Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационная культура - это культура взаимодействия человека с информацией. Данное определение не претендует на ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
абсолютность и окончательность. Чтобы быть более адекватным отражаемой реальности, оно нуждается в конкретизации, развертывании его по разным направлениям - по векторам информации, культуры, деятельности, личности, общественной жизни. Информационная культура - это и специфическая область деятельности человека; это и совокупность информационно-культурных ценностей; это и система современных информационных технологий в аспекте адаптации к ним потребителей; это и система социальных институтов, обеспечивающих функционирование информационной культуры; это и уровень информационно-культурного развития самого человека. Информационная культурология - это научная дисциплина об информационной культуре в совокупности се практической и познавательной сфер. Она изучает круг теоретических проблем (осмысление природы, структуры, функций), рассматривает информационную культуру во всей ее глубине и сложности (разновидности, направления, уровни). Она обеспечивает необходимую интеграцию, взаимосвязь и взаимозависимость различных уровней исследования информационной культуры, объединяя тем самым вокруг себя значительное число конкретных дисциплин. Теоретическое осмысление проблем, связанных с формированием информационной культуры, имеет серьезное практическое значение в плане совершенствования и углубления содержания преподаваемых информационных дисциплин в образовательных учреждениях разного уровня. Культурологизация обучения «информатике» или «информационной культуре» в том и состоит, чтобы за техническими средствами увидеть главную цель - формирование личности, способной комфортно и уверенно существовать в мире информации. В общем виде задача образовательной структуры любого уровня (от начального звена до высшего) заключается в формировании информационной культуры личности через усвоение отдельных фрагментов специальных знаний и умений. Фрагментирование научного и соответствующего ему учебного материала целесообразно проводить по следующим направлениям. Первое и методологически наиболее важное направление - ознакомление обучающихся с системой исходных понятий - универсальным тезаурусом, включающим базовые родовые понятия (культура, информация, личность), парные смысловые блоки (информация - культура, культура-личность, информация-личность), а также разнообразные конструкты, отражающие весь богатейший информационно-смысловой контекст понятия «информационная культура личности» (например, информационная картина мира, информационно-культурная ситуация, информационно-культурное пространство, информационная этика). Второе направление - обучение потребителя умению осуществлять информационную деятельность: формировать свои информационные потребности и запросы; владеть стратегиями оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников; уметь свертывать и развертывать информацию. Третье направление связано с подготовкой человека эффективно использовать любые источники информации, как печатные, так и электронные. Четвертый фрагмент информационной культуры отражает текстовую деятельность в системе социальных коммуникаций, понимаемую как активность, направленную на оперирование текстуально организованной смысловой информацией, на знаковое общение людей в социокультурной среде. Процесс общения обучающегося с текстом, прежде всего с книгой: художественной, учебной, научной, содержит три основных компонента: восприятие, переживание и оценку. Степень развития этих способностей находится в динамике, и ее определение требует разработки достаточно тонких методик, среди которых наиболее достоверную информацию может поставить методика «вопросов к тексту». В качестве пятого направления формирования информационной культуры следует рассматривать регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм, развитие информационной этики. Особую значимость приобретает методологический аспект, то есть рассмотрение методов собственно информационной деятельности, имеющих фундаментальное значение в любой интеллекту альной деятельности. Среди них специфическое место занимает библиографический метод как метод ориентации в имеющемся знании по той или иной проблеме. Конкретные приемы данного метода отшлифованы в социальной практике и получили достаточное теоретическое обоснование. Знание этих приемов дает возможность каждому осуществлять эффективное самоуправление своей информационной деятельностью. В процессе обучения информационная культура личности может быть представлена с разной степенью свернутости: как единая дисциплина и как комплекс учебных дисциплин. Степень углубления в проблему на основе вариативности обусловлена целями обучения и уровнем подготовки учащихся. Несмотря на относительную новизну проблемы можно говорить о наличии уже в настоящее время необходимых предпосылок для разработки различных образовательных алгоритмов. Стратегии образования в области информационной культуры реализуются по двум направлениям: в русле дисциплины «Информатика» и в качестве специального курса «Информационная культура», разрабатываемого вариативно - для общего образованиями для будущих специалистов информационно-культурной сферы. Существует целый ряд программ «Информационная культура» разработанных для использования в средних школах. Значительная работа в этом направлении проделана специалистами Кемеровской академии культуры и искусств. В Самарской академии культуры и искусств также разработана программа для учащихся средней школы. Она связана с преподаваемым в школе курсом «Основы информатики и вычислительной техники», но не дублирует его. Проблемы включения учащегося в мир информации рассматриваются с культурологических позиций. Информационная культура представляется как феномен с тремя основными составляющими: культурологической, информационной и информационно-психологической. Им соответствуют три блока, которые включаются в каждый из четырех модулей. Модули в свою оче- редь отображают те шаги, которые надо сделать учащемуся на пути вхождения в современную информационно-культурную среду и формирования высокой информационной культуры, осознания книги, библиотеки, библиографии, всей системы социальных коммуникаций как сложных и многогранных явлений информационно-культурного ряда. Первый модуль «Книга» рассчитан на учащихся начальных классов. Культурологический блок предполагает освоение тем: «Книга и ее место в современном мире», «История книги», «Структура книги», «Искусство книги», «Иллюстративный материал и работа с ним», «Справочная литература и поиск