерейных билетов - розыгрыш призового фонда лотереи. При этом выпадение выигрыша на какой-либо из билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является исключительно делом случая и не может быть никем специально устроено. Тотализатор также представляет собой игру. В ней участник делает прогноз (заключает пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами. Системная (электронная) игра - это игра, в которой фиксация ставок и прогнозов участников проводится с помощью электронных устройств, сохраняющих информацию в своей памяти и направляющих ее для участия в розыгрыше по специальным каналам передачи информации в головной информационный центр. Упомянутое Временное положение содержит указания и относительно других видов лотерей. Коммерческие лотереи - с призовым фондом, сформированным участниками путем покупки лотерейных билетов или оплаты ставок (в тотализаторах и системных играх). Меценатские лотереи - с призовым фондом, формируемым меценатами. Бестиражная лотерея - та, в которой результат розыгрыша определяется либо путем проверки билета сразу же после его покупки, либо путем проведения розыгрыша непосредственно на этот билет. Муниципальные лотереи проводятся на муниципальной административной территории, подведомственной одному органу местного самоуправления, и только среди населения данной территории. В отличие от муниципальных региональные лотереи проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории одного субъекта РФ, либо лотерейные билеты которых могут распространяться среди населения двух и более муниципальных административных территорий, относящихся к территории одного субъекта РФ. К всероссийским лотереям относятся те, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов РФ, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории РФ. Лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, из которых хотя бы одна муниципальная административная территория принадлежит РФ и хотя бы одна муниципальная административная территория или территория, приравненная к ней, принадлежит иностранному государству, являются международными. 4. Наряду с определениями видов лотерей во Временном положении формулируются понятия субъектов лотерейной деятельности. Автором лотереи является физическое лицо или группа таких лиц, изобретшие данную лотерею и официально зарегистрировавшие свое авторство на изобретение в полномочных органах. Учредителем лотереи признается юридическое лицо, зарегистрировавшее лотерею, получившее свидетельство на право ее проведения и несущее ответственность (как сказано во Временном положении) за соответствие лотерейного процесса законодательству Российской Федерации и условиям лотереи, а также за результаты финансово-хозяйственной деятельности по ее проведению. Согласно тексту Временного положения организатор лотереи - юридическое лицо, действующее от своего имени или по договору с учредителем лотереи и организующее лотерейный процесс. Данная дефиниция не соответствует той части п.1 ст.1063, где говорится, что организаторами лотерей, других основанных на риске игр могут быть РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, любые лица, получившие от уполномоченного государственного или муниципального органа разрешения (лицензии). В качестве участника лотереи может выступать как физическое, так и юридическое лицо, обладающее на праве собственности лотерейным билетом, дающим право участия в розыгрыше призового фонда лотереи. 5. Во Временном положении обусловлен порядок государственной регистрации лотереи. Регистрация всероссийских и международных лотерей в РФ осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Правительством РФ. Регистрация региональных и муниципальных лотерей осуществляется в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого проводится лотерея, с соблюдением требований Временного положения. Лотерея, авторство на которую невозможно установить, регистрируется как безымянная. В таком случае подлежат регистрации право проведения лотереи и ее организатор. Заявителем на право проведения лотереи (ее учредителем) может быть только одно юридическое лицо, имеющее соглашение с авторами лотереи (для авторских лотерей) об урегулировании их имущественных и неимущественных взаимоотношений, подавшее заявку на регистрацию лотереи и выдачу свидетельства на право проведения лотереи с приложением организационного проекта лотереи. Для безымянной лотереи необходимо предъявить заявку на регистрацию ее с письменным обоснованием этого факта. Лотереи, по которым отсутствуют соглашения между авторами и учредителями, регистрации не подлежат. Когда организатор лотереи - юридическое лицо, не являющееся ее учредителем, регистрации подлежат организатор лотереи и договор об организации лотереи между ее учредителем и организатором об урегулировании их имущественных и неимущественных взаимоотношений. Отказ в выдаче свидетельства на право проведения лотереи может быть обжалован в порядке, установленном законодательством РФ. При регистрации и выдаче свидетельства на право проведения лотереи уполномоченное государственное учреждение делает запись в реестре лотерей - едином списке лотерей, зарегистрированных с правом проведения на территории РФ. Такое свидетельство может быть аннулировано по решению суда. На право проведения международной или всероссийской лотереи свидетельство может быть отозвано по решению Правительства РФ или же действие лицензии может быть им приостановлено при возникновении соответствующих препятствий (вследствие неправомерных действий лицензиата или сомнений в его правомочиях, до устранения в установленном порядке препятствий). 