Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная культура - это культура взаимодействия человека с информацией. Данное определение не претендует на





абсолютность и окончательность. Чтобы быть более адекватным отражаемой реальности, оно нуждается в конкретизации, развер­тывании его по разным направлениям - по векторам информации, культуры, деятельности, личности, общественной жизни. Информа­ционная культура - это и специфическая область деятельности че­ловека; это и совокупность информационно-культурных ценностей; это и система современных информационных технологий в аспекте адаптации к ним потребителей; это и система социальных институ­тов, обеспечивающих функционирование информационной культу­ры; это и уровень информационно-культурного развития самого человека.

Информационная культурология - это научная дисципли­на об информационной культуре в совокупности се практи­ческой и познавательной сфер. Она изучает круг теоретических проблем (осмысление природы, структуры, функций), рассматри­вает информационную культуру во всей ее глубине и сложности (раз­новидности, направления, уровни). Она обеспечивает необходимую интеграцию, взаимосвязь и взаимозависимость различных уровней исследования информационной культуры, объединяя тем самым вокруг себя значительное число конкретных дисциплин.

Теоретическое осмысление проблем, связанных с формирова­нием информационной культуры, имеет серьезное практическое зна­чение в плане совершенствования и углубления содержания преподаваемых информационных дисциплин в образовательных учреждениях разного уровня. Культурологизация обучения «инфор­матике» или «информационной культуре» в том и состоит, чтобы за техническими средствами увидеть главную цель - формирование личности, способной комфортно и уверенно существовать в мире информации.

В общем виде задача образовательной структуры любого уров­ня (от начального звена до высшего) заключается в формировании информационной культуры личности через усвоение отдельных фраг­ментов специальных знаний и умений. Фрагментирование научного и соответствующего ему учебного материала целесообразно про­водить по следующим направлениям.

Первое и методологически наиболее важное направление - оз­накомление обучающихся с системой исходных понятий - универ­сальным тезаурусом, включающим базовые родовые понятия (культура, информация, личность), парные смысловые блоки (ин­формация - культура, культура-личность, информация-личность), а также разнообразные конструкты, отражающие весь богатейший информационно-смысловой контекст понятия «информационная культура личности» (например, информационная картина мира, ин­формационно-культурная ситуация, информационно-культурное про­странство, информационная этика).

Второе направление - обучение потребителя умению осуществ­лять информационную деятельность: формировать свои информа­ционные потребности и запросы; владеть стратегиями оптимизированного информационного поиска и анализа информаци­онных источников; уметь свертывать и развертывать информацию.

Третье направление связано с подготовкой человека эффектив­но использовать любые источники информации, как печатные, так и электронные.

Четвертый фрагмент информационной культуры отражает тек­стовую деятельность в системе социальных коммуникаций, пони­маемую как активность, направленную на оперирование текстуально организованной смысловой информацией, на знаковое общение лю­дей в социокультурной среде. Процесс общения обучающегося с текстом, прежде всего с книгой: художественной, учебной, науч­ной, содержит три основных компонента: восприятие, переживание и оценку. Степень развития этих способностей находится в динами­ке, и ее определение требует разработки достаточно тонких мето­дик, среди которых наиболее достоверную информацию может поставить методика «вопросов к тексту».

В качестве пятого направления формирования информационной культуры следует рассматривать регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравствен­ных и правовых норм, развитие информационной этики.

Особую значимость приобретает методологический аспект, то есть рассмотрение методов собственно информационной деятель­ности, имеющих фундаментальное значение в любой интеллекту альной деятельности. Среди них специфическое место занимает библиографический метод как метод ориентации в имеющемся знании по той или иной проблеме. Конкретные приемы данного ме­тода отшлифованы в социальной практике и получили достаточное теоретическое обоснование. Знание этих приемов дает возможность каждому осуществлять эффективное самоуправление своей инфор­мационной деятельностью. В процессе обучения информационная культура личности может быть представлена с разной степенью свернутости: как единая дисциплина и как комплекс учебных дис­циплин. Степень углубления в проблему на основе вариативности обусловлена целями обучения и уровнем подготовки учащихся.