информации с помощью словарей и справочников», «Основы конспектирования и схематического представления материала». Информационный блок предполагает знакомство с компьютером, клавиатурой и мышью. Планируется работа с развивающими программами, знакомство с множеством, подмножеством и элементами, классификацией и конструированием. Предлагается работа с программами по предметам. Блок «Информационно-психологическое состояние» отражает усилия учителя по гармонизации процесса обучения и отношения к нему обучающихся. Здесь предполагается работа по следующим направлениям: «Развитие интеллекта и психофизических возможностей ребенка в процессе чтения», «Психология восприятия книги и текста», «Диагностика психофизического состояния ребенка, работающего с компьютером», «Организация рабочего места юного пользователя», «Санитарно-гигиенические нормы работы с компьютером». Второй модуль «Библиотека» предназначен для учащихся 5-6 классов. Культурологический блок ориентирует на знакомство со структурой библиотеки, видами библиотек, системами классификации книг, каталогами и алгоритмами поиска литературы. Заканчиваются занятия этого блока знакомством с библиотеками нового типа - виртуальными и медиатеками. Информационный блок включает изучение текстовых редакторов и работу с обучающими программами по разным предметам. Информационно-психологический блок должен выявить степень восприятия и закрепления полученной информации, представления о положительных и негативных сторонах виртуальной реальности. Третий модуль «Библиография» рассчитан на учащихся 7-9 классов. Культурологический блок предполагает изучение основных понятий библиографии, видов библиографических пособий как источников информации, структуры государственной системы научно-технической информации, способов библиографической ориентации в информационном мире. Информационный блок соответствует стремлению дальнейшего продвижения в использовании компьютерных технологий. Он включает темы: «Информационные хранилища - банки данных», «Электронные таблицы», «Кодирование информации». Информационно-психологический блок акцентирует внимание на проблемах взаимопонимания человека и машины, человека и компьютера в контексте межличностных отношений учащихся, дает представление об искусственном интеллекте. Завершающий, четвертый, модуль «Социальная коммуникация» (10-11 классы) представляет законченный образ сформированной информационной культуры учащегося, соответствующий школьному этапу обучения. Культурологический блок включает темы: «Представление о социальной информации», «Информация и коммуникация», «Виды коммуникационной деятельности», «Документальная коммуникация», «Основные каналы коммуникации». Информационный блок знакомит с гипертекстом, современными информационными технологиями, мультимедийными средствами, электронными энциклопедиями, системой Интернет. Учащийся на практике получает навыки их использования. Информационно-психологический блок призван дать представление об информационном обществе, барьерах в получении информации, информационном праве и информационной этике. На каждом этапе обучения предлагается сквозная тема, которая носит характер стратегии, поскольку определяет целевую установку соответствующего периода. На первом этапе - это «Книга на оптическом компактном диске», на втором - «Виртуальный спра-вочно-библиографический аппарат», на третьем - «Электронный каталог», на четвертом - «Библиотеки в системе Интернет». Данные темы сводят воедино знания и умения, полученные в разных блоках и позволяют осуществить рубежный контроль после завершения обучения по программе каждого модуля. Вторая программа предназначена для преподавателей информатики в средней школе. В ней также намечается выход за рамки технологии компьютерного обучения. Учителю предстоит объяснить учащемуся сущность происходящих в обществе информационных явлений: глобализация информационной инфраструктуры, становление информационного общества, многообразие информационных ресурсов, пути и способы информационного поиска, перспективы развития информационных сетей с учетом социальных последствий. В данном контексте компьютерная грамотность предстает одним из компонентов объемного информационно-культурологического пространства. Программа группирует материал по 3 разделам. В первом разделе «Информационная культура: определение основных понятий» рассматриваются три темы: «Понятие «информационная культура»», «Типология информационной культуры», «Информационная и культурологическая концепции информационной культуры». Второй раздел «Информационное общество» представлен темами: «Современная информационно-культурная среда», «Характеристика информационного общества», «Человек информационного общества», «Информационное право в пространстве информационной культуры». Третий раздел «Информационная культура личности» раскрывается тематически следующим образом: «Понятие «информационная культура личности»», «Информационно-технологический аспект формирования информационной культуры личности», «Компьютерная грамотность как особый вид грамотности в информационном обществе», «Культурологический аспект формирования информационной культуры личности», «Информационная культура личности и ценности образования XXI века». В ином ключе строятся курсы по дисциплине «Информационная культура» в системе среднего и высшего профессионального образования. Такие программы разработаны практически в каждом вузе культуры и искусств для студентов факультетов библиотековедения и информатики. Они базируются на учете обязательных дисциплин, частично раскрывающих проблематику данной дисциплины. В них выявляются две тенденции: интегративность в подходе к освещению вопросов и теоретизация проблематики. Для специалиста информационно-культурологическое образование означает не только умение работать с источниками информации, но и способность к анализу и оценке информационной ситуации, умение видеть нерешенные проблемы в данной области, ставить и разрешать научные задачи, вносить в деятельность новизну. Иными словами, если в непрофильных образовательных учреждениях формирование информационной культуры осуществляется в рамках ее усвоения на репродуктивном уровне, то в специальных вузах воспитывается конструктивный, творческий подход к информационно-культурологическому процессу. Уделяется также внимание методическим аспектам, что позволяет выпускникам в дальнейшем выступать в роли преподавателя данной дисциплины. В связи с расширением масштабов применения новых информационных технологий необходимость подготовки специалистов, имеющих высокую квалификацию в области информационной культуры, будет актуализироваться. Date: 2015-08-24; view: 346; Нарушение авторских прав |