6. Как явствует из п.1 коммент. статьи, к разрешенным законодательством рисковым договорам, как правило, могут применяться общие положения о договоре (подраздел 2 Раздела III ГК). Существенная особенность рисковых сделок состоит в том, что как при играх, так и при пари выигрывает одна сторона, а проигрывает другая в зависимости от наступления или ненаступления соответствующего обстоятельства. 7. Гражданский кодекс выделяет норму, относящуюся исключительно к форме договора между организатором и участником. В случаях, предусмотренных правилами организации игр, она должна быть письменной и представлена выдачей лотерейного билета (не являющегося ценной бумагой), квитанции или иного документа. Последние, не будучи письменной формой, закрепляют существенные условия договоров. Очевидно, что перечисленные в данной статье условия договора о сроке проведения игры, порядке определения выигрыша и его размере относятся к существенным. 8. Кодекс закрепляет последствия, которые могут наступить в случае нарушения прав участников игр. При отказе организатора игр от их проведения в установленный срок участникам предоставляется право требовать от него возмещения понесенного из-за отмены игр только реального ущерба (см. ст.15 ГК). Аналогично решается вопрос и в случае переноса срока проведения игр. Другие последствия состоят в том, чтобы обеспечить полную выплату участнику выигрыша в срок, который определен в исходящей от организатора игр оферте. Когда такое указание отсутствует, срок признается равным десяти дням. Участник приобретает право требовать выдачи выигрыша в установленных форме (денежной или в натуре) и срок. Если же срок в условиях проведения игр не указан, то выигрыш должен быть выплачен не позднее десяти дней с момента определения результатов игр. Обязанность выплатить выигрыш может быть возложена не только непосредственно на организатора, но и на других лиц, например, на распространителя лотерейных билетов. Рассматривая иск Ш. к Центральному предприятию спортивных лотерей о выдаче выигрыша. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила ранее вынесенные судебные постановления об отказе в иске. Протест заместителя Председателя ВС РФ был удовлетворен. Коллегия в постановлении от 11 января 1995 г. обязала организатора лотереи обеспечить истцу реальное исполнение обязательства по выдаче выигрыша, в т.ч. и третьими лицами. (См. Бюллетень ВС РФ, 1995, N 8, с.2-3.) К гарантиям прав участников игр должна быть отнесена и та, которая закреплена в заключительном пункте коммент. статьи. Участник, не получивший в полном объеме и своевременно причитающийся ему выигрыш, вправе требовать от организатора, кроме выплаты выигрыша, также возмещения убытков, причиненных нарушением договора организатором. Кроме основной суммы долга, согласно ст.395 ГК должны быть уплачены проценты на нее. Они исчисляются в соответствии с учетной ставкой банка. 9. Как отмечалось, Указ Президента РФ от 19 сентября 1995 г. предусматривает принятие федерального закона о лотерейной деятельности. Наряду с этим важнейшим актом должны быть разработаны и утверждены перечисленные в упоминавшемся постановлении Правительства РФ "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" также подзаконные акты. Высшему исполнительному органу государственной власти РФ предстоит утвердить Правила проведения лотерей на территории РФ (в соответствии с Временным положением о лотереях в РФ). Министерство финансов РФ должно утвердить Условия проведения Всероссийской государственной лотереи (предусмотрев различные формы ее проведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ на основании Правил, утвержденных Правительством РФ, должны установить правила выдачи разрешений на проведение лотерей в пределах территории одного субъекта РФ и определить органы, уполномоченные на выдачу разрешений и регистрацию лотерей. Государственному комитету РФ по физической культуре и туризму предложено определить Порядок согласования условий проведения спортивных лотерей. Совместно с Министерством финансов РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти названному Комитету предложено утвердить Общие правила организации и содержания тотализаторов и игорных заведений на территории РФ. На основании этих Общих правил органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано принять Правила организации игорного бизнеса в субъектах РФ.
Date: 2015-09-02; view: 277; Нарушение авторских прав |