Несмотря на относительную новизну проблемы можно говорить о наличии уже в настоящее время необходимых предпосылок для разработки различных образовательных алгоритмов. Стратегии образования в области информационной культуры реализуются по двум направлениям: в русле дисциплины «Информатика» и в каче­стве специального курса «Информационная культура», разрабаты­ваемого вариативно - для общего образованиями для будущих специалистов информационно-культурной сферы.

Существует целый ряд программ «Информационная культура» разработанных для использования в средних школах. Значительная работа в этом направлении проделана специалистами Кемеровской академии культуры и искусств. В Самарской академии культуры и искусств также разработана программа для учащихся средней школы. Она связана с преподаваемым в школе курсом «Основы информатики и вычислительной техники», но не дублирует его. Проблемы включения учащегося в мир информации рассматрива­ются с культурологических позиций. Информационная культура представляется как феномен с тремя основными составля­ющими: культурологической, информационной и информаци­онно-психологической. Им соответствуют три блока, которые включаются в каждый из четырех модулей. Модули в свою оче-

редь отображают те шаги, которые надо сделать учащемуся на пути вхождения в современную информационно-культурную среду и формирования высокой информационной культуры, осознания кни­ги, библиотеки, библиографии, всей системы социальных коммуни­каций как сложных и многогранных явлений информационно-культурного ряда.

Первый модуль «Книга» рассчитан на учащихся начальных клас­сов. Культурологический блок предполагает освоение тем: «Книга и ее место в современном мире», «История книги», «Структура книги», «Искусство книги», «Иллюстративный материал и работа с ним», «Справочная литература и поиск информации с помощью сло­варей и справочников», «Основы конспектирования и схематичес­кого представления материала». Информационный блок предполагает знакомство с компьютером, клавиатурой и мышью. Планируется работа с развивающими программами, знакомство с множеством, подмножеством и элементами, классификацией и кон­струированием. Предлагается работа с программами по предме­там. Блок «Информационно-психологическое состояние» отражает усилия учителя по гармонизации процесса обучения и отношения к нему обучающихся. Здесь предполагается работа по следующим направлениям: «Развитие интеллекта и психофизических возмож­ностей ребенка в процессе чтения», «Психология восприятия книги и текста», «Диагностика психофизического состояния ребенка, ра­ботающего с компьютером», «Организация рабочего места юного пользователя», «Санитарно-гигиенические нормы работы с компь­ютером».

Второй модуль «Библиотека» предназначен для учащихся 5-6 классов. Культурологический блок ориентирует на знакомство со структурой библиотеки, видами библиотек, системами классифи­кации книг, каталогами и алгоритмами поиска литературы. Закан­чиваются занятия этого блока знакомством с библиотеками нового типа - виртуальными и медиатеками. Информационный блок вклю­чает изучение текстовых редакторов и работу с обучающими про­граммами по разным предметам. Информационно-психологический блок должен выявить степень восприятия и закрепления полученной информации, представления о положительных и негативных сторонах виртуальной реальности.


Третий модуль «Библиография» рассчитан на учащихся 7-9 клас­сов. Культурологический блок предполагает изучение основных понятий библиографии, видов библиографических пособий как ис­точников информации, структуры государственной системы науч­но-технической информации, способов библиографической ориентации в информационном мире. Информационный блок соот­ветствует стремлению дальнейшего продвижения в использовании компьютерных технологий. Он включает темы: «Информационные хранилища - банки данных», «Электронные таблицы», «Кодирова­ние информации». Информационно-психологический блок акценти­рует внимание на проблемах взаимопонимания человека и машины, человека и компьютера в контексте межличностных отношений учащихся, дает представление об искусственном интеллекте.

