Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма правления российского государства и тенденции ее развития в современный период
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия может быть абсолютной или ограниченной (конституционной). Республика может быть президентской, смешанной, парламентской. По Конституции РФ является смешанной республикой. Президент избирается народом, президент назначает председателя Правительства, он набирает членов Правительства, которых утверждает Президент. Президент не отчитывается перед Парламентом, Правительство отчитывается. Но фактически, Российская Федерация является президентской республикой. Президентская республика – такая форма правления, при которой не только парламент (как высший законодательный орган), но и президент (как глава государства и глава исполнительной власти) избираются населением. Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает российское Правительство (как это имеет место во французской модели) подать в отставку, поскольку согласно Конституции РФ, Президент РФ в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить саму Государственную Думу. Отсутствие надлежащего баланса (и уравновешенной системы взаимных сдержек и противовесов) во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей является одним из значительных недостатков российской модели президентской республики. Некоторые ученые (Матузов, Малько) считают, что российская республика в действительности суперпрезидентская. Они указывают, в частности, на возможность практически произвольного роспуска Государственной Думы. Также Нерсесянц указывает на то, что система разделения и взаимодействия властей носит в целом асимметричный и несбалансированный характер – с явным перекосом в пользу полномочий президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью. Хотя в соответствии с зафиксированным в ст. 10 Конституции принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, ясно, что президентская власть (вся совокупность конституционных правомочий Президента) это власть именно исполнительная, однако по смыслу ряда других статей Конституции президентская власть как бы выносится за рамки данной классической триады и конструируется в виде некой отдельной. Так в ст. 11 Конституции содержится положение о том, что государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Нерсесянц считает, что здесь фигурируют уже 4 власти. Это подкрепляется и положением ст. 110 Конституции, согласно которой «исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ». Неопределенность самой конструкции исполнительной власти дополняется отсутствием надлежащего баланса в ее отношениях с российским парламентом. Федеральное собрание вообще не участвует в формировании Правительства, за исключением того, что в отношении назначаемого Президентом Председателя Правительства требуется согласие Госдумы. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент вправе назначить Председателя или распустить Госдуму. В области контрольных функций парламент обладает лишь правом контроля за исполнением Правительством федерального бюджета. Госдума может выразить недоверие правительству. При этом президент вправе объявить об отставке Правительства либо распустить Госдуму. Процедура отрешения от должности Президента очень сложная и практически невыполнимая. В то же время некоторые политологи считают, что Россия является смешанной республикой. Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права. В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Date: 2015-08-24; view: 798; Нарушение авторских прав |