Завершающий, четвертый, модуль «Социальная коммуникация» (10-11 классы) представляет законченный образ сформированной информационной культуры учащегося, соответствующий школьно­му этапу обучения. Культурологический блок включает темы: «Представление о социальной информации», «Информация и ком­муникация», «Виды коммуникационной деятельности», «Докумен­тальная коммуникация», «Основные каналы коммуникации». Информационный блок знакомит с гипертекстом, современными информационными технологиями, мультимедийными средствами, электронными энциклопедиями, системой Интернет. Учащийся на практике получает навыки их использования. Информационно-пси­хологический блок призван дать представление об информацион­ном обществе, барьерах в получении информации, информационном праве и информационной этике.

На каждом этапе обучения предлагается сквозная тема, кото­рая носит характер стратегии, поскольку определяет целевую ус­тановку соответствующего периода. На первом этапе - это «Книга на оптическом компактном диске», на втором - «Виртуальный спра-вочно-библиографический аппарат», на третьем - «Электронный каталог», на четвертом - «Библиотеки в системе Интернет». Дан­ные темы сводят воедино знания и умения, полученные в разных блоках и позволяют осуществить рубежный контроль после завер­шения обучения по программе каждого модуля.

Вторая программа предназначена для преподавателей инфор­матики в средней школе. В ней также намечается выход за рамки технологии компьютерного обучения. Учителю предстоит объяс­нить учащемуся сущность происходящих в обществе информаци­онных явлений: глобализация информационной инфраструктуры, становление информационного общества, многообразие информа­ционных ресурсов, пути и способы информационного поиска, перс­пективы развития информационных сетей с учетом социальных последствий. В данном контексте компьютерная грамотность пред­стает одним из компонентов объемного информационно-культуро­логического пространства.


Программа группирует материал по 3 разделам. В первом раз­деле «Информационная культура: определение основных понятий» рассматриваются три темы: «Понятие «информационная культура»», «Типология информационной культуры», «Информационная и куль­турологическая концепции информационной культуры».

Второй раздел «Информационное общество» представлен тема­ми: «Современная информационно-культурная среда», «Характери­стика информационного общества», «Человек информационного общества», «Информационное право в пространстве информацион­ной культуры».

Третий раздел «Информационная культура личности» раскрыва­ется тематически следующим образом: «Понятие «информацион­ная культура личности»», «Информационно-технологический аспект формирования информационной культуры личности», «Компьютер­ная грамотность как особый вид грамотности в информационном обществе», «Культурологический аспект формирования информа­ционной культуры личности», «Информационная культура личности и ценности образования XXI века».

В ином ключе строятся курсы по дисциплине «Информационная культура» в системе среднего и высшего профессионального образования. Такие программы разработаны практически в каждом вузе культуры и искусств для студентов факультетов библиотековеде­ния и информатики. Они базируются на учете обязательных дис­циплин, частично раскрывающих проблематику данной дисциплины. В них выявляются две тенденции: интегративность в подходе к ос­вещению вопросов и теоретизация проблематики. Для специалиста информационно-культурологическое образование означает не толь­ко умение работать с источниками информации, но и способность к анализу и оценке информационной ситуации, умение видеть нере­шенные проблемы в данной области, ставить и разрешать научные задачи, вносить в деятельность новизну. Иными словами, если в непрофильных образовательных учреждениях формирование инфор­мационной культуры осуществляется в рамках ее усвоения на реп­родуктивном уровне, то в специальных вузах воспитывается конструктивный, творческий подход к информационно-культуроло­гическому процессу. Уделяется также внимание методическим аспектам, что позволяет выпускникам в дальнейшем выступать в роли преподавателя данной дисциплины. В связи с расширением масштабов применения новых информационных технологий необ­ходимость подготовки специалистов, имеющих высокую квалифи­кацию в области информационной культуры, будет актуализироваться.







Date: 2015-08-24; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию